Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CHINA'S STATE EDUCATIONAL POLICY DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Pischerskaya E.N. 1 Sharenkova T.A. 1 Filippova V.P. 2
1 Chita Institute (branch) Baikal State University
2 Kuban state university
The article is devoted to the problem of adaptation of the education system of the People's Republic of China at all levels to the new conditions dictated by the COVID-19 pandemic. The PRC has taken the first blow of the pandemic. The article describes the main stages of the spread of infection on the territory of the PRC and the corresponding response measures from the state system concerning education. The main tool for preserving the continuous educational process was the transition to online education and the creation of national educational platforms. The Government of the People's Republic of China has set itself a number of large-scale tasks, such as improving the quality of Internet connection, modernizing the national platform of educational resources and public services, creating effective teaching methods in a new format, providing open access to online materials and educational resources, ensuring online security, psychosocial support for the population, and universal access to content, concerning protection against the virus. The analysis of the steps taken by the PRC Government to support and regulate the educational process in the country allows us to draw conclusions about the current state of affairs in the education system of the People's Republic of China, as well as about the national development strategy of the country, including through the improvement of educational processes.
China
pandemic
covid-19
online education
state educational policy

Образовательная система Китая является крупнейшей государственной системой в мире. Она делится на три ступени образования: начальное, среднее и университетское/профессиональное образование. Специфика преподавания всех ступеней образования основана на принципе преемственности, который, в свою очередь, направлен на успешную сдачу экзаменов для поступления в среднюю школу (чжункао) и для поступления в университет (гаокао). Последний является самым конкурентным экзаменом в мире: около 10 млн студентов ежегодно соревнуются за места в лучших университетах Китая. Данный экзамен не только является проводником на рынок труда, но и может способствовать обновлению вида на жительство студента, что дает возможность переезда в один из городов первого уровня в Китае. Таким образом, гаокао рассматривается как ключевой элемент социального прогресса, и семьи учеников делают все возможное, чтобы у их детей были наилучшие условия подготовки.

В китайском обществе принято считать, что образование дает главную возможность добиться лучшего положения в жизни. Поэтому семьи готовы к дополнительным расходам на образование, иногда в ущерб другим потребностям. Кроме того, правительство проводит множество различных экспериментов по разработке новых программ в области образования на местном уровне. При условии их положительной динамики развития они распространяются на всю страну. В сочетании с распределенной ответственностью это создает среду, в которой местные и региональные органы власти соревнуются за достижение наилучших возможных результатов в рамках плановой нисходящей политики. Китай лидирует в применении цифровых технологий в образовании. Несмотря на то что рынок достаточно молодой, на нем существует достаточная конкуренция. Специфика данного феномена заключается в стремлении родителей использовать любые технологические новшества, которые могут помочь их детям в получении качественного и престижного образования.

Цель исследования – изучить основные механизмы и практики перехода образовательной системы КНР на дистанционный формат обучения.

Метод исследования – анализ нормативных документов и публикаций, связанных с предметом исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Глобальная пандемия, возникшая из-за вспышки COVID-19, затронула все сферы общественной жизни. Китай был первой страной, которая закрыла школы: 27 января 2020 года, в период каникул. Работники образовательных учреждений были вынуждены разработать совершенно новую процедуру сбора выполненных обучающимися заданий. Задача состояла в том, чтобы создать онлайн-ресурсы, способствующие функционированию образовательной программы без отрыва от существующего школьного календаря и при этом сохранить высокий уровень обучения.

Если рассмотреть опыт Китая по внедрению дистанционного/онлайн-обучения, то он стал примером для многих других государств. То, что произошло со сферой образования во время карантина из-за COVID-19 в Китае, включает в себя яркое проявление государственных и частных инициатив, которые привели к тому, что каждый эксперт назвал «временем бума» для образовательных технологий [1].

Первая дата, установленная властями в отношении возвращения в школы, была 24 февраля, но, как и многие другие события в то время, этого не случилось. Фактически, 9 марта около 200 млн учащихся начальных и средних школ начали новый семестр онлайн. Это был крупнейший переход к методологии онлайн-обучения. Инициатива министерства получила название 停课不停学, что можно перевести как «остановка курса, но не остановка учебного процесса» или «обеспечение обучения во время срыва занятий».

Основными целями этого первоначального ответа были создание и запуск альтернативной системы онлайн-обучения, а также разработка и уточнение процедуры, обеспечивающей безопасное повторное открытие школ и возвращение учащихся [2].

Что касается первой цели, то спустя две недели Министерство образования в партнерстве с Министерством промышленности и информационных технологий организовало конференции, привлекло к работе органы управления школами, онлайн-платформы, поставщиков курсов, поставщиков телекоммуникационных услуг и другие заинтересованные стороны образовательного сообщества.

Политики, занятые организацией онлайн-обучения, должны были решить следующие задачи:

- повышение качества услуг подключения к Интернету школ во всех регионах путем налаживания контактов с представителями и поставщикам телекоммуникационных услуг;

- модернизация пропускной способности Национальной облачной платформы для образовательных ресурсов и государственных услуг; а также создание условий для функционирования других платформ онлайн-обучения с целью обслуживания многомиллионной аудитории;

- создание открытого доступа к онлайн-материалам и ресурсам;

- разработка эффективных методик, способствующих облегчению процесса обучения в новом формате. Под этим подразумевается создание альтернатив для получения контента (онлайн-платформ, телепрограмм, подборок видеороликов Smart TV или мобильных приложений), отвечающих запросам образовательного учреждения и самого учащегося;

- обеспечение онлайн-безопасности (взаимодействие между телекоммуникационными компаниями, поставщиками онлайн образовательных услуг и региональными управлениями образования);

- обеспечение доступа к контенту, который оказывает психосоциальную поддержку, и контенту, касающемуся защиты от вируса. Указания были четкими: учителям дали время до конца каникул, чтобы потренироваться, познакомиться с новыми материалами, подготовиться ко второму семестру и как можно скорее возобновить уроки онлайн.

Следующим важным приоритетом стала необходимость подключения к устройствам, которые способствовали развитию цифровых навыков учителей. Китай искал ресурсы где угодно. Вместе с ЮНЕСКО он начал курировать и предоставлять информацию, передовой опыт, рекомендации и документацию. Китайские школы использовали свои собственные материалы, но также пользовались отредактированными материалами от EdTech Hub, mEducation Alliance, INEЕ (Межведомственной сети по образованию в чрезвычайных ситуациях) и др. [3].

В рамках вопроса возвращения к очному обучению Минобразования приняло решение о выпуске распоряжений и наставлений по контролю и профилактике вируса. Они были разработаны при содействии и поддержке Пекинского университета, Центрального Южного университета и ряда других важных учреждений («Министерство образования выпустило руководство по контролю и профилактике COVID-19 для школ» (2020 г.)). Данное руководство было адресовано детским садам, начальным и средним школам и высшим учебным заведениям [4]. Оно состояло из пяти ключевых мер по сдерживанию пандемии:

1) предварительным условием было соблюдение режима изоляции на протяжении 14 дней подряд даже при отсутствии новых подтвержденных случаев;

2) родители должны чувствовать себя в безопасности, отправляя своих детей в школу;

3) обязательное условие – измерение температуры, распознавание лица и наличие персонала, отвечающего за борьбу с эпидемией;

4) необходимо полностью контролировать эпидемию, по крайней мере, на уровне округа/района;

5) все школы должны действовать в соответствии с руководством, изданным Министерством образования.

Изменения в работе образовательных учреждений КНР в 2020 году:

Конец марта 2020 г.: начинают открываться школы, даты зависят от конкретных провинций. Приоритет имели выпускники средних школ и профессионально-технических училищ. К детским садам и специальным учебным заведениям применялся более гибкий подход.

Апрель 2020 г.: к концу месяца более половины провинций сообщили, что они уже вновь открыли школы, в основном средние, но также и значительное количество начальных школ. Учреждения провинции Хубэй и Пекина оставались закрытыми.

Май 2020 г.: Гаокао переносится на один месяц: на 7, 8 и 9 июля. К концу месяца 92% провинций вновь открыли школы для 9-х и 12-х классов, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в национальные университеты. Университеты открываются с строгими мерами безопасности для сотрудников и администрации.

Июнь 2020 г. : 86% средних школ активно функционировали. В Пекине вспышка второй волны привела к закрытию школ и образовательных мероприятий. МО приступило к подготовке 2020/2021 учебного года. Международные школы и университеты обеспокоены, поскольку не могут помочь своим иностранным учителям вернуться. Для получения визы требуется приглашение, а цены на авиабилеты резко выросли.

Июль 2020 г.: проведение гаокао в Китае. Все международные летние мероприятия проводятся онлайн или переносятся на следующий год. Китайская образовательная выставка, которая проходит в октябре, в этом году отменена.

Август 2020 г.: муниципальная комиссия по образованию Пекина объявила даты открытия школ. Ожидается, что с 1 сентября почти вся страна вернется к нормальной деятельности. Присутствие иностранных преподавателей и большинства студентов из-за рубежа будет отложено до следующего семестра.

Осенний семестр 2020 г.: семестр начинается в сентябре 2020 года как в школах, так и в высших учебных заведениях, цель властей – открыть около 90% учебных заведений. Учителя должны быть готовы к переходу на онлайн-работу на случай, если образовательный центр поразит очередная вспышка.

По состоянию на сентябрь 2020 года учащиеся по-прежнему должны предъявлять свой QR-код, всегда иметь при себе удостоверение личности, иметь результаты ПЦР-теста и привыкать к постоянному измерению температуры. Контрольно-пропускные пункты с распознаванием лиц и автоматические температурные посты теперь установлены не только в школах, университетах и административных зданиях, но и во многих жилых районах и на улицах, которые раньше не контролировались.

Такая же схема применялась во все время пандемии COVID-19. В соответствии с государственными распоряжениями местным органам власти было предоставлено пространство для принятия собственных решений по обеспечению наилучшей технологической поддержки образования. Признавалась необходимость «сдвига» Китая в сторону инноваций, следовательно, и образовательных инноваций.

Обучение инновациям требует критического мышления, воображения, готовности к изменениям, непредубежденности и высокой терпимости к неопределенности. В Плане развития искусственного интеллекта следующего поколения (NGAIDP) излагается стратегия Китая, направленная на то, чтобы к 2030 году сделать Китай ведущей державой в области ИИ. Предполагается внедрение ИИ практически во все аспекты жизни, включая «интеллектуальное образование». После выпуска NGAIDP китайские технологические компании заручились государственной поддержкой и финансированием инвесторов для различных проектов в области ИИ, некоторые из которых проходят испытания в китайских школах (рис. 1).

Дальнейшие государственные планы включают улучшение преподавания и исследований ИИ на университетском уровне, внедрение обучения ИИ на уровне начальной и средней школы и создание специальных зон для демонстрации инноваций и передового опыта образовательных услуг, интегрированных с ИИ.

Рис. 1. Масштабы рынка онлайн-обучения языкам в Китае (2012–2019 гг.)

Также началось проведение реформ системы образования с целью перехода от пассивного обучения к более сбалансированному и факультативному обучению, дающему не только необходимые знания, но и навыки для обучения на протяжении всей жизни и решения проблем. Тем не менее, учителя по-прежнему скептически относятся к тому, будут ли новые правила иметь желаемый эффект, особенно если школы по-прежнему будут выставлять оценки в основном на основе результатов тестов при поступлении в университеты. В рамках этих реформ недавно опубликованные планы укрепляют традиционное китайское культурное образование, в учебную программу по общим специальностям и информационным технологиям добавляются предметы, связанные с созданием роботов, изучением STEM, управлением и анализом данных, а также работой с искусственным интеллектом (ИИ). Они также стремятся прекратить оценку средних школ на основе того, сколько их учеников поступают в хорошие высшие школы, впервые рассматривая учебную программу, основанную на таких компетенциях, как совместную командную работу и проектное обучение [5].

В задачи также входят повышение качества преподавания в классе, чтобы учащимся не приходилось работать сверх нормы после занятий, надзор и минимизация наличия несанкционированного контента, регулирование и надзор за онлайн-обучением и установление кодекса поведения для учителей. Этика новых технологий и неприкосновенность частной жизни детей – проблемы, игнорировавшиеся ранее, постепенно начали всплывать в дискуссиях о новых правилах и их предстоящем внедрении (рис. 2).

Рис. 2. Общее количество платформ онлайн-обучения на 2020 год

На международной конференции по ИИ и образованию в мае 2019 года председатель Си заявил, что Китай готов сотрудничать с другими странами в обсуждении вопросов, связанных с ИИ и адаптацией инновационного образования в условиях быстрого развития ИИ [6].

Во время пандемического кризиса политика Китая в первую очередь заключалась в предоставлении всех возможных средств для онлайн-образования [7]. Как только пандемия была взята под контроль, политика состояла в максимально возможном восстановлении обычных уроков, поскольку сочетание занятости родителей, нехватки домашнего пространства и средств, а также трудностей с контролем за образованием делало полное онлайн-обучение нежелательным.

С одной стороны, новая учебная программа уделяла большое внимание традиционному китайскому культурному образованию. С другой стороны, в нее были добавлены проектирование и создание роботов, технология STEAM и гуманитарные науки, управление и анализ данных и технология искусственного интеллекта в учебные курсы по общим и информационным технологиям.

Заключение

Главным ответом правительства Китая на вызовы пандемии COVID-19 в области образовательной политики стал крупномасштабный переход на обучение онлайн. Влияние пандемии на рынок онлайн образовательных услуг было значительным. Политика изоляции стала мощным катализатором, что привело к увеличению потребности в услугах и количества пользователей онлайн-образования. В Статистическом отчете Китая о развитии Интернета упоминается, что в марте 2020 года страна достигла 423 млн пользователей онлайн образовательных ресурсов, что представляет собой увеличение на 110% в годовом исчислении.