Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOGENETIC APPROACH IN THE RESEARCH OF THE PHENOMENON OF GIFTEDNESS

Moroz T.G. 1 Kislyakov N.I. 1 Schegolkov D.A. 1
1 Pushkin Leningrad State University
The modern system of Russian education demonstrates the implementation of the ideas of state policy in the comprehensive support of gifted youth according to the current federal programs: «Gifted children», «Success of every child», national projects «Education», «Decade of Science and Technology» (2022–2031), «Digitalization of Education», etc. World and domestic pedagogical practice shows that the psychological and pedagogical support of gifted students is impossible without the actual updating and enrichment of professional competencies of teaching staff, improving the system of their professional training, taking into account scientific, technical, cultural, sports achievements of the modern level of development of society. The study of the essence of the psychogenetic aspect in the context of interdisciplinary knowledge will contribute to the enrichment of the interpretation of the phenomenon of giftedness. Pedagogical genetics is designed to expand the understanding of the phenomenon of giftedness in the process of professional training of future teachers accompanying gifted children and assisting in the process of overcoming psychological difficulties, complexes. Familiarization with the research materials on the psychogenetic approach in the field of the phenomenology of giftedness and creativity presupposes that future teachers will receive ideas about psychogenetics as a science of relative hereditary predisposition, patterns of the influence of environmental conditions on individual psychological differences, the possibility of realizing the personal effectiveness of the gifted. The description of the psychogenetic approach in the research of the phenomenon of giftedness is presented by a brief historical excursion from the stage of the origin of pedagogical ideas in line with the philosophical teachings of ancient culture to the concept, which includes a scientific position reflecting the pedagogical value of the ideas of the outstanding Soviet geneticist, encyclopedic scientist V.P.Efroimson, author of the works «Pedagogical Genetics», «Genius and Genetics».
giftedness
interdisciplinary approach
psychogenetics
pedagogical genetics

Широкий круг научных вопросов в области феноменологии одаренности продолжает и сегодня оставаться актуальным в отечественных научных исследованиях и обсуждениях в силу многогранности природы и многоаспектности данного феномена. Научный и общественный интерес к явлению одаренности продиктован его бесспорной социально-общественной ценностью, важностью своевременной государственной поддержки талантливых, одаренных, гениальных юных граждан как уникального кадрового ресурса и общественного, культурного, технологического, экономического, спортивного, творческого потенциала России в условиях сложной геополитической обстановки сегодня в мире.

Действительно ли человечество обречено ограничиваться лишь врожденными задатками мозга и вынуждено будет довольствоваться полученными наследственно предпосылками к развитию разнообразных способностей? Или все же каждый человек способен приумножить их степень выраженности и своеобразие, усовершенствовать и развивать свой природный потенциал в различных областях деятельности? Поиск ответов на эти вопросы и желание научиться как можно полнее и эффективнее использовать потенциал одаренных обучающихся должны направлять педагогические кадры, ориентированные на психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей, на изучение феномена «одаренность» с позиции междисциплинарного подхода, в частности психогенетического подхода. Данный вопрос важно включить в содержание программы профессиональной подготовки будущих педагогов, педагогов-тьюторов и изучать для обновления и обогащения профессиональных компетенций практикующих педагогических кадров.

Сегодня основу современной профессиональной подготовки педагогов, сопровождающих одаренных обучающихся, должны составлять современные разноуровневые междисциплинарные знания, представляющие собой логически выстроенную систему, в том числе раскрывающие многоаспектность феноменологии одаренности и ее природные, биологические, психогенетические предпосылки. Первоначальным уровнем междисциплинарных знаний о феномене одаренности призвана стать психогенетика, изучающая относительную роль факторов наследственности и среды в формировании индивидуально-психологических различий человека, занимая заслуженное место в содержании современной профессиональной подготовки педагогических кадров [1].

Цель исследования – изучить научные исследования в области психолого-педагогических знаний о феномене одаренности и выделить научные результаты и достижения, раскрывающие особенности психогенетического аспекта в вопросах механизмов зарождения, реализации, раскрытия потенциала одаренных личностей; систематизировать в форме исторического обзора полученные результаты, способствующие обогащению содержания профессионального педагогического образования в вопросах сопровождения одаренных детей.

Материалы и методы исследования. При разработке и проведении данного исследования авторами использовалась система взаимодополняющих материалов и методов, а именно: библиографический метод в изучении научных источников из междисциплинарных областей знаний о феномене одаренности (метод сбора и обработки информации); в процессе выявления научных идей, фактов, раскрывающих вопросы психогенетики и закономерностей проявления различных наследственных свойств, применялся метод анализа, синтеза; обобщение и систематизация полученных данных представлены в форме исторической динамики научных исследований, раскрывающих многоаспектность феноменологии одаренности и ее природных, биологических, психогенетических предпосылок: о закономерностях влияния условий среды на индивидуально-психологические различия человека, социальные и природные условия механизмов зарождения, реализации, раскрытия потенциала одаренных личностей.

Результаты исследования и их обсуждение. Междисциплинарный характер феномена одаренности объясняется взаимосвязью философских, психологических, биологических, психогенетических, педагогических вопросов, представленных в сложном диалектологическом единстве, затрагивающем такие аспекты, как:

- метафизическая сущность концепции творчества и одаренности;

- степень выраженности и своеобразия природных наследственных предпосылок, общих и специальных способностей;

- наследственная природа интеллекта как умственного потенциала личности;

- одаренность как сложный психологический объект, в котором неразрывно переплетены мотивационная, познавательная, эмоциональная, волевая, психофизиологическая сферы психики человека;

- поиск внутренних и внешних условий для развития и реализации «потенциальных гениев»;

- интуитивное мышление творческого экстаза и вдохновения; методы выявления «потенциальных гениев» в различных сферах деятельности человека.

Стремление ученых рассмотреть сущность феномена одаренности с позиции междисциплинарного подхода демонстрирует формирование множества научных направлений, акцентирующих различные аспекты этого явления. Остановимся на наиболее крупных из них:

- генотипические и средовые детерминанты развития интеллекта, креативности и когнитивные функции изучали сторонники психогенетического направления, к которым относятся Ф. Гальтон, Л. Термен, Т.М. Марютина, И.В. Равич-Щербо и др.;

- философское (исследования феномена одаренности в философии представлены в трудах Аристотеля, Платона, И. Канта, Ф. Ницше, Э. Фромма, В. Франкла, К. Роджерса, А.Маслоу, Ж.-П. Сартра, Н. Бердяева и др.);

- психолого-педагогическое (представлено в работах А.И. Савенкова, Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской, Б. Блума, А.Л. Венгера, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, В.Н.Дружинина, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, В.П. Эфроимсона, В.С.Юркевич и др.).

Изучение феномена одаренности имеет свою историю становления и формирования традиционных научных взглядов в каждой стране, а также отражает особенности, связанные с уровнем развития психологической науки на определенном историческом этапе. Поэтому при описании научных подходов в исследовании феномена одаренности и творчества важное значение имеет указание источников их возникновения. Например, длительное время существовавшее мнение об исключительности дара гениальности, восходящее еще от философии Платона к немецкому романтизму, полярно противоположно более поздней точке зрения о заурядности гениальности, согласно которой человек становится гением только в какой-то одной области науки или искусства, важно лишь найти себя в ней, а это дело случая. Достаточно долго сохранялось представление о происхождении уникальных способностей человека как божественном даре, и только по прошествии нескольких столетий наметились два научных подхода, претендующих на первенство, о возможном происхождении одаренности: генетический и культурно-педагогический.

В Х1Х веке традиционное рассмотрение феномена «одаренность» как результата количественного развития способностей было связано с началом разработки методов в рамках психометрии, которая была направлена на оценку индивидуально-личностных особенностей. При этом рассмотрении феномена одаренности учеными не был преодолен метафизический подход, который игнорировал значение условий среды, при которых формируются отдельные способности личности. Способности учеными констатировались как нечто данное свыше.

Психогенетический аспект исследования одаренности берет свое начало с 1860-х годов, когда еще английского исследователя Фрэнсиса Гальтона (1822–1911), основоположника евгеники, увлекала идея наследственности таланта (под влиянием работы Ч. Дарвина «Происхождение видов»). «….Гальтон пытался объяснить влиянием наследственности индивидуальные различия между людьми… Два фактора – наследственность и среда – влияют на развитие человека…» [2, с. 8]. Ф. Гальтон провел анализ родословных выдающихся ученых и пришел к выводу, что интеллектуальные достижения человека предопределяются его генетическими ресурсами, а влияние социальных факторов Ф. Гальтон вообще игнорировал.

В.Н. Дружинин, обобщая выводы Ф. Гальтона в трудах «Наследственный гений: исследование законов и последствий» (1869), «Исследование человеческих способностей и их развитие» (1883), отметил идею ученого: «…необходимо искусственное поддержание интеллектуального потенциала в человеческом сообществе…» [2, с. 9]. Дискуссионной в научных кругах представляется идея Гальтона о том, что «...представители социальной элиты и биологически, и интеллектуально превосходят представителей социальных низов, а женщины гораздо менее талантливы и умны, чем мужчины…» [2, с. 9]. Ученик Ф. Гальтона и его последователь, С. Берт, а также сторонники учения Гальтона, немецкие психологи О. Фeршyep и Ф. Штумфель, придерживались мнения, что одаренность, интерес, склонность к определенным видам деятельности запрограммированы наследственными задатками, а условия среды на развитие личности никакого воздействия не оказывают. Ценностью исследований группы сотрудников Л. Термена является установленный научный факт полной «нормальности» высокоодаренных детей и их родителей, снимающий версию о связи одаренности с психопатичностью и психозом [3, с. 369].

В.Н. Дружинин, изучая психогенетику креативности, рассматривает проблему «различия в способностях» как одну из «…причин индивидуальных различий между людьми с точки зрения психогенетики как науки, решающей проблему соотношения детерминант фенотипической изменчивости признака, стремился ответить на вопрос: наследуемы ли творческие способности (креативность). В.Н. Дружинин указывает на неоднозначность ответа на данный вопрос, отмечая, что «в психологии развития выделяют следующие борющиеся и дополняющие друг друга подходы в решении вопроса наследственности способностей: 1) генетический, 2) средовой, 3) генотип-средового взаимодействия…» [2, с. 211].

Научные исследования по изучению детской одаренности и разработке психолого-педагогических вопросов по развитию, обучению незаурядных детей в период становления советского государства долгое время вынужденно находились «в тени» из-за определенных общественных предубеждений, видения вредного, идеалистического содержания в понятиях «задатки», «одаренность». И только с демократизацией российского общества вопросы различий между детьми стали вызывать поддерживаемый государственной политикой большой научный интерес.

К научному наследию относится сформулированный вывод о том, что гениями рождаются, предложенный выдающимся советским генетиком, ученым-энциклопедистом, профессором Владимиром Павловичем Эфроимсоном (1908–1989) и представленный в работе «Гениальность и генетика» (1998). Вывод был сделан на основании результатов исследования биографий и патографий гениальных личностей, которые жили в различные исторические периоды и в разных странах. В.П. Эфроимсон утверждал, что очень небольшой процент родившихся потенциально гениальных людей развивается в подлинных гениев. И из выявленных подлинных гениев только ничтожный процент сможет реализоваться. Изучая закономерности и механизмы проявления гениальности, ученый утверждал, что рождение каждой потенциальной гениальной личности необходимо считать проблемой биологической, даже генетической. Соответственно идеям его теории, развитие гениальной личности необходимо считать проблемой биосоциальной. Вопросы реализации гениальной личности становятся проблемой социобиологической. В.П. Эфроимсон «обращает внимание на то, что не генетические, а биосоциальные причины являются результатом того, что реализуется всего лишь один гений из десятка тысяч потенциальных» [4, с. 21].

Ученый указывал, что из-за неблагоприятных социальных факторов, которые в значительной степени вредят наследственной одаренности, потенциальные гении не могут реализоваться. Также он ставил под сомнение возможность воссоздать условия для массового развития таких великих гениев, как В.А. Моцарт, А.С. Пушкин и др. [3, с. 12].

К научному наследию В.П. Эфроимсона относится формулирование современных представлений о «педагогической генетике как совокупности сведений, необходимых педагогам любых специальностей для того, чтобы осознать и использовать неизбежность и неизживаемость глубокого разнообразия учеников в любом коллективе с учетом ведущего принципа педагогической генетики: принципа гетерогенности человечества – каждый человек уникален от рождения» [3, с. 51].

С.А. Завражин, М.Б. Земш обосновали вклад В.П. Эфроимсона в развитие идеи взаимосвязи двух научных областей, в которых отмечаются точки пересечения исследований: генетика поведения и теория воспитания развивающейся личности [5]. Е.В.Викторова, рассматривая факторы возникновения талантливости и гениальности, отмечает акцентирование В.П. Эфроимсона на фактор «импрессинга» как понимание возрастного явления, которое должно стать руководящим для педагога, работающего с одаренными детьми [6].

Среди проводимых в конце XX – начале XXI вв. исследований по психологии одаренности и творчества особое внимание заслуживает монография «Психология одаренности и творчества», выполненная коллективом российских ученых: «Д.Б.Богоявленской представлена историческая динамика исходных понятий творчества и одаренности» [7, с. 21]; «Л.В. Поповой проанализированы гендерные аспекты выявления и развития одаренности, барьеры, препятствующие реализации одаренности, предложены рекомендации по нивелированию гендерных стереотипов» [7, с. 52]; «Л.И. Ларионовой представлена культурно-психологическая модель интеллектуальной одаренности, разработанная на основе культурно-исторической теории Л.С. Выготского» [7, с. 125]; «А.И.Савенковым проанализированы трудности использования научных моделей детской одаренности в образовательной практике» [7, с. 67]; «Ю.Д. Бабаевой представлена авторская теория одаренности, разработанная на основе культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и О.К. Тихомирова» [7, с.87]; и другими исследователями.

В начале XXI в. внимание отечественных ученых стали привлекать вопросы психогенетики и закономерностей проявления различных наследственных свойств. Работа Е.В. Воробьёвой посвящена проблеме психогенетики общих способностей; психогенетика как междисциплинарная область знаний, пограничная между психологией и генетикой, а также вопросы теории психогенетики агрессивного и враждебного поведения описаны исследователями Е.В. Воробьёвой, П.Н. Ермаковым, И.В. Абакумовой, Е.М. Ковш, А.С.Крючковой [8]; в работе В.В. Ананиковой предпринята попытка описания особенностей психогенетики темперамента, формально-динамических свойств индивидуальности [9]; М.Р.Арпентьева раскрывает современные проблемы психогенетики интеллекта, коллективной и индивидуальной наследуемости [10]; вопросы психогенетики развития детей дошкольного возраста представлены в работе Т.В. Костяк, Г.Р. Хузеева [11, с. 6–24].

В целом, вышеуказанные ученые основное внимание уделяют изучению закономерностей проявления наследственных свойств поведения, влияния на эти проявления факторов среды, описывают методологию установления этих закономерностей. В содержании работ раскрываются особенности психогенетики интеллекта, психогенетики креативности, психогенетики когнитивных способностей, психогенетики работы мозга, психогенетики движений и темперамента.

Среди современных зарубежных исследований интерес вызывает психогенетическая концепция поведения человека, разработанная Чампионом Курт Тойч и Джоэл М. Тойч. Чампион К. Тойч, изучая наследственную предрасположенность человека, разработал программу достижения успеха в различных сферах жизни человека, раскрывая возможности IDEAL-метода, помогающего человеку обучиться сознательному контролю и управлению мыслями, поведением, результатами с целью изменения нежелательных генетических и поведенческих моделей, проявляющихся в виде хронических заболеваний, конфликтного поведения, состояния страха и тревоги, депрессивных состояний и т.д. Чампион К. Тойч, проанализировав законы, по которым живет тот или иной человек, нашел причины актуальных проблем в историях жизни их предков. Методика Чампион К. Тойча, включающая основы ментальной генетики, направлена на сознательное желание не отказываться от своих идей, а стремиться реализовать себя, создавая творческие проекты в жизни, содействовать реализации собственного потенциала, достигать личностного и профессионального успеха [12].

Вопросы социально-личностной позитивной жизнеспособности одаренных подростков с целью создания у них позитивных навыков организации условий, а также психолого-педагогического сопровождения для их личностного роста и развития исследовали М.Э. Паатова, Д.З. Хашхова, А.В. Деленьян [13], Т.И. Доброходова [14].

Заключение. Таким образом, область современного научного знания о феномене одаренности определяют история, философия, психология, педагогика, генетика в исследованиях, способствующих выявлению механизмов зарождения, реализации, раскрытия потенциала одаренных личностей. Междисциплинарность связей этих наук с каждым годом все активнее выражается в научных контекстах, при этом объединяются усилия для создания инновационных стратегий, развивающей среды, новых технологий, новых знаний, которые трансформируются в обогащающееся содержание профессиональной подготовки педагогов, ориентированных на сопровождение одаренных детей и молодежи, и отражается в эффективных современных педагогических практиках. Педагогу, сопровождающему одаренного ребенка, важно не только обладать предметной подготовкой высокого уровня, но и уметь эффективно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, образовательную стратегию с учетом междисциплинарных знаний, обогащающих интерпретацию и расширяющих представление о феномене одаренности.