Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MAIN POINTS OF DEVELOPMENT OF RURAL SCHOOLS IN RUSSIA IN THE PRESENT AND THE PAST

Gorbushov A.A. 1
1 Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
The article examines the history of rural schools in Russia, the creation of which and the memory of which is our present and future, since this educational system in rural areas forms the socio-cultural space of the territory, rural locality. This is especially relevant at the present time, since there is a need for knowledge and understanding of their own history, the history of Russia, including in order to develop citizenship and patriotism among students in accordance with traditions and the current regulatory framework. The stages and periods of rural school development are distinguished with qualitative characteristics characteristic of each stage, which in turn will help us to understand the socio-cultural uniqueness of rural schools. The analysis of 1500 historical references and 1400 websites of existing rural schools, 150 district departments (departments) of education for understanding the history of rural schools and its socio-cultural activities at the present time was carried out. It should be noted that the information presented on the websites of rural schools directly affects the positioning of rural schools in a virtual environment. The study made it possible to develop recommendations for the development of the information and communication component of the school's website, which directly affects the formation of the socio-cultural space of rural areas of Russia.
rural school
genesis of rural school
virtual space
socio-cultural space

Актуальность сохранения исторической памяти о сельской школе России и необходимость ее дальнейшего развития не вызывают сомнений, поскольку сельская школа остается носителем традиционных, этнокультурных ценностей, составляющих нашу общую культуру, государственность, при этом прошлое, настоящее и будущее сельской школы напрямую зависят от того социокультурного пространства, которое она формирует вокруг себя. История сельской школы позволяет понять развитие системы образования, ее закономерности и взаимосвязи. Изучение истории своей школы, своей местности способствует пониманию себя в жизни и обществе, дает уверенность в том, что сохранится память о хороших людях и их добрых делах. Понимание необходимости участия в создании истории своей школы, своего населенного пункта, постепенный поиск информации, ее размещение – важные моменты формирования гражданского сознания, понимания времени, событий и фактов [1, 2, 3].

В настоящее время сельская школа, как и другие образовательные и иные учреждения, организации и иное, представлена в сети Интернет разнообразными ресурсами – от сайтов до страниц в социальных сетях. Стоит заметить, что при этом хостинг-провайдер у сельской школы до недавнего времени мог быть любым, а в настоящем рекомендуется переходить на Федеральнуюгосударственнуюинформационную систему «Единый порталгосударственныхи муниципальныхуслуг(функций)». Это значительно облегчит поиск сельской школы и информации о ней, будет способствовать унификации информации, размещенной на сайте школы, ее необходимости и значимости, позволит сельской школе позиционировать себя в сети Интернет.

В данной работе исследуются исторические справки, действующие сайты сельских школ России для понимания истории генезиса сельской школы, ее становления и развития, деятельности в настоящий период времени и необходимых изменений в будущем.

Материалы и методы исследования

Сплошной контентный и контекстный анализ текста 1500 исторических справок (из представленных на данный момент более 2000) сельских школ [4], визуальный и текстовый анализ 1400 сайтов действующих сельских школ и 150 районных управлений (отделов) образованием, проводившийся в течение 3 лет, наблюдения с 2016 года по настоящее время путем личного и непосредственного участия в реализации проекта «Сельские школы Российской Федерации» [5], контентный анализ деятельности Российского союза сельской молодежи [6] позволили определить основные моменты развития сельской школы России в настоящем и прошлом при помощи историко-педагогического [7, 8] и социокультурного подходов [9, 10].

Результаты исследования и их обсуждение

Для понимания деятельности сельской школы считаем возможным дать историю ее развития посредством разработанной периодизации генезиса сельской школы. Отметим, что при этом принимаем во внимание существующие периодизации сельской школы [11, 12, 13].

Рассматривая периодизацию сельской школы как деление ее исторического развития на отдельные, временные, качественно отличающиеся друг от друга этапы, связанные с определенными социокультурными изменениями, можно выделить 4 этапа и 8 периодов: I этап – догосударственный («домашние школы» – от распространения письменности до XVIII в.); II этап – государственный дореволюционный (1-й период – становление и развитие системы государственного образования – с начала XVIII в. до 1860-х гг.; 2-й период – возникновение и развитие земских школ – с 1860-е гг. до октября 1917 г.); III этап – государственный советский (1-й период – становление и развитие системы советского школьного образования на селе – 1917–1940 гг.; 2-й период – школа военного и послевоенного времени – 1941–1953 гг.; 3-й период – школа «либерализации жизни» – 1954–1977 гг.; 4-й период – школа «развитого социализма» – 1978–1990 гг.); IV этап – государственный российский демократический – с 1991 г. и по настоящее время.

Для каждого из этапов определены качественные характеристики.

I этап связываем с главной качественной характеристикой – возникновением и распространением частных, инициируемых крестьянской общиной, школ, в дела которых государство не вмешивалось.

II этап характеризуется государственным участием в организации обучения крестьянских детей, которое проявлялось разнообразно – от законодательных актов до контрольной функции. Главные качественные характеристики сельской и особенно земской школы связаны с ее демократичностью, широким масштабом распространения по всей территории страны, а также с новаторской педагогикой, дидактикой и практикой обучения и воспитания детей в традициях отечественной сельской культуры.

III этап характеризуется стремлением унифицировать сельские школы, преодолеть изначально присущее ей разнообразие, обусловленное природной и социокультурной средой, традициями, сельским укладом жизни.

IV этап характеризуется демократизацией отечественной школы, качественными изменениями, связанными с гуманизацией образования, освоением новой образовательный парадигмы, возникновением инновационных школ и поиском новой образовательной парадигмы развития системы образования. Нововведения данного этапа связаны с количеством и разнообразием сельских школ, ростом числа общих и специально предназначенных для сельской школы учебных планов и, соответственно, форм подготовки сельского учителя, организационных и управленческих структур [14]. Исследование современной сельской школы показало, что в IV этапе в настоящее время можно выделить 2 периода:

– 1-й период – с 1991 по 2021 гг. (большое количество образовательных технологий, форм получения образования, массовая реорганизация и ликвидация образовательных учреждений на сельских территориях);

– 2-й период – с 2022 г. и по настоящее время (связан с переосмыслением целей и задач образования; переход от либерально-демократического образования к государственному российскому).

1-й и 2-й периоды IV этапа генезиза сельской школы качественно отличаются друг от друга (происходят качественные изменения в деятельности сельской школы).

Были исследованы исторические справки сельских школ России, в составлении которых принимали участие детско-взрослые сообщества, в том числе административный персонал школы, учителя, обучающиеся, их родители и другие заинтересованные лица. Представленные в проекте исторические справки составлены по определенной структуре, которая отражает не только историю становления и развития школы, рассказывает о людях, чей труд и благотворительность способствовали развитию образования и воспитания, но и отмечает выпускников, чью значимость для России и мира трудно переоценить. Дадим небольшие иллюстрации:

1. «Благодаря её работе Ключевская 8-летняя школа приобрела статус средней школы, был построен интернат для детей с. Боклинка. Организовано горячее питание в колхозной столовой, построен пионерский лагерь, тир для стрельбы из пневматического и нарезного оружия. Построена спортивная площадка. Все нуждающиеся молодые специалисты были обеспечены собственным жильём».

2. «В 1983 г. пошел служить в ряды воздушно-десантных войск. 19 апреля 1985 года геройски погиб. 20 июня 1985 года Елисеев Иван был награждён орденом Красной звезды, а вторым орденом – посмертно. В его честь названа школа и ДОО» [15].

3. «Школа создана по инициативе зажиточного односельчанина Морозова З.Т.» [16].

Это есть непосредственное отражение состояния социокультурной среды. Так, была проанализирована работа по составлению исторической справки [15], в результате которой можно отметить: высокое знание истории своей школы и села; желание рассказать о своей школе, о себе, в том числе в виртуальном пространстве [17]; готовность к изменениям; формирование социокультурной среды в школе и селе согласно российским духовно-нравственным ценностям [18].

В то же время, как показало настоящее исследование, есть значительное количество сельских школ России, историю которых в настоящее время нет возможности посмотреть, прочитать. Многие сведения о возникновении деревни, села или другого сельского населенного пункта, учебного заведения в нем уже утеряны, порой безвозвратно, однако и в настоящем есть возможность сохранить сведения, память о ликвидированных сельских школах с начала 1990-х гг. и ликвидирующихся в настоящее время.

Проект «Сельские школы Российской Федерации» активно работает по распространению информации среди сельских школ и администраций сельских территорий, региональных и федеральных министерств и ведомств путем личных контактов, онлайн-встреч, информационных писем и иной рассылки, участия в конференциях и иных мероприятиях, посвященных развитию образовательной и воспитательной системы России, в том числе в сельской местности. Данная работа позволяет постоянно пополнять количество исторических справок на ресурсе, соответствует знаниям о структуре системы образования [19], способствует сохранению и увеличению знания об истории становления, развития, общей деятельности образовательного учреждения на селе, его функционирования (выдающееся люди, принимавшие и принимающие активное участие в жизни школы, – директора, учителя, благотворители) и значимости (выдающиеся учащиеся, прославившие Россию, внесшие значительный вклад в развитие науки и производства, экономического и социального сектора, защиту нашей Родины).

Исторические справки, представленные в проекте, позволяют узнать год создания школы и основные моменты преобразования, реорганизации школы и процесса обучения (для нас это качественные характеристики). Так, например:

1. «01.10.1961 г. – открытие Котансинской восьмилетней школы; 18.09.1999 г. – запуск в эксплуатацию нового здания школы» [20], в стадии ликвидации с 11 марта 2022 года.

2. «Ржано-Полевская сельская школа. Долговской волости Мценского уезда. Год основания – 1885. Находилась на общественной земле, здание было церковным» [21].

3. «С 1907 по 1917 года школа действовала как церковно-приходская. В 1927 году открыли школу крестьянской молодежи. В 1934 году школа реорганизуется в среднюю» [22].

4. «В 1935 году образуется Корсаковский район, что вызвало необходимость организации районной власти и ее размещения – в здании школы был расположен районный исполнительный комитет (Корсаковский райиспоком). Школьники обучались в трёх местах: в здании старой школы, в двух комнатах райисполкома и в помещении, на месте которого расположена нынешняя аптека. В этом же году к старому зданию начальной школы присоединено новое помещение и берет начало своего существования Корсаковская средняя школа. В 1959 году началось строительство нового здания школы. Открытие нового, современного, трехэтажного здания школы произошло в 1961 году. Капитальный ремонт – 2012 год» [23].

Это подтверждает, что возможно выделять этапы и периоды генезиса сельской школы, поскольку каждый из них качественно отличается друг от друга и связан с определенными социокультурными и иными изменениями в среде, в том числе в сельской школе и сельской местности.

Ниже приведены некоторые выявленные качественные характеристики сельской школы настоящего времени, которые помогут понять ее социокультурное своеобразие:

- единые с городской школой законодательные нормы – нормативно-правовые акты, единые для всей системы начального, общего и среднего общего образования;

- отличия в социокультурной среде, в которой функционирует образовательное учреждение, прежде всего наблюдаются отличия в инфраструктуре (больница, полиция, пожарная станция, магазины и досуговые центры и т.д.);

- различия, связанные с территориями, федеральными округами, вероисповеданием населения и его традициями, культурой;

- понимание роли позиционирования школы в виртуальном пространстве, в том числе посредством размещения информации на сайте школы и в социальных сетях.

Исследование позволило сделать следующее заключение и выводы.

Заключение

В ходе настоящей работы, во-первых, была подтверждена актуальность историко-педагогического и социокультурного подходов к изучению и анализу деятельности в сфере образования, в частности к сельским школам; во-вторых, конкретизировано состояние системы школьного образования на селе в разные периоды деятельности сельской школы, в частности в настоящее время; в-третьих, выработаны рекомендации по сохранению и развитию социокультурного пространства сельской школы и села.

Исследование исторических справок и сайтов сельских школ РФ показало реализацию проектов в сфере образования и науки и позволило выделить некоторые моменты, требующие своего решения, работа над которыми полностью соответствует существующим нормативно-правовым документам, в том числе государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809), и способствует реализации социокультурного подхода к деятельности в образовании.

В исследовании установлено, что на сайтах действующих сельских школ РФ нет фотографии школы и ее истории (около 70% сайтов); фотографии Героя или выдающегося деятеля, именем которого названа школа, и его биографии (около 80% сайтов); фотографии и биографии учителей настоящего и прошлого (90% сайтов); информации о традициях школы (практически 100% сайтов). Это позволяет сделать вывод о незначительной информационной, визуальной составляющей сайтов сельских школ по формированию социокультурного пространства территории, формированию знаний об историко-культурном развитии и наследии местности.

В настоящее время есть необходимость развивать информационно-коммуникационную составляющую сайта школы посредством представления визуального ряда о школе (событии, мероприятии и т.д.) с обязательной текстовой информационной составляющей в удобном для пользователя представлении, формате.

Исследование сайтов действующих школ в сельской местности России в целом соответствует предъявляемым к ним требованиям по наличию нормативно-правовой документации, информации о вышестоящих и контролирующих организациях, справочной и иной информации, необходимой для успешного осуществления деятельности в сфере образования. Однако стоит заметить сложную работу на некоторых сайтах сельских школ, прежде всего, по причинам: текст и фон сайта слабо различимы по цвету, очень маленький шрифт, неудачная компоновка разделов сайта.

В ходе настоящего исследования было выявлено, что на сайтах управлений (отделов) образованием районов отсутствуют или имеются недействующие ссылки (интернет-адреса) подведомственных управлению (отделу) образованием районов организаций. Так, например, при действующих новых интернет-адресах (школа перешла на госуслуги) на сайтах размещены недействующие или старые ссылки – двойные сайты и более, что значительно затрудняет поиск сайта школы. В качестве рекомендации можно предложить использовать на сайтах управлений (отделов) образованием районов готовые решения, например размещение на странице сайта фотографий школ района и их наименования с активной ссылкой на сайт школы.

Имеется много разных направлений деятельности школы по организации ее социокультурного пространства и позиционирования ее как реальной образовательной и воспитательной организации, необходима только воля к этому процессу созидания и сохранения истории России!