Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Buzhinskaya N.V. 1 Grebneva D.M. 1 Koksharova E.A. 1
1 Branch of the Russian State Vocational Pedagogical University in NizhnyTagil
Improving the quality of the results of the development of educational programs by students, compliance with the standard of the teacher depends on the experience of communication, the interaction of students with all subjects of the educational process, including through the digital educational environment. The article discusses the problem of professional training of students of a pedagogical university based on a practice-oriented approach in the context of the digital transformation of education. Pedagogical practice is a significant part of the professional training of future teachers. The authors propose the allocation of four stages of practice: preparatory, basic, activity and result-analytical. At each stage of practice, students are offered the solution of practice-oriented tasks and direct participation in the organization of various educational events: educational quests, webinars, competitions, competitions using remote technologies. The authors of the article analyzed the experience of the Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute in attracting students to conduct educational activities for students and presented practical examples with the analysis of feedback from students. Conclusions are drawn about the expediency of independent (or partially independent) organization of educational events for students in order to successfully develop the professional competencies of future teachers. In conclusion, it is noted that the use of a practice-oriented approach to the professional training of students of a pedagogical university contributes to the acquisition by future teachers of the experience of pedagogical activity in the conditions of digital transformation of education directly during training. The materials presented in the article can be used in the activities of methodologists and university teachers, students of pedagogical universities.
practice-oriented approach
professional training of future teachers
pedagogical practice
stages of pedagogical practice
digital transformation of education
professional self-determination of students
educational event
joint work of students

В настоящее время основной задачей высшего образования является внедрение новых подходов к подготовке будущих специалистов, способных быстро и эффективно решать поставленные перед ними задачи и получать при этом положительный результат. В условиях конкуренции на рынке труда современному обществу нужны специалисты, которые понимают, что без самосовершенствования в своей профессиональной деятельности они не смогут полноценно выполнять свои обязанности и оставаться востребованными.

Рассматривая вопросы подготовки студентов в педагогических вузах, можно отметить, что будущие учителя должны быть готовы к взаимодействию с различными субъектами образовательного процесса в соответствии с изменяющимися условиями [1; 2]. Таким образом, они должны обладать не только знаниями и умениями в области дисциплин предметной подготовки, но и высоким уровнем культуры, аналитическим мышлением, организаторскими и коммуникативными способностями, необходимыми личностными качествами. Кроме того, в условиях цифровой трансформации образования обязательным требованием является знание структуры и особенностей цифровой образовательной среды и специфики работы учителя в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий [3].

Обозначенные требования к подготовке студентов педагогических вузов влекут за собой необходимость обновления содержания педагогической практики, которая является неотъемлемой частью профессиональной подготовки и в современных условиях становится необходимой средой формирования и развития будущих учителей. Практико-ориентированный подход к организации педагогической практики позволит познакомить студентов с особенностями использования современных форм организации образовательных мероприятий в процессе всего периода обучения в вузе.

Цель исследования заключается в изучении результативности использования практико-ориентированного подхода к организации педагогической практики в условиях цифровой трансформации образования.

Материал и методы исследования

Исследование осуществлялось на основе теоретических методов: анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, а также на основе эмпирических методов - наблюдение, опрос.

Результаты исследования и их обсуждение

Авторами был проведен опрос студентов (120 человек) 1-го курса филиала РГППУ в г.Нижнем Тагиле с целью выяснения их мнения относительно выбора будущей профессии. Вопросы представлены в таблице.

Опрос для выяснения мнения студентов относительно выбора их будущей профессии

Номер вопроса

Вопрос

Варианты ответа

Результаты ответа, %

1

Уверены ли Вы в выборе своей будущей профессии учителя?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

51

32

17

2

Кто оказал влияние на выбор

Вашей будущей профессии?

Никто, это мой выбор

Учителя в школе

Родители (родственники)

Друзья

Специалисты в сфере профессиональной ориентации

Психолог

Преподаватели данного вуза

20

19

17

15

20

 

5

4

Анализ анкетирования показал, что только 51% опрошенных студентов уверены в выборе своей будущей профессии, при этом большая часть опрошенных студентов узнали о своей профессии либо в результате общения с ближайшим окружением (учителя, родственники, друзья), либо во время посещения различных мероприятий профориентационного характера. К тому же многие студенты судят об условиях работы учителя на основе информации, полученной посредством публикаций в новостных источниках сети Интернет и социальных сетей, что не всегда является достоверным. Следовательно, с первого курса в вузе необходимо реализовывать целенаправленную работу, целью которой является адаптация будущих специалистов к реальным условиям профессиональной деятельности.

Основной содержательной линией такой работы является педагогическая практика студентов, которую часто понимают как связующее звено между теоретическим обучением будущих педагогов и их профессиональной деятельностью в образовательных организациях [4]. Происходящий на данный момент процесс цифровизации образования вносит коррективы в организацию педагогических практик. Так, все больше внимания уделяется умениям студентов работать с информационными технологиями, эффективно использовать возможности информационной образовательной среды школы, применять дистанционные методы обучения [5].

Таким образом, при организации практики студентов педагогического вуза целесообразно использование практико-ориентированного подхода, который предполагает организацию совместной деятельности преподавателей, студентов, практиков-профессионалов при конструировании содержания и реализации процесса профессиональной подготовки, расширения образовательной среды [6].

 
 

Авторы статьи выделяют четыре основных этапа организации педагогической практики студентов на основе практико-ориентированного подхода: подготовительный, базовый, деятельностный и результативно-аналитический (рис.).

Этапы педагогической практики студентов

На цели педагогической практики студентов непосредственно влияет социальный заказ, который находит свое отражение в требованиях федерального государственного стандарта (ФГОС) и работодателей к успешному выпускнику. В инициативе четвертого поколения ФГОС одним из главных выделяют умение работать с цифровой образовательной средой, а именно «применение обучающимися цифровых инструментов в образовательной деятельности; использование цифровых технологий для аттестации, дистанционной реализации различных мероприятий» [7]. Помимо общих и предметных знаний, образовательные организации также ожидают от молодых педагогов умения работать со специальным программным обеспечением, цифровыми образовательными средами в организации процесса обучения школьников.

В связи с тем, что в условиях цифровой трансформации образования возможности совместного использования традиционных и дистанционных методов обучения для студентов значительно расширяются, каждый этап педагогической практики предполагает решение студентами комплексных практико-ориентированных задач, в том числе с использованием современных информационных технологий. В процессе прохождения всех этапов педагогической практики студенты учатся не только проводить предметные занятия, но и осуществлять самостоятельную деятельность по организации и проведению интерактивных профессиональных мероприятий: образовательных квестов, вебинаров, олимпиад, конкурсов с использованием дистанционных технологий.

Подготовительный этап педагогической практики направлен на накопление студентами предметных и методических знаний. Основными методами работы студентов на данном этапе можно назвать наблюдение и анализ. В качестве практико-ориентированных задач студентам предлагаются задачи на изучение и критический анализ содержания и возможностей цифровых образовательных сред («Моя школа», «Российская электронная школа», «Яндекс-класс» и др.), а также проекты по разработке собственных образовательных мероприятий с использованием указанных сред.

Базовый этап практики предполагает участие студентов первых, вторых курсов в роли волонтеров различных образовательных мероприятий, проводимых вузом. Приведем пример участия студентов первого курса Филиала РГППУ в г.Нижнем Тагиле в разработке и проведении образовательного квеста «Я – будущий студент ФЕМИ» для абитуриентов факультета естествознания, математики и информатики. Концепция квеста обсуждалась с заместителем декана по профориентационной работе и студенческим активом факультета. Студенты предложили два этапа квеста: дистанционный (для предварительного изучения информации о поступлении абитуриенты выполняют предложенные задания самостоятельно в удаленном формате) и очный (в рамках проведения дня открытых дверей абитуриенты принимают участие в квесте). У первокурсников в качестве рефлексии было проведено анкетирование. Многие из респондентов указали, что подготовка даже к небольшому мероприятию с обучающимися требует от них значительного времени. Примерно 70% времени уходило на продумывание идеи мероприятия и организационные вопросы, а именно: распределение задач между организаторами, налаживание совместной, в том числе дистанционной работы по разработке заданий квеста, знакомство с потенциальной аудиторией.

Деятельностный этап педагогической практики предполагает участие студентов третьих, четвертых курсов в самостоятельной организации образовательных мероприятий. Старшекурсники уже владеют необходимым уровнем теоретических и практических знаний в области дисциплин предметной подготовки, обладают компетенциями в области теории и методики обучения и воспитания, некоторые из них непосредственно привлекаются к работе в образовательных организациях. В качестве примера возьмём проведение студентами старших курсов всероссийского семинара с международным участием «Роль педагога в профессиональном становлении обучающихся». Семинар проводился в мае 2023 года посредством «Яндекс-Телемост». Цель семинара - обмен мнениями о роли влияния педагогов и наставников на формирование жизненных ценностей студентов. Семинар был приурочен к празднованию Года педагога и наставника в России. Регламент семинара был следующим: приветственное слово организаторов мероприятия, проведение онлайн-викторины по педагогике и истории ее развития как науки, выступления участников из различных образовательных организаций, свободная дискуссия, подведение итогов и рефлексия. Инициативной группой студентов была разработана программа мероприятия, подобраны материалы для проведения викторины, подготовлены выступления согласно тематике мероприятия и оформлены благодарственные письма и почетные грамоты. Проведение подобных мероприятий позволяет студентам побывать в роли как участников, так и организаторов, что является ценным опытом в их дальнейшем профессиональном становлении.

Отметим, что деятельность в рамках инициативной группы является хорошим примером для других студентов, в том числе младших курсов. Результаты проведенного опроса среди студентов факультета показали, что 90% знакомы с деятельностью инициативных групп, а 55% принимали участие в организации образовательных мероприятий на базе вуза как минимум один раз.

Самостоятельная (или частично самостоятельная) организация мероприятий для обучающихся студентами педагогических вузов положительно влияет на развитие их профессиональных компетенций, востребованных в современном обществе. Применяя полученные знания и умения на практике, студенты формируют опыт общения с обучающимися разных возрастных категорий, совершенствуют свои организаторские способности и учатся целесообразно использовать возможности цифровых образовательных сред для организации процесса обучения.

Результативно-аналитический этап предназначен для оценки и анализа проведенной студентами работы. В качестве оценки результатов прохождения педагогической практики студентам была предложена методика диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л.Н.Бережновой [8,c.162]. Результаты диагностики показали, что у 80% студентов высокий уровень стремления к саморазвитию в плане профессионально-педагогической деятельности. О положительных результатах применения практико-ориентированного подхода к организации педагогической практики студентов говорят также отзывы о студентах учителей с мест прохождения практик. В отзывах отмечается, что студенты свободно владеют информационными технологиями в организации процесса обучения школьников, знакомы с возможностями современных цифровых образовательных сред, способны проводить образовательные мероприятия в дистанционном формате.

Основными преимуществами организации педагогической практики на основе практико-ориентированного подхода являются:

- акцентирование внимания на изучении условий педагогической деятельности, в том числе в условиях цифровой трансформации образования;

- адаптация к реальным условиям педагогической деятельности;

- изучение информационно-образовательной среды образовательных организаций;

- активное применение возможностей цифровых образовательных сред для организации процесса обучения;

- наличие возможности продемонстрировать свои способности перед всеми субъектами учебного процесса;

- формирование личного отношения к будущей профессиональной деятельности;

- знакомство со способами организации мероприятий различного уровня.

Организация педагогической практики на основе практико-ориентированного подхода способствует приобретению будущими учителями опыта педагогической деятельности непосредственно во время обучения. Постепенное продвижение студента от подготовительного к деятельностному этапу педагогической практики предполагает смену роли наблюдателя на роль активного организатора образовательных мероприятий и, как следствие, формирование профессиональной компетентности будущего учителя, в том числе в направлении целесообразного использования возможностей цифровых образовательных сред.