Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF FUTURE SOCIAL TEACHERS TO SUPPORT ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Borodaeva L.G. 1 Rudneva I.A. 1
1 Volgograd State Pedagogical University
The article presents the experience of professional and pedagogical training of future specialists in the direction of «Psychological and Pedagogical Education» to work with orphans, with foster families, organized at the Pedagogical University. The aim of the study is to analyze the experience of approbation of the educational module «Supporting orphans and children left without parental care» as a means of professional and pedagogical training of future psychologists, social educators, specialists of guardianship and guardianship authorities to work with this category of children. The methodological foundations of the study were the scientific ideas of the humanistic psychological paradigm, the concept of socialization and individualization of the individual, and a holistic approach to the organization of pedagogical research. Scientific novelty is connected with the logic of designing and deploying an educational module aimed at developing the professional readiness of specialists to accompany orphans and children left without parental care, with the involvement of teachers from among employers. The authors substantiate that the organization of practical work of students in three aspects is of particular importance – in the system of protecting the rights and interests of minors, in the system of designing and implementing programs to support foster families, in the system of creating conditions for the positive socialization of residents of boarding schools. The results of the study show a positive trend in the professional and pedagogical training of future specialists to accompany this category of children.
professional and pedagogical training
social pedagogue
educational module
orphans
children left without parental care
support

В современном обществе проблема сиротства как философско-социологический и психолого-педагогический феномен и как объект профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий представляется в значительной мере актуальной. Анализ открытых статистических данных показывает, что на начало 2023 года в России насчитывалось более 400 000 детей-сирот и детей, по разным причинам оставшихся без попечения родителей, более 90% которых воспитываются в условиях семейной опеки и заботы.

Социальный заказ на эффективную работу по сопровождению и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливает актуальность проблемы профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов к данному виду деятельности. В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете реализуется профессиональная подготовка студентов направления «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и социальная педагогика» по модульной образовательной программе, соответствующей требованиям ФГОС ВО 3++. В настоящее время завершается апробация, и в 2023 году состоялся первый выпуск специалистов помогающих профессий, обучающихся по данной практико-ориентированной программе.

Целью исследования является изучение эффективности опытного преподавания образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как средства профессионально-педагогической подготовки будущих социальных педагогов, педагогов-психологов, специалистов органов опеки и попечительства к работе с данной категорией детей, с замещающей семьей. Цель исследования структурировала следующие задачи: теоретическое обоснование и проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов к сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, экспериментальная проверка логики развертывания образовательного модуля, анализ динамики профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов к сопровождению данной категории детей.

Теоретической базой исследования выступили теоретические труды, раскрывающие сущность феномена сиротства, вторичного сиротства (работы Г.И. Гайсиной, Ж.А. Захаровой, И.И. Осиповой, В.Н. Ослон), методические работы о сопровождении процесса развития и социализации детей-сирот (исследования Т.Ю. Лотаревой, А.В. Махнача, Г.В. Семья).

Практическая значимость исследования связана с возможностью экстраполяции содержания и структуры образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в профессиональную подготовку специалистов сопровождения – педагогов-психологов, социальных педагогов – в педагогических вузах.

Материал и методы исследования. Логика нашего исследования выстраивалась поэтапно. На первом этапе авторы обратились к исследованиям отечественных и зарубежных ученых. Анализ научно-методической литературы по проблеме позволил определить содержание образовательного модуля. Второй этап включал организацию и проведение экспериментальной работы со студентами – будущими педагогами в рамках преподавания дисциплин модуля. Методы сравнения, синтеза и обобщения эмпирических данных, их анализ, применяемые на третьем этапе, позволили сформулировать выводы относительно эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов сферы защиты семьи и детства к работе с детьми-сиротами.

Методологической основой исследования выступали:

- гуманистическая психологическая парадигма;

- концепция социализации и индивидуализации личности;

- целостный подход в организации педагогического исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Успешность деятельности по сопровождению и социальной защите детей-сирот во многом определяется высоким уровнем профессионализма специалистов сферы защиты семьи и детства [1, 2 3, 4]. Выполнение профессиональных обязанностей специалистов в условиях гуманизации системы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритет семейных форм их жизнеустройства коррелируют с высоким уровнем общественных ожиданий от эффективности и результативности работы специалистов сферы защиты семьи и детства. Так, по мнению А.В. Махнача и Т.Ю. Лотаревой, условия деятельности специалистов сферы защиты детства характеризуются как приближенные к экстремальным [3]. Исследования В.Н. Ослон, М.А. Одинцовой, Г.В. Семья показывают, что чрезмерно высокие требования специалистов к своей вовлеченности в деятельность усиливают риск профессионального выгорания [5].

Кроме того, в исследовании группы ученых секции «Образование в интересах детей» Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере под руководством В.В. Рубцова отмечаются необходимость учета конкретного запроса отрасли, направленность на формирование компетенций специалистов, которые должны иметь не только универсальный, но и узкоспециальный характер [6]. Иными словами, возрастает значимость профессиональной подготовки будущих специалистов сферы защиты семьи и детства – социальных педагогов, педагогов-психологов, специалистов органов опеки и попечительства в педагогическом вузе, решающей задачи целенаправленного формирования готовности к работе в данной сфере.

Анализ научных исследований в области профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, специалистов сферы защиты семьи и детства (Г.И. Гайсина, В.В. Кольтинова, В.Н. Ослон и др.), изучение российского опыта дают основание считать, что приоритетным содержанием сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

- система защиты прав и интересов несовершеннолетних, выявление и сопровождение несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе воспитывающихся в замещающих семьях, осуществляемая специалистами органов опеки и попечительства;

- система проектирования и реализации программ сопровождения замещающих семей на всех этапах создания семьи, в том числе и деятельность школы будущих приемных родителей, осуществляемая специалистами службы сопровождения;

- система работы по созданию условий позитивной социализации воспитанников интернатных учреждений, в том числе и их подготовка к воспитанию в приемной семье, осуществляемая специалистами психолого-педагогической службы учреждений интернатного типа [7, с. 100].

В исследовательской работе принимали участие студенты 3-го курса направления Психолого-педагогическое образование профиля Психология и социальная педагогика в количестве 72 респондентов. Обратимся к материалам экспериментальной работы.

Основная образовательная программа «Психология и социальная педагогика» разработана на основе анализа запросов работодателей и опыта профессиональной деятельности специалистов данного профиля, а также с учетом положений профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних». В структуре образовательной программы реализуется образовательный модуль «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Модуль включен в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Бакалавры знакомятся с обобщенными трудовыми функциями специалиста, определенными профессиональным стандартом «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»: выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних.

Дисциплина «Деятельность специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» раскрывает теоретические и практические аспекты профессиональной деятельности специалиста. Первый раздел дисциплины включает рассмотрение философских, социологических, психолого-педагогических и социально-педагогических оснований проблемы сиротства. Студенты осваивают научное знание о феномене сиротства, его причинах в современных условиях развития общества и последствиях для личностного и социального развития ребенка-сироты и для семьи в целом. Важным аспектом является рассмотрение проблемы вторичного сиротства, факторов риска и факторов защиты вторичных возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей. На практических занятиях, во время практической подготовки студенты подробно анализируют статистические данные, приведенные в отчетах по форме федерального статистического наблюдения № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей», для сопоставления качественных и количественных характеристик сиротства в РФ. Кроме того, студенты выполняют задания для осмысления этических аспектов проблемы сиротства, вторичного сиротства, особенностей профессиональной деятельности специалистов сферы защиты семьи и детства с этой категорией детей.

Второй раздел дисциплины посвящен анализу ключевых положений Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», полномочий органов опеки и попечительства, регламентов изъятия ребенка из семьи, процедуры ограничения и лишения родительских прав, восстановления в правах, оформления усыновления и других форм семейного устройства сирот. Студенты осваивают содержание трудовых действий, связанных с обеспечением и защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлением детей, нуждающихся в помощи государства, содействием оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Содержание дисциплины также включает изучение организации деятельности школы принимающих родителей: правовые основы организации системы подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители; психолого-педагогическую и медико-социальную подготовку кандидатов в замещающие родители; формирование родительских компетенций в отношении приемного ребенка. В ходе практической подготовки студенты прорабатывают такие практические умения, как умение спланировать и организовать деятельность по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители, способность выбирать эффективные методы подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители.

Дисциплина «Межведомственное взаимодействие специалистов системы социальной защиты детства» посвящена изучению инфраструктуры социальной защиты детства и специфики работы социозащитных учреждений. Рассматриваются вопросы сопровождения замещающей семьи: оценка рисков, ресурсов и потенциала замещающих семей, систематизация и анализ семейных проблем в замещающих семьях, определение форм и методов работы по улучшению детско-родительских отношений в замещающих семьях. Далее изучаются приоритеты образовательной политики РФ в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержание деятельности социально-психологической службы образовательной организации с обучающимися-сиротами, с замещающими родителями. Практическая подготовка в рамках модуля направлена на освоение умений по разработке и апробации элементов программы сопровождения замещающих семей, технологии консультирования замещающих родителей. Другие разделы дисциплины «Межведомственное взаимодействие специалистов системы социальной защиты детства» ориентированы на формирование навыков организации методической и консультативной помощи замещающим родителям, гражданам – опекунам и попечителям по самым различным аспектам воспитания детей-сирот. Студенты включаются в разработку и частичную апробацию программ постинтернатного сопровождения детей – выпускников учреждений государственной опеки.

Дисциплина по выбору «Профилактика социального сиротства» охватывает ряд теоретических вопросов, выступающих основой для практической профилактической деятельности специалистов сферы защиты семьи и детства. В их числе анализ законодательства в сфере профилактики социального сиротства международного и российского уровней, изучение критериев определения трудной жизненной ситуации семьи, рассмотрение основ профилактики нарушений социализации семей с детьми, а также анализ содержания и форм профилактики социального сиротства, методов сохранения или восстановления семейных связей. Студенты подробно рассматривают методы активизации ресурсов родителей и семьи в целом, возможности социального окружения семьи для разрешения трудной жизненной ситуации.

В соответствии с п. 4 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование в реализации программы бакалавриата приглашаются преподаватели из числа практикующих специалистов в той профессиональной сфере, к работе в которой готовятся будущие специалисты. Так, в преподавание дисциплин образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вовлечены как преподаватели университета, так и практикующие специалисты из числа работодателей: руководитель органа опеки и попечительства районной администрации, социальный педагог средней общеобразовательной школы, педагог-психолог и специалист по работе с семьей центра социального обслуживания населения. Важно отметить, что участие практикующих специалистов в реализации данного образовательного модуля способствует формированию профессионально-педагогических компетенций не только в рамках аудиторных занятий, но и в рамках практико-ориентированной подготовки студентов на базах социальных центров и образовательных организаций. Часть занятий организуется в условиях университетского технопарка. Так, студенты могут предметно изучать оборудование и ассистивные технологии работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В рамках преподавания образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» организуется также и практическая подготовка студентов. Практическая работа является частью процесса профессиональной подготовки будущего социального педагога, педагога-психолога, специалиста в сфере защиты семьи и детства, позволяющей овладевать компетенциями в приоритетном порядке в части «владеть». Студентами осуществлялась практическая работа, направленная на апробацию их способностей к разработке и реализации мероприятий профилактической направленности с семьями, состоящими на разных видах учета, к разработке и проведению культурно-досуговых и творческих мероприятий для детей, воспитывающихся в замещающих семьях, в условиях клуба замещающих родителей, к разработке и реализации мероприятий профилактической направленности с семьями, состоящими на контроле в органах опеки и попечительства.

Промежуточная аттестация по образовательному модулю «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена в форме экзамена по модулю, который включает:

- защиту учебного проекта, направленного на решение задач сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- устный ответ на вопросы из области теории и практики социально-педагогического сопровождения сирот;

- решение профессиональных задач по проблематике сопровождения замещающих семей.

Анализ опытного преподавания дисциплин образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» показал положительные результаты. Соответствующими высокому уровню сформированности готовности к сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, авторы посчитали 53 студентов (73,6% испытуемых). 14 студентов показали средний уровень сформированности данной готовности (19,4% респондентов). Низкий уровень сформированности готовности к сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризовал 5 студентов (3% опрошенных). Значительное большинство студентов были заинтересованы и показывали значительные достижения в изучении теоретических и технологических основ профессионально-педагогической деятельности с детьми-сиротами. Заинтересованность проявлялась в самостоятельном и обоснованном выборе проблематики для разработки и реализации авторских учебных проектов, в методически грамотной организации мероприятий с детьми и семьями, осуществленных в ходе практической подготовки. Вместе с тем, ряд студентов, отнесенных нами к низкому уровню сформированности готовности к сопровождению и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, демонстрировали базовый уровень теоретических представлений и практических умений.

Заключение

Логика построения, отбор содержания образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» совершенствуются в ходе совместной работы разработчиков образовательной программы, преподавателей из числа работодателей с учетом итогов аттестации студентов и их самоанализа успешности освоения компетенций. Проведенное исследование показало значительную эффективность проектирования и реализации образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нацеленного на решение задачи профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов к сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.