Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE OFFICERS FOR CONFLICT MANAGEMENT IN THE UNITS OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

Sirazetdinov M.R. 1
1 Saratov Military Institute of the National Guard of the Russian Federation
This article is devoted to the consideration of topical issues in the training of future officers of the National Guard of the Russian Federation, including the problem of conflicts in military collectives, the importance and complexity of training future officers for them. The relevance of this issue is due to various features of relationships in the military environment, in which conflict situations often arise. Attention is drawn to the importance of interpersonal relations and the state of discipline among military personnel in military collectives, given the seriousness of the tasks assigned to the troops of the National Guard of the Russian Federation, especially in the conditions of the situation in the country and abroad in recent years. Attention is also focused on the problem of interethnic relations in the military environment and the preparation of future officers for them as leaders of military collectives. Problematic issues of training future officers of the Russian National Guard troops require serious consideration, analysis and making adequate decisions in the field of training and education of cadets in military institutes, as well as preventing a decrease in the level of training of future officers. On the basis of reviews, reviews, statistical data coming from the troops, an analysis of the readiness of officers for military-political and educational work with military personnel of various categories, readiness for conflict management in military collectives was carried out. The conceptual model of formation of readiness of future officers for conflict management in military collectives is presented. The results of the approbation of this model are presented, confirming the need for its implementation in the educational process of military institutes.
military professional activity
military collective
conflict
controversies
officers
training model
control and experimental groups
conflictological preparation
readiness to manage conflicts

В настоящее время автор видит практически открытую фазу противостояния ведущих государств мира. В начале ХХ века мир уже наблюдал мировые процессы, которые сопровождались такими особенностями, как быстрая интеграция политических сил, нарастание национализма и социальной напряженности, трансформация военных технологий. Тогда принципиальные изменения в европейской политической и экономической жизни постепенно создали предпосылки для начала Первой мировой войны и передела политической карты мира. Технологические новшества предопределили ее значительное отличие от предыдущих войн и конфликтов, существенным образом изменился характер военных действий.

Но, несмотря на серьезные изменения в принципах ведения боевых действий, одной из ключевых фигур любого воинского подразделения был и остается офицер, от готовности которого зависит результат выполняемых задач.

В последние годы обращается особое внимание на воинскую дисциплину среди военнослужащих, а также их морально-психологическое состояние. Одними из аспектов военно-профессиональной деятельности являются конфликты в воинской среде и готовность офицеров управлять ими. От теоретических знаний и практических навыков командиров в работе с подчиненными зависит не только система межличностных отношений в коллективе, но и боевая готовность воинского подразделения в целом.

Цель исследования заключается в выявлении проблемных вопросов в подготовке будущих офицеров войск национальной гвардии к выполнению своих обязанностей, в акцентировании внимания на конфликтах в воинских коллективах, в теоретическом обосновании и подтверждении на экспериментальном уровне необходимости внедрения в учебный процесс разработанной модели конфликтологической подготовки курсантов военных институтов.

Материал и методы исследования

При написании статьи использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Проводился анализ научной литературы, посвященной изучению проблем военной педагогики, в частности феномену конфликта в воинском коллективе. Помимо анализа психолого-педагогических и социологических источников, проводились опросы педагогического состава и обучающихся, педагогическое наблюдение за учебной деятельностью, а также разбор и оценивание отзывов из войск на выпускников военных институтов.

Результаты исследования и их обсуждение

В условиях конфронтации передовых стран мира, безусловно, очень важную роль играют не только их вооруженные силы, но и их укомплектованность, вооружение, всесторонняя подготовка, а также воинская дисциплина. Довольно серьезные и ответственные задачи выполняют и силовые структуры, которые отвечают за обеспечение государственной и общественной безопасности, защиту прав и свобод человека. В РФ одной из таких структур являются войска национальной гвардии (ВНГ РФ), которые в настоящий момент играют ключевую роль в обеспечении безопасности и успешного развития нашей страны.

Несомненно, любой воинский коллектив ВНГ РФ независимо от возложенных на него задач очень многогранен и сложен. Причин этому множество: это и особенности жизнедеятельности в воинской части, и постоянное нахождение военнослужащих в готовности к выполнению служебно-боевых задач, и соблюдение ряда ограничений личности в ходе прохождения военной службы, частые стрессовые ситуации, и многие другие.

Ведущая роль в организации и выполнении задач, несомненно, принадлежит офицерскому составу, который выполняет различные функции – как управленческого характера, так и в сфере воинского воспитания.

Проблемами воспитания в воинских коллективах занимались многие специалисты в этой области, ими не только обозначались данные проблемы, но и разрабатывались система подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими и методология их воспитания. Не стоит забывать, что, кроме общих задач по воспитанию военнослужащих, перед офицерами ставятся задачи по формированию гражданина обновляющегося российского общества, воспитания в подчиненных военнослужащих общей грамотности, активности, патриотизма.

По мнению многих исследователей, подготовка к войне есть главная, но не единственная обязанность офицера; кроме своих общих, должностных и специальных обязанностей, он должен взять на себя роль воспитателя. Поэтому, как показывает история, для офицеров Российской армии долг, честь, нравственность, мужество всегда были в приоритете и не являлись только словами [1].

Деятельность офицера по руководству воинским коллективом обусловливается сущностью и характером задач, которые могут стоять перед подразделением. Если проанализировать деятельность командира в целом, то можно прийти к выводу, что одни функциональные обязанности офицера в основном ориентированы на обучение и воспитание своих подчиненных, другие – на организацию повседневной деятельности личного состава, поддержание высокой боевой готовности подразделения, воинской части. Следовательно, деятельность офицера в одних случаях носит воспитательный, педагогический характер и направлена на подготовку подчиненных, всестороннее формирование личности гражданина, в других – управленческий характер [2].

В современных условиях смены образовательной и воспитательной парадигмы набирают силу гуманистические ориентации, в том числе в системе воинского воспитания, подготовке офицерских кадров. Поэтому основными задачами преподавательского состава, командиров курсантских подразделений в ходе образовательной деятельности являются не только изучение военных и гуманитарных дисциплин, привитие командно-методических навыков, но и развитие готовности будущих офицеров к воспитательной работе с личным составом, готовности к управлению конфликтами в воинских коллективах, а также формирование профессионально-деловых качеств у будущих офицеров, что, в свою очередь, является довольно сложным и многогранным процессом [3]. Данные задачи обусловлены острой необходимостью в настоящее время формировать новые ценности и идеалы у современной молодежи, которая призывается на военную службу.

Подготовкой офицерских кадров занимаются военные образовательные организации высшего образования. Хотелось бы отметить, что процесс обучения и становления офицеров довольно сложный и многогранный, требует от всех субъектов учебной деятельности постоянного напряжения, мотивированности, требовательности, комплексного подхода, постоянного повышения квалификации преподавательского и командирского состава.

Не стоит забывать и о проблеме межнациональных отношений как в обществе в целом, так и в войсках в частности. Россия, как известно, является многонациональной страной, а населяющие ее народы довольно серьезно различаются культурными особенностями и традициями, которые необходимо учитывать офицеру в повседневной жизнедеятельности и особенно при выполнении различных служебно-боевых задач. Отсюда вытекает серьезнейшая необходимость формирования культуры межнационального общения у курсантов военных институтов [4, с. 26–40].

Как показывают исследования в данной области, у большинства курсантов не в полной мере сформированы представления о культуре межнационального общения. Данная проблема, несмотря на имеющееся множество работ в данном направлении, заслуживает отдельного внимания и изучения, так как ее игнорирование может привести к конфликтным ситуациям.

Практически все приведенные тезисы и утверждения влияют на морально-психологический климат в воинском коллективе. А это, в свою очередь, оказывает существенное и практическое воздействие на состояние боевой готовности и способность войск выполнять задачи по своему предназначению. Следовательно, можно сделать вывод, что, несмотря на положительные результаты в освоении военно-профессиональных дисциплин курсантами военных институтов, необходимо обратить серьезное внимание на формирование у будущих офицеров готовности к работе с подчиненными военнослужащими, готовности к управлению конфликтами в подразделениях.

Социальный конфликт характеризуется обострением противоречий между субъектами коллектива, которые могут проявляться скрыто или явно из-за расхождения интересов, целей и средств их достижения [5, с. 40]. При этом подобные противоречия, которые возникают в среде военнослужащих, сопровождаются проявлением негативных эмоций по отношению друг к другу, а иногда достигают фазы активной конфронтации, результатом которой могут стать психологические или физические насильственные действия [6; 7, с. 41].

В настоящее время в обществе сложилось негативное отношение к конфликту. Существует мнение, что, как только возникает малейший конфликт, его необходимо как можно скорее разрешать или избегать. Но также необходимо понимать, что наряду с возникающими проблемами конфликт может иметь и положительные стороны. Для извлечения максимальной выгоды из конфликтной ситуации офицер должен понимать, что конфликт содержит в себе как конструктивные, так и деструктивные функции [8].

В военно-профессиональной среде проблема конфликтов, несомненно, требует особого подхода и изучения. На формирование у будущих офицеров готовности к управлению конфликтами в воинских подразделениях влияет ряд факторов и условий. На некоторые из них в ходе обучения в военных институтах командирам курсантских подразделений, профессорско-преподавательскому составу необходимо обратить особое внимание [9].

Существующая программа обучения курсантов предусматривает в учебном процессе различные занятия по военной педагогике и психологии, но, как показывает практика, не все офицеры имеют достаточно знаний в области конфликтологии, так как данная дисциплина как отдельный предмет обучения отсутствует. Но даже при наличии первичных теоретических знаний возникают затруднения в деятельности офицеров, на которые указывают поступающие отзывы из войск на выпускников военных институтов. Проведя анализ отзывов за последние годы, можно сделать вывод, что 15,5% выпускников по уровню личной подготовки для выполнения должностных и специальных обязанностей оценены командирами воинских частей на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Рассмотренные теоретические аспекты готовности офицеров к управлению конфликтами в воинских коллективах выявили проблему необходимости разработки и внедрения в учебную деятельность военных институтов адекватной ассертивной педагогической модели, способной отразить направление эффективной конфликтологической подготовки курсантов.

Педагогическая модель должна помочь субъектам образовательной деятельности обеспечить обучение с учетом ранее выявленных недостатков образовательного процесса.

По результатам анализа ряда трудов по военной педагогике, конфликтологии, моделированию, методологии, а также проблемных вопросов конфликтологической подготовки курсантов военных институтов разработана модель формирования у будущих офицеров в военном институте готовности к управлению конфликтами, позволяющая организовать подготовку обучающихся с учетом рассматриваемой проблемы.

Структурно данная модель состоит из таких системных модулей, как целеориентационный, содержательно-инструментальный и процессуальный; оценочно-результативный.

Представленные модули, состоят из взаимосвязанных блоков, таких как целевой, содержательный, инструментальный, процессуально-технологический, критериально-оценочный, результативно-аналитический.

Целевой блок включает в себя определение цели разработки и функционирования представленной модели; содержательный – разработку и систематизирование содержания конфликтологической подготовки обучающихся; инструментальный – определение и интеграцию различных форм и методов учебной деятельности, а также средств обучения; процессуально-технологический – организацию обучения курсантов в рамках конфликтологической подготовки с учетом разработанных программ и содержания; критериально-оценочный – определение показателей и критериев сформированности у курсантов готовности к управлению конфликтами; результативно-аналитический блок включает в себя результаты апробации и экспериментальных мероприятий, а также определяет эффективность модели в целом.

Основу содержания конфликтологической подготовки разработанной модели составляют специальный курс, который включает в себя факультативные и практический модули, а также организация мероприятий воспитательного характера. Факультативные модули состоят из различных видов занятий с преподавателем, практический модуль подразумевает под собой получение первичных умений и навыков работы с подчиненными в ходе обучения и войсковых стажировок курсантов в воинских частях ВНГ РФ.

Разработанную модель формирования у будущих офицеров ВНГ РФ готовности к управлению конфликтами можно представить в следующем виде (рис.).

Апробация разработанной модели проводилась на базе военного института, в исследовании приняли участие 103 курсанта, которые были распределены на контрольные и экспериментальные группы. Контрольные группы проходили подготовку по действующим программам обучения, экспериментальные – по разработанной модели.

В результате исследования установлено, что курсанты экспериментальных групп показали существенное отличие по сравнению с курсантами контрольных групп в уровне сформированности готовности к управлению конфликтами. Положительная динамика отмечается не только в полученных теоретических знаниях (отличные и хорошие знания показали 92,2% участников экспериментальных групп, тогда как в контрольных группах данный показатель составил около 30%), но и в приобретенных умениях и навыках по работе с военнослужащими и управлению конфликтами в воинской среде, сформированных в повседневной деятельности, на практических занятиях, при несении службы, а также в ходе войсковых стажировок. Значительные отличия между курсантами данных групп в уровне сформированности готовности к управлению конфликтами подтверждают также командиры данных курсантских подразделений и преподавательский состав военного института.

Концептуальная модель формирования у будущих офицеров ВНГ РФ готовности к управлению конфликтами

Результаты самооценки также показали достаточно высокий уровень готовности к управлению конфликтами у курсантов экспериментальных групп (99,3% курсантов уверенно отметили у себя высокий и средний уровень теоретических знаний), тогда как у курсантов контрольных групп данный показатель был около 55%.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что при наличии у будущих офицеров теоретических знаний в различных областях военно-профессиональной деятельности, в учебном процессе, тем не менее, имеется ряд недостатков и упущений, в частности в конфликтологической подготовке.

Представленная модель формирования у будущих офицеров готовности к управлению конфликтами позволит готовить военных специалистов с выработанными умениями по управлению конфликтами в различных воинских подразделениях.

Апробация разработанной модели подтверждает эффективность ее содержательной части, положительную динамику в знаниях и умениях будущих офицеров, в конечном итоге – необходимость ее внедрения в учебную деятельность военных институтов ВНГ РФ.