Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DESIGNING PLANS FOR CONTINUING EDUCATION AND FUTURE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS BASED ON NATURAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE

Kiykova N.Y. 1
1 GBU DPO "Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators," Chelyabinsk
In order to design plans for the continuation of education and the future professional self-determination of students on the basis of the content of humanitarian and integration educational programs, the psychological and pedagogical conditions for introducing individuals to the practice of independent study of cultural and scientific and technological knowledge, which form the skills of continuing education throughout life, were specified: 1) psychological and pedagogical counseling for adults and children with special educational needs in the field of updating the resources of family education and education; 2) the formation of a culture of oral dialogue speech of students with special educational needs in the context of integrated education; 3) content of socio-cultural contexts that individualize the inter-subject content of education in the conditions of humanitarian opportunities for professional communication by means of digital resources; 4) continuity of basic criteria and indicators of age, competence and joint results of education of students in the construction of activities and life; 5) self-realization and self-determination in the choice of educational means of mediated personality formation. tion of mutual assistance. Organizational and methodological bases and resources for designing plans for continuing education are presented, expanding the possibilities of in-depth educational training: 1) specifying the content of education that forms a value attitude to professional knowledge; 2) selection of the content of a dual nature, which forms integral knowledge; 3) the practice of developing a culture of professional communication in connection with the formation of collective proposals for the construction of activities and life. The humanitarian signs of productive activity were identified and agreed: 1) aesthetic assessment of objects and their use in everyday life in accordance with the aesthetic regulation established in society; 2) distribution and self-determination of roles in the group, cooperation, implementa joint work; 4) commenting and evaluating in a benevolent form the achievements of other people; 5) possible participation in the improvement of life, protection of nature and the environment, forming readiness for the practice of developing interpersonal relations in the student, creative, professional team of students.
educational training
professional self-determination
design of training plans
professional communication
pedagogical career guidance
natural-humanitarian knowledge
digital resources
humanization of vocational education
continuing education

Современная нормативно-правовая, социально-педагогическая теория и практика непрерывного образования и будущего профессионального самоопределения определяется содержанием социально-профессиональной структуры общества, принятыми формами самоопределения личности в контексте жизненной позиции [1]. Отношение к выбору планов продолжения образования в зависимости от развития мотивационной основы профессионального самоопределения, профессиональной осознанности и профессиональных установок может быть предметным или профильным [2, с. 4].

Всеобщность проектно-исследовательских платформ, современных информационно-образовательных технологий определяет и распространяет общие цели, результаты и способы профессионального самоопределения личности при поддержке участников предметных, профильных или интеграционных сообществ образовательных, культурно-просветительских и научно-исследовательских организаций.

Личностно ориентированное становление образовательной готовности личности к профессиональному самоопределению и продолжению образования основывается на содержании событийного образовательного пространства развития и достижения возрастных и компетентностных образовательных результатов; содержании … индивидуального учебного плана, … учебного исследования, естественно-гуманитарного пространства социализации [3, с. 3; 4, с. 5]. Изучение вопросов естественно-гуманитарной сферы предполагает наличие устойчивой мотивации, социально-личностного, познавательно-исследовательского и профессионального опыта и ориентировано на укрепление позитивных, конструктивных, духовно-нравственных оснований межличностного взаимодействия между людьми. Поэтому на разных возрастных этапах профессионального самоопределения планирование продолжения образования предполагает организацию опыта получения дополнительных знаний, выбор и планирование деятельности по освоению современной профессии в гуманитарной сфере деятельности, принятие участия в обсуждении способов решения общих задач культурного и научно-технологического развития.

В качестве основных гуманитарно-интеграционных показателей развития готовности к профессиональному самоопределению названы личностные новообразования: информированность в вопросах, значимых для выбора профессии, мнения, оценки и ценностных ориентаций в области труда и профессиональной деятельности; волевые усилия в достижении поставленных профессионально ориентированных целей; четкие и определенные намерения относительно ситуации профессионального выбора в условиях использования внутреннего организационного потенциала воспитательного учреждения посредством нормативно-правового обеспечения и материально-технической базы [5, с. 14]. Вместе с этим исследование вопросов взаимодействия субъектов естественно-гуманитарной сферы свидетельствует о том, что самоопределение личности на разных этапах развития готовности к продолжению образования осложняется недооценкой ценностей общения, целевых оснований и мотивов продолжения образования, механизмов достижения общих результатов, опосредованного воздействия содержания междисциплинарных установок профессиональных кадров на формирование личности, влияние общего коллективного мнения на планы построения дальнейшей профессиональной деятельности и взаимодействия субъектов образовательно-технологической среды [6, с. 3].

Таким образом, цель исследования определяется необходимостью определения содержания, организационно-методических оснований и ресурсов гуманитарно-интеграционных образовательных программ, обеспечивающих продолжение образования и дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и профессиональных кадров посредством практики изучения научно-технологического и культурного наследия общества.

Изучение содержания, организационно-методических оснований и ресурсов проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения личности представляет исследование сложной междисциплинарной системы, поэтому в качестве исследовательских методов на подготовительном этапе научного исследования использован аналитический метод, позволяющий конкретизировать научную значимость исследования на основе составных элементов, и эмпирические методы, подтверждающие достоверность результатов исследования в условиях больших возможностей дополнительного образования в становлении профессиональной идентичности [7, с. 165]. На основном этапе согласования принципов сближения достигнутых и предполагаемых результатов научного исследования использован обобщающий метод, интегрирующий результаты изучения междисциплинарной системы с помощью социально-гуманитарных знаний [8, с. 12]. В качестве основных важнейших материалов исследования приняты во внимание результаты:

1) гуманитарных исследований, посвященные изучению опыта интеграционного взаимодействия в форме изучения отношения к групповым временным перспективам феномена коллективного образа будущего людей с разными возможностями здоровья;

2) распространения практики психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей, подростков и молодежи с особыми образовательными потребностями;

3) практики диагностической поддержки обучающихся и профессиональных кадров специалистами ЦППМСП [9, с. 3; 10, с. 38].

В результате исследования получены выводы о содержательной, методической и технологической стороне обеспечения преемственности и непрерывности практики планирования продолжения образования и профессионального самоопределения на основе естественно-гуманитарных знаний. Обобщенный материал представлен в таблице, схематично демонстрируя процесс проектирования дополнительных образовательных программ на основе профориентационных средств достижения планируемых образовательных результатов и результатов, определяющих будущие перспективы профессионального развития.

Выбор обучающимися профориентационных средств достижения дополнительных образовательных результатов в области культурной и научно-технологической деятельности

Организационно-методические основания эмпирических наблюдений

Средства продолжения образования и будущего профессионального самоопределения

Практика формирования

образовательных результатов

на основе опыта изучения

естественно-гуманитарных знаний

Планирование продолжения образования в профессиональной сфере деятельности на основе открытых цифровых ресурсов профессиональных организаций

Конкретизация обучающимися содержания образования, формирующего ценностное отношение

к знаниям

(опрос о содержании дополнительных учебных заданиях)

Дополнительные общеобразовательные программы

Согласование выбора предметного и технологического знания в доступной сфере практической деятельности [образовательные платформы «Своими руками» https://cpykami.ru/figurki-iz-bumazhnoj-provoloki, «Первые шаги в творчестве писателей, художников, ученых» https://dzen.ru/nedb]

ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова»
https://www.anosov.ru/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/dostupnaya-sreda; ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»(https://www.tlp.edu.ru/node/42); ГБ ПОУ «Челябинский педагогический колледж № 2» https://xn--2-stbo5a.xn--p1ai/index.php/o-kolledzhe/sredadostupa

Подбор обучающимися содержания двойственного характера, образующего целостное знание (итоги материалов региональных профессиональных конкурсов)

Дополнительные гуманитарно-интеграционные образовательные программы самоопределения личности

Согласование выбора предметного и гуманитарного знания на основе самоопределения в области учебных, образовательных и трудовых потребностей [кинематографическая платформа «Диафильмы как иллюстрированный рассказ о культуре народов Российской Федерации https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/27090»]

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
https://www.magtu.ru/sveden/ovz.html

ГБОУ ВО Челябинской области «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
http://magkmusic.com/sveden/ovz.html

Практика развития обучающимися культуры общения в связи с формированием коллективных предложений по построению деятельности и жизнедеятельности (анкетирование выпускников школы)

Дополнительные общеобразовательные программы интеграционной направленности научно-технологического профиля

Согласование выбора предметного и социально значимого образования [научно-просветительская платформа «Челябинская областная универсальная научная библиотека» https://chelreglib.ru/ru/pages/about/projects/regional. Клубы. Событорий. Региональные проекты]

ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
https://www.csu.ru/sveden/ovz

Образование и активный образ жизни https://www.voi.ru/ludyam_s_invalidnostiu/obrazovanie_i_aktivnii_obraz

ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» www.ecol.edu.ru/

Обобщая основные выводы материалов статьи, обратим внимание на общие, гуманитарные и образовательные результаты исследования, укрепляющие позитивную динамику продолжения образования и дальнейшего профессионального самоопределения.

Во-первых. Педагогическое проектирование планов продолжения образования и профессионального самоопределения обучающихся и профессиональных кадров на основе механизмов взаимодействия образования, науки и профориентационных ресурсов делает возможным организацию практической деятельности по формированию навыков непрерывного дополнительного образования личности в течение жизни [10, с. 57; 11, с. 20].

Во-вторых. Интеграционные процессы в области решения общих целей и задач образовательной и профессиональной сфер развития личности определяют в качестве основного организационно-методического базиса задачу формирования ценностного отношения к разным сторонам профессиональной деятельности [12, с. 275].

Формирование ценностного отношения личности к профессиональным знаниям для решения разных возрастных, компетентностных и совместных целей и задач обеспечивается системой естественно-гуманитарных знаний и на общем уровне поддерживается конкретизацией образовательных целей и задач обновленных Федеральных образовательных стандартов общего образования и основных психолого-педагогических средств приобщения личности к практике изучения научно-технологического и культурного наследия по междисциплинарным направлениям профессионального образования:

1) психолого-педагогическое консультирование взрослых и детей с особыми образовательными потребностями в обновлении ресурсов семейного обучения и воспитания;

2) формирование культуры устной диалоговой речи обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного образования;

3) содержание социокультурных контекстов, индивидуализирующих межпредметное содержание образования в условиях гуманитарных возможностей профессионального общения средствами цифровых ресурсов;

4) преемственность базовых критериев и показателей возрастных, компетентностных и совместных результатов образования обучающихся по построению деятельности и жизнедеятельности;

5) самореализация и самоопределение в выборе учебных средств опосредованного формирования личности.

Доступные приемлемые сферы практической деятельности помогают обучающимся выбрать содержание, средства и приемы организации самостоятельной учебной, творческой, коллективной деятельности профориентационной направленности. Обсуждение с обучающимися и профессиональными кадрами значимых результатов общего, гуманитарного и образовательного характера достигаемых целей и задач поддерживает процесс непрерывного развития личности в условиях ограниченности, неопределенности или сложности [13, с. 45]. В качестве общих результатов, обеспечивающих решение задачи проектирования планов продолжения образования обучающихся и профессиональных кадров на базовом уровне, назовем:

1) знание о повторяющейся исторической, культурной и эстетической ценности вещей, предметов и явлений и знаний о них;

2) использование в работе разнообразной наглядности двойственного характера, отражающей совместность разных вещей, предметов, явлений и знаний о них;

3) выбор гуманитарно-интеграционных образовательных программ на основе самоопределения, личностных ценностей в области культуры речи [14, с. 69].

Значительные личностно ориентированные потенциальные сферы профессионального развития обучающихся, открывающиеся в процессе самоопределения личности, обязывают организовать процесс подбора содержания образования двойственного характера, формирующего целостное знание и обновляющего представление обучающихся о необходимости развития новых способностей и качеств. Гуманитарными результатами, обеспечивающими решение задач проектирования планов продолжения образования, образующих целостное знание о многозначных, противоречащих или несовместимых вещах, предметах, явлениях на основном уровне педагогической профориентации, являются:

1) организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группах обучающихся в соответствующих условиях, формах [15, с. 95];

2) понимание значимости влияния внутренних результатов труда на общие достижения в области трудовой деятельности, формирования личных профессиональных целей и намерений, общих возможностей по построению деятельности и жизнедеятельности;

3) единство содержания, основных форм деятельности и планируемых результатов общего и дополнительного образования обучающихся и профессиональных кадров.

Практика дальнейшего развития культуры профессионального общения на основе сформированных гуманитарных результатов позволяет достигнуть новых образовательных результатов в области совместных, коллективных предложений по построению деятельности и жизнедеятельности обучающихся. Образовательными результатами обучения и воспитания по индивидуальным программам интеграционной направленности научно-технологического профиля на высоком уровне обеспечения профориентационных связей назовем:

1) получение знаний путем последовательного освоения учебного курса различных междисциплинарных предметов, которые направлены на развитие науки в целом;

2) право выбора направления и содержания учебных курсов в связи с организационно-методическими основаниями организации внеурочной деятельности;

3) практико-ориентированные результаты внеурочной деятельности.

В-третьих. Позитивная динамика преодоления трудностей достижения инновационных образовательных результатов предполагает поиск дополнительных организационно-методических ресурсов, обеспечивающих укрепление достигнутых образовательных результатов в условиях усложняющейся практики. Общественно-правовые нормы в области интеграции урочной и внеурочной деятельности определяют ресурсы поддержки профессионального самоопределения личности:

1) особенности образовательной организации (условия функционирования, тип образовательной организации, особенности, в том числе нозологические характеристики контингента, кадровый состав);

2) результаты диагностики уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;

3) возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;

4) особенности информационно-образовательной среды организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что решение задачи проектирования планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения обучающихся позволяет изучать динамику формирования представлений, знаний, умений и практических форм обеспечения межличностных профессиональных отношений на основе гуманитарных признаков продуктивной деятельности:

1) эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;

2) распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;

3) учет мнений при организации собственной деятельности и совместной работы;

4) комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений других людей;

5) посильное участие в благоустройстве быта, охране природы и окружающей среды.

В заключение отметим, что конкретизация содержания образовательных программ, обеспечивающих продолжение образования и дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и профессиональных кадров посредством практики изучения научно-технологического и культурного наследия, формирует опыт поэтапного, последовательного дополнения содержания образования в связи с выбором ближайших жизненных перспектив, обновляет формы самореализации и развития социально-культурных отношений.