Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE IMPLEMENTATION OF «SERVICE LEARNING» TECHNOLOGY IN HEALTHCARE PROJECTS TO ACHIEVE SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS

Kulkova V.Y. 1 Kulkova P.S. 2 Khaertdinova L.A. 3
1 Kazan State Power Engineering University
2 Kazan State Medical University
3 Kazan (Volga region) Federal University
The aim of the article is to implement the technology of "service-learning" in healthcare projects to achieve the goals of sustainable development. The article reveals the methodology and tools of social service technology and their implementation at Kazan State Energy University in partnership with ANO «Agency for Social Investment and Innovation», the National Research University Higher School of Economics, and the Presidential Grants Foundation for practice-oriented project-based learning of students in the development of the non-profit sector of the Russian Federation and local communities with a focus on sustainable development goals (SDGs). The practice is adapted to various levels of students and areas of study and specialization, as well as integrated into the educational process for particular disciplines as a module for the development of a team of students for a social and voluntary project in the following areas: social service and intellectual volunteering in interaction with socially oriented nonprofit organizations (SO NPO), and socially oriented projects for the development of local communities. The themes of the practice areas of "service-learning" are interdisciplinary. The topics and SCOPE of the social projects are brought under the goals of sustainable development (3, 7, 10, 15, 16, 17). The practice provides a transfer of social service technology from Kazan State Energy University to the "social sphere" universities of the Republic of Tatarstan. The implementation of the practice of social service learning provides the grounds for highlighting the following results: the formation of students' contribution to the development of the economy and social sphere of territories with the development of awareness and involvement in solving regional problems; the empirical testing of project skills and professional competencies; and improving the quality of the educational process and research activities of students.
social ministry
educational technology
practical project-based learning
health care
sustainable development goals

В современных условиях интеграции Российской Федерации (РФ) в достижении целей устойчивого развития ООН (ЦУР), в которых самостоятельное звучание получают цель 4. «Качественное образование» и цель 17. «Партнерство в интересах устойчивого развития», трансформируется позиционирование вузов в переходе от предпринимательской модели вуза к социально ориентированной модели. Последняя предусматривает комплементарность в деятельности вузов двух первых детерминантных миссий по академическому обучению и научным исследованиям третьей миссии, состоящей во вкладе вузов в социально-экономическое развитие территорий, воспитание гражданской ответственности, получение опыта солидарности и консолидации сообществ, что реализуется через технологию социального служения («обучение служением»).

Значимость вовлечения молодежи в социальные практики и развитие активной социальной гражданской позиции через внедрение технологии социального служения в образовательный и воспитательный процесс в вузах в РФ фиксируется в государственной политике. Так, в рамках п. 8 перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 22 декабря 2022 года от 20.01.2023 № Пр-173ГС запущен отбор 100 пилотных образовательных организаций высшего образования, в которых с 1 сентября 2023 года планируется к запуску курс (модуль) «Обучение служением». В высшей школе РФ наличествуют продвинутые практики реализации технологии «обучение служением» в деятельности вузов (ВШЭ, ИТМО, РЭУ и т.д.) и инициируются в межсекторном партнерстве НКО-ВУЗ проекты по внедрению социального служения в учебный процесс региональных вузов.

Так, технология социального служения реализована на площадке ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» в партнерстве с АНО «Агентство социальных инвестиций и инноваций» (АНО «АСИиИ»), ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Фондом президентских грантов (ФПГ) в практико-ориентированном проектном обучении студентов в развитии некоммерческого сектора субъектов РФ и локальных сообществ с фокусировкой на ЦУР [1]. Тематика направлений практики «обучения служением» является междисциплинарной. Темы и SCOPE (концепция) социальных проектов подведены под цели устойчивого развития (3, 7, 10, 15, 16, 17 - цели). Учитывая в общественных предпочтениях приоритетность и значимость услуг сферы здравоохранения [2] из направлений социальных проектов, разработанных в технологии обучения социальному служению, в кейсе ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» выбраны проекты для сферы здравоохранения с фокусировкой под цель устойчивого развития – 3. «Хорошее здоровье и благополучие».

Цель исследования - обобщение и научная популяризация опыта ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» в реализации технологии «обучение служением» в проектах для сферы здравоохранения в фокусировке целей устойчивого развития.

Материал и методы исследования. Вопросы теории и опыта обучения социальному служению достаточно хорошо изучены в зарубежной науке и на практике [3, с. 25]. Так, согласно одному из известных ученых Д. Дьюи, «воспитание - это процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания». Он считал, что «все знания к нам приходят через опыт, и если знания не проверены опытом, они остаются догадками. Соответственно, воспитание и обучение всегда проходят через действие, направленное на социальную пользу» [4, с. 45].

Технология социального служения не является новой практикой для отечественной науки и деятельности вузов - в различных модификациях она была использована еще в начале ХХ века [5]. Однако современная трансформация социальной сферы в РФ, связанная с появлением нового класса организаций социальной пользы - негосударственных поставщиков социальных услуг, диверсифицирует целевую аудиторию социального служения [6, с. 4].

Как известно, организациями социальной пользы являются социально ориентированные некоммерческие организации, стратегия устойчивого развития которых выступает одним из детерминантных приоритетов социально-экономического развития Республики Татарстан (РТ), обозначенного в качестве ориентиров деятельности ответственных министерств и ведомств на период до 2024 года и направлений реализации национальных проектов в РТ. Одним из приоритетов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) выступает сфера здравоохранения [2]. Однако, как показывают результаты «пилотного» социологического исследования, проводимого авторами в апреле – мае 2022 года в г. Казани, из опрошенных респондентов 99% школьников, 95% студентов и 80% молодых ученых и преподавателей не знают и не слышали о негосударственных поставщиках социальных услуг, в частности о СО НКО и социальном предпринимательстве. Как известно, особенностью деятельности СО НКО является проектный подход, который активно развивается в системе высшего образования со времен упомянутого выше Д. Дьюи. Как показывает проведенный анализ учебных планов вузов РТ, проектная деятельность является их неотъемлемым элементом. Учитывая конвергенцию в проектном подходе СО НКО и образовательного процесса вузов, в развитии третьей миссии вуза видится необходимым практика реализации образовательных проектов с социальной пользой. Однако, с учетом низкой осведомленности студентов о деятельности СО НКО, на начальном этапе внедрения технологии социального служения в образовательный процесс целесообразно изучение современных научных представлений и концепций, методов и инструментов в рамках дисциплин через их использование в решении конкретных задач, поставленных заказчиком - СО НКО, социальных проблем локальных сообществ и проблемных областей, определяемых целями устойчивого развития (ЦУР).

Методологическая основа технологии «обучение служением» строится на комплексном подходе, который подразумевает использование метода активной и рефлексивной педагогики - получение знаний и навыков через опыт, активное участие в решении социально значимых задач pro bono, междисциплинарность, командную работу, рефлексию по итогам этапа проекта.

Результаты исследования и их обсуждение. Цель практики – осуществление третьей миссии ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» в интеграции технологии служения обществу в образовательный процесс через реализацию как результата модуля дисциплин проекта, в котором команда студентов работает над реальными потребностями СО НКО и локальных сообществ.

Процесс обучения социальному служению на протяжении всего периода реализации практики включал в себя следующие периоды и этапы.

1. Подготовительный период - инициация (институционализация отношений с инициатором проекта АНО «АСИиИ»).

Этап 1. Подготовка (разработка календарного плана реализации практики - руководитель, обучающие мероприятия социальным служениям через проектно-прикладную деятельность (просветительские лекции в точке кипения, академические занятия), руководитель - студенты, вузы, информирование и распространение практики в социальных сетях).

Этап 2. Установление отношений с СО НКО (формирование пула партнеров-заказчиков, формирование от СО НКО запроса на проектную задачу в форме заявки - руководитель, заказчики СО НКО).

Этап 3. Планирование (определение педагогических аспектов, этапов работы со студенческими командами).

2. Период реализации.

Этап 4. Подготовка работы студенческих команд (академическое обучение, передача заданий проектным командам студентов в постановке задач и критериев оценки модуля дисциплины; формирование и мотивация студенческих команд; студенты проводят анализ открытых данных о СО НКО, вошедших в исследовательский пул, выбор задач проекта, обоснование метода исследования и методов управления проектом; осмысление уроков в ходе подготовки).

Этап 5. Реализация (встреча-знакомство с заказчиками проектов студенческих команд, инициированная руководителем для согласования задач проекта и методов решения, синхронизации понятийного аппарата; реализация проекта студенческими командами во взаимодействиях с заказчиком и консультационной поддержке руководителя, руководитель: проведение академического обучения, взаимодействия с инициатором-партнером, заказчиками - СО НКО, участниками проекта (студентами, структурными подразделениями вуза, вузами РТ), регистрация (документооборот), информирование и распространение практики в социальных сетях, на сайте ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»; рефлексия: чему научились).

3. Период заключительный.

Этап 6. Завершение (встреча-сдача результатов студенческой командой заказчику в присутствии руководителя; анализ и оценка (модуль) результатов оказанной услуги - заказчик и руководитель; организация отборочного этапа конкурса социальных проектов (руководитель, преподаватели кафедры, студенческие команды); фиксация результатов (конференция с подведением результатов межвузовского конкурса социальных проектов с оглашением презентации «Уроки проекта»); празднование полученного опыта (награждение всех стейкхолдеров практики и фуршет); информирование и распространение практики в социальных сетях, на сайте ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»; отчет партнеру-инициатору проекта).

Практика «обучение служением» адаптирована к различным уровням студентов, направлениям подготовки и специализациям, интегрирована в образовательный процесс в качестве модуля по дисциплинам: «Теория и практика научных исследований в организации производства» (магистратура, профиль 38.04.02 Менеджмент (Стратегический менеджмент); «Основы проектного управления в электроэнергетике» (бакалавриат и магистратура, профиль 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника по направленности «Экономика и управление в электроэнергетике»). В рамках модуля студент демонстрирует уровень подготовленности к профессиональной деятельности и сформированность компетенций, установленных ФГОС ВО. Командой студентов реализуется социальный или общественный проект по таким направлениям, как:

- социальное служение и интеллектуальное волонтерство во взаимодействиях с СОНКО;

- общественные (социально ориентированные) проекты по развитию локальных сообществ.

Тематика проектов поддерживает междисциплинарность практики и синхронизирована с целями устойчивого развития, в частности в контексте цели устойчивого развития 3. «Хорошее здоровье и благополучие». Проекты для сферы здравоохранения направлены на разработку стратегий развития НКО в сфере здорового образа жизни с использованием методов стратегического менеджмента (SWOT и PEST-анализ, анализ стейкхолдеров и т.д.) и диверсификации целевой аудиторий (табл.).

Содержательная характеристика социальных проектов для сферы здравоохранения в рамках ЦУР 3. «Хорошее здоровье и благополучие», победивших в межвузовском конкурсе на 28.11.2022

Вуз

Тема проекта

Заказчик

Цель проекта

Результаты

1. Направление конкурса:

проекты социального служения и интеллектуального волонтерства во взаимодействиях с НКО

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»

Обеспечение финансовой автономности НКО «Йолгорно»

 

Миссия «Йолгорно»: эффективное оздоровление и организация неформального общения населения Республики Марий Эл на основе накопленного опыта проведения занятий северной (скандинавской) ходьбой

Провести анализ стейкхолдеров НКО, сформировать рекомендации на основе проведённой работы и разработать коммерческие предложения

1. Проведено встреч с командой проекта: звонки – 20 раз, встречи в университете – 12 раз и 1 раз мобильная встреча; с наставником – 20; с заказчиком – 5.

2. Решилась проблема, связанная с выявлением резервов ресурсов у «Йолгорно».

3. Даны рекомендации во взаимодействиях с ключевыми стейкхолдерами НКО, удалось также сформировать перечень коммерческих предложений (услуг)

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»

Повышение финансовой устойчивости деятельности МОО ЭФСК «ГТО»

МОО ЭФСК «ГТО» - некоммерческая организация, которая занимается вопросами здорового образа жизни

Поиск новых источников финансирования деятельности МОО ЭФСК «ГТО» за счет реализации совместных с «Соляные пещеры «Галокурс» проектов

1.Проведен анализ стейкхолдеров и сформулированы предложения для улучшения технологии взаимодействия.

2. Разработана анкета для измерения спроса на услуги в рамках совместного проекта.

3.Разработаны коммерческие предложения для партнеров и потребителей совместных услуг.

4.Написана научная статья для участия в аспирантско-магистерском семинаре.

5. Проведено 8 встреч для обсуждения вопросов, связанных с работой над проектом: 6 очных встреч с наставником и 2 онлайн-встречи с представителем МОО ЭФСК «ГТО»

2. Направление конкурса:

социально ориентированные проекты по развитию локальных сообществ

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет»

Цифровая волонтерская платформа комплексной программы сопровождения паллиативных пациентов

 

Инициативный

Разработка комплексной программы с использованием цифровых технологий для информирования волонтеров о различных аспектах работы с паллиативными пациентами

1.Повышение качества жизни паллиативных пациентов.

2.Создание комплексной системы сопровождения пациента в рамках пребывания в реанимации и в домашних условиях.

3.Улучшение критерий отбора волонтеров-медиков и формирование у них профессиональных и коммуникативных компетенций.

4. Экономический эффект: (снижение финансовых затрат для родственников при найме профессиональных сиделок);

снижение трудозатрат для учреждений социального и надомного обслуживания.

5. Продвижение миссии волонтерства в молодежной среде Республики Татарстан.

6. Профилактика асоциальных и негативных явлений в студенческой среде

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»

Телеграм-бот психологической помощи «IN&EXHALE»

 

Психологическая служба КГЭУ и служба психологический помощи «Выбор»

Создание виртуального Телеграм-бота «Психологической поддержки», способного помочь студентам в стрессовой ситуации и при панической атаке

1.Количество пользователей бота более 70 человек, активность в течение дня проявляет более 7 человек.

2. Забота студентов о психологическом здоровье и повышение уровня стрессоустойчивости.

3. Осведомленность студентов о существовании психологической службы «Выбор» и знакомство с программами, которые проводятся с психологом КГЭУ.

4. Снижение риска возникновения негативных реакций

Заключение. Реализация практики обучения социальному служению дает основания для выделения следующих результатов: формирование вклада студентов в развитие экономики и социальной сферы территорий с развитием осознанности и сопричастности в решении региональных проблем; эмпирическое тестирование проектных навыков и профессиональных компетенций; повышение интереса и мотивации к обучению в рамках осуществления проектно-прикладной деятельности; развитие «мягких навыков» коммуникативных навыков - как в работе с заказчиком, в команде проекта, так и при проведении исследований; повышение самостоятельности и ответственности студентов. Проекты проходили в сжатые сроки (3 месяца), что дало дополнительно практику по тайм-менеджменту, проверку на стрессоустойчивость и развитие навыков работы со срочными задачами, публикационной активности, навыков публичных выступлений, практики сбора, анализа данных, формулировки и представления результатов; предприимчивости (способность действовать на основе собственных убеждений при разработке проектов; анализ существующих подходов, генерация инновационных решений (креативность); анализ результатов, оценка возможностей для развития и улучшения). Получено общественное признание от заказчиков и со стороны вуза, партнеров проекта в фиксации результатов практики: публичные положительные отзывы о результатах проекта от заказчиков после питча проекта командой в рамках проведенной конференции по интеллектуальному волонтерству, дипломы и сувенирная продукция от партнеров проекта, размещение в новостной ленте на сайте вуза.