Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MAIN DIFFICULTIES OF TEACHING STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY OF ORAL SPEECH IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES AND WAYS TO SOLVE THEM

Mikova I.M. 1
1 Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov
This article is devoted to the teaching oral speech in foreign language classes to students of a non-linguistic university. The main difficulties encountered in teaching oral speech are considered and possible ways of solving them are presented. The analysis of domestic literature was carried out, as a result of which it was revealed that there are quite a lot of methods of teaching speaking, but the problem remains relevant. The definition of the concept of speaking is clarified based on the analysis of the works of a number of scientists. It is revealed that the main signs of speaking are motivation, goal, and communicative situation. A survey was conducted on the basis of the Department of Foreign Languages of the Ryazan State Medical University named after I.P. Pavlov, which allowed to identify the main difficulties of students in teaching oral speech in foreign language classes. The survey we conducted showed that the language barrier, lack of ideas, thoughts, low motivation are the main problems on the way to successful mastery of oral speech. The main ways of increasing students' motivation are highlighted. During the survey, it was revealed that students need to be taken out of their comfort zone, actively enrich their vocabulary, in order to overcome the language barrier. The specifics of teaching students to speak in classes at a medical university are revealed, a set of exercises that contribute to effective learning is presented. It is established that supports occupy an important place in teaching monologue speech.
oral speech training
students of a non-linguistic university
communicative competence
language barrier
professional activity
motivation
communicative situation

Иностранный язык в современном обществе играет огромную роль в связи с процессами глобализации и интернационализации. Овладение иностранным языком предполагает формирование следующих навыков: чтения, говорения, письма, аудирования. В методике преподавания иностранных языков одним из самых сложных, но в то же время важным видом речевой деятельности является говорение. Ряд трудностей, возникающих при обучении говорению, можно классифицировать следующим образом: физические, психологические, методологические. Рассмотрим их подробнее.

Так, например, физические трудности включают в себя качество учебных материалов, недостаточность времени, так как большую часть времени занимают профилирующие предметы, условия окружающей среды. Психологические трудности, в свою очередь, включают в себя отсутствие интереса к дисциплине, отсутствие мотивации, наличие «ложного оптимизма». Под методологическими трудностями понимается отсутствие естественной среды, небольшое количество часов на неязыковых специальностях в вузах (иностранный язык только на первом и втором курсах), низкий уровень навыков коммуникативной компетенции студентов.

Целью данной статьи является исследование основных трудностей, возникающих при обучении устной речи у студентов неязыкового вуза, и рассмотрение возможных путей их преодоления.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе кафедры иностранных языков с курсом русского Рязанского государственного медицинского университета имени И.П. Павлова. Теоретическую основу исследования составляет анализ отечественной литературы с целью изучения основных трудностей, возникающих у студентов при обучении устной речи, путей их преодоления.

Эмпирическую базу исследования составляет анкетирование студентов, целью которого являлось выявление основных трудностей, возникающих у студентов при обучении устной речи. В рамках исследования было охвачено 60 студентов 1 и 2 курсов Рязанского государственного медицинского университета имени И.П. Павлова. Кроме того, эмпирические методы включали и наблюдение за работой студентов на занятиях по иностранному языку, в особенности при построении монологического высказывания, пересказах англоязычных текстов и других видах устной речи.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ отечественной литературы по данной тематике показал, что существует много разных методик по развитию навыков устной речи у студентов неязыкового вуза. Однако, несмотря на это, развитие умения говорения до сих пор остается очень актуальным вопросом, требующим рассмотрения, так как число студентов, владеющих данным умением, остается низким.

В первую очередь, рассмотрим определение понятия «говорение» с позиции разных авторов.

По мнению Гальсковой Н.Д., говорение – один из способов устного речевого общения. Кроме того, говорение невозможно отделить от условий, в которых оно протекает, от обстановки в широком смысле слова и от конкретного экстралингвистического контекста, который включает в себя следующие компоненты: цель, условия общения, конкретное содержание речевого такта, а также возраст участников разговора, их уровень подготовки и т.д. [1, c. 134].

Так, Гальскова Н.Д. отмечает, что акт речевого общения может состояться при наличии целей, мотивов, коммуникативной ситуации. Стоит выделить, что необходимо мотивировать учащихся и создавать условия общения для успешного в процессе развития навыка устной речи на занятии. Это является одним из наиболее важных условий в развитии навыка говорения [1, c. 190].

Аторина О.А. определяет говорение наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, внимание, артикулирование. Основными признаками говорения как вида речевой деятельности являются мотивированность, активность, целенаправленность, ситуативность, связь с коммуникативной функцией мышления. Также автор отмечает, что говорение является сложным и многоаспектным процессом, который реализует не только функции передачи информации, но и передает эмоциональное состояние человека [2, c. 68].

В свою очередь Ныркова М.М. отмечает, что говорение как один из видов речевой деятельности является обязательным компонентом каждого занятия по иностранному языку. Благодаря говорению осуществляется устное общение, а значит вовлеченность студентов в коммуникативную ситуацию, которая в свою очередь тесно связана с языком [3, c. 248].

Так, на основе выше представленных определений можно сделать вывод о том, что говорение - один из видов речевой деятельности, характеризующейся наличием сложной мыслительной деятельности, основными признаками которого являются мотив, цель, коммуникативная ситуация.

В соответствии с вышеуказанными определениями можно выделить ряд трудностей, возникающих у студентов при развитии навыков устной речи.

Стоит отметить, что существуют разные классификации трудностей, возникающих при обучении говорению, в зависимости от разных критериев.

Так, например, можно выделить как субъективные, так и объективные трудности. К субъективным относятся трудности, касающиеся самого обучающегося, а объективные - зависят от внешних обстоятельств. Субъективные включают в себя психологическое и эмоциональное состояние студента, объем лингвистических, страноведческих, культурологических знаний, которыми он владеет. Основная задача для преподавателя – это устранение таких трудностей, так как необходимо быть в тесном контакте с группой, чтобы понимать переживания каждого студента в отдельности [4; 5].

Объективные же трудности включают в себя большую численность студентов в группе (например, 17 человек; как известно, для эффективного изучения иностранного языка не более 10 человек в группе должно быть), недостаточное материально-техническое обеспечение кабинета, недостаточное количество часов для изучения иностранного языка.

К экстралингвистическим трудностям можно отнести [5; 6]:

- стеснение говорить на иностранном языке (как правило, это возникает на начальном этапе из-за нехватки лексических единиц и боязни быть непонятым);

- отсутствие или нехватка информации по заданной обсуждаемой теме (данная трудность возникает из-за недостаточной эрудиции, незнания, что сказать даже на родном языке по заданной теме);

- недостаток или отсутствие национально-культурного фона (недостаток лингвокультурологического материала неизбежно ведет к грубым ошибкам при говорении);

- трудности, связанные с личностью обучающегося (особенности темперамента, характера и т.д.).

К лингвистическим трудностям можно отнести низкий уровень знаний в области фонетики, лексики, грамматики, нехватку языковых и речевых средств [6; 7].

Для преодоления ряда трудностей можно предложить следующие рекомендации:

- работа со студентами в малых группах (для устранения неуверенности, зажатости);

- регулярное повторение языковых структур, лексики.

В ходе проведения занятий по иностранному языку приходилось регулярно сталкиваться с проблемой у студентов говорить на иностранном языке. Поэтому было проведено анкетирование среди студентов 1 и 2 курсов медицинского университета, чтобы выявить основные трудности, возникающие при обучении устной речи.

В результате анкетирования также выявлено, какие трудности (физические, психологические, методологические) оказывают влияние на обучающихся, а именно: 65% обучающихся выделили методологические, 45% - психологические и 40% - физические.

Основные трудности, возникающие у студентов медицинских вузов при обучении устной речи

Место

Наименование причины

1

Страх совершить ошибку, языковой барьер

2

Отсутствие идей, мыслей

3

Низкая мотивация

4

Маленький словарный запас

5

Незнание грамматики, трудности в построении предложений

6

Низкий уровень подготовки

7

Постоянная опора на родной язык

8

Отсутствие уверенности в себе

9

Большая численность групп

10

Отсутствие знаний национально-культурного фона

В результате было выявлено, что основной трудностью для студентов 1 курса является страх совершить ошибку, языковой барьер – 53%, а для студентов 2 курса соответственно - 42%. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что студенты на втором курсе чувствуют себя уже более уверенно, свободно, не испытывают психологического дискомфорта в группе, владеют лексикой медицинской, что способствует развитию коммуникации. Далее идут отсутствие идей, мыслей – 50%, низкая мотивация - 46%, маленький словарный запас – 43%, трудности в построении предложений - 40%, низкий уровень подготовки – 35%, постоянная опора на родной язык - 30%, отсутствие уверенности в себе - 26%, большая численность групп - 20%, отсутствие знаний национально-культурного фона - 17%.

Результаты анкетирования показали, что необходимо со студентами преодолевать страх общения, выводить их из зоны комфорта необходимо на каждом занятии, используя разнообразные занятия, такие как метод проекта, ролевые игры, диалоги в мини-группах. Необходимо постоянно обогащать словарный запас, с обязательным условием использования в устной речи, повышать мотивацию у студентов, объясняя важность и значимость иностранного языка в их профессиональной деятельности.

В ходе многолетней работы со студентами выявлено, что найти мотивацию для изучения иностранного языка действительно бывает очень трудно, и прежде всего необходимо поставить конкретную цель, которая должна быть достигнута благодаря изучению иностранного языка. Например, это может быть поездка за границу, выступление с докладом на международной конференции, общение с иностранными коллегами и др. Также достаточно эффективным бывает изучение языка в группе или индивидуально с преподавателем, когда оказывается поддержка, обратная связь, мотивация от преподавателя. Помимо вышеперечисленных способов, можно использовать и другие источники, такие как фильмы, книги, музыка на иностранном языке [8].

Также было выявлено, что при обучении говорению необходимо использовать опоры. Опоры бывают языковые, содержательные и речевые. В свою очередь, содержательные делятся на вербальные и невербальные.

При обучении монологической речи используются следующие опоры:

- наглядность (плакат, фотография, реальный предмет, рассказ в картинках);

- тема (любая сформулированная тема, касающаяся разных сфер жизни и учебной деятельности);

- текст (несложный текст на заданную тематику, который студенты смогут обсудить, изложить);

- ситуация;

- сентенция (пословица, поговорка, афоризм, которые могут дать стимул к монологическому высказыванию).

Стоит отметить, что использование представленных опор зависит от уровня подготовки группы. Так, на начальном этапе лучше использовать: 1) изобразительную наглядность; 2) текст; 3) ситуацию; 4) тему. На среднем применяется опорная схема для развития монологической речи (введение, основная часть, заключение).

Особое внимание хотелось бы обратить на такую опору, как текст. Существует большое количество упражнений, связанных с пересказом текста (от главного героя, по ключевым словам, по вопросам и т.д.): обсуждение поступков героев, их роли в произведении, оценка действий и событий. Тема же является заключительным этапом в работе над монологической речью.

Важно, что в Рязанском государственном медицинском университете имени И.П. Павлова большое внимание на занятиях по иностранному языку отводится именно развитию устной речи. Для проведения занятий со студентами написан ряд пособий по развитию навыков устной речи, в которых представлен широкий спектр упражнений как на развитие монологической, так и диалогической речи, направленных именно на формирование коммуникативной компетенции. Занятия построены в рамках живого общения на иностранном языке, носят коммуникативный характер.

В начале занятия студенты делают артикуляционную гимнастику (она является важным элементом речевого общения, так как подготавливает речевой аппарат), затем чтение скороговорок, направленных на отработку различных звуков, только после фонетической разминки студенты переходят к работе с лексикой.

Разберем некоторые упражнения, используемые на занятиях по иностранному языку.

Прежде всего это дискуссии в группах, студенты работают или в парах, или в небольших группах, задают друг другу вопросы (по конкретной тематике занятия), обсуждают, высказывают свое мнение. Активная работа проводится со статьями, а также после просмотра видео. Студенты или в группах, или в форме монологического высказывания обсуждают представленную тему, обязательно в устной речи, используя клише, слова-связки, выделяют преимущества и недостатки сформулированной проблемы. Кроме того, студенты комментируют поговорки, пословицы, высказывания известных ученых.

На занятиях по развитию устной речи используются упражнения из формата международных экзаменов (IELTS). Например, вопросы на тему, указанную в задании: студентам необходимо представить полный ответ, представив все ответы на вопросы, учитывается и плавность речи, беглость, произношение, использование слов-связок.

Подытоживая все вышесказанное, хотелось бы отметить, что в результате выполнения всех вышеперечисленных упражнений на занятиях по иностранному языку у студентов-медиков пропадают основные трудности при обучении устной речи, они свободно излагают свои мысли и аргументированно отстаивают свои позиции в дискуссиях.

Выводы. Данные, полученные в ходе проведенного исследования, позволят систематизировать работу по обучению навыкам устной речи студентов неязыкового вуза, с целью повышения эффективности. Проведенное анкетирование среди студентов 1-го и 2-го курсов позволило выявить трудности, возникающие при обучении говорению. В результате были предложены рекомендации для эффективного решения проблемы.

В заключение хотелось бы сделать вывод, что основной целью изучения иностранного языка является развитие коммуникативных навыков. И именно говорение способствует их развитию, поэтому так важно уделять должное внимание этому на занятиях.