Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MODEL OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF MEDICAL COLLEGE ACTIVITIES IN MODERN SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

Luchinin I.Y. 1
1 Ural State University of Railway Transport", Medical College, Yekaterinburg
The development of a medical college in modern conditions is insufficiently studied by pedagogical science. The article provides theoretical and documentary substantiation of the need to develop a model of organizational and pedagogical support for the development of medical college activities in modern socio-economic conditions in order to solve personnel problems in the field of healthcare. The definition "development of medical college activities in modern socio-economic conditions" is proposed. This is the activity of the college from the perspective of the development of pedagogical and organizational aspects, taking into account the management of the training of highly qualified personnel and the development of their motivation to provide quality medical care in various medical organizations on the basis of modern legislation in the field of education and healthcare. The components of the college activity development model have been developed. Communication and educational interactions in the educational space of the medical college based on the new technology of the safety of the educational environment and the individualization of professional training of medical workers in the system of secondary vocational education have been established. The indicators and criteria for assessing the development of organizational and pedagogical activities of the medical college are formulated.
medical college
college activity development model
components of the development model
indicators and criteria for assessing the development of organizational and pedagogical activities of the college

Актуальность исследования развития медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях обусловлена несколькими обстоятельствами. Среди них можно выделить наиболее острые проблемы, существующие в практике современного здравоохранения, которые необходимо решать в том числе на уровне деятельности медицинского колледжа.

Во-первых, государственная политика в сфере здравоохранения определена Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1, 2]. Данными документами к первоочередным вопросам решения проблемы обеспечения кадрами организации здравоохранения в стране отнесены следующие задачи:

- подготовка высококвалифицированных кадров и развитие мотивации у выпускников на осуществление профессиональной медицинской деятельности в сельской местности;

- повышение качества профессиональной подготовки на основе внедрения системы непрерывного профессионального образования;

- подготовка специалистов, ориентированных на постоянное совершенствование собственных знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения высокого качества при оказании медицинской помощи;

- доведение к 2025 году соотношения врачей и среднего медицинского персонала до показателя 1:3.

Во-вторых, за последние три года из 337 работ, представленных в разделе объявлений Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, только 3 работы касаются педагогических вопросов обучения в медицинских вузах и 4 работы связаны с разными аспектами среднего профессионального образования в здравоохранении, что подтверждает недостаточную изученность в педагогической науке организационно-педагогического обеспечение развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях [3].

В-третьих, феномен развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях педагогической наукой изучен недостаточно, что требует переосмысления теоретических положений и практического подтверждения данного вида развития деятельности [4].

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель организационно-педагогического обеспечения развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях.

Методы исследования: метод теоретического анализа использован для уточнения дефиниции «развитие деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях» и теоретического обоснования модели развития; метод педагогического наблюдения был применен для выявления коммуникационных и образовательных взаимодействий в образовательном пространстве на основе новой образовательной технологии; метод моделирования использован для проектирования модели организационно-педагогического обеспечения развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях; метод обобщения был применен для обобщения педагогической практики медицинского колледжа с позиции развития.

С.Л. Рубинштейн понимает деятельность как систему и выделяет в ней следующие элементы: деятельность, действия, операции, а также движения, то есть совокупность действий, которые распадаются на частные действия, реализующиеся через движения или конкретные операции [5, с. 19]. Главный тезис теории деятельности А.Н. Леонтьева заключается в том, что не сознание формирует деятельность, а деятельность формирует сознание [6, с. 137]. Оба советских ученых в 1930-е годы независимо друг от друга разработали основные положения теории деятельности в психологической науке, которая распространилась и на другие отрасли научного знания.

Исходя из положений концепции деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева и применяя системный подход к исследованию феномена развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях, дадим следующее определение исследуемому феномену:

под развитием деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях следует понимать деятельность колледжа с позиции развития педагогического и организационного аспектов, учитываемых в управлении подготовкой высококвалифицированных кадров и развития у них мотивации на оказание качественной медицинской помощи в разных организациях медицинского профиля на основе современного законодательства в сфере образования и здравоохранения, а также на основе реализуемой государственной политики и принятой программы развития системы здравоохранения в соответствии с установленными в ней целевыми показателями развития с учетом социально-экономической ситуации в стране.

Развитие – это тип движения и изменения в природе или обществе, связанные с переходом от одного качества или состояния к другому, от старого к новому. В феномене «развитие» выделяются общие и особенные признаки. Например, по мнению Г.В. Поповой, развитие в целом можно рассматривать в качестве процесса объективной реальности, наблюдаемой как отражение внутренней, диалектической логики, связывающей воедино личностное, средовое и деятельностное, а также способствующей процессам развития [7, с.147]. Следовательно, при проектировании модели развития деятельности любой организации должны быть учтены как внутренние, так и внешние изменения, а также должны быть определены признаки, по которым объединены элементы системы развития деятельности медицинского колледжа, сориентированные на новый целевой результат деятельности, включающей организационный и педагогический аспекты.

В разработке модели был использован подход, ориентированный на развитие деятельности медицинского колледжа и учитывающий социальные и экономические проблемы, оказывающие влияние на процесс развития системы среднего профессионального образования в стране, что потребовало учета в модели организационно-педагогического обеспечения развития деятельности медицинского колледжа (рисунок).

 

 

Модель организационно-педагогического обеспечения развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях

Рассмотрим подробнее элементы системы развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях, представленные в виде отдельных компонентов и объединенные с позиции их развития и нацеленности на получение нового результата в деятельности колледжа.

1. Целевой компонент включает в себя государственный заказ, обеспечивающий здравоохранение специалистами со средним профессиональным медицинским образованием в соответствии с целевыми установками национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, и направлен повышение качества профессиональной подготовки специалистов в медицинском колледже с использованием новых образовательных технологий.

2. Методологический компонент развития содержит системный, проектный, студент-центрированный, еятельностный и компетентностный подходы, а также принцип развития деятельности, принцип непрерывности в получении профессионального образования, принцип проектирования управленческой деятельности на развитие образовательного пространства. Системный подход ориентирован на рассмотрение в модели отдельных компонентов как совокупности отдельных элементов, образующих единое целое при взаимодействии и ориентированных на получение нового результата, то есть развитие деятельности.

Проектный подход направлен на проектирование модели организационно-педагогического обеспечения развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях на основе принципа проектирования управленческой деятельности, направленной на развитие образовательного пространства, а также проектирование содержания образования в рамках внедрения технологии безопасности образовательной среды и индивидуализации профессиональной подготовки медицинских работников.

Студент-центрированный подход способствует созданию условий для саморазвития профессиональных устремлений и раскрытию творческого потенциала личности студента на основе реализации принципа непрерывности в получении профессионального образования, что стимулирует процесс профессионального саморазвития личности специалиста и мотивирует ее к получению новых знаний в сфере своей профессиональной деятельности [8, 9].

Деятельностный подход – это деятельность медицинского колледжа в режиме развития в целом как образовательной организации в соответствии с принципом развития деятельности, а также организация образовательного пространства на основе пропедевтического приближения студентов к перспективной профессиональной деятельности через развитие институтов наставничества и волонтерства в медицинских организациях.

Компетентностный подход направлен на формирование профессионально значимых компетенций у студентов медицинского колледжа через создание необходимых условий для саморазвития на основе внедрения в образовательный процесс технологии безопасности образовательной среды и индивидуализации профессиональной подготовки медицинских работников.

3. Социально-экономический компонент развития включает в себя два компонента.

3.1. Социальный компонент. К нему относятся условия организации образовательного пространства и включают в себя социально-культурные основы самореализации медицинских работников со средним профессиональным образованием в современных социальных условиях; знание выпускниками медицинского колледжа технологий профессиональных манипуляций при оказании медицинской помощи; готовность студентов использовать IT-технологии в учебной и практической деятельности; умение специалистов со средним профессиональным образованием поддерживать безопасную среду при работе с пациентами в медицинских организациях; знание студентами и выпускниками медицинского колледжа этико-культурных норм образовательного пространства и профессиональной медицинской деятельности, владение будущими специалистами нормами культуры общения; развитие стрессоустойчивости личности у выпускников медицинского колледжа при оказании медицинской помощи пациентам разных возрастных групп.

3.2. Экономический компонент. При определении экономического компонента важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития в стране, в профессиональных отраслях и социально-экономическая активность отдельных социальных групп, способных поддерживать развитие системы среднего профессионального образования медицинского профиля. На экономический компонент самое непосредственное влияние оказывает организационно-правовой статус медицинского колледжа: самостоятельное юридическое лицо со всеми вытекающими возможностями развития; филиал в составе юридического лица с ограниченными возможности развития; медицинский колледж – структурное подразделение высшего образовательного учреждения, имеющего другую профильность и подчинение на федеральном уровне, что тоже может приводить к определенным профессиональным противоречиям.

На состояние экономического компонента в значительной степени влияют государственный заказ на подготовку специалистов и финансирование из соответствующего бюджета, поэтому этот компонент можно рассматривать как одну из основных стратегий развития медицинского колледжа. Действующее законодательство в сфере образования позволяет осуществлять подготовку специалистов с полным возмещением затрат. Однако, учитывая практику системы среднего профессионального образования медицинского профиля, платежеспособность контингента, поступающего на медицинские специальности среднего профессионального медицинского образования, а также практическую деятельность медицинского колледжа в этой сфере, можно сделать вывод о том, что это деятельность имеет много неопределенностей и переменных, обусловленных финансовой и правовой грамотностью населения.

4. Организационный компонент развития – это управление образовательным пространством медицинского колледжа с позиции принципа развития на основе действующего законодательства и разработанной модели с учетом социально-экономических проблем в современном обществе и здравоохранении в целях обеспечения профессиональной подготовки специалистов, ориентированных на постоянное совершенствование собственных знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения высокого качества при оказании медицинской помощи и решения кадровых вопросов по укомплектованию системы здравоохранения специалистами со средним профессиональным образованием [10, 11].

5. Содержательный компонент развития – это разработка, апробация и внедрение технологии безопасности образовательной среды и индивидуализация профессиональной подготовки медицинских работников в системе среднего профессионального образования. Предложенная технология включает в себя следующие основные направления:

- формирование индивидуальных траекторий профессиональной подготовки студентов, гарантирующих формирование субъектности самоактуализации в учебной и профессиональной среде;

- формирование условий для ценностно-смысловой регуляции организации студентами условий безопасности жизнедеятельности;

- формирование условий для развития психолого-педагогического потенциала работников медицинского колледжа в условиях обеспечения безопасности образовательной среды.

6. Мониторинг процесса как компонент развития деятельности медицинского колледжа направлен на поддержание и исследование следующих управленческих процессов:

- определение оценки и удовлетворенности работодателей профессиональной подготовкой выпускников медицинского колледжа и уровнем выраженности их мотивации на качественную медицинскую деятельность;

- исследование на основе принципа развития организационно-педагогического обеспечения деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях;

- проведение диагностики уровня сформированности профессионально значимых компетенций у выпускников медицинского колледжа в условиях внедрения инновационной технологии безопасности образовательной среды и индивидуализация профессиональной подготовки медицинских работников в системе среднего профессионального образования.

7. Критериально-оценочный компонент развития включает в себя показатели и критерии оценки реализации модели организационно-педагогического обеспечения развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях.

7.1. Показатель 1 – готовность медицинского колледжа к деятельности в режиме развития (критерии: принятие управленческого решения о деятельности в режиме развития; программы развития медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях; готовность преподавателей к работе в режиме развития).

7.2. Показатель 2 – определение социально-экономических условий, оказывающих влияние на развитие деятельности медицинского колледжа (критерии: оценка внешних и внутренних социальных условий влияния на режим развития в деятельности медицинского колледжа; оценка влияния внешних и внутренних экономических условий на режим развития в деятельности медицинского колледжа).

7.3. Показатель 3 – управление образовательным пространством медицинского колледжа с позиции принципа развития (критерии: корректировка содержания образования на основе действующего законодательства; оценка развития мотивации и готовности выпускников к осуществлению профессиональной медицинской деятельности в разных организациях медицинского профиля).

7.4. Показатель 4 – эффективность реализации технологии безопасности образовательной среды и индивидуализация профессиональной подготовки медицинских работников в системе среднего профессионального образования (критерии: профессиональная направленность личности на работу с пациентами разных социальных групп; теоретическая готовность выпускника к реализации профессиональных задач; практическая готовность выпускника к решению профессиональных задач; коммуникативные качества личности выпускника; готовность выпускника к саморазвитию и продолжению получения непрерывного профессионального образования).

8. Компонент оценки развития организационно-педагогической деятельности колледжа. В этом компоненте на основе критического анализа происходит оценка эффективности организационного и педагогического обеспечения модели развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях на основе полученных результатов исследования в соответствии с разработанными показателями и критериями мониторингового и критериально-оценочного компонентов.

Заключение. С помощью метода теоретического анализа предложено определение понятия «развитие деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях», включающего в себя организационный и педагогический аспекты, дано теоретико-правовое обоснование необходимости разработки модели развития деятельности медицинского колледжа, реализующего новую технологию безопасности образовательной среды и индивидуализацию профессиональной подготовки медицинских работников в системе среднего профессионального образования.

В целях выявления коммуникационных и образовательных взаимодействий в образовательном пространстве был применен метод педагогического наблюдения, что позволило своевременно и эмпирически обоснованно внести изменения в соответствующие компоненты модели, а метод обобщения дал возможность проанализировать педагогическую практику медицинского колледжа с позиции развития.