Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF VOLITIONAL QUALITIES OF ADOLESCENTS (BY THE EXAMPLE OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS)

Filipchenko S.N. 1 Matorin D.O. 2
1 Saratov State University
2 Saratov military the red banner order of Zhukov Institute of the national guard of the Russian Federation
The article deals with the problem of the development of volitional qualities of adolescents in the conditions of the educational process of educational organizations. The relevance of the problem under consideration is indicated, which consists in the need for modern adolescents to have a high level of development of volitional qualities. The main volitional qualities «purposefulness», «restraint», «decisiveness», «initiative», «perseverance» are singled out, their brief description is given. Means, forms, general pedagogical (verbal, visual) and specific methods, as well as forms (classroom, extracurricular) used in the course of the educational process with adolescents, aimed at developing their volitional qualities, are presented and described. The main activities carried out with adolescents in the process of classroom and extracurricular forms of education, aimed at developing arbitrary personality traits, are specified. The interconnection of the complex use of all available means, methods and forms of the educational process in the development of volitional qualities is determined. In order to achieve the necessary results in increasing the levels of manifestations of volitional qualities of adolescents, the pedagogical conditions for organizing the educational process are indicated, namely: the preparedness of the teacher (teacher); systematic implementation of classroom and extracurricular forms of education; use of a personality-oriented and individual approach to students; the use of the widest possible range of general pedagogical and specific methods during the lesson.
adolescent
volitional qualities
methods
educational process
means
forms of education

В современных условиях геополитических изменений на фоне подмены западными государствами нравственных ценностей детям подросткового возраста, обучающимся в общеобразовательных организациях, необходимо иметь духовно-нравственные ориентиры, олицетворяющие социально-нравственные ценности российского общества. В условиях ведения бескомпромиссной информационной войны в популярных электронных приложениях и социальных сетях подросткам, проводящим значительное время в сети Internet, часто необходимо пренебрегать личными предпочтениями и амбициями в данных неблагоприятных обстоятельствах относительно морально-нравственных принципов и позиций, не поддаваясь информационным провокациям.

В данных обстоятельствах на определяющее место выдвигается первоочередная востребованность в целостно-организованном учебно-воспитательном процессе общеобразовательных организаций, который направлен на гармоничное развитие личности подростка относительно физического, интеллектуального и морально-волевого совершенствования.

Подростковый возраст на фоне импульсивного, часто несдержанного поведения личности ребенка является наиболее сензитивным к его разностороннему развитию. В большей степени на гармоничное развитие личности подростка влияет целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс, позволяющий посредством развития необходимого набора волевых качеств личности ребенка полноценно осуществлять свою учебную деятельность и выполнять поставленные перед собой задачи.

Цель исследования: определить основные методы, формы и условия развития волевых качеств подростков в ходе учебно-воспитательного процесса образовательных организаций.

Объект исследования: развитие волевых качеств подростков.

Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной организации.

Материалы и методы исследования

В процессе подготовки научной статьи использовались теоретические методы исследования, способствующие осуществлению анализа научных исследований и трудов, описывающих основы развития волевых качеств у школьников подросткового возраста в ходе учебно-воспитательного процесса образовательных организаций. На основании соотношения результатов экспериментальных исследований проблемы развития волевых качеств подростков выделены универсальные педагогические условия эффективного использования средств учебно-воспитательного процесса образовательных организаций по решению обозначенной проблемы. Сравнительный анализ научной литературы позволил выделить и дать характеристику основным определяющим подростковый возраст волевым качествам и педагогическим условиям, способствующим их развитию.

Результаты исследования и их обсуждение

Учебно-воспитательный процесс образовательных организаций представляет собой универсальную структуру средств, методов, форм, педагогических условий, способствующих при акцентированной и упорядоченной их организации развитию необходимых для полноценного осуществления деятельности обучаемых определенного набора волевых качеств.

Проблема развития волевых свойств личности – проблема, имеющая как психологическую, так и педагогическую направленность. Волевые качества являются предметом исследования общей психологии, однако специфика их развития у конкретного человека или группы людей в специально созданных для этого процесса условиях относится к педагогической проблеме.

На основе анализа трудов отечественных психологов (А.Ф. Лазурского, В.И.Селиванова, Н.Д. Левитова, А.И. Высоцкого, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина) представим набор и приведем краткую характеристику определяющих деятельность каждого ребенка подросткового возраста волевых качеств. Выдержка – это способность удерживаться от импульсивных действий в эмоционально напряженной обстановке. Решительность – это умение принимать и относительно быстро, а также четко реализовывать единственно правильное в конкретных обстоятельствах решение. Настойчивость – это способность к преодолению внутренних, внешних препятствий и преград в целях выполнения ранее поставленной или обозначенной задачи. Инициативность – это умение правильно относительно нравственной позиции ставить общественно значимые цели и впоследствии достигать их вопреки обстоятельствам субъективного и объективного характера. Целеустремленность – это способность контролировать свои действия в любых условиях и при различных обстоятельствах, всегда достигая поставленной цели.

Современный учебный процесс детей подросткового возраста заключается в активном использовании урочных и внеурочных форм обучения, что, в свою очередь, предоставляет достаточно широкие возможности для разностороннего формирования личности школьника и развития у него определяющих подростковый возраст волевых качеств [1, с. 12].

Урочная форма обучения состоит в проведении учебных занятий по различным дисциплинам, входящим в учебную программу, среди которых: русский язык, алгебра, литература, геометрия, астрономия, география, физическая культура и т.д. Все используемые учебные дисциплины в рамках проблемы развития волевых качеств подростков при правильной и специальной их организации имеют широкие возможности. В этом контексте требуется направить ребенка в русло необходимой деятельности, регулярно ставя перед ним основную цель дальней перспективы и цели ближней перспективы с условием поэтапного достижения основной цели. Данное условие в рамках урочной работы, имеющей специфику подросткового возраста, действенно только в том случае, если ребенок видит реальные результаты своей ежедневной деятельности, что, в свою очередь, на произвольном уровне своей деятельности заставляет регулярно проявлять инициативность, целеустремленность и выдержку [2, с. 67].

Целенаправленное и акцентированное использование общепедагогических методов в ходе урочной формы обучения также является необходимым условием развития волевых качеств у школьников подросткового возраста в ходе учебно-воспитательного процесса [3, с. 316]. Широко используемыми в общеобразовательных организациях являются словесный (или вербальный) метод, а также метод наглядного воздействия. Словесный метод в рамках развития волевых качеств в процессе проведения учебных занятий по различным дисциплинам позволяет акцентированно воздействовать на личность подростка путем правильного объяснения учебного материала и необходимости в стремлении к самосовершенствованию в конкретной учебной дисциплине, а также путем объяснения и научения способам достижения такой цели.

В решении проблемы развития волевых качеств подростков во всех без исключения учебных дисциплинах широко и результативно используется общепедагогический метод наглядности, особенно значимым в развитии волевых качеств у детей подросткового возраста он представляется в ходе изучения учебной дисциплины «Физическая культура». Необходимо отметить, что средства физической культуры применяются в ходе как урочной, так и внеурочной (внеклассной) форм обучения. К средствам физической культуры в теории и методике физического воспитания В.С. Кузнецов и Ж.К. Холодов относят: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические правила и нормы.

Характеризуя каждое из средств физической культуры в ходе учебного процесса образовательных организаций, нужно указать на то, что физические упражнения как средство учебной дисциплины «Физическая культура» представляется основным в рамках урочной формы обучения с подростками и определяется двигательными действиями, направленными на решение общих и специальных задач физического воспитания. Гигиенические правила и нормы как одно из средств физической культуры характеризуется выполнением условий в конкретной общеобразовательной организации в виде распорядка дня, а также во внеурочной деятельности, непосредственно в домашних условиях поддержанием индивидуальной гигиены, а также режима сна и питания. Соблюдение данных условий обусловливает необходимую направленность в занятиях физической культурой в целях развития целеустремленности при выполнении запланированных действий, настойчивости в поддержании системности и регулярности своих действий.

Оздоровительные силы природы конкретизируются разнообразными природными модификаторами (условия окружающей среды) и в комплексе с физическими упражнениями решают задачи по закаливанию организма подростков, способствуя становлению эмоциональной устойчивости к негативным факторам окружающей среды, что влияет на развитие настойчивости в преодолении отрицательных эмоций при нежелании противостоять погодным условиям, осуществляя необходимую деятельность.

Таким образом, обращаясь к необходимости применения в данных условиях и обстоятельствах метода наглядного воздействия в рамках развития волевых качеств подростков в ходе учебно-воспитательного процесса, важно учитывать, что на первые роли выходят личная подготовленность педагога, оказывающего влияние на развитие волевых свойств личности обучаемого, общепринятый девиз «Делай как я». В частности, личный пример результативно влияет на желание ребенка подросткового возраста преодолевать внешние трудности и искусственные препятствия в ходе обучения всем учебным дисциплинам, так как высокий уровень профессионализма учителя в каждой учебной дисциплине вдохновляет подростка на усвоение необходимых знаний, развивая тем самым волевое качество «целеустремленность» во всех действиях.

Особое влияние на развитие волевых качеств «целеустремленность», «инициативность», «выдержка», «решительность» и «настойчивость» у подростков оказывает внеурочная форма обучения в общеобразовательных организациях [4, с. 205]. Данная форма обучения включает туристические походы, участие в спортивных соревнованиях, различных конкурсах, викторинах, научно-практических конференциях. Элемент соревновательности и состязательности в данных мероприятиях способствует у детей подросткового возраста включению механизмов самостимулирования как в процессе самих состязаний или соревнований, подготовки к ним, так и в ходе отборочных туров попадания в команду или сборную. В этом случае происходит повышение уровня проявления целеустремленности в достижении поставленной цели, решительности в своих действиях во время осуществления и принятия ответственных решений, настойчивости в разнохарактерных ситуациях во время подготовки к отборочным состязаниям и в ходе самих соревнований, выдержки в преодолении выражения действий импульсивного характера в ходе борьбы за лидирующие позиции в викторинах, соревнованиях, инициативности в проявлении лидерских качеств в напряженной ситуации экстремального характера.

Также в ходе решения проблемы развития волевых качеств подростков внеурочная форма обучения предоставляет возможность активного использования «Дневников самосовершенствования», содержащих планирование обучаемым того, чего он хотел бы достичь за определенный временной промежуток обучения в образовательной организации по различным категориям, например: успеваемость в конкретной учебной дисциплине, достижение в спортивной секции (выполнение разряда, победа в соревновании), изобретательская работа (конструирование модели, разработка электронной программы), научная деятельность (исследование в какой-либо учебной дисциплине) и т.д. В данный дневник подросток самостоятельно вносит необходимые записи о том, что он запланировал, способы достижения цели и делает отметку о выполнении того или иного мероприятия.

Однако основная цель «Дневника самосовершенствования» не в том, чтобы подросток представлял его к проверке педагогу и родителям, а в том, чтобы ребенок самостоятельно научился планировать необходимые цели для самосовершенствования, достигал их, при необходимости не без участия взрослых, регулярно осуществлял его ведение и систематически вносил необходимые записи по путям достижения запланированного, а также отмечал, как и какие препятствия ему пришлось преодолеть в ходе этого процесса, тем самым неосознанно развивая у себя настойчивость при ведении дневника (иногда в условиях отсутствия свободного времени), выдержку в соблюдении условий систематичности его заполнения на протяжении длительного периода (учебная четверть, учебный год) в зависимости от запланированной и достигаемой им цели.

Исходя из вышесказанного, процесс развития волевой сферы личности подростков протекает взаимообусловлено в ходе урочной и внеурочной форм обучения. Результативность решения этого неоднозначного и многогранного вопроса обеспечивается путем использования педагогических условий, включающих особенности проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Общепринятыми и успешно применяемыми педагогическими условиями по организации учебно-воспитательного процесса с подростками по развитию и повышению уровней проявления волевых качеств «решительность», «инициативность», «настойчивость», «выдержка», «целеустремленность» являются следующие.

1. Подготовленность педагога (учителя). Личная профессиональная подготовленность учителя как специалиста и наличие у него необходимого уровня развитости волевых проявлений личности имеют решающее значение в развитии у самих обучаемых (подростков) волевых качеств. В этом контексте главенствующую позицию занимает утверждение многих исследователей волевой сферы личности человека в ее педагогическом направлении, заключающееся в том, что только при наличии развитой системы волевых качеств у преподавателя представляется возможным и их развитие у обучаемых [5, с. 86] .

2. Систематическое проведение урочной и внеурочной форм обучения. Все формы обучения при правильно организованном и систематическом их использовании способствуют развитию волевых качеств у подростков, так как разнообразие в проводимых мероприятиях позволяет подростку реализовать и проявить себя в различных видах деятельности, а соответственно проявлять (тем самым развивая) определяющие различные виды деятельности в этом возрасте волевые качества, что исключает эффект «психического пресыщения», а в дальнейшем и нежелание ими заниматься.

3. Использование личностно-ориентированного и индивидуального подхода к обучающимся. Группа обучающихся на учебном занятии (класс) имеет свою особенность, заключающуюся в разном уровне подготовленности и индивидуальных психологических характеристиках, следовательно, от педагога требуется построение такого учебно-воспитательного процесса, который бы позволил с учетом этих особенностей получать должный и необходимый относительно целей учебного занятия результат, способствующий стремлению каждого обучаемого к выполнению указанного задания путем проявления для достижения этой цели целеустремленности, настойчивости, решительности [6, с. 73].

4.Комплексное использование средств физической культуры. Физические упражнения являются основным средством учебной дисциплины «Физическая культура», однако только в ходе целенаправленного и научно обоснованного их использования как основного средства в совокупности с оздоровительными силами природы (экстремальными модификаторами окружающей среды), где в процессе выполнения различных физических упражнений преодолеваются внутренние противоречия в различных, в том числе неблагоприятных погодных условиях, а также при соблюдении вопреки «личным нежеланиям» в некоторых обстоятельствах режима сна, питания и личной гигиены, возможно развитие целеустремленности, решительности, настойчивости.

5. Применение максимально широкого спектра общепедагогических и специфических методов в ходе занятия. Комплексное использование общепедагогических методов и специфических методов физической культуры на учебных занятиях открывает большой потенциал использования всех учебных дисциплин в рамках развития волевых качеств в ходе как урочной, так и внеурочной форм обучения, требуя от обучаемого максимальной мобилизации всех личностных и физических качеств, что способствует развитию настойчивости, выдержки, целеустремленности, решительности [7, с. 134].

Заключение

Таким образом, акцентированно и целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях раскрывает широкие возможности в развитии волевых качеств у подростков, а комплексное использование всех форм обучения, общепедагогических и специфических методов физической культуры наряду с соблюдением необходимых педагогических условий способствует повышению уровня проявления целеустремленности, выдержки, настойчивости, решительности и инициативности как определяющих подростковый возраст произвольных личностных проявлений.