Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL, METHODOLOGICAL AND TECHNOLOGICAL ASPECTS OF DESIGNING A SUPPLEMENTARY EDUCATIONAL PROGRAM FOR GIFTED CHILDREN SUPPORT (EDUCATIONAL FIELD “LINGUISTICS”)

Khilchenko T.V. 1
1 Shadrinsk State Pedagogical University
The article reveals theoretical, methodological and technological aspects of designing a supplementary educational program of linguistically gifted children. The undertaken content analysis of key concepts of the research within the scientific discourse on the problems of giftedness and linguistic giftedness allowed the author to prove the necessity of solving the problem of linguistically gifted children support as it meets the social demand. The article is aimed at summarizing the theoretical foundations for designing the supplementary educational program, describing the functions and contents of the components of the educational program of gifted children support (educational field “Linguistics”) for implementation in the sphere of supplementary education with the cooperation of Shadrinsk State Pedagogical University and “Sozvezdie”educational centre of gifted children and youth (Kurgan region). The designed educational program of linguistically gifted children support includes a goal-setting component, a content organizational component and a technological component. A goal-setting component of the educational program performs the goal setting and cognitive-modelling functions; a content organizational component performs the educational function which lies in creating conditions for acquiring knowledge and skills within the educational field “Linguistics” and algorithm for solving linguistic tasks by students; a technological component realizes the function of management and contains the methodological tools for linguistically gifted children support. The article is intended for employees of the supplementary education system, FL teachers. The study was carried out with the financial support of research work in priority areas of activity of the partner universities of SUSU and SHPU in 2023 on the topic “Methodological tools for supporting gifted children (educational field “Linguistics”) (No. 16-344 dated May 26, 2023).
linguistic giftedness
organizational and methodological support
educational program
supplementary educational program
linguistics
foreign language

Масштабные реформы, происходящие в системе образования Российской Федерации, затрагивают различные аспекты обязательного школьного и дополнительного образования, что должно обеспечить воспроизводство интеллектуальной элиты российского общества. Актуальные вопросы, связанные с работой с одаренными детьми, проявляющими неординарные способности в абсолютно разных сферах, раскрываются как в отечественных научных исследованиях (Я.П. Атласова, З.С. Ахматьянова, Н.С. Белобородова, Д.Б.Богоявленская, В.Н. Дружинин, О.Н. Игна, В.И. Панов, М.В. Румянцева, В.В.Сальникова, В.Д. Шадриков, Е.И. Шкабара, Л.Н. Щербатых и др.), так и в трудах зарубежных учёных (Р. Амтхауэр, Д. Векслер, Дж. Миллер, Дж. Равен, С. Райс, Дж.Рензулли, Э. Торренс, В. Штерн и др.) и отражаются в нормативно-правовых документах Российской Федерации («Комплекс мер по реализации “Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов”». Утвержден Зам. Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец 26 мая 2012 г. № 2405п-П8; Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года»). Прорывом в определении стратегических ориентиров решения многих концептуальных вопросов, связанных с одаренными детьми, является создание рабочей концепции «Одарённые дети» в 2003 г. в рамках целевой федеральной программы «Дети России» [1]. В Российской Федерации создаются и реализуются федеральные и региональные проекты «Успех каждого ребенка», оборудуются детские технопарки «Кванториум», организуются центры дополнительного образования, летние языковые школы, проводятся лингвистические олимпиады, театральные фестивали на иностранном языке, ориентированные на старшеклассников научно-практические конференции и семинары, преследующие своими ключевыми целями своевременное выявление, необходимую и достаточную поддержку, сопровождение и развитие одаренных детей.

Однако определенный круг проблем, имеющих непосредственное отношение к выявлению и сопровождению одарённых детей как в рамках образовательного пространства школы, так и в структуре дополнительного образования, остается недостаточно исследован. Невозможно отрицать необходимость детального и последовательного изучения специфики организационно-методической работы с детьми, обладающими высоким уровнем способностей к изучению иностранных языков в условиях дополнительного образования, разработки дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения лингвистически одаренных детей и методического инструментария их сопровождения (содержания, организационных форм и методов, наиболее эффективных образовательных технологий и др.).

Цель исследования - обобщение теоретических основ проектирования дополнительной общеобразовательной программы, описания функций и наполнения компонентов общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») в учреждениях дополнительного образования при сотрудничестве Шадринского государственного педагогического университета и образовательного центра одаренных детей и молодежи «Созвездие» Курганской области (пос. Чумляк, Курганская область).

Материал и методология исследования

Лингвистическая одаренность относится к «одному из видов специальной одаренности» [2, с. 116] и представляет собой, согласно М.В. Румянцевой, «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка» [3, с.9]. Л.Н. Щербатых интерпретирует лингвистическую одаренность как «совокупность академических и специальных иноязычных способностей, представляющих собой индивидуально-психологические особенности личности учащегося, обеспечивающие в конечном счете эффективность усвоения иностранного языка как учебного предмета и успешность в овладении коммуникативными иноязычными компетенциями» [4, с. 37]. Лингвистически одаренные дети обладают неординарными способностями к языкам, среди которых О.Н. Игна выделяет: «способности к иностранным языкам, обеспечивающие овладение языковыми аспектами (фонетика, грамматика, лексика) и видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование); когнитивные способности, которые по-разному соотносятся с аспектами языка (это объясняет наблюдаемую при изучении иностранного языка асимметрию успешности овладения тем или иным аспектом языка или видом речевой деятельности); языковые способности, которые являются специфическим психофизиологическим механизмом, формирующимся на основе нейрофизиологических предпосылок; языковые способности, которые определяют готовность к пониманию и производству речи; языковые способности, языковая догадка и чувство языка» [5, с. 110].

Как справедливо отмечает О.Н. Игна, современные подходы к выявлению лингвистической одаренности находят преимущественно психолого-педагогическое, но не методическое обоснование [2, с. 116], поскольку научные статьи учителей иностранных языков, раскрывающие опыт работы с лингвистически одаренными детьми, содержат характеристику отдельных разрозненных видов либо форм работы, большинство из которых не являются «в чистом виде» методическими. Среди основных средств и подходов к развитию способностей к иностранным языкам в школе практики в области иноязычного образования называют индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование элементов интенсивных (альтернативных) методик, применение активных методов обучения (ролевые игры, проекты), творческих и конкурсных форм работы (предметные олимпиады, фестивали, викторины и пр.) [6, с. 243].

Аксиоматичным является тезис о необходимости разработки системы организационно-методического сопровождения одаренных детей наряду с их сопровождением в психолого-педагогическом направлении. Организационно-методическое сопровождение представляется авторам как важная часть всей системы работы образовательной организации по выявлению, поддержке и развитию способностей лингвистически одарённых детей посредством интеграции особых организационных форм работы и соответствующего методического инструментария.

Организационно-методическое сопровождение лингвистически одарённых детей в условиях общеобразовательных школ традиционно включает следующие формы работы:

1) классные (нестандартные формы урока, эвристические задания, лингвистические задачи проблемного характера, задания на развитие критического, дивергентного мышления, задания на развитие умений самостоятельной поисковой и речемыслительной деятельности и т.д.);

2) внеклассные (олимпиады различного уровня, конкурсы сочинений, чтецов, переводов и т.п., фестивали, языковые лагеря, профильные смены и классы, творческие мастерские, кружки, научные конференции, интеллектуальные марафоны, недели иностранных языков, проектная деятельность (разработка и презентация исследовательских и практико-ориентированных проектов) и т.д.).

В системе дополнительного образования это могут быть языковые смены, мастер-классы, мастерские, олимпиадные интенсивы, тренинги по решению лингвистических задач. Упомянутые выше формы работы могут быть максимально эффективными в условиях языкового лагеря, т.к. обеспечат создание «языковой среды» в течение всего периода работы с помощью различных методов, приемов и видов деятельности. Возможность лингвистически одарённых детей учиться и отдыхать друг с другом будет существенно стимулировать раскрытие их талантов и развитие когнитивных и языковых способностей. Кроме того, после окончания смены в языковом лагере процесс сопровождения и дальнейшее развитие лингвистической одарённости каждого обучающегося будет осуществляться посредством дистанционных технологий по индивидуальной траектории.

В силу своей мобильности система дополнительного образования первой отвечает на «вызовы» современности и педагогические трансформации, что особенно актуально в работе с детьми, обладающими неординарными лингвистическими способностями. Образовательный центр «Сириус», созданный Образовательным фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина и нацеленный на раннее выявление, развитие и дальнейшую профессиональную поддержку одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в различных областях (сайт образовательного центра «Сириус» https://sochisirius.ru/o-siriuse/obschaja-informatsija), предлагает одаренным (талантливым) школьникам в том числе и образовательную программу «Лингвистика», которая «ориентирована на развитие лингвистических и творческих способностей учащихся и включает в себя следующие части: теоретическую лингвистику с упором на изучение типологического разнообразия языков мира и решение олимпиадных задач, проектную и учебно-исследовательскую работу учащихся, популярные лекции ведущих ученых по лингвистике и смежным наукам» [7].

С учетом существующего положительного опыта в направлении работы с лингвистически одаренными детьми автором сделана попытка описать в статье теоретико-методологические и технологические аспекты проектирования общеобразовательной программы для сопровождения обучающихся, обладающих неординарными способностями к иностранным языкам.

Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» предписывает производить обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения на основе программного подхода, который включает методы целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований [8].

Не подвергается сомнению положение о том, что качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации напрямую зависит от качества наполнения содержания образовательной программы.

Согласно Федеральному закону №273 (гл. 1 ст.2 п.9) образовательную программу следует трактовать как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации» [9].

Дополнительная общеобразовательная программа для сопровождения одаренных детей (общеобразовательная область «Лингвистика»), на взгляд автора, является нормативно-управленческим и инструктивно-методическим документом, представляющим собой описание целей, планируемых результатов, объема обучения, определяющий содержание организационно-методического сопровождения лингвистически одаренных детей, реализуемого посредством методического инструментария (организационных форм работы, методов, приемов, средств, образовательных технологий) и имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом. Такая программа должна стать системообразующим элементом сопровождения лингвистически одаренных детей.

В ходе проведенного исследования использовались следующие методы согласно поставленным задачам исследования:

- проведение контент-анализа ключевых понятий исследования - «одаренность», «лингвистическая одаренность», «организационно-методическое сопровождение» - потребовало применения следующих методов исследования: анализ и синтез, понятийно-терминологический анализ;

- проектирование дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (общеобразовательная область «Лингвистика»), которая является нормативно-управленческим и инструктивно-методическим документом, представляющим собой описание целей, планируемых результатов, объема обучения, определяющим содержание организационно-методического сопровождения лингвистически одаренных детей, реализуемого посредством методического инструментария, потребовало использования методов моделирования, системного анализа, метода экспертных оценок, методов целеполагания и проектирования.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе работы над проблемой автором были изучены методические рекомендации, отражающие теоретические подходы и практический материал по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, составленные Э.ИМитиной, методистом РМЦ ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», г. Новосибирск [10]. Цель методических рекомендаций - установление единых подходов к проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ДООП), в том числе разноуровневых и модульных программ [10].

Проектируемая автором дополнительная общеобразовательная программа для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») является инструктивно-методическим документом для педагогов, оказывающих организационно-методическое сопровождение лингвистически одаренных детей во время проведения языковых смен в образовательном центре «Созвездие» (пос. Чумляк, Курганская область), опирается на описанные в методических рекомендациях теоретико-методологические положения и включает следующие компоненты, реализующие соответствующие функции.

Целевой компонент (выполняет целеполагающую и когнитивно-моделирующую функции) содержит обоснование цели сопровождения лингвистически одаренных детей, задач такого сопровождения; описание планируемых образовательных результатов в виде комплекса умений, которые позволят одаренным обучающимся успешно решать лингвистические задачи (в том числе олимпиадные) следующего типа: проблемно-поисковые (аудирование/чтение текста с разным уровнем проникновения в его содержание), лексико-грамматические (внутриязыковое перефразирование, перекрестный выбор, кроссворды, загадки, ребусы), творческие (написание письма или эссе по предложенной теме, рецензии, анализ графика или диаграммы, отчет о прошедшем мероприятии, статья или рассказ с опорой на картинку и обязательным употреблением определенных слов, монолог-сообщение в рамках определенной ситуации), и развивать соответствующие языковые и когнитивные способности как «слагаемые» лингвистической одаренности.

Организационно-содержательный компонент (выполняет образовательную функцию, которая заключается в создании условий для усвоения знаний, навыков и умений в рамках образовательной области «Лингвистика», алгоритма решения лингвистических задач) раскрывает компоненты содержания дополнительного образования одаренных обучающихся (9-11 классов) в рамках образовательной области «Лингвистика»: лингвистического – языковой и речевой материал, комплекс лингвистических задач и кейсов; психологического - совокупность знаний, умений и навыков обучающихся [11, с. 117], которые позволят решать лингвистические задачи и кейсы; методологического – стратегии, памятки, инструкции по решению лингвистических задач и кейсов.

Технологический компонент (выполняет управленческую функцию) включает методический инструментарий – методы, приемы, образовательные технологии по организации сопровождения лингвистически одаренных детей с целью развития их языковых и когнитивных способностей в процессе решения лингвистических задач, практико-ориентированных заданий / кейсов по овладению коммуникативными умениями, способствующими осуществлению сотрудничества по совместному решению поставленной коммуникативной задачи с учетом погружения участников в общий коммуникативный контекст (умение решать проблемы, предлагать конструктивные решения, умение строить прогнозы, умение вести монолог/диалог, дискутировать) [11, с. 117]. Кроме того, технологический компонент включает в себя методические рекомендации для практикующих учителей по организации сопровождения лингвистически одаренных детей.

Что касается структуры дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика»), то, согласно методическим рекомендациям [10], в ней заложены следующие стабильные «структурные компоненты: титульный лист; комплекс основных характеристик программы; комплекс организационно-педагогических условий; список литературы; приложения» [10].

Проект дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») прошел экспертную оценку и успешную апробацию в рамках языковой смены для обучающихся 9-11 классов на базе образовательного центра одаренных детей и молодежи «Созвездие» Курганской области (пос. Чумляк, Курганская область).

Заключение

Ограниченные возможности общеобразовательной школы в сопровождении лингвистически одарённых обучающихся приводят к необходимости обоснования актуальности проектирования дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения лингвистически одарённых обучающихся в учреждениях дополнительного образования – образовательных центрах, а также путем организации вариантов сотрудничества с вузом. Проектирование дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») является необходимым условием качественного организационно-методического сопровождения высокоинтеллектуальных учащихся, обладающих значительным словарным запасом, владеющих умением ставить незаурядные вопросы, классифицировать информацию и широко использовать накопленные знания, демонстрирующих высокий уровень речевой культуры, обладающих возможностью достижения им более высоких результатов в овладении иностранным языком по сравнению с другими обучающимися.