Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROGRAM FOR OVERCOMING PEDAGOGICAL DIFFICULTIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MEDICAL UNIVERSITY TEACHER

Getman N.A. 1 Kotenko E.N. 1 Rusakov V.V. 1 Makarova Ya.S. 1 Sukach L.I. 1
1 Omsk State Medical University
In this article, the authors describe the activities to develop a program to support a university teacher in overcoming pedagogical difficulties, which became the goal of the study. The relevance of solving the problem of overcoming difficulties in the pedagogical activity of a teacher is undoubted. This study is part of a larger study that is being conducted in several departments of the university. The methodological basis of the study is systemic and competency-based approaches. Theoretical methods are used: analysis of scientific and pedagogical literature, systematization, generalization; empirical methods: diagnostic (questionnaires, observation, testing, survey); prognostic (expert assessment). The questionnaire developed by the authors allowed us to state that teachers experience the greatest difficulties in selecting teaching technologies, ways and methods of activating students’ cognitive activity; when organizing practical classes in a research format and when choosing technologies for assessing the achievement of results. Professional difficulties are a factor that prevents a teacher from carrying out his or her activities efficiently; therefore, understanding the causes of difficulties and ways to overcome them is the most important task of teaching practice. The results of the program for overcoming pedagogical difficulties developed by the authors indicate that teachers who experience difficulties in professional and pedagogical activities can overcome these difficulties with the help of scientific, methodological, and information and resource support. This program was implemented for the survey participants, all questions that arose to overcome previously identified difficulties were worked out. The authors argue that the program for overcoming difficulties among medical school teachers is relevant and in demand.
professional pedagogical activity
components of professional pedagogical activity
professional difficulties
diagnosis of professional difficulties
program for overcoming pedagogical difficulties

Педагогическая деятельность является особым видом деятельности. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что научные работники обязаны «…формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности» [1], в едином квалификационном справочнике подчеркивается, что преподаватель, в частности: «…организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные» [2].

Следует отметить, что педагогическая деятельность преподавателя является одной из разновидностей профессиональной. В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых отмечают, что «…профессионально-педагогическая деятельность – это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты» [3, с. 83]. Важными характеристиками профессионально-педагогической деятельности являются совместный характер, направленность «на другого», «для других», она не может быть деятельность «для себя» и требует специального образования. Составляющими педагогической деятельности преподавателя выступают субъектная и объектная составляющие. Субъектная составляющая выражает восполнение и сохранение освоенного уровня профессиональной деятельности, а также умение актуализироваться в изменяющихся условиях внешней среды, объектная составляющая отражает процесс проектирования и осуществления педагогической деятельности [4]. Деятельность преподавателя вуза является внутренним фактором получения студентом качественного образования. Однако современный преподаватель (независимо от стажа его педагогической деятельности) сталкивается со множеством затруднений на своем профессиональном пути в течение всей педагогической деятельности. Ранее были исследованы области профессиональных затруднений [5]. Прежде всего, можно отметить отсутствие интереса обучающихся к процессу обучения, низкий уровень их мотивации и потребности в знаниях, неумение целеполагания, отсутствие навыков взаимодействия с коллегами, слабую методическую подготовку, введение цифровизации образования и т.д.

Цель исследования: разработать программу преодоления профессиональных затруднений в деятельности преподавателя и апробировать ее.

Материалы и методы исследования. В исследовании авторы опирались на деятельностный и компетентностный подходы. Используются теоретические методы: анализ научно-педагогической литературы, систематизация, обобщение; эмпирические методы: диагностические (анкетирование, наблюдение, тестирование, опрос); прогностические (экспертная оценка). Содержание исследования включало в себя разработку анкеты по выявлению педагогических затруднений преподавателей вуза. Вопросы анкеты были определены на основе наблюдений за проведением занятий и опроса преподавателей вуза. Далее была реализована анкета в Google-форме в электронной информационно-образовательной среде портала ОмГМУ, осуществлены сбор и обработка полученных результатов, сформулированы направления программы преодоления педагогических затруднений [6].

Результаты исследования и их обсуждение

Профессионально-педагогическую деятельность (ППД) преподавателя вуза можно представить в различных схемах, однако принципиальное наполнение в них будет перекликаться. Представленная на рисунке мнемосхема отражает компоненты педагогической деятельности и их наполнение.

Сущность ППД

Последовательность действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания

 

 

Содержание ППД

Обучение, воспитание, развитие обучающихся

 

 

Функции ППД

Диагностическая, ориентационно-прогностическая, конструктивно-проектировочная, организационная, информационная, коммуникативная, аналитико-оценочная, исследовательская

 

 

Виды ППД

Преподавательская, воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская, научно-методическая, управленческая, развивающая, профориентационная

Мнемосхема профессионально-педагогической деятельности

Анализ мнемосхемы позволяет определить те проблемные точки в деятельности преподавателя, в которых возникают профессиональные затруднения. Е.В. Перенкова предлагает самоанализ деятельности в качестве важнейшего инструмента преодоления профессиональных затруднений [7, с. 67]. Анализ литературы показал, что у современного преподавателя вуза существует большое количество профессиональных затруднений, однако это не означает, что конкретный преподаватель испытывает весь перечень затруднений – каждый имеет свой личный «набор» затруднений.

Анализ литературы и собственные наблюдения авторов позволили выявить наиболее часто встречающиеся затруднения в педагогической деятельности для преподавателя вуза, а именно затруднения: в обосновании важности преподаваемого предмета; в развитии профессионального интереса у обучающихся к изучаемому предмету; в изложении материала, доступном для студента; сложность соотнесения содержания предмета с профессиональными потребностями врача; организация клинических занятий. Это позволило разработать анкету для выявления спектра профессионально-педагогических затруднений преподавателей вуза. Организованное исследование на кафедрах нормальной и патофизиологии Омского государственного медицинского университета, в котором приняли участие 16 человек (при этом педагогический стаж преподавателя не учитывался), стало начальным этапом более масштабного эксперимента по исследованию профессионально-педагогических затруднений преподавателей вуза, возникающих в период между циклами повышения квалификации по педагогике и психологии.

Вопросы, которые были включены в анкету, касались разнообразных сфер педагогической деятельности преподавателя, в которых чаще всего возникают затруднения. В таблице 1 представлены вопросы анкеты и результаты анкетирования преподавателей.

Таблица 1

Результаты анкетирования выявления педагогических затруднений

№ П/П

Да (%)

Нет (%)

Иногда (затрудняюсь ответить) (%)

1. Испытываете ли Вы затруднения при постановке целей занятия?

43,7

31,3

25

2. Владеете ли Вы инструментарием компетентностно-ориентированных технологий?

37,5

56,3

6.2

3. Представляет ли для Вас трудность организовать дискуссию (мозговой штурм, круглый стол и т.д.) на занятии?

31,2

68,8

0

4. Испытываете ли Вы затруднения при отборе технологий обучения, способов, методов, приемов активизации познавательной деятельности обучающихся?

87,5

12,5

0

5. Испытываете ли Вы затруднения при организации практических занятий в формате исследования?

87,5

12,5

0

6. Испытываете ли Вы затруднения при анализе учебного материала с точки зрения современных достижений науки, движения научного знания?

50

37,5

12,5

7. Испытываете ли Вы затруднения при выборе технологий оценивания достижения результата?

87,5

12,5

0

8. Можете ли Вы аутентично оценить свои «удачи» и «неудачи» на занятии?

25

25

50

9. Испытываете ли Вы затруднения в определении «достоинств» и «недостатков» посещаемых Вами занятий преподавателей кафедры (взаимопосещение)?

25

25

50

Затруднения возникают в педагогической деятельности постоянно, как у молодых преподавателей, так и у преподавателей со стажем.

Для оказания научно-методического сопровождения педагогической деятельности была разработана программа. Любая программа является наглядным примером педагогического проектирования. Она имеет цель, задачи, объект, предмет, условия и результаты. При этом результаты постоянно изменяются и могут определять постановку новой цели, а также послужить основой для проектирования новой программы. В этом и заключается цикличность процесса педагогического проектирования.

И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская предлагают «… 4 этапа проектирования, каждый этап имеет процедуры внутри:

1. Предпроектный (стартовый) этап: исследование (диагностика), проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование проекта, его предварительная социализация;

2. Этап проектирования – реализация проекта: уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта; пошаговое выполнение запланированных проектных действий; коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка);

3. Рефлексивный этап – рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта);

4. Послепроектный этап: апробация, распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности; выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего и т.д.)» [8].

Представим структуру проектирования программы по преодолению профессиональных затруднений преподавателя в педагогической деятельности.

1. Постановка целей, задач, описание актуальности.

2. Разработка содержательной части – программа действий по достижению заданной цели:

а. Обоснование критериев отбора содержания теоретико-практического материала по проблеме преодоления затруднений;

б. Определение соотношения между теоретической и практической частью учебного материала;

в. Тематическое планирование по модулям;

г. Временное распределение (количество часов по данной теме);

д. Поиск наиболее подходящих педагогических технологий;

е. Определение форм организации занятий;

ж. Выбор методов оценки знаний.

3. Экспертиза программы по преодолению затруднений в профессиональной деятельности.

Таким образом, к основным способам преодоления профессиональных затруднений преподавателя можно отнести:

1) составление индивидуального плана коррекции выявленных профессиональных затруднений;

2) организация методической работы и научно-методического сопровождения;

3) выбор преподавателем актуальных тем по проблеме самообразования и контроль над их разработкой;

4) организацию и проведение тренингов по проблемным темам;

5) организацию работы проблемно-творческих групп;

6) создание информационной базы;

7) взаимопосещение занятий, передачу опыта через практическую деятельность;

8) проведение повторной диагностики затруднений преподавателя.

Основной формой взаимодействия в процессе реализации программы был диалог, который позволял преодолевать выявленные проблемы. Реализация консультативной и информационной деятельности преподавателей кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования ОмГМУ и учебных доцентов кафедр, участвующих в исследовании, способствовала разрешению основных педагогических затруднений. В таблице 2 представлены некоторые компоненты программы по преодолению профессиональных затруднений в деятельности преподавателя вуза.

Таблица 2

Паспорт программы по преодолению профессиональных затруднений в деятельности преподавателя

Анализ ситуации

Развитие и совершенствование педагогического потенциала преподавателя является важной задачей для каждой организации образования. Все позитивные изменения в системе высшего образования невозможны без повышения уровня педагогической и профессиональной компетентности преподавателя, его мотивации. Поэтому необходимо постоянно развивать мастерство преподавателя, творческий и креативный стиль мышления, стимулировать самосовершенствование, сопровождать овладение новыми методиками и технологиями, способствовать их использованию в профессионально-педагогической деятельности

 

Назначение программы

Определить направления работы по профессиональному развитию и преодолению профессиональных затруднений; определить и обновить содержание методического сопровождения преподавателя с учетом потребностей педагогического коллектива конкретной кафедры

Цели программы

Преодоление профессиональных затруднений в деятельности преподавателя

Задачи программы

Выявить профессиональные затруднения; организовать эффективную, диагностическую и коррекционную работу; обеспечить активное участие преподавателя в системе преодоления профессиональных затруднений, возникающих в профессиональной деятельности

Управление реализацией программы

Организация и выполнение Программы и контроль хода ее реализации осуществляются руководством кафедры совместно с представителями кафедры педагогики и психологии ДПО ОМГМУ

Ожидаемые результаты:

 

- решение проблемы профессиональных затруднений в деятельности преподавателя посредством реализации программы;

- повышение качества образовательного процесса;

- повышение конкурентоспособности вуза

Участники программы

Заведующие кафедрами, учебные доценты, методист кафедры педагогики и психологии ДПО, преподаватели кафедр

Формат реализации программы

Дистанционный (с использование образовательного портала ОмГМУ)

Формы организации

Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная

Ресурсное обеспечение

- материально-технические ресурсы (Интернет, образовательный портал, научно-методические разработки и т.д.);

- кадровые:

заведующие кафедрами – общее руководство программой;

учебные доценты – разработка и утверждение необходимой нормативно-правовой базы; методическая помощь преподавателям по самообразованию, рассылка положений о проводимых мероприятиях, разработка Положений конкурсов методического мастерства и их проведение, руководство инновационной деятельностью;

- медиаресурсы (сайт ОмГМУ, пресс-служба ОмГМУ)

Выводы. В рамках реализации программы каждый преподаватель получил актуальную именно для него психолого-педагогическую информацию: необходимую для построения педагогического процесса в соответствии с требованиями кафедры и вуза; для самообразования; для подготовки к конкурсу методического мастерства; для инновационной деятельности [9]. Межкафедральное взаимодействие (совместные заседания проблемно-творческих групп) позволило обеспечить обмен опытом по вопросам использования компетентностно-ориентированных образовательных технологий, выбора способов оценивания учебных результатов обучающихся, организации практических занятий в формате исследования и т.д. По итогам реализации программы с преподавателями кафедр было проведено собеседование, которое показало, что большая часть преподавателей (87,5%) повысили свой уровень владения компетентностно-ориентированными технологиями, не испытывают затруднений при отборе технологий, анализе учебного материала и выборе технологий оценивания учебных результатов (68,8%). Практика реализации данной программы показала, что преподаватели получили опыт решения своих педагогических затруднений, возросла их потребность в новой актуальной педагогической информации, они смогли принимать мнение коллег, методистов, учебных доцентов. Это подтверждает эффективность программы и дает определенные перспективы ее использования на других кафедрах вуза.