Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF A STUDENT'S PEDAGOGICAL CULTURE, THE FUTURE TEACH-ER OF PHYSICAL EDUCATION

Elagina V.S. 1 Mikhaylova T.A. 1 Chernaya E.V. 1 Kravtsova L.M. 1 Gladkaya E.S. 1
1 South-Ural State Humanitarian Pedagogical University
The urgency of the problem of the formation of the pedagogical culture of a physical education teacher is currently due to the increased requirements for his professional training. The personal pedagogical culture of a teacher is one of the main prerequisites for successful pedagogical activity at school. Pedagogical culture is considered by many teachers as the basis of professionalism and pedagogical skill, on the level of formation of which the success of pedagogical activity depends. The purpose of the work is to analyze various approaches to determining the essence and content of the concept of "pedagogical culture", its structure and ways of formation among students, future teachers of physical culture. The study used a system of interrelated theoretical (analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem, systematization and generalization) and empirical (observation, conversations, generalization of pedagogical experience) methods. The authors of the article consider the pedagogical culture of a physical education teacher as an important component of the general culture, as an integrative quality of the teacher's personality, a condition for the success of his professional pedagogical activity, an indicator of the level of his pedagogical competence, a focus on personal and professional self-perfection. The article describes the content characteristics of the structural components of pedagogical culture, to which the authors attributed axiological, cognitive, technological and personal components. The formation of the pedagogical culture of students is carried out in the process of their professional and pedagogical training at the university and requires the student to exert intellectual and emotional-volitional forces. The article describes three interrelated directions, the implementation of which ensures a high level of formation of the pedagogical culture of graduates of a pedagogical university.
pedagogical training of a physical education teacher
pedagogical culture
formation of pedagogical culture

На современном этапе развития общества и образования физическая культура, как составляющая общей культуры человека, приобретает особую значимость, так как оказывает влияние на развитие физических и нравственных качеств личности, мотивации к самосовершенствованию, формирование потребности в здоровом образе жизни, в сохранении и укреплении здоровья. Благодаря физической культуре человек легко адаптируется к окружающей природной и социальной среде.

Необходимость организации физического воспитания на всех уровнях образования признается всеми: обществом, педагогическим сообществом, родителями и обучающимися. В связи с этим возрастают требования к профессиональной подготовке и уровню педагогической культуры учителя физической культуры, миссия которого заключается «в воспитании личности обучающегося, создании культуры последующих поколений» [1, с. 12].

Высокий уровень педагогической культуры учителя физической культуры характеризует его как личность, обладающую необходимыми для педагогической деятельности качествами (педагогическая направленность, профессиональная эрудиция, интеллектуальные и нравственные качества, педагогические чувства и педагогический такт, оптимизм) и профессионально-педагогическими знаниями, навыками и компетенциями, способную творчески решать педагогические задачи, добивающуюся высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Активное овладение педагогической культурой начинается в период профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физической культуры. Специально организованный, целенаправленный образовательный процесс вуза, общение с преподавателями, тренерами, однокурсниками, самостоятельная работа студентов по усвоению содержания учебного материала, воспитание личностных качеств, участие в научной, спортивной и общественной жизни вуза – все это, безусловно, способствует становлению и развитию учителя-профессионала, учителя-мастера.

Целью исследования является анализ различных подходов к определению сущности и содержания понятия «педагогическая культура», ее структуры и путей формирования у студентов - будущих учителей физической культуры.

Материалы и методы исследования. В исследовании использовалась система взаимосвязанных теоретических (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение) и эмпирических (наблюдение, беседа, обобщение педагогического опыта) методов.

Результаты исследования и их обсуждение. Педагогическая культура - одна из важнейших сущностных характеристик личности современного учителя, его педагогической деятельности, в которой аккумулируются духовные и материальные ценности воспитания и обучения, накопленные в многовековой истории становления и развития зарубежной и отечественной педагогической мысли.

В процессе формирования педагогической культуры происходит овладение студентами системой общечеловеческих и педагогических ценностей, педагогическими знаниями и умениями, нормами профессионально-педагогического поведения и правилами педагогической этики. Учителя, обладающего высоким уровнем педагогической культуры, отличают развитое педагогическое мышление и сознание, склонность к творчеству, эмпатия и толерантность, эрудиция, стремление к непрерывному самосовершенствованию.

Проблеме формирования педагогической культуры, определения ее сущности и системообразующих компонентов структуры, теоретико-методологических оснований и особенностей развития посвящены работы отечественных исследователей В.Л. Бенина, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенина, Л.Д. Столяренко и др.

В педагогической науке существуют различные подходы к определению понятия «педагогическая культура». Так, по мнению Б.Н. Ауезова, педагогическая культура является одним из элементов общей культуры, а также характеризует культуру конкретного педагога [2, с. 3]. В своей работе он выделяет два вида педагогической культуры: творческую культуру, отражающую состояние культуры педагогической деятельности в обществе, и индивидуальную культуру, отличающуюся приобретенным опытом субъекта педагогической деятельности, индивидуальными свойства личности, характером, особенностями профессиональной деятельности и общения.

Изучая соотношение педагогической культуры с общей культурой, Р.А. Сарваров предлагает свою интерпретацию феномена «педагогическая культура», определяя ее как «разновидность профессиональной субкультуры, являющейся атрибутом всех образовательных элементов (образовательной среды, обучающегося и учителя), для которой характерны такие принципы, нормы, стили, символы, образцы и правила поведения, которые в совокупности отражают отношение учителя к обучающемуся, процессу его образования, смыслам, целям, методам, формам и средствам достижения результата, а также к результатам собственной деятельности» [3, с. 151].

Т.А. Иваненко справедливо считает, что педагогическая культура связана с педагогическим мастерством, которое рассматривается как результат многолетнего педагогического опыта, творческого саморазвития личности учителя [1]. Учитель-мастер способен преобразовывать уроки физической культуры в увлекательный образовательный процесс, который развивает познавательный интерес, активизирует деятельность, пробуждает желание заниматься спортом, получать высокие результаты. Педагогическое мастерство учителя проявляется в способности творчески подходить к решению учебно-воспитательных задач в процессе обучения и воспитания обучающихся, во владении педагогическими знаниями и навыками, умениями использовать в образовательном процессе современные педагогические технологии.

Педагогическое мастерство М.Д. Айдарова рассматривает как искусство обучения и воспитания, как совокупность качеств, имеющихся у каждого педагога, требующих постоянного совершенствования, как профессиональную способность направлять все виды учебно-воспитательной деятельности на всестороннее развитие обучающегося, его мировоззрения и способностей [4].

В своем исследовании педагогическую культуру учителя физической культуры авторы рассматривают как важную составляющую общей культуры, как интегративное качество личности педагога, условие успешности его профессионально-педагогической деятельности, показатель уровня его педагогической компетентности, направленность на личностное и профессионально совершенствование.

Как справедливо отмечает в своем исследовании Л.В. Киричек [5], формирование педагогической культуры будет успешным при условии обеспечения у студентов потребности в её развитии. С этой целью формирование педагогической культуры студента целесообразно осуществлять в условиях образовательной среды, ценностями которой являются уважение личной культуры всех обучающихся, принятие их поведения и стиля взаимоотношений, требовательность к себе и другим членам коллектива. Образовательная среда, направленная на формирование педагогической культуры студента, должна быть насыщена научными, культурными, этическими ценностями, что позволяет развивать духовно-нравственные качества личности будущего учителя.

Результаты исследования и их обсуждение. Педагогическую культуру следует рассматривать как целостную педагогическую систему, включающую совокупность структурных компонентов, приобретающих свойство целого, не сводимого к свойствам отдельного компонента, функционально связанных друг с другом. Существуют различные подходы к определению структурных компонентов педагогической культуры.

Так, Р.А. Сарваров предлагает трехкомпонентную модель педагогической культуры, которая включает отношение педагога к образовательному процессу, к учащемуся, к самому себе и результатам собственной деятельности [3].

В.С. Кукушин выделяет следующие компоненты педагогической культуры: педагогические позиции, профессиональные знания и педагогическое мышление, профессиональные умения и опыт творческо-педагогической деятельности, саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога [6].

В своем исследовании Н.Н. Аловарассматривает такие компоненты педагогической культуры, как аксиологический, включающий совокупность педагогических ценностей; технологический, раскрывающий деятельностный характер педагогической культуры, и когнитивный, опирающийся на культуру мышления преподавателя [7].

На основе анализа исследований, посвященных изучению разных подходов к определению структуры педагогической культуры, авторами статьи определены следующие структурные компоненты педагогической культуры учителя физической культуры, которые находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.

Аксиологический компонент. В процессе подготовки к педагогической деятельности студент овладевает совокупностью педагогических ценностей, которые регламентируют его деятельность и поведение, определяют отношение к взглядам ученых, педагогической общественности на современные проблемы образования и профессионально-педагогическую деятельность учителя физической культуры. Педагогические ценности выступают в качестве устойчивых ориентиров, с которыми будущий учитель соотносит свою жизнь, поступки, отношения и будущую педагогическую деятельность.

Когнитивный компонент. Педагогическая культура учителя физической культуры представляет собой совокупность профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, способов деятельности, что позволяет ему достичь определенного уровня профессионализма и мастерства. Благодаря психолого-педагогическим знаниям учитель способен сформировать у обучающихся прочные и глубокие предметные знания, умения применить эти знания в своей практической деятельности и жизни, развить у них познавательный интерес к предмету с учетом педагогических закономерностей и принципов, знаний индивидуальных психических особенностей обучающихся, а также знаний методики преподавания своего предмета.

Теоретические знания в совокупности с методическими умениями и навыками определяют профессиональный уровень учителя, выступают средством воспитательного воздействия на обучающихся. Культура познавательной деятельности связана с формированием педагогического мышления, которое предполагает развитие способности к педагогическому анализу и синтезу, систематизации и обобщению, наблюдательности, проявлению творческого воображения. Развитое педагогическое мышление учителя позволяет ему осмысливать педагогическую информацию, использовать полученные знания и способы деятельности при организации процесса обучения и воспитания обучающихся. Культура мышления связана с мировоззрением, определяющим убеждения, взгляды, ценностные ориентации, нравственные качества учителя и его гражданскую ответственность за результаты педагогического труда.

Деятельностный компонент. Педагогическая культура предстает как профессиональная деятельность учителя физической культуры, обеспечивающая решение различного рода психолого-педагогических и социально-психологических задач. Деятельностный компонент включает методы, приемы, формы обучения, инновационные технологии, позволяющие сформировать у обучающихся знания и умения, передать накопленный человечеством опыт. Педагогическая деятельность носит задачный характер. Поэтому деятельностный компонент следует рассматривать с позиций решения педагогических задач по анализу, целеполаганию, планированию и организации образовательного процесса, его регулированию и коррекции, оценке результатов. Таким образом, технологию педагогической деятельности можно рассматривать как способ управления образовательным процессом.

Особое место в педагогической культуре занимает педагогическая техника, которая необходима для применения системы методов и форм педагогического взаимодействия: умение выбрать стиль и тон общения с обучающимися, управлять вниманием, чувство темпа, демонстрация своего отношения к поступкам обучающихся, культура речи – все это является залогом успешности педагогической деятельности учителя физической культуры.

Личностный компонент. Личность учителя, ее индивидуальность и неповторимость являются ядром педагогической культуры. Осознание личностного смысла педагогической деятельности требует от учителя достаточно развитых нравственных качеств, способности управлять своим эмоциональным состоянием и поведением в различных ситуациях при общении с обучающимися, педагогического творчества при организации обучения и воспитания обучающихся, поощряя их инициативность, изобретательность, создавая условия для самовыражения. Одной из важных характеристик личности учителя является педагогическая направленность, которая находит выражение в профессиональном интересе, склонности к педагогической деятельности, педагогических убеждениях, педагогической эрудиции и творчестве. Развитые личностные качества: инициативность, самостоятельность, ответственность, организованность, креативность, рефлективность и другие, характеризуют учителя как профессионала. Формирование и совершенствование педагогической культуры учителя физической культуры – процесс длительный, сложный, непрерывный. Он требует от студента напряжения интеллектуальных и эмоционально-волевых сил.

Формирование педагогической культуры студентов осуществляется в процессе профессиональной подготовки в основном в трех направлениях.

Первое направление включает психолого-педагогическую и методическую подготовку студентов (изучение психологии, педагогики, методики преподавания физической культуры в общеобразовательной школе). Цель данного направления - не только формирование теоретических знаний, методических умений и навыков, умений ставить и решать педагогические задачи, но и развитие личностных качеств: направленности, педагогического мышления, творческих способностей, эмпатии и др. Важным аспектом деятельности преподавателей вуза является создание ситуаций принятия решений и овладение студентами педагогическими ценностями, имеющими значимость и для общества, и для конкретной педагогической системы. Использование активных методов обучения и педагогических технологий (дискуссии, «круглые столы», дебаты, кейс-технологии, творческие лаборатории, мини-проекты, научные конференции, лекции и семинары проблемного характера и др.) способствует активизации познавательной деятельности студентов, развивает их интерес к будущей профессии. Организация педагогических практик позволяет студентам проявить свои педагогические и творческие способности, продемонстрировать уровень общей и педагогической культуры, приобрести опыт педагогической деятельности.

Второе направление развития педагогической культуры связано с организацией самостоятельной деятельности студента, направленной на развитие и углубление теоретических знаний и методических умений. Переход от коллективных форм обучения к индивидуальным, развитие творческой самостоятельности способствуют самореализации студента, проявлению его познавательных способностей и возможностей. С этой целью организуется проектная исследовательская деятельность, волонтерская работа в образовательно-воспитательных организациях, педагогические практики. Эффективность данного направления во многом зависит от степени развития образовательной среды вуза, в которой провозглашаются ценности свободы личности в выборе стратегии саморазвития, сотрудничества, творческой самореализации, толерантного отношения друг к другу, коммуникативной культуры.

Третье направление формирования и развития педагогической культуры связано с процессами самовоспитания и самообразования. Культура человека формируется благодаря обращению к отечественному и зарубежному наследию. Знакомство студентов с педагогической и психологической литературой, литературой по предмету своей профессиональной деятельности позволяет им расширить научный кругозор, осмыслить настоящее образование, сравнить с прошлым и определить тенденции и перспективы развития в будущем. Обращение к художественной, философской литературе способствует формированию мировоззрения будущего учителя, развивает общечеловеческие ценности, эмпатию и толерантность. Просмотр и обсуждение сюжета художественных фильмов, литературы по педагогической тематике, размышления и эмоциональные переживания различных ситуаций, встречающихся в жизни и профессионально-педагогической деятельности, развивают у студентов аналитические способности, умения принимать самостоятельные и ответственные решения.

Заключение. Таким образом, педагогическая культура является важной составляющей профессиональной деятельности учителя физической культуры, основой его профессионализма и педагогического мастерства. От уровня ее сформированности зависит успешность педагогической деятельности учителя. Безусловно, педагогическая культура должна непрерывно совершенствоваться, соответствовать целям и задачам профессиональной подготовки будущих учителей. И после окончания вуза выпускник, как начинающий учитель физической культуры, должен продолжать развитие своей педагогической культуры, совершенствовать свой профессионализм, пересматривая, уточняя и корректируя собственную систему культурных отношений с участниками образовательных организаций.