Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS-SPEECH THERAPISTS FOR PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Koryakova E.V. 1 Kondratenko E.V. 1
1 Federal state budgetary educational institution of of higher education «Mari state University»
Recently, inclusive education has been actively developing in our country. Psychological and pedagogical support of students with disabilities is a certain mechanism for the implementation of inclusive education, therefore, the problem of forming the readiness of future speech therapists for this support is quite relevant. Improving the quality of training of specialists capable of implementing this technology in their professional activities is becoming an important problem of higher school pedagogy. The research is based on a theoretical analysis of scientific and pedagogical literature on the research problem, generalization of best practices in organizing the training of speech therapists, own experience in designing and implementing technologies for the formation of readiness of future speech therapists for psychological and pedagogical support of students with disabilities, a system of pedagogical monitoring is presented. The article considers the issues of theoretical substantiation and practical implementation of technologies for the formation of readiness of future speech therapists for psychological and pedagogical support of students with disabilities. The technological component of readiness involves the organization and methodological support of the stages of professional training of students. The article substantiates the use of technologies of educational, professional and qualification-professional activities in the framework of the formation of future speech therapists' readiness for psychological and pedagogical support of children with disabilities, in particular, with speech disorders. In conclusion, the author presents an analysis of the results of the use of various technologies in the framework of the formation of the readiness of future speech therapists for psychological and pedagogical support of students with disabilities.
technologies of psychological and pedagogical support
teacher-speech therapist
professional readiness for psychological and pedagogical support
students with speech disorders

Согласно статистическим данным, в России на 1 января 2022 года официально зарегистрировано 728,9 тысяч детей в возрасте до 18 лет, имеющих инвалидность. Среди них большинство (более 74%) посещают школьные учреждения, 12,4% учеников прикреплены к определенной школе и обучаются на дому, по состоянию здоровья не подлежат обучению почти 11% детей. Были выявлены дети (2,5%), которые по иным причинам не посещают образовательное учреждение [1]. Большая часть этих детей имеет особенности речевого развития. По данным исследования В.А.Жаровой (2018 г.), в котором приняли участие 11362 детей с ОВЗ и особенностями развития, прошедших психолого-медико-педагогические комиссии, «65% детей дошкольного и младшего школьного возраста испытывают проблемы со звукопроизношением, у 79% детей отсутствует фонематический слух, у 28% детей не сформирована слоговая структура; у 55% нарушен лексико-грамматический строй; 37% детей не могут построить простую связную речь» [2]. Решить проблемы речевого развития может квалифицированная помощь учителя-логопеда, которая традиционно осуществляется в рамках психолого-педагогического сопровождения. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) внесло определенные коррективы в систему дошкольного и школьного образования, что повлекло за собой изменения в требованиях к профессиональной подготовке учителей-логопедов [3, 4]. Особое внимание в последнее время уделяется процессу готовности педагогов к работе в сфере инклюзивного образования. В 2018 году были внесены изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 123). Согласно данному документу, бакалавр, обучающийся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, готовится к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогические, проектные, методические, организационно-управленческие, культурно-просветительские и задачи сопровождения [5]. Задачи отражают основной функционал современного логопеда-дефектолога: оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи, проведение профилактической работы с детьми раннего возраста, имеющими дефекты речи, формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку. Процесс формирования у будущих учителей-логопедов готовности к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет в достаточной мере развивать у студентов учебно-познавательные и профессиональные способности и потребности. Эффективность протекания этого процесса характеризуется необходимым уровнем теоретической и практической подготовки студентов к профессиональной деятельности, мотивацией к данному виду деятельности, а также достаточным уровнем развития умений и навыков проведения системной работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оценивания собственной деятельности для ее дальнейшей коррекции.

Цель исследования – методологическое обоснование технологий формирования у будущих учителей-логопедов готовности к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оценка их эффективности.

Материалы и методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по рассматриваемой проблеме, обобщение передового опыта организации подготовки учителей-логопедов, собственного опыта проектирования и реализации технологий формирования у будущих учителей-логопедов готовности к организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, педагогический мониторинг.

Результаты исследования и их обсуждение. Успешное решение вышеуказанных задач призвана обеспечить система профессиональной подготовки, в которой грамотно сочетаются традиционные и инновационные технологии обучения. На сегодняшний день можно найти следующие определения термина «педагогическая технология»: «содержательная техника реализации учебного процесса» (В.П. Беспалько), «модель педагогической деятельности, включающая процесс проектирования, организации и проведения комфортного для субъектов процесса обучения» (Г.К. Селевко), «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» (В.А.Сластёнин) [6]. В педагогике высшей школы широкое распространение получила классификация А.А.Вербицкого, который выступил с предложением включения позиций контекстного подхода при рассмотрении технологий обучения в вузе. В связи с этим он выделяет несколько основных и второстепенных форм деятельности студентов. К основным формам автор отнес учебную деятельность (преобладание лекций и семинарских занятий); квазипрофессиональную деятельность, в рамках которой используются интерактивные формы обучения (тренинги, деловые игры, проблемное обучение); учебно-профессиональную деятельность, где проводится производственная практика с выходом на дипломное проектирование. Из вспомогательных форм следует отметить специальные дополнительные курсы, практические и лабораторные занятия, анализ конкретных ситуаций, имитацию и моделирование, ролевые игры и т.д. [6].

Использование традиционных и инновационных технологий обучения позволяет студентам освоить те или иные профессиональные знания и умения, сформировать практические навыки реализации системы психолого-педагогического сопровождения, которые подразумевают владение технологиями организации коррекционного обучения, воспитания и проведения диагностического обследования, методами и средствами формирования «развивающей среды» в семьях с детьми, у которых выявлены ограниченные возможности здоровья, навыками проектирования программ коррекционно-развивающего обучения и анализа полученных результатов. Специфику выбора и применения указанных выше технологий профессионального обучения учителей-логопедов рассмотрим в рамках дисциплины «Практикум индивидуальной работы логопеда с детьми с нарушениями речи». В процессе изучения данной дисциплины формируются следующие компоненты готовности: мотивационный – подразумевает сформированность интереса к профессионально-педагогической деятельности; когнитивный – подразумевает сформированность системы научных знаний об особенностях структуры дефекта детей, которые охвачены психолого-педагогическим сопровождением; деятельностный – характеризуется уровнем владения логопедом необходимыми умениями и навыками в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; рефлексивный – подразумевает умение предвидеть и прогнозировать развитие процесса психолого-педагогического сопровождения, сознательно контролировать и оценивать воздействие данного процесса на речевое развитие ребенка, анализировать результаты своей профессиональной деятельности.

Одной из основных форм организации подготовки учителей-логопедов к психолого-педагогическому сопровождению, а следовательно, и формирования компонентов готовности, остается лекция, которая является основной формой обучения студента-логопеда. В ходе процесса формирования у будущих учителей-логопедов готовности к организации психолого-педагогического сопровождения используются не только классические лекции, но и нетрадиционные технологии их проведения. Например, бинарная лекция (лекция с двумя лекторами) оказывает содействие в «реализации межпредметных связей, способствует формированию комплексного и системного видения изучаемой проблемы и реализуется в форме диалога двух преподавателей или преподавателя и студента. Использование данной лекции позволяет продемонстрировать культуру научного диалога и дискуссии» [6]. Примером бинарной лекции в ходе нашей экспериментальной деятельности стала лекция на тему «Комплексное взаимодействие специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи» по дисциплине «Практикум индивидуальной работы логопеда с детьми с нарушениями речи», на которую в качестве второго педагога был приглашен учитель-дефектолог коррекционной группы дошкольной организации. В ходе лекции были рассмотрены вопросы организации взаимодействия между логопедом, дефектологом и воспитателем по вопросам коррекции нарушений, выявленных у детей, совместная работа специалистов образовательной организации с родителями воспитанников, а также отдельные методические аспекты организации комплексных коррекционных занятий с детьми. При этом преподавателем вуза были представлены общеметодические подходы к организации комплексного взаимодействия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи, а учителем-дефектологом коррекционной группы продемонстрирована эффективность использования отдельных технологий комплексного взаимодействия на примерах собственной деятельности. Подобные виды занятий позволяют студенту оказаться в профессиональной деятельности, взаимодействовать и проводить профессиональные коммуникации, посредством чего студент определяет важность и значимость коллективного диалога в ходе решения профессиональных задач. Все это способствовало формированию деятельностного, когнитивного и мотивационного компонентов готовности к организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Семинар как форма занятий, способствующих обобщению и систематизации знаний, характеризуется связью с будущей практической деятельностью, ориентированной на психолого-педагогическое сопровождение личности. Например, при изучении технологии реабилитации детей с выявленными нарушениями опорно-двигательного аппарата была проведена дискуссия по применению кинезиотейпирования в коррекционной работе, на которой студенты не только обсудили особенности применения данной технологии, но и представили свои доводы «за» и «против» применения кинезиотейпов в практике. Семинарские занятия позволяют раскрыть творческий потенциал студентов, повысить их мотивацию к овладению будущей профессиональной деятельностью, уровень их интеллектуальной активности, что формирует у будущих учителей-логопедов мотивационный и когнитивный компоненты готовности.

На лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ с практическими умениями и навыками студентов в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности. Примером такого занятия стал организованный выход студентов в психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ПМПК) г. Йошкар-Олы на процедуру обследования детей с ОВЗ. В процессе просмотра диагностической процедуры, проводимой специалистами ПМПК, студентам была поставлена задача запротоколировать увиденные результаты для последующего их анализа и обсуждения на лабораторном занятии, вынесения заключения и проектирования образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Эта работа организуется совместно с другими педагогами кафедры, и результаты, полученные на подобных лабораторных занятиях, разбираются на нескольких дисциплинах с позиций разных подходов, например на дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ» с позиции ведения диагностической процедуры и вынесения заключения согласно определенной классификации. После тщательного анализа данных обследований, полученных в результате посещения ПМПК, студенты проектировали индивидуальные маршруты сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Далее в рамках «Практикума разработки адаптированных образовательных программ для детей с ТНР» студенты разрабатывали адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подобное построение освоения учебного материала с учетом междисциплинарных связей позволяет сформировать у студента целостное представление о работе в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, начиная с этапа первичной диагностики и информирования родителей до проектирования образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, что способствует формированию деятельностного, когнитивного, мотивационного и рефлексивного компонентов готовности.

В качестве интерактивной образовательной технологии следует отметить игровую деятельность, которая выполняет сразу несколько функций: социализирующую, коммуникативную, диагностическую и коррекционную. Например, в ходе деловой игры «Открытое занятие для родителей» создается модель реальной ситуации профессиональной деятельности, где будущему логопеду приходится не только демонстрировать, как обучать ребенка с теми или иными речевыми проблемами, но и корректно и грамотно донести до родителей особенности развития и обучения такого ребенка. Подобные игры способствуют приобретению участниками профессионального опыта в рамках приближенных к реальности условий; позволяют студентам приобрести навык принятия компетентных решений, развивают у участников инициативность, креативность и коммуникабельность [6]. Подобные ролевые игры, например «Психолого-педагогический консилиум как форма оказания диагностико-консультативной помощи детям с ОВЗ», предполагают моделирование и имитацию деловых взаимоотношений в рамках профессиональной деятельности. Студенты-логопеды под руководством педагога, организуя данный вид ролевой игры, выступают не только в роли логопеда или дефектолога, представляющего ребенка на комиссии, но и в роли председателя психолого-педагогического консилиума, учатся формулировать заключение, давать рекомендации родителям, проектировать образовательный маршрут ребенка. Игровая деятельность способствует формированию у студентов психологической метакомпетентности, что крайне важно в психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе ролевых игр будущие учителя-логопеды принимают позицию одного из участников игры и стараются найти оптимальный способ выхода из сложившейся профессиональной ситуации. Таким образом, игровая деятельность способствует формированию мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов готовности.

В ходе практического занятия студентами совместно с преподавателем формулируются определенные практические задачи, решение которых способствует закреплению теоретического учебного материала, а также приобретению студентами умений и навыков применения теории на практике. Например, после проведения тренировочных занятий по постановке звука в аудитории студенты разрабатывают и проводят занятия по постановке звука у детей дошкольного и школьного возраста. Следует отметить метод case-study, который является достаточно эффективным в ходе практических занятий. Технология ситуационного обучения характеризуется постановкой определенной ситуации в профессиональной деятельности, ее осмыслением, выявлением проблемы и ее решением, которое вырабатывается коллективно всеми членами группы. Например, студенту для решения предлагается кейс: «Женя М. Возраст 3 года 6 мес. Речевое развитие ребенка не соответствует возрастной норме. Речь преимущественно состоит из гласных звуков. Темп и ритм речи не нарушены. Запас слов не соответствует возрастным нормам. Пассивный словарь значительно отстает от возрастной нормы, активный словарь отсутствует. Обобщающими понятиями не владеет. Словообразование и словоизменение не доступно. Грамматический строй речи не сформирован. Речь невыразительная, неэмоциональная. Понимание обращенной речи ограничено». После изучения содержания кейса студентам предлагается выполнить задание: вынести логопедическое заключение, определить направления коррекционной работы с этим ребенком, подготовить план индивидуальной работы с этим ребенком. Студент, работая над кейсами, успешно овладевает аналитическими приемами, навыками вербализации и оперативного принятия решения, именно в данный момент студент может высказать свою точку зрения и предложить собственное решение возникшей проблемы; у него развиваются навыки конструктивного диспута; студент овладевает практическими умениями и навыками психолого-педагогического сопровождения обучающихся в рамках инклюзивного образования, что способствует формированию у будущих учителей-логопедов всех компонентов деятельности (мотивационного, деятельностного и когнитивного).

Пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы в технологический компонент профессиональной подготовки учителей-логопедов, переведя весь процесс обучения в online-формат. Произошла замена традиционных форм обучения на информационные образовательные технологии, к которым следует отнести электронные образовательные курсы, мультимедийные учебные пособия, электронные энциклопедии и библиотеки, медиа- и интернет-ресурсы на базе Odin и Moodle (https://www.defectologiya.pro, https://pedlib.ru, https://mersibo.ru). Проводились электронные презентации в режиме видео-конференц-связи, защита рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ на базе платформ Zoom, Яндекс-Телемост. Студентам оказывалась консультационная помощь посредством электронной почты; знания студентов проверялись с помощью программно-педагогических тестовых заданий. Вышеуказанные цифровые образовательные ресурсы позволили повысить уровень подготовки будущих учителей-логопедов: повысить их мотивацию к обучению, организовать на достаточном уровне мобильность выполнения предлагаемых заданий в рамках изучения нового материала; организовать быстрый доступ студентов к собственным результатам по выполненным заданиям; повысить наглядность учебного материала; оперативно обеспечить обратную связь между студентом и преподавателем; индивидуализировать образовательный процесс.

Анализ влияния рассмотренных технологий на формирование отдельных компонентов структуры готовности будущих логопедов к психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ позволяет утверждать, что наибольшее влияние их применение оказывает на формирование когнитивного и деятельностного компонентов готовности.

В эксперименте, который проводился в 2020–2022 гг., участвовали студенты ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», которые обучались по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) подготовки «Логопедия» и «Теоретическая и прикладная логопедия». В экспериментальной работе участвовали 80 студентов-бакалавров.

При диагностике когнитивного компонента готовности к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья был использован тест «Готовность учителя-логопеда к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ». Преобладающая часть студентов, входящих в состав экспериментальной группы, показала средний (31,71%) и высокий (65,85%) уровни понимания теоретических вопросов организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Студенты в полной мере овладели знаниями основных технологий, диагностического инструментария и вопросами воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В контрольной же группе 64,10% студентов показали низкий уровень сформированности когнитивного компонента готовности, и только 10,26% показали высокий уровень сформированности когнитивного компонента готовности.

В ходе диагностики деятельностного компонента была применена методика «КОС» (авторы: В.В. Синявский, Б.А. Федоришин). Были получены следующие результаты: низкий уровень развития организаторских способностей был выявлен у 2,44% студентов экспериментальной группы, в то время как среди студентов контрольной группы низкий уровень отмечен у 30,77%. Увеличилось количество студентов экспериментальной группы, имеющих средний уровень, – 46,34%, в контрольной группе этот показатель составил 38,46%. 51,22% бакалавров показали высокий уровень развития организаторских способностей, в контрольной группе этот показатель составил 30,77%. Студенты, показавшие наиболее высокие результаты, в достаточной мере овладели интерактивными формами и технологиями, инновационными методами диагностики, консультирования и организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, отработали навыки сотрудничества между всеми участниками.

Выводы. Применение традиционных и инновационных технологий обучения позволяет не только научить студентов применению определенных методов коррекции, выявленных нарушений, но и способствует формированию важных навыков, таких как планирование коррекционной работы, подбор дидактического и учебного материала в зависимости от особых образовательных потребностей ребенка. Данная система работы позволяет сформировать навыки ведения консультирования и сопровождения семьи ребенка, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении, студенты учатся анализировать результаты своей деятельности и при необходимости корректировать образовательный маршрут сопровождаемого ребенка, что является залогом полноценной профессиональной подготовки будущих учителей-логопедов к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.