Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

OUTSCHOOLING: ESSENCE, REASONS FOR CHOICE AND ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK

Vasileva T.V. 1
1 North-West Institute of management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russian Federation
«Outschooling» is a modern system of learning outside school, based on the use of modern information and communication technologies. The article examines the main aspects of «outschooling» and offers an overview of the reasons for choosing this educational system. An overview of the data obtained using the online service wordstat.yandex.ru on the topic of this article is provided. The analysis identified eight main reasons for the transition to «outschooling»: bullying in kindergarten, bullying in high school, the desire for freedom, unsatisfactory distribution of the educational load, difficulty in transporting the student to the place of education, high cost of education in high school, doubts about the need for socialization in an offline school. Interactive videos from experienced, friendly teachers provide an opportunity for children to study academic subjects in depth without being in a classroom. Recording all classes allows you to review and download them at any convenient time. Research conducted in the online environment leads to the conclusion that there is an active struggle for students in the online environment, since it is an open environment. For the successful organization of educational work in the «outschooling» education system, it is necessary to pay special attention to the formation of a favorable atmosphere and psychological climate.
outschooling
family education
bullying
wordstat.yandex.ru
online school
online environment

Семейное обучение, домашнее обучение, «outschooling» – эти понятия все чаще можно встретить в новостях. Современные интернет-сервисы показывают растущую популярность такой формы обучения, что наглядно иллюстрируют статистические данные, отражающие текущую ситуацию по всей России (рис. 1–4).

Рис. 1. Поиск по ключевой фразе «электронное обучение» в интернет-сервисе «Подбор слов Яндекса» [1]

Рис. 2. Поиск по ключевой фразе «как перейти на домашнее обучение» в интернет-сервисе «Подбор слов Яндекса» [1]

 

Рис. 3. Поиск по ключевой фразе «школы на семейном» в интернет-сервисе «Подбор слов Яндекса» [1]

 

Рис. 4. Поиск по ключевой фразе «какую онлайн школу выбрать» в интернет-сервисе «Подбор слов Яндекса» [1]

Вордстат, или Подбор слов (wordstat), или «Подбор слов Яндекса» – это сервис, который показывает статистику поисковых запросов к поисковой системе «Яндекс» за последний месяц [1]. С помощью сервиса «Подбор слов Яндекса» можно посмотреть поисковые запросы в системе «Яндекс» в разных регионах России. Данные, отраженные на рисунках 1–4, позволяют делать выводы о том, что запросы по теме «онлайн-обучение», «какую онлайн школу выбрать», «школы на семейном» постепенно набирают популярность среди поисковых запросов в системе «Яндекс».

Цель исследования – раскрыть сущность понятия «outschooling», выявить причины выбора данной формы обучения и раскрыть особенности организации учебно-воспитательной работы в рамках системы обучения «outschooling».

Материал и методы исследования. Материал исследования базируется на данных, полученных из личного опыта автора, применяющего данную форму обучения более 15 лет. Основными методами исследования выступили наблюдение и сравнительный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

«Outschooling» (хоумскулинг, семейное обучение, домашнее обучение) можно рассматривать как инновационную форму получения образования. «Outschooling» можно рассматривать и как домашнее обучение [2], и как школу онлайн [3]. По официальным данным, в 2022 г. в России 14,5 тыс. детей находились на семейном обучении [4], при этом, согласно неофициальным данным, детей, находящихся на семейном обучении, около 90 тыс. В 2019 г. в нашей стране около 8000 детей находилось на семейном обучении (учитываются самые разные формы, в том числе и домашнее обучение) [5, с. 161]. Официальные данные разнятся, достаточно сложно получить точные сведения по данному вопросу. Однако общий тренд очевиден – с каждым годом такая форма обучения становится все более востребованной. Онлайн-технологии расширяют возможности обучения, переводя его в увлекательное занятие в спокойном и удобном для ребенка темпе. Такая форма обучения может осуществляться через различные курсы и программы онлайн, как индивидуально для каждого ребенка, так и для группы детей с общими интересами.

Выбор «outschooling» может быть обусловлен несколькими факторами. Во-первых, это связано с желанием родителей активно участвовать в образовательном процессе своих детей, создавая более гибкую и индивидуальную программу обучения. Во-вторых, «outschooling» предоставляет возможность расширить кругозор ребенка и изучать темы, которые не входят в стандартные школьные программы. Кроме того, выбор «outschooling» может быть обусловлен негативным опытом обучения в офлайн-школе или потребностями ребенка, которые требуют особого подхода к обучению.

Развитие «outschooling» наблюдается не только в России, но и во многих странах мира. Постепенно формируются сообщества родителей и педагогов, объединенных общим интересом – созданием среды для саморазвития и образования детей за пределами школы. Технологический прогресс играет значительную роль в развитии «outschooling», предоставляя доступ к огромному количеству онлайн-курсов и ресурсов для самообразования. «Outschooling» также акцентирует внимание на развитии навыков самостоятельности, критического мышления и коммуникации. В результате этого подхода дети могут достичь лучших результатов в образовании и более успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Офлайн-школу обычно рассматривают как важный этап, трамплин в жизни ребенка, помогающий пройти так называемую социализацию. Однако именно социализация стирает индивидуальность, ровняя личность под среднестатистические рамки. Авторская позиция заключается в том, что в интернет-мобильной экономике, ломающей традиционные стереотипы в поиске, обработке и анализе информации, именно креативность и эрудированность личности принимаются во внимание при выборе любой формы деятельности, что становится возможным только при наличии возможности свободы воли, желания и стремления личности [6].

Рассмотрим наглядно возможные причины перехода на форму обучения «outschooling» (табл. 1).

Таблица 1

Возможные причины перехода на форму обучения «outschooling»

Травля ребенка в детском саду

Буллинг в средней школе

Потребность в свободе

Распределение учебной нагрузки в школе

ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА НА OUTSCHOOLING

Неудовлетворенность качеством образования

Территориальная расположенность здания школы

Стоимость обучения в средней школе

«Необходимость» проходить социализацию в офлайн-школе

Травля ребенка в детском саду. Авторская позиция заключается в том, что ребенок впервые может столкнуться с несправедливостью именно в детском саду, находясь вдалеке от родителей, от поддержки близких. Каждая семья проходит этот период по-своему.

Буллинг в средней школе. Переезды, смена школы – все это отражается на ребенке. Автор считает, что часто учителя, чтобы поддержать свой авторитет, вымещают негатив на новичках или на тех, «кто много знает», что может нанести психологическую травму ребенку.

Распределение учебной нагрузки в школе. Каждый ребенок индивидуален, как и восприятие информации, поэтому и учебная нагрузка должна отличаться.

Стоимость обучения ребенка в школе. Высокая стоимость обучения может выступить причиной перевода ребенка на «outschooling».

Территориальная расположенность здания школы. Часто важным поводом перевода ребенка на «outschooling» выступает территориальная удаленность здания школы, что требует поездок в общественном транспорте или на собственном автотранспорте.

Неудовлетворенность качеством образования. Рабочие программы учебных дисциплин каждый год претерпевают изменения, фонды оценочных средств также изменяются.

«Необходимость» проходить социализацию в офлайн-школе. Социализация может восприниматься как необходимый атрибут нашей жизни. Однако, по мнению автора, не только в здании школы ребенок изучает окружающий мир, но и на детской площадке, общаясь со своими друзьями, а также в кружках по интересам.

Потребность в свободе. Одной из основных причин выбора «outschooling», согласно мнению автора, является индивидуальный подход к обучению. В отличие от офлайн-школы, где занятия проходят в больших группах, на «outschooling» ученики получают возможность общения с преподавателем один на один или в небольших группах. Это позволяет более эффективно адаптировать программу под потребности и интересы каждого ребенка. Именно «outschooling» дает необходимую свободу личности в ее развитии, совершенствовании, достижении поставленной цели. Стоит отметить гибкость расписания: ученики могут выбирать удобное время для занятий, что особенно актуально для семей со сложными графиками работы.

Рассмотрим пример работы онлайн-школы в России по системе «outschooling» – «Онлайн-школа Сотворчество», с которой автор статьи получил положительный опыт педагогической работы [7]. Классические уроки в сочетании с разнообразными увлекательными занятиями в небольших группах в этой школе проходят онлайн. Обычно в группах до десяти человек, что позволяет индивидуально подходить к процессу обучения. Также имеется продленка, где дети свободно общаются с учителем, выполняют домашние задания и получают от учителя ответы на все интересующие вопросы, весь процесс проходит онлайн. Все занятия идут в записи, что позволяет в любое время пересмотреть их и скачать. На выполнение заданий дается неделя – достаточный срок. Техническая поддержка работает оперативно, есть чат родителей, учеников.

Рассмотрим особенности организации учебно-воспитательной работы в системе «outschooling». Учебно-воспитательная работа направлена на формирование социальной и жизненной компетенции обучающихся школы по системе «outschooling», что включает в себя свободу принятия решения о выборе кружков и секций, работающих как в режиме онлайн, так и в офлайне; о выборе дней и времени продленки, выборе дней и времени дополнительных консультаций учителей по темам учебных заданий. В отличие от традиционных занятий, внешкольные занятия дают детям уникальную возможность углубленно изучить свои интересы с помощью интерактивного видео от опытных доброжелательных учителей [8]. Данная система прекрасно позволяет пройти весь путь обучения в средней школе, оставаясь при этом в удобной комфортной обстановке рядом с семьей, друзьями, столовой, туалетом и ванной в любое удобное для ребенка время.

Таким образом, «outschooling» можно представить как систему обучения вне школы на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий. Организация учебно-воспитательной работы в рамках системы обучения «outschooling» направлена на формирование благоприятной атмосферы и психологического климата, который необходим для успешного усвоения учебного материала. Основными компонентами системы обучения «outschooling» выступают комфортный «домашний офис», обучающие платформы и соответствующее методическое обеспечение (табл. 2).

Таблица 2

Основные компоненты системы обучения «outschooling»

Домашний офис

 

Обучающие платформы

 

Методическое обеспечение

 

 

 

 

 

- рабочее место

 

- программное обеспечение

 

- комплекты учебников и тестовых заданий

- организация рабочего дня

 

- телекоммуникационные сети

 

- методы, средства и формы обучения

Эффективное управление системой обучения «outschooling» строится на принципах открытости и информационной доступности. Управление системой обучения «outschooling» понимается как процесс реализации управленческих функций для достижения поставленных целей наиболее эффективным способом. За последние несколько лет «outschooling» стал популярным явлением в образовании как в России, так и во всем мире. В мире «outschooling» набирает популярность из-за возможности получать доступ к широкому спектру предметов и уроков, которые не предлагаются в традиционных школах. Это позволяет детям развивать свои таланты и интересы, а также получать образование на более высоком уровне.

Заключение

Современное поколение ценит свободу принятия решений. Родители и учителя могут руководить, направлять и показывать примеры, но современные дети имеют свое мнение, которое необходимо учитывать. «Outschooling» как форма обучения стремительно развивается и привлекает все больше участников с каждым годом. Офлайн-учителям стоит задуматься о сотрудничестве с онлайн-коллегами, которые развивают «outschooling». Онлайн-среда открыта и предлагает множество возможностей.

Система «Outschooling» в России становится все более популярной, однако продолжать развитие темы онлайн-образования в настоящее время отважатся только прошедшие «казенщину» обычной школы и готовые отстаивать свое собственное мнение и право на свободу слова и печати. К сожалению, таких исследований пока очень немного.