Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE CADET EDUCATION SYSTEM

Gorbunova V.V. 1 Ryzhov A.V. 2 Chernomordova M.A. 3 Durakova A.S. 4 Khanina Y.G. 5
1 The Stavropol State Medical University
2 Stavropol branch of the Krasnodar university of the Ministry of the Interior of Russia
3 Stavropol Presidential Cadet School
4 Stavropol Cooperative Technical School
5 Filial of the Stavropol Cooperative Technical School in Novoalexandrovsk
The article analyzes the features and problems of increasing the effectiveness of patriotic education in the cadet education system. In the course of the study, the factors determining the relevance of the problem of improving the forms, methods and technologies of patriotic education in the cadet education system are identified. The article notes that one of the directions of improving the training practices of the younger generation with high patriotic and civic attitudes is the revival of the traditions of cadet education. The factors complicating the process of forming patriotism in the younger generation of modern Russia are described. The authors have identified the main advantages and leading directions of patriotic education in the cadet education system. The results of the survey of the cadets of the SPKU on the study of the features of patriotic attitudes are presented. Modern cadets perceive patriotism from the position of the emotional component, there is an insufficient level of formation of the behavioral component of patriotism and military-professional orientations. In conclusion, the priority directions of improving the practices of patriotic education in the cadet education system are formulated, the conclusion is made about the importance of cadet education in complex intellectual, cultural, physical and moral development, successful adaptation to life in modern society, preparation of adolescents and youth for serving the Fatherland in the civil and military fields. In modern Russia, cadet education has a huge potential in the formation of patriotic culture and can become the ideological basis of the system of patriotic education of the younger generation.
cadet education
patriotic education
patriotic values
military professional training

В современных социально-политических условиях проблемы повышения эффективности патриотического воспитания приобретают особую актуальность и значимость. Российское общество испытывает острый дефицит в высококвалифицированных государственных служащих, обладающих высокими патриотическими установками, нравственным принципами, стойкими гражданскими позициями. Одним из направлений совершенствования практик подготовки подрастающего поколения с высокими патриотическими и гражданскими установками является возрождение традиций кадетского образования.

Актуальность проблемы совершенствования практик патриотического воспитания в системе кадетское образования вызвана следующими противоречиями:

‒ возросшей потребностью российской армии, силовых министерств, органов государственной власти в высокообразованных специалистах, призванных обеспечить национальную безопасность, правопорядок, законность, и возросшим уровнем недоверия населения к государственным органам управления;

‒ интенсивным развитием различных форм и видов кадетского образования в современном российском обществе и отсутствием единых подходов к формированию системы патриотического воспитания;

‒ противоречиями между педагогами, организаторами воспитательной работы и офицерами-воспитателями в определении форм, методов и средств военно-патриотического воспитания.

В условиях возрождения традиций кадетского образования проблема анализа и обобщения форм и методов патриотического воспитания кадет является ведущим механизмом повышения эффективности патриотического воспитания подрастающего поколения и определения инновационных подходов.

Цель исследования: анализ особенностей и проблем повышения эффективности патриотического воспитания в системе кадетского образования.

Материалы и методы исследования

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные работы в области теории и практики кадетского образования и особенностей формирования военно-патриотического воспитания в системе подготовки подрастающего поколения к военной и гражданской службе. Эмпирической базой исследования выступили результаты анкетирования кадет 8-го курса Ставропольского президентского кадетского училища. В исследовании приняли участие 110 подростков. Исследование проводилось в форме анкетирования в июне 2023 г.

Результаты исследования и их обсуждение. Понятие «патриотизм» имеет греческое происхождение и трактуется как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [1, с. 282]. В современных исследованиях сложилось многообразие представлений о патриотизме с позиции различных наук: политология изучает патриотизм как политический принцип и ценность функционирования общества; философия рассматривает его как нравственное чувство, социально-культурное явление; внимание в психолого-педагогической литературе сосредоточено на рассмотрении патриотизма как системного качества личности.

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет выделить основные структурные компоненты патриотизма как личностного качества: когнитивный, ценностный, эмоциональный и поведенческий [2, 3, 4].

Проявления патриотизма приобретают особую значимость в период социально-политических преобразований общества, когда важными становятся поддержка и отстаивание интересов своей страны, понимание происходящих событий с точки зрения гражданина и патриота. Ярким примером данной ситуации может служить миграция молодежи из страны с началом объявления СВО. Сложность формирования патриотизма у подрастающего поколения современной России вызвана следующими факторами:

‒ отсутствием систематической, целенаправленной государственной политики в области патриотического воспитания подрастающего поколения, что приводит к сложности формирования четких представлений о патриотических и нравственных ценностях, способных объединить различные социальные слои и группы, социальному нигилизму и недоверию к государственной системе власти;

‒ усилением негативного влияния процессов глобализации и информатизации на русскую культуру, образование и духовную жизнь подростков и молодежи. В современном российском обществе становление системы ценностей молодого поколения осложняется противоречивыми процессами, происходящими в мире, попытками исказить, переписать историю, принизить роль страны в развитии мировой цивилизации. Появление «двойных стандартов» осложняет процесс формирования мировоззренческих патриотических установок и патриотических чувств;

‒ активным развитием рыночных экономических отношений, которое приводит к преобладанию у современной молодежи прагматических установок, стремления к обеспечению экономического и социального благополучия, личностных интересов, карьерного роста без ориентации на нравственные принципы и общественные ориентиры.

Система кадетского образования обладает большими ресурсами в области формирования патриотического мировоззрения и поведенческих установок подрастающего поколения. Несмотря на то что российскому кадетскому образованию более 300 лет, в настоящее время оно переживает этап возрождения, вызванный современными вызовами социально-политической ситуации. С одной стороны, система кадетского образования обладает большими преимуществами в области патриотического воспитания молодежи. Во многом это обусловлено особенностями организации образовательного процесса в данных учреждениях, а именно:

‒ преобладанием комплексного подхода к организации дополнительного образования с уклоном на военную подготовку и с учетом ориентации учреждения (морское, казачье, сухопутное, спасателей, правоохранительных органов, летной подготовки и т.п.);

‒ созданием специфической воспитательной среды, в основе которой лежит военный уклад организации жизни (ношение особой военизированной формы, использование традиций и ритуалов в общении и взаимодействии, характерных для военных, строевая подготовка и т.п.);

‒ наличием в штате учреждения офицеров-воспитателей, призванных обеспечивать особую систему отношений между кадетами и формировать военно-патриотические ориентации и стереотипы поведения [5].

Ведущими направлениями патриотического воспитания в системе кадетского образования являются:

‒ гражданско-правовое, ориентированное на становление правовой культуры и ценностей законопослушного поведения, умений объективно оценивать политические и правовые события в обществе и государстве, готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;

‒ военно-патриотическое, нацеленное на формирование патриотического сознания, идеологии служения Отечеству, готовности к защите, изучение русской военной истории и традиций;

‒ историко-краеведческое, предполагающее изучение историко-культурных особенностей и российской самобытности, осознание уникальности Отечества, формирование гордости за сопричастность к историческому и культурному наследию предков и современников, гражданской ответственности за происходящие события в стране и обществе;

‒ социально-патриотическое, включающее в себя осознание духовно-нравственной и духовно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства, сострадания, милосердия, альтруизма по отношению к другим людям, испытывающими проблемы и трудности;

‒ спортивно-патриотическое, ориентированное на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости и выносливости, формирование опыта служения Отечеству и физической готовности к защите Родины [6, с. 94–95].

С другой стороны, сегодня на кадетское образование возлагается высокая степень ответственности в воспитании истинных патриотов с высокой степенью развития нравственных качеств и гражданского самосознания. При этом на формирование мировоззренческих установок и поведенческих стереотипов кадет оказывают влияние и современные информационные технологии, социально-политическая и экономическая ситуация в стране [7].

В июне 2023 г. среди 110 кадет 8-го курса Ставропольского президентского кадетского училища был праведен социологический опрос по изучению патриотических настроений. В подростковом возрасте патриотизм в большинстве случаев проявляется в эмоциональном компоненте. Все опрошенные кадеты считают себя патриотами и выражают четкую гражданскую позицию, считая себя в полной мере россиянами. 91,8% кадет ощущают себя, прежде всего, гражданами Российской Федерации, 3,6% – жителями Ставропольского края 4,6% – представителями свой национальности.

Большинство кадет испытывают положительные эмоции, оценивая современное состояние и потенциал России. 95,5% опрошенных убеждены, что Россия обладает достаточным потенциалом для статуса великой мировой державы, а 90% при оценке современного состояния России считают ее высокоразвитой страной.

В ходе исследовании кадетам было предложено отметить высказывания, которые наиболее полно отражают представления кадет о патриотизме. Большинство подростков (77,3%) воспринимают патриотизм как любовь к родному дому, городу, стране, для 13,6% подростков патриотизм – это, прежде всего, стремление трудиться для процветания Родины. Примечательно, что ни один из опрошенных кадет не отметил варианты ответов, связанные с восприятием патриотизма как романтического образа, литературной выдумки и не указал на неактуальность его для современной молодежи (рис. 1).

Рис. 1. Результаты анкетирования по вопросу: «По каким признакам или высказываниям Вы определяете для себя понятие “патриотизм”?» (% от числа опрошенных, n=110)

Итак, для опрошенных кадет патриотизм выступает идеологической основой, способной объединить усилия общества перед возросшими угрозами для страны. Образ страны вызывает положительные эмоции и чувство гордости за принадлежность к России. Патриотизм для большинства кадет ассоциируется с любовью к родному дому, городу, стране, культуре и традициям.

Вместе с тем, исследование выявило недостаточную информированность кадет о событиях в истории страны, которые вызывают чувство гордости. Практически единственным событием, вызывающим чувство гордости, является победа в ВОВ 1941–1945 гг. Лишь 6,4% отметили, что гордятся другими достижениями (спорт, наука, культура, внешняя политика).

Важным показателем поведенческого компонента патриотизма являются миграционные установки. Согласно проведенному опросу, лишь 4,5% опрошенных хотели бы поменять место проживания и переехать в другую страну. 46,4% планируют переезд в крупные города России (Москву, Санкт-Петербург и др.). 18,2% отметили, что у них нет желания менять место своего проживания.

Основными мотивами выбора поступления в кадетское училище стали получение хорошего образования (59,1%), желание в будущем связать свою жизнь с военной службой (15,3%), продолжение семейных традиций (13,2%) (рис. 2). Полученные данные свидетельствуют о высокой степени осознанности подростков в получении кадетского образования, в течение первого года обучения из училища отчисляются подростки, для которых данная система не соответствует мировоззренческим установкам и личностным особенностям.

Рис. 2. Результаты анкетирования по вопросу: «Мой выбор поступления в Ставропольское президентское кадетское училище был вызван?» (% от числа опрошенных, n=110)

В ходе исследования у кадет анализировались факторы привлекательности военной службы. Половина опрошенных отметили, что военная служба привлекательна стабильностью, наличием социальных гарантий и материального обеспечения, 47% указали на возможность получения достаточной самостоятельности и независимости, для 31,8% военная служба – это возможность преуспеть в жизни, 18,2% отметили престижность положения военнослужащего.

Таким образом, несмотря на высокую степень развития патриотических ориентаций кадет, результаты проведенного исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития практического компонента патриотического культуры и военно-профессиональных ориентаций.

Выводы. Формирование патриотического сознания у подрастающего поколения является сложным и длительным процессом, предполагающим систематическую и комплексную работу. Кадетское образование имеет огромный потенциал в формировании идеологической основы патриотического воспитания подрастающего поколения.

В современной педагогической науке и практике кадетское образование выступает уникальной моделью обучения и воспитания обучающихся, направленной на комплексное интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие, успешную адаптацию к жизни в современном обществе, подготовку подростков и молодежи к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Приоритетными направлениями совершенствования практик патриотического воспитания в системе кадетского образования являются:

‒ совершенствование развивающей культурно-образовательной среды, ориентированной на формирование гражданских и патриотических ценностей, духовно-нравственных ориентаций, необходимых для успешной подготовки к гражданской и военной службе;

‒ формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному использованию в различных сферах жизни общества на основе активного вовлечения в практическую патриотическую деятельность;

‒ повышение компетентности специалистов в области формирования патриотических ценностей, внедрение инновационных педагогических методик, в том числе и с использованием современных информационных технологий.