Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

POSTGRADUATE SUPPORT OF MUSIC TEACHERS IN THE CONTENT AND IMPLEMENTATION OF THE STRATEGIC PROJECT AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Fetter P.Z. 1 Alekseev S.G. 1 Lev Y.B. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article reveals the possibilities of postgraduate support of music teachers - music principals of preschool educational institutions, music teachers of secondary schools - in the aspect of compensation of their professional deficits at the initial stage of professional becoming. The publication formulates the positions showing the problem statement of the problem under consideration from the point of view of the objective need to improve the quality of music-pedagogical activity, provides the purpose and main objectives of the strategic project «Employer» of Omsk State Pedagogical University, serving as a basis for the development of content and its i implementation in professional communication with young music teachers. The sequence of this work is shown, including conducting surveys and questionnaires of young specialists - music teachers, formation of the Calendar of Events of the strategic project under consideration. In the aspect of implementation of the developed and conducted on this basis activities in the 2022-2023 academic year, examples are given and the content of webinars, discussion platforms related to professional deficits and the tasks of their compensation in the work of music teachers on the creation and functioning of musical and creative groups in educational institutions, the problem of evaluating of musical activities of students, solving the problems of patriotic education is defined. On the basis of the given material of the article the conclusion about the effectiveness of work with young specialists - music teachers - in the structure of the strategic project «Employer» of Omsk State Pedagogical University in the aspect of compensation of their professional deficits is formulated.
postgraduate support
strategic project "employer"
professional deficits of music teachers

Современный этап профессиональной подготовки будущего учителя в педагогическом вузе обусловлен многими факторами, и прежде всего таким, как объективная необходимость достижения высокого качества образовательного процесса и его результатов на различных образовательных ступенях. Цель – совершенствование образовательного процесса, всемерное повышение качества его результатов, соответствующая профессиональная подготовка педагога в свете этого – заявляется в соответствующих государственных нормативных документах и материалах. На официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации в разделе «Федеральный проект "Современная школа"» указывается: «Федеральный проект "Современная школа" направлен на обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, … организацию комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников» [1].

Объективным фактором, влияющим на процессы модернизации, внедрения эффективных современных технологий в образовательный процесс, является и динамизм развития современной педагогической действительности. «Для того, чтобы идти вперёд втой высокой динамике, которую требует сегодняшний мир, мы последовательно создаём современную образовательную среду идля учеников, идля педагогов», – подчеркнул в своем поздравительном слове ко Дню учителя президент Российской Федерации В.В. Путин [2].

Профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта, обеспечивающая высокий уровень качества музыкального образования обучающихся, связана сегодня с поиском и внедрением эффективных путей и способов, обеспечивающих музыкальное обучение детей на различных образовательных ступенях – от дошкольного детства до основного звена общеобразовательной школы, способствующих развитию мотивации обучающихся, их музыкальных способностей, и музыкальности в целом. В свете сказанного особая актуальность видится в обеспечении такого качественного уровня музыкально-образовательного процесса, который бы эффективно способствовал развитию столь дефицитных в настоящее время у подрастающего поколения нравственных качеств, духовности, эстетических идеалов. В ключе этого обращает на себя внимание точность высказывания одного из основателей отечественного общего музыкального образования, академика Б.В. Асафьева, который еще в начале XX века писал: «Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть "спецом" в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, но, в то же время, и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом…» [3, с. 65].

Подчеркиваемая автором целостность и одновременно разноплановость профессиональной подготовки педагога-музыканта лежит в основе разработки и реализации основных профессиональных образовательных программ его подготовки и в настоящее время. Но вместе с тем анализ современной музыкально-образовательной практики показывает наличие определенных проблем, в том числе тех, которые связаны с указанной выше разноплановостью профессиональной деятельности педагога-музыканта и выявляются в его непосредственной музыкально-педагогической работе, в особенности на начальных этапах профессионального становления, в период адаптации к условиям трудовой реальности. В свете сказанного задачи постдипломного сопровождения молодых специалистов – учителей музыки, музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений – представляются актуальными, а их решение в практической деятельности – своевременным.

На основании сказанного выше цель настоящей статьи видится в освещении и анализе опыта работы по постдипломному сопровождению молодых специалистов – учителей музыки и музыкальных руководителей – в контексте решения целей и задач стратегического проекта «Работодатель», реализуемого в Омском государственном педагогическом университете с 2020 года [4].

Материал и методы исследования. Следует отметить, что проблемы, связанные с постдипломным сопровождением молодых специалистов, позиционируются в качестве актуальных и раскрываются во многих работах, в том числе авторов, исследующих содержание и опыт работы вышеуказанного стратегического проекта «Работодатель». В предыдущих работах, в том числе одного из авторов настоящей статьи, формулируется ведущая цель стратегического проекта, заключающаяся в создании «…условий непрерывного профессионального развития молодых педагогов - выпускников ОмГПУ, при выполнении трудовых функций» [5, с. 7]. На основе изучения отзывов работодателей, наставников, самих молодых специалистов на предмет испытываемых ими дефицитов на начальном этапе профессионального становления также были сформулированы следующие задачи рассматриваемого стратегического проекта:

«1. Выявление достоинств и недостатков подготовки молодых педагогов к осуществлению профессионально-педагогической деятельности.

2.Подготовка предложений по корректировке основных профессиональных образовательных программ высшего образования.

3.Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (в том числе модульных, персонифицированных для молодых педагогов) по актуальным направлениям профессионального развития педагогических работников Омской области.

4.Планирование и реализация мероприятий постдипломного сопровождения выпускников ОмГПУ» [5, с. 7-8].

Остановимся более подробно на работе авторов с молодыми специалистами – учителями музыки и музыкальными руководителями в истекшем учебном году в рамках реализации мероприятий их постдипломного сопровождения.

В начале учебного года был разработан план мероприятий, вошедший в качестве одного из структурных компонентов в «Календарь событий» стратегического проекта постдипломного сопровождения выпускников «Работодатель». Прежде чем были сформулированы основные направления работы и конкретные темы мероприятий, был проведен соответствующий опрос молодых специалистов – участников проекта – на предмет их профессиональных дефицитов, обусловливающих определенные практические затруднения, прежде всего, в период адаптации в новых для них условиях работы в дошкольном образовательном учреждении, общеобразовательной школе.

Практическая работа по реализации содержания запланированных мероприятий стратегического проекта «Работодатель» с выпускниками, в том числе кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств Омского государственного педагогического университета, – молодыми специалистами - как учителями музыки общеобразовательных школ, так и музыкальными руководителями дошкольных образовательных учреждений, заключалась в следующем.

На предварительном этапе работы было проведено анкетирование молодых специалистов на предмет испытываемых ими затруднений на начальных этапах их профессиональной деятельности. В основе специально разработанной анкеты, обращенной к педагогам, было представлено содержание, которое молодые специалисты полагали в качестве профессиональных дефицитов, являющихся факторами определенного торможения собственного профессионального развития, профессионального и психологического дискомфорта при исполнении профессиональных обязанностей, затруднений в профессиональной коммуникации с обучающимися и пр. Данное содержание, выявленное как актуальное в масштабе стратегического проекта «Работодатель», было положено в основу анкеты, адресатами которой стали молодые специалисты – учителя музыки и музыкальные руководители. Среди вопросов анкеты в аспекте сказанного выше были представлены такие, например, как «Считаете ли Вы актуальным проведение мероприятий, связанных с постдипломным сопровождением молодых педагогов-музыкантов на первоначальных этапах профессионального становления?», «Какие виды профессиональной деятельности как педагога-музыканта Вы считаете наиболее уязвимыми для Вашего профессионального становления на начальном этапе профессиональной деятельности?», «В каких видах деятельности, выходящих за пределы Вашей собственно профессиональной деятельности как педагога-музыканта, Вы испытываете затруднения, считаете ли их своими профессиональными дефицитами?» и др. Всего было проанкетировано 35 человек: 15 учителей музыки общеобразовательной школы и 20 музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений. Полученные данные обработки анкет, представленных молодыми педагогами-музыкантами, были дополнены результатами индивидуальных бесед с ними, руководящим составом образовательных организаций, интервью с их наставниками в школах и детских садах – учителями музыки, музыкальными руководителями, имеющими определенный опыт работы.

На этапе изучения профессиональных дефицитов, испытываемых приступившими к работе молодыми учителями музыки, музыкальными руководителями, были получены следующие результаты.

Преобладающее большинство респондентов заявили в своих анкетах о необходимости совершенствования своей профессиональной деятельности в таких ее аспектах, как деятельность по созданию и руководству детскими музыкально-творческими коллективами, деятельность, связанная с проблемами контроля и оценки обучающихся на школьном уроке музыки, создание условий для мотивации обучающихся к музыкальному занятию в дошкольном образовательном учреждении, к школьному уроку музыки. Профессиональные дефициты у молодых специалистов, по результатам обследования, были также связаны с затруднениями в обеспечении эффективного музыкально-образовательного процесса на основе современных музыкально-образовательных (в том числе информационно-коммуникационных) технологий, пробелами, связанными с осуществлением профессиональной рефлексии, работой с родителями обучающихся, в частности по проблемам, связанным с музыкально-эстетическим воспитанием детей в семье и др. Профессиональные дефициты педагогов-музыкантов также были связаны с музыкально-педагогической работой с одаренными детьми, реализацией задач духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами музыки, содержанием и способами решения других воспитательных задач, в частности задач патриотического воспитания средствами музыкального искусства и др.

Таким образом, по результатам опросов молодых педагогов-музыкантов авторами были выявлены профессиональные дефициты, структурированные в предметно-методической, организационно-педагогической и психолого-педагогической (коммуникативной) областях и положенные в основу сформированного «Календаря событий» стратегического проекта «Работодатель». В соответствии с этим авторами был разработан и реализован цикл мероприятий, которые ежемесячно проводились в процессе профессиональной коммуникации в течение 2022-2023 учебного года.

Результаты исследования и их обсуждение. Прежде всего, отметим, что большинство состоявшихся мероприятий было проведено в онлайн-режиме в формате вебинаров в связи, во-первых, с объективной занятостью участников коммуникации в своей профессиональной работе, во-вторых, авторы стремились охватить большее количество участников для коммуникации, что эффективно, как показала практика, реализовывалось в условиях дистанционного взаимодействия с ними. В работе с молодыми специалистами авторы использовали ресурс видеоконференций BigBlueButton, зарекомендовавший себя как эффективный, позволяющий осуществлять профессиональную коммуникацию с представлением презентаций, а также получать обратную связь от ее участников, в том числе в онлайн-режиме. Укажем здесь, что в ранее опубликованной работе одного из авторов данной статьи в соавторстве была дана характеристика указанного ресурса с позиции эффективных возможностей осуществления образовательного процесса в формате дистанта в процессе дирижерско-хоровой подготовки будущего учителя-музыканта [6]. Наряду с этим с участниками профессиональных коммуникаций проводились также индивидуальные консультации, в том числе по вопросам, связанным с исполнительской, вокально-хоровой и другими видами музыкальной деятельности, требующими очного режима работы.

Своеобразным мотивирующим и активизирующим фактором для молодых педагогов-музыкантов явилось представление на соответствующем ресурсе стратегического проекта в социальной сети «ВКонтакте» аннотаций мероприятий на предстоящий период, что способствовало как информированности участников, так и их возможности выбора посещения того или иного мероприятия [7].

Приведем некоторые примеры и раскроем содержание вебинаров, проведенных в контексте решения задач рассматриваемого стратегического проекта постдипломного сопровождения выпускников. В аспекте возмещения профессиональных дефицитов педагогов-музыкантов, связанных с организацией и проведением работы по созданию музыкально-творческих коллективов в дошкольном образовательном учреждении, общеобразовательной школе, был подготовлен соответствующий материал по теме «Развитие организаторских компетенций в условиях создания и управления детским музыкально-творческим коллективом», в процессе реализации которого было обращено внимание на комплекс общепрофессиональных и профессиональных компетенций, ориентированных на данный аспект профессиональной деятельности, основные этапы процесса музыкально-творческой деятельности в целом, их содержательное наполнение, критерии, лежащие в основе отбора обучающихся в музыкально-творческие коллективы, необходимые условия работы, планомерность и регламентированность репетиционной и концертной деятельности, требования к репертуарной политике руководителя с позиции, в частности, эстетических критериев и педагогической целесообразности его освоения, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям участников и др.

Профессиональный интерес начинающих учителей музыки был проявлен к мероприятию, посвященному проблеме оценки музыкальной деятельности обучающихся. В силу особенностей самой этой темы, сохраняющихся и сегодня проблем в ее содержании «жанром» профессиональной коммуникации с молодыми специалистами была избрана форма дискуссионной площадки, что создало благоприятные условия для непосредственного интерактивного общения с учителями музыки. В содержании коммуникации авторами было обращено внимание на традиционные, «классические» подходы к оцениванию музыкальной деятельности обучающихся как деятельности коллективной, заявленные, например, в трудах Д.Б. Кабалевского [8] и представляющие определенные противоречия с этим современные взгляды, в том числе базирующиеся на позициях необязательности оценки в ряде школьных учебных предметов, в том числе предмете «Музыка». Авторы также обращали внимание участников коммуникации на показатели оценивания обучающихся на уроке в аспекте определенных видов их музыкальной деятельности, творческих проявлений на уроке и др. К сказанному здесь добавим, что участники дискуссионной площадки выразили общее мнение о необходимости продолжения и развития данной темы в последующей работе, в том числе в 2023-2024 учебном году.

Определенный спектр профессиональных дефицитов молодых учителей музыки, музыкальных руководителей, связанных с осуществлением воспитательной работы в школе, дошкольном образовательном учреждении, авторы также стремились возместить в процессе проведения вебинара по теме «Патриотическое воспитание обучающихся средствами музыкального искусства». В содержании коммуникации акцентировалось внимание, прежде всего, на широких возможностях в указанном аспекте музыкального материала, предназначенного для слушания и исполнения обучающимися на школьном уроке, музыкальном занятии с дошкольниками, авторами которого являются русские композиторы-классики, композиторы советского периода, наши современники, в частности композиторы песенного жанра.

Итогом проведенных мероприятий в 2022-2023 учебном году явился завершающий вебинар, на котором были обсуждены результаты работы, намечены планы на настоящий учебный год, в том числе с позиции необходимости продолжения и развития ряда актуальных тем. Всеми участниками профессиональной коммуникации – молодыми педагогами-музыкантами – было выражено положительное отношение к проведенной работе, отмечены позитивные изменения в собственной профессиональной деятельности, что позволяет, по мнению авторов, констатировать ее актуальность и эффективность.

Заключение. В результате работы авторов в аспекте постдипломного сопровождения педагогов-музыкантов в условиях реализации рассматриваемого стратегического проекта представляется возможным заключить следующее.

Показанные формы профессиональной коммуникации, прежде всего вебинары, дискуссионные площадки, показали высокую степень эффективности в реализации задач и содержания работы как с музыкальными руководителями дошкольных образовательных учреждений, так и с учителями музыки общеобразовательной школы, что определило, среди прочего, перспективы дальнейшей работы с ними в рассматриваемом аспекте.

Постдипломное сопровождение молодых специалистов в условиях реализации вузовского стратегического проекта «Работодатель» Омского государственного педагогического университета является актуальным направлением работы, способствующим возмещению профессиональных дефицитов, тем самым повышению качественного уровня музыкально-педагогической деятельности, в том числе в начальный период профессионального становления педагогов-музыкантов.