Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DISTANCE LEARNING IN THE MODERN WORLD: WHAT COMPETENCIES WE DEVELOP TO MAKE A SPECIALIST SUCCESSFUL

Verlan N.V. 1 Alferova M.A. 2 Kochkina E.O. 3 Katamanova E.V. 4, 4 Kovtonyuk P.A. 5, 6 Bessonova L.O. 7, 8
1 Irkutsk State Medical Academy of continuing Education
2 Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education
3 Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education
4 Federal State Budgetary Scientific Institution «East-Siberian Institution of Mediko-Ecological Researches»
5 Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, OGAUZ "Irkutsk City Children's Dental Clinic"
6 OGAUZ "Irkutsk City Children's Dental Clinic"
7 Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, OGBUZ "Clinical Hospital of War Veterans"
8 OGBUZ "Clinical Hospital of War Veterans"
The article discusses the problems that a teacher faces when organizing distance learning (DL), and discusses his role. The types of necessary organizational assistance from an educational institution are indicated. The need to create a specialized structural unit in an educational institution that supports the work of a teacher in the distance learning process in the context of digitalization of education is argued. The purpose of the article is to present experience and discuss organizational issues of preschool education, highlighting the main conditions for the successful implementation of this form of training with monitoring the quality of mastery of the material. Use of pedagogical criteria to assess the personal aspect of the effectiveness of preschool education, the level of basic professional competencies; analysis of the possibilities of forming educational trajectories based on annual reports of the educational and methodological department, which carries out statistical analysis of the results of distance learning at the Academy. There is an increase in trust in educational institutions that ensure accessibility of education, the proper level of interaction between teachers and students, and the involvement of all participants in the learning process in mastering educational programs. While maintaining the traditional values of the educational process, adaptation to new requirements and various educational tasks occurs. The educational institution provides a large range of modern means of communication and round-the-clock access to educational materials. Assessment of the level of mastery of program material (testing, passing practical skills, final certification) indicates an increase in quality indicators. The ability to carry out collective projects and use modern communication systems gives a specialist an active position for making decisions, overcoming problems, and developing basic professional competencies and skills. The development of technology and the variety of emerging forms of delivering electronic educational resources suggest a new level of requirements for methodological approaches. Training using DL tools promotes the competent implementation of acquired knowledge, the development of basic competencies for the formation of a successful specialist and high-quality performance of production tasks.
distance learning (dl)
distance learning system (dls)
educational technologies
successful specialist

Успех – это то, что является результатом воплощения планов и желаний специалиста в его настоящей и будущей деятельности. Быть успешным в жизни – непростая задача. И решить её можно, лишь владея правильными компетенциями, то есть набором знаний, умений и способностей, которые и позволяют реализовать жизненные планы. Владение компетенциями – это ключ к достижению поставленных задач, возможность определять цели и успешно решать их. Путь к успеху лежит в необходимости непрерывного образования, особенно это относится к медицине и фармации. Одной из форм образования специалистов является дистанционное обучение [1; 2].

Если профессиональные задачи, как показывает опыт, успешно решаются методикой ДО, то интеграция в эту форму обучения педагогических установок воплощается гораздо сложнее [3; 4]. В последние годы организация занятий по ДО прочно утверждается в образовательном процессе как форма совершенствования уже сформированных профессиональных компетенций и развития новых навыков и умений. Такой вывод прослеживается во многих исследованиях [5-7]. Стремительное развитие всех сфер жизни общества, в том числе медицины, породило необходимость внедрения системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО) для поддержания и повышения профессионального уровня медицинских работников. Пандемия коронавируса (COVID-19), трансформируя ландшафт образовательного процесса, стала катализатором внедрения дистанционных технологий в учебный процесс. Такие черты, как проявление инициативы (предложение улучшений при решении проблем), выражение внимания к мелочам (проверка важных деталей, применение знаний к новым обстоятельствам), новаторство (поиск способов совершенствования и желание пробовать новое), настойчивость (доведение проектов до их завершения, проявление активности даже при возникновении препятствий), гибкость (принятие изменений, оставаясь сосредоточенным на целях при необходимости совмещения нескольких приоритетов), формируются проблемно [8; 9].

Цель работы – представить опыт и обсудить организационные вопросы дистанционного обучения (ДО), выделив основные условия успешного решения этой формы обучения в образовательном учреждении с отслеживанием качества освоения материала.

Материалы и методы исследования: применение педагогических критериев для оценки личностного аспекта эффективности ДО; анализ возможностей формирования образовательных траекторий на основе ежегодных отчетов учебно-методического отдела, осуществляющего статистический анализ результатов дистанционного обучения в Академии.

Результаты исследования и их обсуждение. Примером инструмента реализации дистанционного обучения является платформа Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), представляющая систему управления обучением или виртуальную обучающую среду. Специалисты анализируют достоинства и недостатки дистанционного обучения, в том числе и в медицинском образовании, разрабатывают перспективы этого процесса.

Решение педагогических установок в контексте задач ДО видится, на наш взгляд, в необходимости разработки таких методических материалов, которые развивают:

· сотрудничество - умение совместно работать с другими для достижения общих целей и желаемых результатов с устранением разногласий;

· уважение и понимание других для поддержки нужных отношений, способов проявления командных усилий;

· умение излагать свои мысли кратко и логично;

· результативность- своевременное достижение поставленных целей.

Всё это можно обозначить производными педагогического наставничества, а формирование таких установок у обучающихся позволит реализовать их жизненные и профессиональные цели. Важный аспект, который требует пристального внимания в развитии дистанционного обучения, - это качественная обратная связь между субъектами образования.

Зачастую под «обратной связью» имеют в виду предоставление контактов для разрешения возникших проблем. Но правильнее сказать, предлагая дистанционное обучение, следует, прежде всего, продумать, каким образом будет реализовываться педагогическое взаимодействие обучающихся с педагогами и между собой. Выполнение этого условия является трудной задачей не только в условиях чрезвычайных ситуаций, например пандемии, но и в плановом рабочем режиме обучения. Реализация эффективного взаимодействия требует больших усилий. Если образовательная программа и образовательный контент в рамках «жизненного» цикла (пока они актуальны) могут тиражироваться дистанционно, то взаимодействие всегда выстраивается индивидуально, а значит априори оно будет уникальным (или индивидуальным, персонифицированным). Но именно благодаря взаимодействию ДО может определяться как одна из форм организации учебного процесса с обязательным внедрением педагогического компонента, а не как технология передачи информации. И это очень важно осознавать с позиций организации и выстраивания педагогического процесса.

Такими формами взаимодействия могут быть чаты, форумы на площадке СДО, совместная работа над проектами, консилиумы, оценка и комментарии выполненных работ, обсуждение профессиональных проблем, опросы и др. Всё это позволяет освоить образовательную программу не только на уровне получения знаний, понимания материала, но и на уровне освоения новых или расширения и углубления полученных ранее компетенций. В результате формируется готовность к их применению.

Одним из главных ресурсов ДО является электронное учебное пособие, которое в учебном курсе или в его отдельных образовательных модулях представляет базис знаний рассматриваемого вопроса. В этом ресурсе должны быть четко, структурно представлены учебные материалы, в соответствии с содержанием образовательной программы. Нужно подчеркнуть, что наличие такого материала позволяет формировать у обучающихся лидерские качества и мотивировать личностные установки, что является также слагаемым успешности.

При оценке эффективности ДО были использованы стандартные учебные технологии: отслеживание уровня усвоения программного материала (тестирование, сдача практических навыков и итоговой аттестации). Они показали прирост эффективности усвоения базовых компетенций на 10-25% (разные показатели по отдельным дисциплинам).

Выявление специальных компетенций в распределении ресурсов и времени, навыков вести мониторинг, умения выбирать оборудование; осмысления информации (создание и поддержка файлов, интерпретация и трансляция данных) требует разработки особых педагогических подходов. А успешность специалиста может продемонстрировать только практика. Только результаты реальной клинической работы могут свидетельствовать о реализации полученных знаний.

Изменения в сфере образовательного процесса затрагивают и педагогический коллектив. На основе множества инновационных позиций, комплексных технологий идёт развитие модернизации образования, в качестве решающего критерия которой выступает успешность специалиста. Возникает необходимость сформировать в педагогическом коллективе атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, активизировать методическую работу, позволяющую более продуктивно обмениваться педагогическим опытом и создавать условия для дальнейшего роста педагогического мастерства не только молодых, но и опытных преподавателей.

Получая положительные результаты, применяя технологию деятельностного метода в обучении и методической работе, преподаватели ставят новую задачу: включение системно-деятельностного подхода в работу, тем самым перестраивая уже сложившуюся систему и переводя ее на новый уровень, учитывая особенности стандартов нового поколения.

Внедрение позиций, нацеленных на: построение современного образовательного пространства, ориентированного на профессиональный рост и ценности саморазвития личности; создание условий для оптимального взаимодействия всех участников образовательного процесса; развитие коммуникативных способностей обучающихся их социальной адаптации; планомерное выстраивание партнёрских отношений между всеми участниками образовательной деятельности; создание комфортной психологической обстановки на занятиях; значительное повышение уровня мотивации учителя и обучающихся; формирование у обучающегося собственного отношения, позиции к происходящему вокруг; эффективную реализацию требований ФГОС, достижение высоких показателей по предметному и личностному направлению; повышение мотивации преподавателя к профессиональному росту и саморазвитию, способствует эффективной реализации современных требований по качеству обучения. Путём таких преобразований достигается создание двух главных социальных ориентиров - развитие образовательных систем и обеспечение высокого качества обучения.

Несмотря на ряд проблем и недостатков, без дистанционного обучения в последние годы невозможно было бы продолжать обучение ни в школе, ни в вузах, а также осуществлять последипломное образование. Дистанционное обучение дает возможность реализовать процесс в экстремальных ситуациях, позволяет оптимизировать затраты на образование, более рационально расходовать время и личные ресурсы субъектов образовательного процесса. ДО особенно востребовано в системе дополнительного последипломного образования. У специалистов уже сформировалась потребность в непрерывном повышении своего профессионального уровня. Раньше повышение квалификации проводилось преимущественно (или как правило) в традиционной форме обучения, то есть при непосредственном присутствии специалиста на обучающей базе. В настоящее время следует признать, что возможностью выезжать на обучение к месту расположения образовательного учреждения на длительный срок специалисты не располагают в силу ряда объективных причин: большая удаленность, невозможность оставить рабочее место или семью и др.

Если у обучающихся будут в достаточной степени сформированы новые профессиональные компетенции и навыки, то оправданно ожидать от такого специалиста проявления таких характеристик, как:

· инициатива,

· уверенность в достижении результатов,

· поддержка сотрудничества,

которые реально нужны на его рабочем месте.

Нужно отметить, что стремление к непрерывному обучению для повышения профессиональной квалификации с целью внедрения новых современных технологий в избранной специальности, может также считаться необходимой чертой успешного профессионала. И форма ДО будет восприниматься обучающимся как целостный процесс, как отличный способ освоения желаемых компетенций,которые позволят ему получить нужный результат.

Реализация ДО со стороны образовательного учреждения должна находить административную поддержку и эффективно управляться. Если в образовательном учреждении будут отсутствовать централизация ДО и административная ответственность за процесс обучения, то это будет приводить к его бесконтрольности и структурной разрозненности. В подразделениях учебного заведения может снижаться заинтересованность в данной форме обучения.

Развитие технологий, разнообразие появляющихся форм подачи электронных образовательных ресурсов, появление новых технических и программных способов передачи данных не только повышают возможности транслирования ДО, но и предполагают новый уровень требований к качеству подачи материала.

Нужны материалы, которые отвечают задачам и принципам организации корпоративного обучения, при этом восполняют фактически все необходимые знания и позволяют получить нужные навыки индивидуальной успешности.

Принятие стратегических решений по совершенствованию ДО, выработка тактики его реализации нуждаются в методической поддержке. Это обуславливает создание в учебных учреждениях специализированного подразделения, которое на постоянной основе обеспечивает поддержку преподавателя при проведении дистанционного обучения. С целью эффективного замещения очного обучения или его фрагментов дистанционным необходимо подходить к последнему с той же административной ответственностью, что и к традиционной системе, понимая, что этот вариант организации занятий уже правомерно вошел в нашу жизнь.

Необходимо использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные средства обучения и образовательные технологии, использовать дистанционные варианты и ресурсы с учетом:

задач занятия;

вида занятия;

возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

стадии профессионального развития;

возможности освоения образовательной программы на основе индивидуального её содержания.

Целенаправленная, комплексная реализация условий обучения на основе ДО позволит сформировать успешного специалиста.

Наблюдается повышение доверия к ДО, обеспечивающему доступность образования, должный уровень взаимодействия преподавателей и обучающихся, вовлеченность всех участников процесса обучения в освоение образовательных программ. При сохранении традиционных ценностей учебного процесса идёт адаптация к новым требованиям и разнообразным образовательным задачам. При ДО предоставляется большой набор современных средств коммуникации, реализуется круглосуточный доступ к учебным материалам. Возможность выполнять коллективные проекты, пользоваться современными системами коммуникации формирует у специалиста активную позицию для принятия решений, преодоления проблем, формирования профессиональных компетенций и навыков.

Заключение. Формирование базовых компетенций, дающих отношение к профессии на основе самостоятельности, готовности и способности целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, а также надежность сохранения полученных знаний соответствует принципам индивидуальной успешности и современным целям и задачам учебного процесса.

Представленный опыт свидетельствует о необходимости выделения основных условий решения задачи формирования успешного специалиста при дистанционной форме обучения, это:

- решение организационных вопросов ДО (развитие технологий, форм подачи электронных образовательных ресурсов, технических и программных способов передачи данных);

- новый уровень требований к подаче материала, внедрение универсальных методических подходов;

- обязательное отслеживание качества освоения материала;

Очевидно, что в будущем потребность в масштабировании этого вида образовательных услуг – ДО, будет только возрастать. В контексте обсуждения данной проблемы следует заметить, что руководство Академии ИГМАПО – филиала Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования МЗ РФ высоко оценивает возможности ДО и уделяет большое внимание дальнейшему совершенствованию данного направления в системе повышения профессиональной квалификации специалистов и формирования их успешности.

Таким образом, увеличение объемов работ, предполагающих вовлечение все большего числа участников в ДО, ускорение темпов этого процесса, растущие запросы со стороны специалистов к этой современной форме повышения квалификации и сформировавшаяся готовность профессорско-преподавательского состава работать в цифровой образовательной среде инициируют совершенствование данного стратегического направления образовательного процесса для подготовки успешных специалистов.