Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

READINESS OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE FIELD OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN IN CONDITIONS OF INNOVATION PROCESSES

Vasilyeva V.S. 1 Solntseva E.P. 2 Gavrilova N.V. 2
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University
2 2Municipal Autonomous Preschool Educational Institution "Kindergarten No. 23 of Chelyabinsk" (MADOU "DS No. 23 of Chelyabinsk")
The article presents the results of a study of the level of teachers' readiness for innovative activities in the field of physical development of preschool children. An analysis of theoretical sources devoted to the problem of studying the health status and patterns of physical development of preschool children, determining the content of work in preschool educational organizations that contributes to solving pressing government problems in the preschool education system, basic scientific foundations for studying the readiness of teachers for innovative activities in the conditions of preschool educational organizations. Based on the data obtained, a diagnostic toolkit has been compiled to study the readiness of teachers for innovative activities in the field of physical development of preschool children. A survey of teachers was conducted. Experimental data obtained during the application of the diagnostic technique are presented. The study revealed difficulties that were determined both by the lack of competence of teachers in determining the conditions, forms, methods and means of development and correction of the physical development of children, and by the complexity of the very direction of professional activity – «physical development» when organizing work with preschool children with different level of physical development and state of their health. The findings of the study indicate the need to change the forms and methods, as well as the content of methodological work in preschool educational institutions, the end result of which will form the basis for expanding the readiness of teachers of preschool educational organizations for professional activities in the field of physical development of children in the conditions of innovative processes.
readiness for innovation
physical development
preschool children
diagnostics
indicators of readiness for innovation
levels of readiness for innovation
methodological work in a preschool educational organization

Усиление внимания государства к вопросам сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения (проект «Демография»), введение Федеральной образовательной программы дошкольного образования, Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования обусловливают расширение требований к повышению качества воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Обозначенная в Федеральной программе цель «разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций» [1] достигается благодаря решению комплекса задач, основной из которых является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [1].

Анализ педагогической практики и результатов научных исследований позволяет сделать выводы о значительном ухудшении состояния здоровья детей, что закономерно сказывается на изменении контингента детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО).

Увеличение количества детей с ослабленным здоровьем (И.М. Масло, М.И. Масло [2], Е.В. Намсинк [3]), детей, рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, детей, рожденных на ранних сроках беременности с низкой и экстремально низкой массой тела (С.Б. Лазуренко, Т.А. Соловьева, Н.Н. Павлова [4]), выдвигает на первый план решение вопросов физического развития и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Крайне актуальной тема физического развития и физического воспитания представляется на этапе дошкольного возраста. Это обусловлено запуском наиболее интенсивных периодов развития сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, работы опорно-двигательного аппарата, формирования обмена веществ в первые годы жизни ребенка (Е.А. Писарева, В.М. Казакова, М.Н. Пуховская, Г.Б. Глазкова [5], О.В. Мазуренко, Н.В. Винокурова [6]). Вопросы разработки современных методов и приемов работы в области физического воспитания и физического развития детей дошкольного возраста, разработки современных технологий продолжают оставаться важнейшими в современной системе образования.

Особое значение в свете новых задач приобретает разработка эффективных технологий сопряженного физического и психического развития дошкольников, рассматриваемых в исследованиях В.А. Петькова, И.А. Глущенко, К.В. Булах и др. [7]. Заслуживает внимания исследование Н.В. Седых и Е.Э. Червяковой, в котором авторы раскрывают идеи формирования мотивации детей дошкольного возраста к регулярным занятиям физическими упражнениями в дошкольных образовательных учреждениях [8].

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса были изучены работы, раскрывающие возможности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных видов досуговой деятельности (Е.В.Варавина [9]), доказывающие актуальность проведения оздоровительно-гигиенических мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях и их влияние на улучшение здоровья детей (С.А. Ляпина, Г.Г Федотова [10]), рассматривающие влияние занятий ритмической гимнастикой на показатели физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста (В.В. Сударь, И.В. Голикова, Н.И. Романенко [11]).

Нельзя не заметить, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований и методических разработок в области физического воспитания и развития детей дошкольного возраста дополнительного рассмотрения требуют вопросы возможности максимального использования современных достижений науки и практики в конкретной дошкольной образовательной организации. Это обусловлено необходимостью анализа имеющихся условий, созданных в дошкольной образовательной организации, изучения контингента детей и исследования готовности педагогов к участию в реализации инновационных проектов, так как, с точки зрения Е.В. Грязновой и Е.А. Локтионовой, «гибкость и готовность к инновационной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений является одной из основных его профессиональных компетенций» [12, с. 86].

Различные аспекты теории и практики готовности педагогов ДОО глубоко и всесторонне рассмотрены в исследованиях Е.Г. Гуцу, Г.С. Горьковой, Е.А. Деломудровой [13]. Авторы выдвигают научное обоснование понимания готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности как к многокомпонентному явлению, целостную структуру которого составляют мотивационный, когнитивный, операциональный, креативный и рефлексивный компоненты.

Несмотря на уже имеющиеся исследования и разработки, изучение проблем готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности в области физического развития в целом остается по-прежнему актуальным.

Целями исследования являются изучение и анализ компонентов готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста, а также формулировка основных выводов, позволяющих в дальнейшем определить направления методической работы, расширяющей готовность педагогов ДОО к профессиональной деятельности в области физического развития детей в условиях инновационных процессов.

Материал и методы исследования

При подготовке статьи использовались теоретические и эмпирические методы педагогического исследования. Был проведен анализ научной и методической литературы, посвященной вопросам изучения готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста. Также было проведено пилотное исследование, в котором приняли участие 34 педагога из 2 структурных подразделений дошкольной образовательной организации «Детский сад № 23 (г. Челябинск)».

Для достижения цели экспериментальной работы нами было разработано содержание диагностики в виде онлайн-тестирования с помощью онлайн-конструктора «Online Test Pad». Тестирование включало в себя 35 логически и последовательно выстроенных вопросов закрытого типа (с выбором необходимого варианта ответа), открытого типа и вопросов на соответствие, сформулированных с учетом базовых компонентов готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности в области физического развития: мотивационного; когнитивного; операционального; креативного; рефлексивного.

Вопросы составлялась на основе данных, представленных в нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций и профессиональную деятельность педагогов ДОО [1, 14, 15]. Представленные в статье формулировки тестовых заданий содержат значительные фрагменты соответствующего источника в связи с тем, что это обусловлено целями и задачами исследования.

Представлено содержание диагностики с учетом базовых компонентов готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста.

Мотивационный компонент готовности:

1. Нравится ли Вам профессия, выбранная Вами?

2. В Вашей практике доводилось ли Вам работать с детьми с тяжелыми и хроническими заболеваниями?

3. Знаете ли Вы, кто такой ребенок с особенностями физического развития, по каким признакам можно его выделить?

4. Готовы ли Вы учитывать состояние физического здоровья детей в процессе проведения занятий с ними?

5. Хотели бы Вы иметь возможность помочь детям с тяжелыми и хроническими заболеваниями?

6. Хотели ли бы Вы повысить свои знания в вопросах создания здоровьесберегающей среды в ДОУ?

7. Владеете ли Вы профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку независимо от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья?

Когнитивный компонент готовности:

1. Выберите правильное определение понятия:

Здоровьесберегающая среда – это окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личностью полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Здоровьесберегающая среда – это комплекс условий, созданных педагогами и родителями, способствующих сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

2. Перечислите показатели здоровья ребенка, при которых ему может быть отказано в пребывании в детском саду.

3. Исключите понятия, не относящиеся к средствам физического воспитания: рациональный режим; рациональное питание; свободная деятельность; закаливание; занятия; движение.

4. Выберите правильный ответ:

Физическое развитие – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма) и биологического созревания ребенка.

Физическое развитие – это процесс физического развития, на который влияют состояние здоровья ребенка и окружающая среда.

5. Выделите правильные ответы:

На физическое развитие детей оказывают влияние самые разнообразные факторы. Ведущими формирующими факторами, влияющими на физическое здоровье и развитие детей, считаются: режим дня; экология; внутренняя среда помещений; физические упражнения; организация физического воспитания; медико-санитарная помощь; полноценное питание; наследственность; уровень профессиональной компетенции педагогов; свежий воздух.

6. Перечислите проявление особенностей физического здоровья детей раннего и дошкольного возраста.

7. Соотнесите группы здоровья детей с их описанием

Первая

группа здоровья

Дети здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития

Вторая

группа здоровья

 

Дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым и хроническим заболеваниям

Третья

группа здоровья

 

Дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями

Четвертая

группа здоровья

 

Дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями

Пятая

группа здоровья

 

Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями

8. Учет состояния здоровья детей дошкольного возраста – это … .

9. Федеральная образовательная программа дошкольного образования – это … .

10. Целевые ориентиры дошкольного образования – это … .

11. Содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно охватывать следующие образовательные области (указать все правильные варианты)...

Операциональный компонент готовности:

1. Укажите приоритетную последовательность в решении задач, определяющих физическое развитие детей дошкольного возраста в детском саду: охрана и укрепление здоровья детей; формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта; формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

2. Определите приоритетную последовательность направлений работы по физическому развитию детей дошкольного возраста в детском саду: создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей; повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада; комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками; воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

Креативный компонент готовности:

1. Развитие – это … .

2. Профессиональное развитие – это … .

3. Используете ли Вы в своей работе труды педагогов-классиков? Каких?

4. Разрабатываете и реализуете ли Вы индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся, состояния их здоровья?

5. Выстраиваете ли Вы партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения образовательных задач, используете ли методы и средства для их психолого-педагогического просвещения?

6. Готовы ли Вы делиться своим профессиональным опытом по вопросам создания здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей раннему физическому развитию детей дошкольного возраста, с коллегами, работающими в муниципальной системе образования? Сформулируйте примерную тему вашего выступления.

7. Сформулируйте методы физического развития детей раннего и дошкольного возраста, используемые Вами в профессиональной деятельности в соответствии с образовательной программой ДОО.

8. Перечислите, какие формы физического воспитания Вы используете в работе с детьми: закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия.

9. Сформулируйте Ваши предложения по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в вашем детском саду.

10. Сформулируйте Ваши предложения по созданию условий для обеспечения раннего физического развития детей в вашем детском саду.

Рефлексивный компонент готовности:

1. Ценностные характеристики педагогической деятельности связаны с … .

2. Педагогический такт – это … .

3. Умение преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий обеспечивает педагогу… .

4. Как Вы считаете, Ваших знаний достаточно при работе с детьми для реализации задач и определения содержания деятельности в образовательной области «Физическое развитие»?

5. Какая Вам необходима помощь для оптимизации работы с детьми для реализации задач и определения содержания деятельности в образовательной области «Физическое развитие»?

С учетом требований к проведению экспериментального педагогического исследования нами были разработаны характеристики уровней (высокого, среднего, низкого) сформированности готовности педагогов дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности в области физического развития детей в условиях инновационных процессов.

Технические возможности онлайн-конструктора «Online Test Pad» позволили систематизировать и классифицировать полученные в ходе исследования данные, которые были проанализированы с помощью метода статистической обработки результатов. Исследование включает качественный анализ выборов и ответов респондентов, данные которого выносятся на обсуждение.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании приняли участие сотрудники двух структурных подразделений дошкольной образовательной организации «Детский сад № 23 (г. Челябинск)» в количестве 34 человек. Анализ базовых показателей (должность в образовательной организации, возраст, стаж работы, образование) проводился с учетом основных показателей учета формы 85-К (Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования).

Основную группу респондентов составили 30 воспитателей (88%). Также в исследовании приняли участие 2 (6%) педагога-психолога и 2 (6%) учителя-логопеда. Анализируя возраст респондентов, можно отметить, что это достаточно молодой коллектив, средний возраст респондентов составил 37,5 года (моложе 25 лет – 8 человек (23%); 25–29 лет – 3 (9%); 30–34 года – 1 (2%); 35–39 лет – 2 (6%); 40–44 года – 5 (15%); 45–49 лет – 5 (15%); 50–54 года – 5 (15%); 55–59 лет – 2 (6%); 60–64 года – 3 (9%)). Распределение по стажу педагогической деятельности позволило получить следующие данные: до 3 лет – 8 (23%) педагогов; от 3 до 5 лет – 4 (12%) педагога; от 5 до 10 лет – 8 (23%) педагогов; от 10 до 15 лет – 5 (15%) педагогов; от 15 до 20 лет – 4 (12%) педагога; 20 и более – 5 (15%) педагогов. При этом средний показатель стажа педагогической деятельности составил 7 лет. 18 (53%) респондентов имеют высшее педагогическое образование, 14 (41%) – среднее профессиональное (педагогическое) образование, 2 (6%) педагога в настоящий момент проходят обучение на отделении заочного обучения и получают высшее педагогическое образование. Распределение педагогов с учетом данных об их квалификационной категории позволило сделать следующие выводы: высшую квалификационную категорию имеют 15 (44%) педагогов; первую квалификационную категорию – 13 (38%) педагогов; без категории – 6 (18%) педагогов. Совокупный анализ данных на первичном этапе экспериментального исследования дает возможность сделать вывод о том, что в коллективе трудятся достаточно молодые педагоги, прошедшие этап становления в своей профессиональной деятельности, подавляющее большинство из которых имеют профильное педагогическое образование (94%) и продолжают свое обучение по педагогическим специальностям; 28 педагогов (82%) имеют достаточно высокий уровень профессиональной компетенции, что подтверждается наличием у педагогов высшей и первой квалификационной категорий.

Сводные данные по результатам экспериментального исследования представлены в таблице.

Результаты диагностики готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста

 

 

Уровни

 

 

Результаты

диагностики

Компонент

Мотивационный

Когнитивный

Операциональный

Креативный

Рефлексивный

Высокий

Количество респондентов

5

(15 %)

4 (12%)

5 (15%)

6 (18%)

4 (12%)

Средний

Количество респондентов

23 (67%)

11 (32%)

12 (35%)

21 (62%)

14 (41%)

Низкий

Количество респондентов

6

(18%)

19 (56%)

17 (50%)

7 (20%)

16 (47%)

Обращаясь к анализу ответов респондентов, позволяющих сделать вывод об их мотивационной готовности к инновационной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста, важно отметить, что получены достаточно высокие результаты. Только 6 (18%) респондентов показали низкий уровень мотивационной готовности. Основные трудности, которые были выделены в ходе исследования, заключаются в отсутствии у педагогов готовности учитывать состояние физического здоровья детей в процессе проведения занятий; наличии большого количества опасений в процессе взаимодействия с детьми с тяжелыми и хроническими заболеваниями; отсутствии профессиональной установки на оказание помощи любому ребенку независимо от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

Полученные выше данные находят свое дальнейшее подтверждение в ходе систематизации и обобщения ответов педагогов, полученных в ходе анализа диагностического материала, обобщающего данные об уровне сформированности когнитивного компонента инновационной готовности.

Только 4 (14%) педагога смогли представить правильные ответы в процессе работы с закрытыми вопросами, дать развернутые ответы при работе с открытыми вопросами и безошибочно выполнить задание на соотнесение, правильно обозначив характеристики групп здоровья детей.

15 (44%) педагогов затруднились дать правильный ответ при определении понятий «здоровьесберегающая среда» и «физическое развитие».

Наибольшее количество трудностей возникло у 20 (58%) педагогов при ответе на вопросы о необходимости перечислить показатели здоровья ребенка, при которых ему может быть отказано в пребывании в детском саду (большинство педагогов считают, что ребенку не может быть отказано в пребывании в дошкольном учреждении, несмотря на наличие проявлений острых респираторных заболеваний и острого периода проявлений заболеваний желудочно-кишечного тракта, наличие высокой температуры). При этом 4 (12%) педагога считают, что детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и детям с аутизмом может быть отказано в посещении детского сада.

15 (44%) педагогов не смогли правильно выделить ведущие формирующие факторы, влияющие на физическое здоровье и развитие детей. Ответы 18 (53%) педагогов на вопросы, требующие развернутого ответа, были односложными и достаточно краткими.

Также в ходе экспериментального исследования было отмечено, что только 10 (29%) педагогов имеют глубокие знания основных компонентов Федеральной образовательной программы дошкольного образования и целевых ориентиров дошкольного образования.

Анализ экспериментальных данных, позволяющий представить данные об уровне сформированности операционального компонента инновационной готовности, выводит на новый уровень понимания основных трудностей, с которыми сталкиваются педагоги. 29 (85%) педагогов в процессе установления приоритетной последовательности в решении задач, определяющих физическое развитие детей дошкольного возраста в детском саду, выдвигая на первый план накопление и обогащение двигательного опыта, формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, не придавали значения охране и укреплению здоровья детей, формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

Определяя приоритетную последовательность направлений работы по физическому развитию детей дошкольного возраста в детском саду, 26 (76%) педагогов делали акцент на воспитании здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи, отодвигая на последний план такие важные направления, как создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей; повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада.

Перспективы для решения данной проблемы открывают результаты систематизации ответов педагогов, показывающие уровень и качество сформированности креативного компонента инновационной готовности. 27 (80%) педагогов дали развернутые ответы по максимальному количеству вопросов, включенных в данный блок. 29 (85%) педагогов перечислили максимальное количество форм физического воспитания, которые они используют в работе с детьми: закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия (утренняя гимнастика, воздушное, водно-солевое закаливание, сон без маек, массаж, витаминотерапия, физиопроцедуры, ингаляции, соляная пещера); прогулки на свежем воздухе (с подвижными играми и индивидуальной работой); спортивные праздники, дни здоровья; физкультминутки; музыкальные занятия и развлечения, связанные с ритмикой, движением; походы, экскурсии; занятия лечебной физкультурой.

Выполняя задание «Сформулируйте Ваши предложения по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в вашем детском саду», 25 (73%) педагогов в разных вариантах формулировок внесли предложения о необходимости оборудования прогулочных площадок для полноценного физического развития детей раннего возраста; создания в ДОО условий для обеспечения витаминотерапии воспитанников; приобретения современных тренажеров для детей раннего и дошкольного возраста; оптимизации регламентации и содержания режимных моментов с целью увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе; проведения оздоровительных досуговых мероприятий с привлечением родителей воспитанников и сотрудников учреждения.

В исследуемой проблематике изучения сформированности креативного компонента инновационной готовности к профессиональной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста одним из центральных становится вопрос готовности педагогов делиться своим профессиональным опытом по вопросам создания здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей раннему физическому развитию детей дошкольного возраста, с коллегами, работающими в муниципальной системе образования. 29 (85%) педагогов выразили свою готовность, обозначив в анкете утвердительный ответ, и 13 (38%) сформулировали примерные темы своего выступления: «Технологии стимулирования и сохранения здоровья участников образовательного процесса», «Психологическая безопасность ребенка в ДОУ», «Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми с аллергопатологией», «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья», «Повышение мотивации к сохранению и укреплению здоровья через использование здоровьесберегающих технологий», «Компоненты здоровьесберегающей образовательной среды, особенности формирования в работе с детьми дошкольного возраста» и др. 32 (94%) педагогов выстраивают партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения образовательных задач, используют методы и средства для их психолого-педагогического просвещения. И только 2 (6%) педагога – молодые специалисты – отметили, что испытывают трудности в выстраивании партнерского взаимодействия, объясняя это незначительным опытом (менее 1 года) работы в ДОО.

Выявление специфических особенностей рефлексивного компонента инновационной готовности педагогов ДОО к профессиональной деятельности в области физического развития детей является одним из оснований, на котором разрабатываются дальнейшие аспекты исследования, так как сформулированные педагогами ответы раскрывают уровень сформированности умения анализировать результаты собственной деятельности и адекватно оценивать свои профессиональные умения и навыки.

Анализ полученных ответов педагогов позволил сгруппировать их по тематическим ответам. Для 10 (29%) педагогов основополагающим целевым ориентиром дошкольного образования являются «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования»; 15 (44%) педагогов под основополагающим целевым ориентиром понимают «овладение ребенком основными навыками, умениями, знаниями на определенном возрастном этапе»; 8 (23%) – «инициативность самостоятельность, способность к выбору, фантазия, воображение, творчество»; 1 (3%) – «счастливый ребенок».

Педагогический такт рассматривается респондентами как «умение находить правильный подход к каждому ребенку, оказывать воздействие на ребенка с учетом его особенностей»; «умение воспитателя быстро находить в каждом конкретном случае своих отношений с детьми правильный и потому наиболее эффективный способ воздействия для достижения поставленной цели, без риска уронить свой авторитет и потерять благоприятное отношение к себе воспитанников»; «умение держать себя с достоинством и выдержкой»; «показатель культуры и профессионального мастерства педагога». Ответы педагогов на данный вопрос сознательно не подвергались ранжированию, предусматривалось получение информации о сформированном у педагогов умении формулировать мысли, давая оценку своего отношения к одной из качественных характеристик профессиональной деятельности.

На вопрос: «Как Вы считаете, Ваших знаний достаточно при работе с детьми для реализации задач и определения содержания деятельности в образовательной области “Физическое развитие”?» – 8 (23%) педагогов ответили утвердительно; 23 (68%) педагога ответили, что «не хватает»; оставшиеся 3 (9%) педагога следующим образом сформулировали свои ответы: «Да, но нет предела совершенству», «Скорее да, чем нет», «Не совсем достаточно».

При объединении ответов педагогов на вопрос о необходимости помощи для оптимизации работы с детьми в целях реализации задач и определения содержания деятельности в образовательной области «Физическое развитие» были получены следующие данные. 3 (9%) педагогам необходимы новые знания о физиологии человека, 4 (12%) педагогам требуются новые знания об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 5 (15%) педагогов в своих ответах обозначили необходимость получения консультаций узких специалистов (врачей, инструкторов физической культуры, реабилитологов). 4 (12%) педагога включили в свои ответы запрос о необходимости введения наставничества. Для 8 (23%) педагогов важно наличие картотеки методических материалов для проведения занятий, 10 (29%) педагогов высказали мнение о необходимости и важности проведения мастер-классов и отработки практических навыков в работе с детьми, имеющими нарушения физического развития. Педагоги дали развернутое описание своих потребностей в оптимизации профессиональной деятельности в физическом развитии детей: планирование времени для занятий с детьми в физкультурном зале и использование физкультурного оборудования, помимо физкультурных занятий; возможность использования мультимедийного оборудования для регулярного проведения (один или два раза в неделю) мульт-физзарядки; возможность создания полноцветного варианта картотеки движений и нейроупражнений; привлечение родителей к сезонным «Веселым стартам», спортивным мероприятиям с детьми; приобретение призового фонда для спортивных мероприятий, реализуемых на уровне соревнований, проводимых в группах. Большую значимость имели ответы педагогов, которые в своих ответах сформулировали необходимость оптимизации условий в дошкольном учреждении через: насыщение предметно развивающей среды (5 (15%) педагогов); обновления физкультурных уголков в группах (3 (9%) педагога); 7 (21%) педагогов высказались о необходимости приобретения новых тренажеров для детей и нового спортивного инвентаря. Для 5 (15%) педагогов важно пройти курсы повышения квалификации по обозначенной тематике. При этом 6 (18%) педагогов отметили, что не нуждаются ни в какой помощи и поддержке.

Выводы

Результаты проведенной нами работы позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес не только для нашего исследования, но и для большой тематики научных разработок в области изучения готовности педагогов к различным аспектам инновационной деятельности.

Готовность педагогов ДОО к профессиональной деятельности в области физического развития детей в условиях инновационных процессов является важным аспектом в системе дошкольного образования в целом.

В свете сказанного важны результаты исследования, которые показали, что выделяется достаточно большая группа педагогов (19 человек (56%)), продемонстрировавших в процессе ответов на вопросы низкий уровень сформированности когнитивного компонента инновационной готовности к профессиональной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста.

Наряду с этим необходимо отметить следующее. При объективном равном значении всех компонентов инновационной готовности педагогов позволим себе в рамках нашего исследования выделить мотивационную, креативную и рефлексивную готовности как основополагающие и фундаментальные. Сформулированное заключение позволяет говорить о возможности и объективной необходимости включения педагогического коллектива дошкольной образовательной организации в инновационную детальность в области физического развития детей. Одновременно выстраивается вектор перспективной трансформации не только содержательного, но и структурного компонента методической работы в ДОО, ориентированной в дальнейшем на достижение обозначенных в исследовании точек роста.