Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF INVOLVING INTERACTIVE LEARNING METHODS DURING PROFESSIONAL TRAINING STUDENT MUSICIANS

Dymchenko E.V. 1 Poronok S.A. 2
1 Pridnestrovian State Institute of Arts named after A.G. Rubinstein
2 The Transnistrian State University named after Shevchenko T.G.
The article discusses the use of the interactive component in the process of professional training of a musician-teacher and musician-performer. Approaches to the interpretation of existing classifications of teaching methods in the modern educational environment are analyzed. The importance of using methods that activate the cognitive activity of students and contribute to the formation of an intellectual personality is noted. The main attention is focused on interactive teaching methods as one of the promising areas of modern music education. The state of the phenomenon under study is analyzed, the key theoretical aspects of this phenomenon are identified: dialogue interaction, reflection, feedback, etc. The process of training student musicians in individual and practical classes in special musical disciplines is explored. The problem of selecting and attracting interactive methods that correspond to the specifics of the musical-pedagogical, musical-performing orientation of students’ future professional activities is being updated. Particular attention is paid to interpersonal interaction in the process of educational and creative work of the teacher and students. The possibilities of attracting interactive teaching methods in the context of increasing communicative activity and developing cooperation skills in the process of creative activity of students are noted. An attempt has been made to identify the features of using interactive teaching methods during their professional training. The pedagogical potential of interactive methods that promote the development of a set of key competencies for the purpose of self-actualization and self-realization of future musicians has been revealed.
interactive teaching methods
professional training
musician-teacher
performing musician
cognitive activity
creative potential

Проблема подготовки специалистов высокого класса всегда являлась одной из первостепенных в музыкальном образовании. Сегодня она не утратила своей актуальности, а напротив, приобрела более значимый статус. Современные реалии побуждают к поиску все более эффективных педагогических инструментов, способных значительно повысить качество обучения. Выпускник высшего учебного заведения должен обладать не только набором базовых методологических знаний, но и комплексом ключевых профессиональных компетенций – умений применить полученные познания на практике, успешно реализовать сформированные навыки. Этому способствует компетентностный подход, лежащий в основе государственных образовательных стандартов. Однако ошибочным является мнение о том, что компетентностный подход может вытеснить все существующие в педагогической науке и используемые в современной педагогической практике достижения. Важно соблюдать сбалансированность процессов взаимопроникновения и взаимодополнения методологических основ существующих подходов. Итогом станет подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на современном рынке труда.

Творческий подход – это распространенное выражение приобретает более острую значимость в подготовке специалиста творческой специальности. Не столь важно, в какой области будет реализовать себя выпускник – в исполнительской деятельности или педагогической. Часто имеет место сочетание этих двух видов профессиональной деятельности музыканта. И в каждом из них субъект проявляет себя как творческая личность. Поэтому творчество в широком смысле слова должно осуществляться, прежде всего, в процессе профессиональной подготовки, где методы, приемы и подходы ориентированы на достижение целей образования.

Цель исследования

В рамках констатирующего этапа эксперимента предполагается изучить проблему использования интерактивных методов обучения и обозначить ориентиры для дальнейшего отбора и широкого внедрения интерактивных методов обучения в процесс профессиональной подготовки студентов-музыкантов.

Материал и методы исследования

В ходе исследования применялись следующие методы:

– теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования – научных статей, диссертационных исследований и иных документов, регламентирующих образовательный процесс в учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку бакалавров музыкально-педагогического и музыкально-исполнительского профиля);

– эмпирические (наблюдение, изучение и анализ учебной деятельности обучающихся, анализ и обобщение личного насыщенного педагогического опыта).

Традиционное обучение, заключающееся в трансляции определенного объема информации, в некотором роде утратило необходимую эффективность и является недостаточно прогрессивным в современном образовательном пространстве. В подготовке творческих специальностей важно умело сочетать подходы (личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный и др.), методы, формы работы, соответствующие указанной направленности. Профессиональная подготовка специалиста-музыканта, в первую очередь, предполагает индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Это касается и индивидуальных занятий, и собственно групповых дисциплин. Таким образом, необходимо осуществлять тщательный отбор всех составляющих музыкально-образовательного процесса.

Одним из компонентов, влияющих на эффективность и качество подготовки обучающихся, являются методы обучения. Это понятие находится в постоянном движении, развитии. В ходе исторического развития дидактики, совершенствования подходов к образовательному процессу, расстановки акцентов на тех или иных его компонентах, изменения целей образования, корректировки его содержания в разные периоды времени актуальным является вопрос о классификации методов обучения. На протяжении столетий одни методы появлялись, другие за ненадобностью и неэффективностью уходили на второй план, третьи устаревали по причине совершенствования образовательного процесса, возникновения новых концепций, внедрения инновационных технологий.

В настоящее время известны классификации, сформулированные по различным теоретическим основаниям [1]:

– по уровню активности обучающихся (Е.Я. Голант) – пассивные и активные методы;

– по дидактическим целям (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) – методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков;

– по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) – объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, методы проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские методы;

– по источнику получения знаний (Д.О. Лордкипанидзе, Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский и др.) – словесные, наглядные и практические методы;

– на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю.К. Бабанский) – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности и др.

Анализ содержания данных классификаций позволил выделить следующее:

– каждая из перечисленных классификаций несовершенна, имеет свои преимущества и недостатки; не является универсальной для использования на всех уровнях образования, а также в процессе освоения различных учебных дисциплин (аналогичный вывод можно сделать о каждом отдельном методе);

– во всех представленных классификациях присутствуют три составляющие – слово, образ и практическое действие. Но в каждой из них они используются по-разному.

Отмеченные выше классификации методов обучения являются частью множества существующих в современной дидактике. Перечень классификаций расширяется, что подтверждает непрекращающийся процесс совершенствования компонентов образовательного процесса. Необходимость повышения его качества, появления на рынке труда конкурентоспособного выпускника побуждает ученых к исследованиям в области подготовки специалистов различных направлений с целью появления новых перспективных методов, способных отразить специфику профессиональной подготовки обучающихся и демонстрирующих свою эффективность.

Изучение характеристик методов обучения, принадлежащих различным классификациям, показало, что одни и те же методы или их составляющие обнаруживаются в различных классификациях. Педагогу и воспитанникам в последних отводится определенная роль. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что использование репродуктивных методов обучения не дает существенных результатов и не способствует раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся. Поэтому на первый план выдвигаются методы, способствующие активизации их познавательной деятельности и, в конечном итоге, становлению комплекса ключевых компетенций, которые будут совершенствоваться в дальнейшей профессиональной деятельности.

В современном образовательном процессе значимое место занимают интерактивные методы обучения (ИМО). В контексте данного исследования считаем необходимым выделить основополагающие, среди которых: мозговой штурм, кейс-метод, дискуссия, метод проектов, деловые, ролевые и организационно-деятельностные игры, творческие задания, презентация, тренинг и др.

Термин «интеракция» (англ. Interaction, от лат. inter – «между» и actio – «деятельность») заимствован из социальной психологии и рассматривается как «взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга» [2]. Характерной особенностью теории символического интеракционизма, основоположником которой является американский философ Дж. Мид, являлось созидание человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Таким образом, интерактивность предполагает диалог между субъектами общения. В педагогической науке интерактивное обучение понимается как диалоговое взаимодействие субъектов, способствующее развитию познавательных процессов обучающихся. В процессе взаимодействия друг с другом все участники образовательного процесса «обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [3, с. 8]. При этом, в отличие от традиционной системы преподавания, где происходит движение от теории к практике, в интерактивном обучении предполагается движение от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение [3].

Кроме этого, для эффективного использования интерактивного режима обучения необходимы рефлексия и обратная связь. Рефлексия позволяет оценить и проанализировать собственную проделанную работу, выделить положительные моменты и факторы, тормозящие процесс решения поставленных задач, проанализировать и осознать продуктивность собственных действий, поведения и т.д. В процессе осуществления обратной связи педагог на основе наблюдения и анализа получает от обучающихся определенную информацию, выражающуюся в их поведенческих, эмоциональных реакциях и результатах познавательной деятельности в межличностном взаимодействии. Обратная связь стимулирует работу над ошибками, позволяя скорректировать дальнейшую деятельность в рамках конкретной дисциплины, тем самым повысив результаты обучающих взаимодействий.

Являясь одним из актуальных направлений современного образования, интерактивность в обучении используется достаточно активно на всех ступенях образования – в школе, колледже, вузе. Исследователями подтверждается увеличивающийся интерес к интерактивной составляющей образовательного процесса [4, 5, 6]. Таким образом, можно говорить о широком внедрении этого явления в практику. Однако, несмотря на то, что в педагогической теории речь об интерактивном обучении идет уже не одно десятилетие, а в педагогической практике наблюдается успешное применение интерактива в образовательном процессе, ученые утверждают, что теория интерактивного обучения до сих пор не выстроена [7].

Анализ научных публикаций и трудов в этой области позволяет отметить разобщенность в формировании понятийного аппарата исследуемого явления. Рассматривая интерактивное обучение, ученые относят его компоненты к разным категориям – технологиям, формам, методам. Вышесказанное подтверждают Е.В. Коротаева, А.С. Андрюнина, определяя обозначенный процесс «терминологической диффузией» [8]. В данном контексте важно отметить отсутствие единой классификации интерактивных методов обучения. Кроме того, существующие классификации сформированы по различным признакам. Так, О.А. Голубкова разделяет представленные методы по коммуникативным функциям [9]. Схожая классификация и у Т.С. Паниной, Л.Н. Вавиловой [3]. Многочисленные попытки сформулировать классификации интерактивных методов обучения представлены Ю.С. Арутюновым, В.В. Николиной, Г.С. Хархановой и многими другими. Более того, в современной научной литературе существует мнение о том, что интерактивные методы являются модификацией активных методов обучения.

Анализируя различные подходы к классификациям ИМО, можно отметить, что все интерактивные методы, так же как и методы, принадлежащие другим классификациям, включают слово, образ и практические действия. Только с помощью межличностного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса как важной и неотъемлемой составляющей, а также при высокой познавательной активности обучающихся они становятся интерактивными.

Кроме того, исследователи по-разному трактуют дидактические возможности интерактива. Часто интерактивное обучение связывают с использованием интерактивных средств (таких как интерактивная доска, планшет, компьютер, ноутбук) и информационно-коммуникационных технологий (онлайн-обучение, компьютерные программы и др.) [10]. Однако данный процесс следует рассматривать гораздо шире. К тому же в онлайн-формате межличностное взаимодействие, к сожалению, имеет второстепенное значение, поскольку отсутствует живой контакт между обучающимися в групповой работе, что способствует социальной изолированности, разобщенности. При этом инициатива переходит к педагогу, хотя интерактивное обучение предполагает его вспомогательную роль на занятиях.

Таким образом, технические средства информационно-коммуникационных технологий являются значимым интерактивным инструментом в процессе обучения, однако не способны полноценно заменить непосредственный контакт обучающихся и педагогов, повлиять на формирование умений работать в команде, стимулировать совместное решение поисковых задач, обмен мнениями и поиск истины – нового знания.

В области профессионального музыкального образования существуют определенные результаты, связанные с привлечением ИМО. В процессе изучения музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин широко применяются презентации, различные компьютерные программы, тестирование, прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с последующим анализом, дискуссиями и др. [11, 12, 13]. Дисциплины, направленные на изучение технологий преподавания, предполагают применение практико-ориентированных методов (ролевые игры, разбор педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением), обеспечивающих решение конкретных педагогических задач, развитие навыков коммуницирования и формирование специальных компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Следует отметить, что обозначенное направление подготовки обучающихся имеет свою специфику, связанную с творческим характером будущей профессии. Поэтому особое внимание было уделено изучению и анализу проведения индивидуальных (практических) занятий по специальным музыкальным дисциплинам. Результатом начального этапа исследования будет являться выявление специфики применения интерактивных методов обучения в подготовке музыканта-педагога, музыканта-исполнителя, далее – определение спектра интерактивных методов обучения, демонстрирующих наибольшую целесообразность и эффективность в обозначенных направлениях подготовки.

Освоение музыкально-исполнительских дисциплин – основного музыкального инструмента, дирижирования, вокала, а также практических курсов – хорового класса, концертмейстерского класса, – безусловно, включает элементы интерактивности, обеспечивая оптимальные условия для позитивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это подтверждают исследования в области профессионального музыкального образования [14, 15]. Ученые акцентируют внимание на том, что именно использование ИМО делает образовательный процесс живым, истинно творческим и уводит от навязывания педагогических рекомендаций, подавляющих инициативу и творческий потенциал обучающихся. С помощью интерактивных методов обучения важно развивать творческую индивидуальность и, одновременно, навыки коллективного взаимодействия в процессе создания творческого продукта. Например, в классе дирижирования рекомендуются проведение групповых занятий студентов одного курса, а также подключение к работе с первокурсниками студентов-выпускников. В качестве интерактивной составляющей рассматриваются выполнение различных творческих заданий, анализ дирижерской деятельности и т.п. Занятия в концертмейстерском классе целесообразно нацелить на создание группового творческого проекта, посвященного вокальной музыке определенного композитора, с последующими проведением лекции-концерта, организацией литературно-музыкальной гостиной.

Учебно-творческая работа педагога и обучающегося осуществляется в период изучения программного репертуара: освоения текста музыкального произведения, его глубокого анализа, усвоения содержания, погружения в идейно-образную сферу. Формирование исполнительского замысла в соответствии с техническими и художественными задачами и его воплощение в процессе художественной интерпретации сочинения реализуются в ходе концертной практики (либо экзаменационного показа). Аналогичный процесс, обусловленный тесным творческим взаимодействием субъектов (композитора, руководителя, исполнителя и слушателя), происходит и в коллективной работе с оркестровым или хоровым коллективом.

Без сомнения, необходимо уходить от традиционного освоения обучающимися музыкального произведения на индивидуальных занятиях, которое заключается в конструктивном разборе нотного текста, его сугубо техническом постижении, четком следовании методическим указаниям педагога. Истинный творческий процесс с использованием интерактивного режима подразумевает глубокое межличностное взаимодействие руководителя дисциплины и студентов на основе кооперации и сотрудничества, партнерские отношения субъектов образовательного процесса, а также развитие творческого потенциала обучающихся в ходе реализации художественного замысла композитора [16]. Таким образом, диалоговое взаимодействие «композитор – обучающийся (исполнитель)», «обучающийся – педагог», «обучающийся – слушатель» в конечном итоге приобретает полилогический характер.

Межличностное взаимодействие как неотъемлемая часть интерактивного обучения выходит в музыкальном образовании на свой особый, свойственный только ему уровень. В процессе формирования исполнительской техники (инструментальной, дирижерской, вокальной) необходимо осуществлять не только межличностное общение педагогов и подопечных. Важна тактильная коммуникация: показ погружения руки в плоскость при выполнении дирижерского жеста, активность пальцев при сцеплении с клавиатурой музыкального инструмента, контроль работы певческого дыхания и т.д. Эффективное решение поставленных учебных задач возможно лишь в процессе широкого, интенсивного применения комплекса различных интерактивных методов – выполнения творческих заданий, моделирования педагогических ситуаций, разработки и реализации музыкально-просветительских проектов и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, исследование и анализ образовательного процесса музыкально-педагогических и музыкально-исполнительских профилей позволили выявить особенности привлечения ИМО в ходе профессиональной подготовки студентов:

– индивидуальный (дифференцированный) подход к каждому обучающемуся в зависимости от его предшествующей базы обучения, музыкальных способностей, индивидуальных психофизиологических особенностей, свойств характера и темперамента, осуществляющийся в ходе выбора учебной программы по исполнительским дисциплинам;

– подготовка студентов-музыкантов в малокомплектных группах, а также освоение специальных музыкальных дисциплин в формате практических индивидуальных занятий обусловливают отсутствие возможности широкого применения действенных интерактивных методов (мозговой штурм, кейс-метод и др.), стимулирующих познавательную активность обучающихся, поскольку они рассчитаны на многочисленную студенческую аудиторию;

– художественная направленность профессиональной подготовки, предполагающая выполнение творческих заданий, разработку исследовательских проектов; моделирование педагогических ситуаций, проведение ролевых и организационно-деятельностных игр и др.;

– включение в модель «педагог – обучающийся» еще одной составляющей – музыкального произведения (его изучение). В зависимости от стоящих в конкретный момент задач она вариативна и может выглядеть различно: «педагог – музыкальное произведение – обучающийся» или «музыкальное произведение – обучающийся – слушатель» и т.п.;

– необходимость в ходе межличностного взаимодействия педагогов и обучающихся тактильной коммуникации, направленной на формирование исполнительской техники и, как следствие, невозможность заменить ценное живое общение дистанционным.

Заключение

Итак, привлечение интерактивных методов обучения на современном этапе образования является одним из приоритетных и перспективных направлений в профессиональной подготовке студентов-музыкантов. С их помощью обучающиеся приобретают новый статус – статус активного участника образовательного процесса. Появляется возможность продуктивно взаимодействовать не только с педагогом, но и между собой. Это способствует развитию умений коммуницировать, формирует навыки командной работы, сотрудничества и сотворчества, умения слушать других, формировать и аргументировать собственную позицию, совместно приходить к решению поставленной задачи и, следовательно, к достижению цели. Комплексное применение интерактивных методов обучения позволяет решать задачи различной направленности: освоение методолого-теоретических знаний, формирование практических навыков, совершенствование исполнительской техники, раскрытие творческого потенциала – и, в конечном итоге, способствует формированию компетентного специалиста в сфере современного музыкального образования.

Убеждены, что посредством интерактивных методов у обучающихся воспитывается стремление к творческому освоению музыкального искусства и поиску интересных и эффективных приемов изучения материала с целью его использования в последующей профессиональной деятельности. Привлечение интерактивных методов обучения способствует коммуникативной активности студентов, активизации их познавательной деятельности в процессе подготовки. Обозначенные методы успешно интегрируются с традиционными. Они стимулируют творческую и самостоятельную деятельность будущих специалистов, содействуя самореализации, самоактуализации. В итоге эффективно организованный образовательный процесс становится более многогранным, информативным, сподвигая обучающихся к полноценной музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской деятельности.