Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FROM THE EXPERIENCE OF INTRODUCING THE ETHNO-CULTURAL CONTENT OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE REPUBLIC OF TUVA

Shaaly A.S. 1 Ondar S.V. 1 Mongush A.A. 1 Saaya A.A. 1
1 State Budgetary Scientific Institution of the Ministry of Education of the Republic of Tuva "Institute for the Development of National School"
The article is devoted to the current problem of the implementation of the updated Education Program, which shows the ways of ethno-pedagogization of the educational process and generalizes the experience of developing the ethno-cultural component of the content of additional educational programs of extracurricular activities of general education in the Republic of Tuva. The study is based on the ethno-pedagogical approaches of Academician G.N. Volkov, the concept of ethnocultural connotation of A.B. Pankin and the introduction of ethno-cultural content of additional educational programs in the Republic of Tuva. On the basis of ethno-cultural and ethno-pedagogical empirical studies conducted by the Institute for the Development of the National School of the Republic of Tuva, the consistent immersion of students in grades 1–9 in the traditional spiritual and moral values of the Tuvan people is revealed, taking into account the gender and age differentiation of the content of education. Solving scientific and pedagogical problems because of live pedagogical processes in the family, school and. The work was carried out as part of a scientific project of the Russian Science Foundation No. 22-28-20512 «Traditional family values in the spiritual and moral education of children and youth in the Republic of Tyva».
ethno-pedagogy
educational program
ethno-cultural component
Additional educational program
ethno-pedagogy
ethno-cultural connotation
integration

Общеобразовательные учреждения Республики Тыва целенаправленно создают условия для интеграции человека в систему базовых духовно-нравственных ценностей и отношений, приобретения и накопления опыта нравственного сознания, чувств и поведения на основе духовно-нравственной культуры народов России в соотвествии с Примерной основной образовательной программой общего образования всех уровней, реализующейся с начала 2023/2024 учебного года [1]. Авторы статьи предполагают, что процесс образования и воспитания с этнокультурным компонентом опирается на традиционные духовно-нравственные ценности народной педагогики.

В качестве методологических основ выбраны этнопедагогический постулат академика Г.Н. Волкова, ставший золотым правилом этнопедагогики: без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности (исторической личности), без личности – нет исторической личности [2, 3]; воспитание и обучение детей на родном языке К.Д. Ушинского [4]. Способом внедрения этнокультурного компонента в содержание общего образования является интеграция в содержание внеурочной деятельности уникального культурно-исторического наследия народов многонациональной России, в частности тувинского народа. Этнокультурный компонент направлен на целостную систему воспитания личности не только как представителя своего народа, но и как носителя, преобразователя традиционной культуры, а также на формирование этнической и российской гражданской идентичности обучающихся как цели и конечного результата воспитания.

Целью исследования является определение этнопедагогических условий реализации этнокультурного компонента дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ (далее – ДООП), формируемых самими образовательными организациями и реализуемых во всех ступенях общего образования.

Материалы и методы исследования. Основными подходами исследования авторы считают: этнопедагогический, культурно-исторический, системно-деятельностный подходы. Использованы теоретические методы: анализ и систематизация, обобщение; эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, опрос, а также прогностический: экспертная оценка. В содержательную составляющую исследования входила разработка анкет по изучению уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Исходя из результатов эмпирических исследований, были сформированы анкеты, на основе которых определено примерное содержание ДООП.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа реальной педагогической ситуации и культурно-образовательной среды Республики Тыва определены механизмы использования инвариантной и вариативной частей учебного плана для включения этнокультурного содержания воспитания личности обучающихся.

В инвариантную часть содержания образования входят родной (тувинский) язык, литературное чтение и родная (тувинская) литература, а также интеграция этнической культуры в содержание обязательных учебных предметов, в вариативную – «История Тувы», «География Тувы». В части, формируемой самими участниками образовательных отношений, за счет часов внеурочной деятельности выделены уроки нравственности по внедрению ДООП «Улусчу ужурлар» (народоведение), «Моя родная Тува» (для дошкольников), а также во внеурочную деятельность по выбору обучающихся включено уникальное этнокультурное содержание воспитания: «Юрта – этнопедагогический музей», «Экология Тувы», «Хөөмей» («Горловое пение»), «Тувинский театр», «Тувинские национальные игры», «Технология резьбы на агальматолите», «Семейная педагогика: традиционное воспитание тувинского народа» и др.

Особое внимание уделяется использованию родного (тувинского) языка как языка воспитания, как инструмента познания культуры своего народа. Без понимания значимости родного языка невозможно понять и осознать значимость родных языков, культур народов многонациональной России [5].

Родной язык и литература как духовно-нравственное наследие тувинского народа представляют приоритетную область жизненно важных уроков Нравственности, Любви и Примера. В завещании нынешнему и будущему поколению Народного писателя Тувы А.А.Даржая основными нравственными постулатами являются: родной язык, родной народ, родная земля.

Тыва чон – чоорганың,

Тувинский народ – твоя опора,

Тыва дыл – кызыл тының,

Тувинский язык – твоя жизнь,

Тыва чер – төрээн чуртуң –

Тувинская земля – твоя родина –

Олар үш сагыызының,

ыдыың ол-дур, оглум!

Эти три ценности –

твои святыни, мой сын!

 

 

С учетом вышесказанного разработчиком региональной Программы воспитания – Институтом развития национальной школы – предполагается, что основными опорами развивающейся личности являются родной язык, родной народ, родная земля. Ребенок с утробы матери, затем с ее колыбельной на родном языке проникает в окружающий мир, учится понимать, осваивать и присваивать нравственные предписания родного народа и вести себя так, как прописано в этических нормах и правилах поведения родного народа, которые отражаются в отношении к родной земле. Опыт этнопедагогизации внеурочной деятельности на родном языке будет способствовать формированию ответственности за сохранение базовых духовно-нравственных ценностей, бережного и уважительного отношения к родному языку, родному народу и родной земле. Такой подход к организации внеурочной деятельности закладывает основу формирования этнической и российской гражданской идентичности.

Уроки нравственности «Улусчу ужурлар» (народоведение) в школах с носителями тувинского языка проводятся на родном языке, что влияет на его сохранение и развитие. В тех образовательных учреждениях, где осуществляется обучение на русском языке, изучаются традиции и обычаи тувинского народа на русском языке в рамках образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России».

Концепция программы уроков народоведения опирается на традиционное мировосприятие, мироосмысление и мироосвоение тувинского народа на основе 12-летнего лунного календаря становления и развития личности. Согласно аальной педагогике, обоснованной Г.Д. Сундуй, в первом цикле возрастной периодизации – в 12 лет – человек становится личностью согласно установленным родо-семейным правилам поведения и отношению человека ко всему окружающему [6].

С учетом данного этнопедагогического подхода программа воспитания выстроена по принципу этнокультурной коннотации воспитания – от малого к опосредованному, далее к большому в возрастном становлении личности как представителя родной культуры [7]. Это видно из того, что в программе для 1–6-х классов последовательно выстроены модули, такие как: «Семья, родная земля, отечество – мои ценности» (1-й класс), «Достойные традиции – наши ценности» (2-й класс), «Человек и природа» (3-й класс), «Разные культуры – особенность человечества» (4-й класс), «Природа и народные традиции» (5-й класс), «Человек – особенное создание» (6-й класс). Каждый из этих модулей содержит богатство народных знаний, которые помогают ребенку стать и быть частью своей семьи, рода, народа, земли, природы, вселенной.

Продолжением указанных выше модулей являются: «Мужской путь» («Эр чол») и «Кыстың бүдүжү» (букв. «Девичий нрав») для 7-го класса отдельно для мальчиков и девочек. Такое раздельное проведение уроков связано с тем, что социальные функции мужчины и женщины кочевых народов систематизированы на гендерном подходе с устоявшимися представлениями об их роли в продолжении рода.

Это видно из народного опыта воспитания подростков в тувинской народной педагогике согласно традиционным календарным, половозрастным особенностям воспитания, учитывающим целую систему народных идей о формировании настоящего человека с учетом народной возрастной периодизации. В 12 лет, как говорят тувинцы, человек становится человеком – социальным субъектом, готовым нести ответственность за свои поступки, поведение в обществе. В этом возрасте предписано выполнять те или иные социально значимые функции: быть достойным сыном/дочерью своих родителей, не ронять честь своей семьи, своего рода, народа, приносить пользу своей семье, развивать свои умения и навыки по овладению знаниями и опытом традиционной культуры своего народа. Именно этот период является самым ответственным в воспитании, так как от момента зачатия до 12 лет формируются личностные качества растущего человека, происходят приобщение, усвоение, освоение и присвоение нравственных ценностей. В этом отношении интересной представляется воспитательная система подростков, так как после первого цикла возрастного «круговорота» по двенадцатилетнему лунному календарю наступает время взросления, «становления на ноги» растущего человека – «Кижи болган» («Стал человеком»).

К этому периоду девочки уже овладевают традиционными женскими навыками по хозяйству: умеют доить коров, выделывать шкуру овец, вить специальные хозяйственные веревки из конской гривы, готовить молочные и мясные продукты, кроить и шить вместе с матерью национальный костюм и предметы домашнего обихода. К тому же тувинская девушка должна была быть воспитана так, чтобы соответствовать идеалу совершенной женщины-матери. Это девушка, чувствующая себя дочерью своих родителей, ответственная за свою семью, свой род и свой народ, почитающая и любящая своих родителей и близких. Например, в семье Олимпия и Айнаш Монгуш 11 детей, где воспитываются 4 будущих хозяев семьи «Өг ээзи» и 7 хозяек «Өг ишти». В этой большой и дружной семье царит культ родителей, осуществляются взаимовоспитание и раннее привлечение детей к труду, старшие получают образование в Санкт-Петербурге, учатся на врача. В этом заслуга старшего сына, который добровольно воевал в рядах российской армии на Украине и после ранения сам поступил учиться и привлек к получению медицинского образования и младших детей.

Результаты ответов на вопрос: «Какой должна быть настоящая женщина?» – среди девочек показаны на рисунке А, Б. В результате проведенного опроса авторами было выялено, что из 16 учениц 6-го класса все 100% считают, что самое главное – забота о своем здоровье, быть хозяйкой – 56%, быть умелой и трудолюбивой – 25%, умеющей готовить – 13%; только 6% опрошенных девочек указали отзывчивость. Из 77 учениц 7-го класса 46% отмечают, что в первую очередь девочки должны стать образованными и мудрыми, скромными и воспитанными – 21%, честными – 15%, ответственными – 18%, что свидетельствует о развитии нравственных чувств, нравствственного сознания и нравственного поведения у девочек, о правильном понимании роли женщины в семье – быть мудрой советчицей мужа. Ответы девочек 6-го класса отличаются тем, что они более прагматичны, чем семиклассницы, которые считают наиболее существенными нравственные характеристики.

А

Б

Рис.1. Результаты ответов на вопрос: «Какой должна быть настоящая женщина?»

Как отмечает С.Ч. Донгак, что по неписаным законам за воспитание девочки отвечает мать, а мальчика – отец. Например, если у девочки недостойное поведение, она ленива и неряшлива, ее сравнивают с матерью; если мальчик невежа, не умеет трудиться, высокомерен, ленив, о нем говорят: «В отца пошел». Больше того, народ неблагосклонен к таким семье, роду. Вначале следует воспитывать родителей прилежному поведению в семье – так пишет в своей работе «Традиции воспитания тувинского народа» С.Ч. Донгак, отмечая роль семьи в воспитании детей [8]. Отсюда следует, что необходимо дифференцировать обучение и воспитание по полоролевому признаку.

По мнению авторов, самым эффективным методом мужского воспитания в 7-м классе является пример. Обращение к историческим личностям на уроках нравственности «Мужской путь» («Эр чол») формирует идеал мужественности, создает основу для подражания. Так, при воспитании будущих защитников Отечества значимы древние заповеди предков, пример известных полководцев Культегина и Субедея, героев современности, знаменитых исторических личностей – символов своего народа. Это Герои Советского Союза – тувинцы добровольцы Михаил Бухтуев, Чургуй-оол Хомушку, Сат Бурзекей, Герои России Сергей Шойгу, Мерген Донгак, известные ученые-тувиноведы Доржу Куулар, Монгуш Кенин-Лопсан, народные писатели Степан Сарыг-оол, Александр Даржай, артисты Максим Мунзук, Николай Олзей-оол, чемпионы мира по разным видам спорта и многие другие.

В мужском воспитании важны были пример отца и создание особенного мужского образовательного пространства раздельного воспитания. Все зависело от вида традиционной хозяйственной деятельности семьи скотовода: овцеводов, сарлыководов (яководов), оленеводов, коневодов, также умельцев традиционного прикладного искусства. Приобщение к труду всегда определено тем, что это необходимо для того, чтобы создать благоприятные условия для приумножения домашнего скота, вплоть до средств за его уходом, снаряжений, мест содержания и перекочевки. Это все – целая наука и опыт для подрастающего поколения по формированию настоящего мужчины.

В практике мужского воспитания известны целые поколения носителей традиционных видов хозяйствования, которые являются примером современного ведения животноводства в Республике Тыва. Такой пример мужского воспитания авторы зафиксировали у передовика-животновода села Бай Даг Эрзинского кожууна Балдар Орлана, сын которого перенял опыт от своих отца и деда: навыки содержания скота и связанных с ним прикладных умений и навыков развития животноводства во благо своей молодой семьи и своего рода Балдар. Сурен – искусный наездник, победитель конных скачек, мастерски владеет всеми способами пастьбы, перекочевки скота, способен содержать аальное хозяйство в соответствии со стандартом предков, объездить коня, изготовлять конские снаряжения, быть сильным и выносливым. Умение стать настоящим хозяином семьи соотносится с мудростью своих предков: преодолевать трудности, быть достойным сыном своего отца. Все это содержание мужского воспитания включено в содержание уроков нравственности «Эр чол» («Мужской путь»).

Вслед за 7-м классом, где осуществляется гендерное воспитание, логично следуют уроки семейного воспитания. Это целенаправленная подготовка к семейной жизни обучающихся 8–9-х классов по курсу внеурочной деятельности «Семейная педагогика» на примере традиционных семейных ценностей воспитания тувинского народа, таких как: человек, семья, родина, труд, родной язык, культура, природа, образование и здоровье.

Однако сегодня базовые семейные ценности по основной выполняемой социальной функции – воспитанию детей на духовно-нравственных ценностях семьи – приходят в противоречие с формированием ответственного отношения родителей к детям, детей к самому себе, семье, роду, родине, труду, родному языку, культуре, природе, образованию, к своему здоровью.

С учетом данного противоречия в процессе исследовательской деятельности возникла необходимость моделирования духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе традиционных семейных ценностей, а также определения приоритетных условий, направленных на воспитание и сохранение традиционных семейных ценностей в условиях реализации Программы воспитания.

Четкое представление модели формирования традиционных семейных ценностей, как предположили авторы, обусловлено возможностью целенаправленной поддержки, укрепления и защиты семьи как фундаментальной основы общества, повышения роли семьи в жизни общества, авторитета и ответственного родительства, профилактики и преодоления семейного неблагополучия, улучшения семейных взаимоотношений.

Для этого авторами были проведены этнопедагогические экспедиции с целью изучения этнопедагогической среды, влияющей на формирование традиционных семейных ценностей у детей и молодежи, в частности: родовых мест, рода, традиционной песенной культуры, приобщения к труду с малых лет, изготовления традиционных конских снаряжений как неотъемлемых факторов духовно-нравственного воспитания, частности:

1) семьи Балдар Орлана Карловича и Чойганмаа Владимировны на летнем чайлаге, создающей благоприятные условия по приобретению детьми умений и навыков ведения традиционного животноводства. Пример семьи животноводов – носителей тувинского традиционного хозяйствования – в воспитании у подростков ответственного отношения к труду свидетельствует о том, что дети чабанов приобретают больше житейского опыта, чем городские. Это объясняется тем, что дети находятся в природосообразной образовательной среде, где происходит неформальное естественное погружение в родную языковую среду, в традиционный быт своей семьи, где у каждого члена семьи имеются свои трудовые обязанности. Следует отметить, что в воспитании трудом важна организация трудовой деятельности с учетом гендерного подхода на примере родителей – делать как отец и мать. «Өттүнчек өөренир, өжеш – өөнделевес», что означает «Кто подражает – научится, кто упрямится – в нужде останется». В данном случае видна значимость в воспитании таких методов, как подражание и пример. Воспитание трудом благополучно влияет на формирование этнической и российской гражданской идентичности у детей и подростков через родное и близкое – семью, родную землю, родной народ;

2) родословного сообщества потомственного народного хоомейжи Ооржака Хунаштаар-оола Сурун-ооловича в дни празднования 95-летнего юбилея исторического классического исполнителя горлового пения, педагогических условий, обеспечивающих благоприятные условия для обогащения словарного запаса на родном языке, приобщения к культуре родного народа. Здесь видно реальное воплощение принципа преемственности поколений – передача исполнительского мастерства хоомей молодому поколению, выявление молодых исполнителей через проведение различных конкурсов, что является результатом также обучения хоомею в образовательных учреждениях Республики.

Результаты экспедиций свидетельствуют о том, что традиционный уклад тувинской семьи способствует овладению ребенком трудовыми навыками ухода за домашними животными при одновременном усваивании установленных правил поведения в обществе, в результате чего вырабатываются определенные не только трудовые навыки, но и нравственные и эстетические идеалы, предаваемые из поколения в поколение. Особенно важно воспитание на родном материнском языке – на нем ребенок формирует свое отношение к родным людям, роду своему, родной земле, природе к своему здоровью, познает традиционную культуру тувинского народа. Старшие члены семьи, принимая участие в развитии ребенка, закладывают основу формирования нравственных чувств, нравственного сознания и нравственного поведения у детей. Дети с раннего детства наблюдали за тем, что и как делают родители (личный пример родителей), овладевали навыками и привычками к общественной жизни.

С целью определения уровня сформированности семейных духовно-нравственных ценностей авторами был составлен опросник и проведено исследование среди учащихся 8–9-х классов. В нем принял участие 991 человек: девочек 13 лет – 128, мальчиков – 63; 14 лет – девочек – 256, мальчиков – 119; 15 лет – девочек – 148, мальчиков; 16 лет – девочек 93, мальчиков – 54. Основными задачами исследования были: изучение уровня знаний о народных традициях семейного воспитания; изучение отношения учащихся старших классов к семейным ценностям семьи в целом; выявление уровня владения культурой семейных отношений; выявление путей установления взаимопонимания между поколениями.

Результаты ответов на вопрос: «С кем ты проживаешь?», показанные на рисунке 2, свидетельствуют, что с папой и мамой проживают 295 детей, с папой, мамой, бабушкой и дедушкой – 192, только с мамой – 187, с мамой, папой и родственниками – 92, с братьями и сестрами – 5. Отсюда видно, что в полноценных семьях проживают 97% детей, только с мамой – 1%, с братьями и сестрами – 1% опрошенных.

Рис. 2 Результаты ответов на вопрос: «С кем ты проживаешь?»

Ответы на вопрос: «Что такое семья?» – показаны на рисунке 3 и распределились следующим образом: на первом месте – родные и близкие люди – 30%, на втором – теплые отношения – 26%, на третьем – взаимоподдержка – 18%, на четвертом – любовь и счастье – 13%, не ответили – 13%. Такие результаты говорят о том, что дети в основном правильно представляют семью как социальный институт, где живут рядом родные и близкие, понимая и поддерживая друг друга. Почти на одинаковой позиции находятся «Любовь и счастье» и «Не понимают или не знают, что такое семья» – по 13% опрошенных, что говорит о неполноценности семейных взаимоотношений.

Рис. 3. Результаты ответов на вопрос: «Что такое семья?»

На вопрос: «Кто рассказывает о семейных традициях?», ответы на который показаны на рисунке 4, больше половины детей ответили: «Папа и мама» – 396 и «Бабушка и дедушка» – 297, что говорит о преемственности поколений, о внимании родителей и старшего поколения к традициям и обычаям своего народа. Учителя оказались на третьем месте – 53 ответа, что говорит о незначительной роли учителя в подготовке к семейной жизни старших подростков. Получается, что 45 учащимся никто не оказывает внимания в передаче опыта предков в формировании семейных ценностей. Этим детям необходимы особое внимание, привлечение к занятиям в кружках и секциях, к деятельности в детских и молодежных движениях.

Рис. 4. Результаты ответов на вопрос: «Кто рассказывает о семейных традициях?»

Ответы на вопрос: «Что оказывает основное влияние на становление человека?», приведенные на рисунке 5, показывают, что респонденты расположили на первом месте семью, пример и любовь родителей – 378 человек, близких родственников – 294, труд – 146, на четвертом месте – школа – 118 ответов, дальше почти одинаково друзья – 65, улица – 53, «Не знаю» – 51. Последний выбор учащихся дает нам понять, что дети не испытывают к себе внимания со стороны окружающих людей, что показывает отчуждение их от общества. Здесь видны результаты слабого взаимодействия семьи и школы.

Рис. 5. Результаты ответов на вопрос: «Что оказывает основное влияние на становление человека?»

Проведенное исследование позволило более детально изучить характер взаимоотношений между детьми и родителями, прочность взаимодействия между членами семьи, неразрывность поколений, взаимоподдержку и внимание друг к другу. С учетом устоявших традиций семейного воспитания авторами были разработаны дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа, учебное пособие для учащихся 8–9-х классов «Семейная педагогика» на примере традиционных духовно-нравственных ценностей тувинского народа. Целью данных уроков нравственности являются: создание педагогических условий для познания учащимися традиционного опыта воспитания Человека на основе духовно-нравственных ценностей, опыта тувинского народа, семьи как ценности, как защиты и проводника высшей Любви и Примера. На первом месте – традиционное понимание личностной защиты ребенка от зачатия и до становления Личности, его здоровье, образование, выбор жизненного пути. Со стороны самого человека как представителя семьи и рода важны знание своей родословной, ответственность за создание блага для своей семьи, рода, народа.

Уроки семейной педагогики направлены на анализ и осмысление учений прогрессивных мыслителей о семейном воспитании; познание основ и опыта воспитания в семье, роли рода, родового сообщества тувинского народа в становлении Человека, материнского и отцовского воспитания, методов воспитания. Сюда относятся пример матери, отца и родового сообщества в формировании будущих жены и мужа, их традиционной направленности на развитие нравственных знаний, умений и навыков в создании своей семьи.

Заключение. Таким образом, на основе анализа социально-педагогической действительности и проведенных эмпирических исследований по проблеме исследования авторы выявили следующие условия эффективного внедрения этнокультурного компонента в содержание ДООП:

- опора на тысячелетний опыт народной мудрости воспитания, приобщение детей к традиционным видам хозяйствования, культуре, образованию, природе, здоровью, создание благоприятных социально-педагогических условий в воспитании гражданственности и патриотизма в семье и школе;

- осознание обучающимися, родителями и педагогами семьи как основы воспитания, где происходит осмысление детьми духовно-нравственных смыслов родного языка, родного народа, родной земли;

- интеграция этнокультурных ценностей семьи во все формы, методы и содержание обучения и воспитания по уровням общего образования.