Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXISTENTIAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF STUDENTS MOTIVATION-VALUE RELATIONSHIP TO COGNITIVE ACTIVITY IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Sanina E.I. 1 Zenkova L.A. 2
1 Russian Customs Academy
2 School No. 1400
Due to the change in the educational environment, its development in the direction of digital transformation, there is a problem of motivational and value attitude to the educational and cognitive activity of students. The task of education in general, and schools in particular, is to prepare students for life in the digital space and the ability to use it not only as an entertainment and communication environment, but also an environment for education. The article considers the question of how to design the direction of the development of the educational process in the digital educational environment, observing the existences of education aimed at creating conditions for personal growth and the realization of the abilities of students. The existential approach can be considered as the construction of a special kind of pedagogical process, which is focused on the development and self-development of the individual's own personal properties. The existential approach in this study is associated with the basic issues of education in the direction of assisting students in choosing their own path of personal development and moral position in the worldview of such concepts as "freedom", "responsibility", "choice". The digital educational environment is designed only to increase the possibility of choosing ways and forms of learning. The task of the teacher is to design the direction of development of the educational process in the digital educational environment, observing the existences of education aimed at creating conditions for personal growth and the realization of the abilities of students.
digital educational environment
motivation
values
learning principles
existential pedagogy

Цифровое образовательное пространство выдвигает новые требования к подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. Задача образования в целом, и школы в частности, состоит к подготовке обучающихся к жизнедеятельности в цифровом пространстве и умении использовать его не только как развлекательную и коммуникативную среду, но и среду для образования. Исследование проблем мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности есть значимое направление в изучении процессов становления и воспитания личности в психологической и педагогической науке. Мотивация и ценность являются ключевыми компонентами познавательной деятельности обучающихся, что, безусловно, выдвигает научные исследования в педагогике на первую ступень в вопросах понимания путей развития личности как субъекта общественного сознания и опорного компонента эволюции общества. Цифровая среда в основном рассматривается в настоящее время обучающимися как среда для общения и развлечений. Создание педагогических условий, определяющих систему мер, обеспечивающих мотивационно-ценностное отношение обучающихся именно основной школы к познавательной деятельности в среде коммуникации и развлечений, приобретает новый смысл [1]. Основными в этом случае выступают такие функции цифровой среды, как интегрирующая, трансляционная и творческо-инновационная. Рассматривая процесс воспитания через призму исследовательского обучения, принципов свободы, экзистенциального и личностно ориентированного подходов, актуальность приобретают вопросы по созданию условий для повышения уровня мотивации к познавательной деятельности и изменению направленности ценностных ориентаций учащихся [1].

Цель исследования. Рассматривая проблему влияния цифровой образовательной среды на развитие мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности с позиции экзистенциального подхода, можно выделить направление для исследования - готовность педагогического сообщества к использованию ресурсов цифровой образовательной среды для полноценного саморазвивающегося и дополняющего образовательного пространства. Цель исследования: спроектировать условия для личностного роста, мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде, соблюдая экзистенции образования.

Материалы и методы исследования. Методологической основой исследования является экзистенциальный подход (Л.В. Байбородова, В.Н. Дружинин, Д.А. Леонтьев, М.И.Рожков, В. Франкл), в понимании свободы как ответственности за собственный выбор. Также экзистенциальный подход в данном исследовании сопряжен с базовыми вопросами образования в направлении содействия обучающемуся в выборе собственного пути личностного развития и нравственной позиции в мировоззрении таких понятий, как «свобода», «ответственность», «выбор». Данный подход позволяет выделить основные направления конструирования педагогических условий для успешного воспитания мотивационно–ценностного отношения к познавательной деятельности у обучающихся основной школы в условиях цифровой трансформации образования.

«Экзистенциализм как изначально философское течение (Н. Аббаньяно, А. Камю, С.Кьеркегор, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс) провозглашает идеи о человеке существующем, а значит, осуществляющем поиск смысла, делающем выбор, самоопределяющемся в своем отношении к действительности, обладающем активной субъектной сущностью. Жизнеутверждающие идеи экзистенциализма как продолжение гуманистических традиций в философии и психологии служат опорами в обосновании экзистенциально-ценностных ориентиров образовательной деятельности, процесса самоосуществления личности» [2, с. 4].

В психолого-педагогическом смысле экзистенциализм в процессе образования определяет направление воспитания качеств личности обучающегося, ценных для общества. В этом смысле востребованы такие качества личности: ответственность за себя и своё дело, совесть, свобода выбора поведения, определяющие ценность образования. Эти качества личности обучающегося востребованы сегодня и актуализируют проблему становления человека свободного, умеющего делать самостоятельный выбор. Именно принцип свободы в цифровой образовательной среде имеет существенное значение и «предполагает создание таких условий обучения, в которых ребенок в первую очередь сам учится "проектировать" и "создавать" себя» [3, с. 88]. При этом цифровая образовательная среда выступает стимулом для саморазвития человека, нравственного саморегулирования, актуализации практических действий и потребности в приобретении новых знаний.

Процесс развития личности и ее отдельных личностных качеств имеет положительный эффект только в условиях, при которых учащийся выступает субъектом обучения. Интеракция и сотрудничество - основные условия для личностного роста учащихся. Реализация этих условий возможна, если соблюдается принцип свободы в образовании.

Свобода рассматривается в каждой отрасли научного знания с определенной позиции. И в соответствии с этим имеет в каждом из них свое наполнение и определение. Свобода в педагогике - это умение обучающегося определять свои действия в образовании, обусловленные природными способностями, индивидуально-родовыми и социальными причинами. В философском смысле свобода проявляется в выборе действий человека на основе осознания законов развития природы и общества [4]. Свобода и право проявляются в сочетании действий человека на основе конституции или других законодательных документах и реализуются, например, в таких действиях индивида, как свобода слова,свобода вероисповедания ит.д. [5].

Эммануил Кант рассматривал свободу в неразрывной связи с правопорядком. Подчинение человека не себе подобному, а закону, который обязателен для всех, это и есть феномен свободы. «Свобода есть независимость от произвольной воли другого [человека]. До тех пор, пока она не мешает свободе других [людей] в соответствии со всеобщим законом - это природное врожденное право каждого человека, принадлежащее ему в силу его человеческой природы» [6, с. 11]. Эта трактовка состояния свободы в отношении к образовательному процессу есть гарантия восприятия учащегося как субъекта процесса и, соответственно, обуславливает паритетные отношения между учителем и учеником в процессе учения и обучения. Свободу как цель человеческого развития в «Библейской концепции человека» позиционировал Эрих Фромм. Право на свободу, без вмешательства общества, насилия и принуждения в формировании взглядов и убеждений каждого человека признавал Л.Н. Толстой [7].

К.Н. Вентцель, выдающийся российский педагог, писал: «Свободный ребенок – развертывающий в ничем не стесненном взаимодействии с природой и широком плодотворном общении с людьми свои силы и способности, это – первое и последнее слово "нового воспитания", которое только одно способно составить противовес тому вырождению и измельчению человечества, какое приходится наблюдать за последнее время» [6, с 13]. Несмотря на то что педагогика свободы не является образовательной концепцией, она воспринимается как особое направление развития педагогических идей, направленных на реализацию принципа свободы развития личности в рамках образовательно-воспитательного процесса как условия для самореализации. Чтобы определить критерии свободы как таковой, нужно определить степень свободы в образовательном процессе для каждого из его участников. Доминирующим элементом в человеческой жизнедеятельности является свобода. Нужно понимать, свобода не есть потребность человека, она не определяет удобство материального в процессе существования индивида, но она, свобода, есть главная ценность, определяющая смысл жизнедеятельности. Свобода личности является основой для реализации ее личностных запросов. Но направляемая, регулируемая свобода - это один из важнейших принципов, который необходимо соблюдать в образовательном процессе. Основным вопросом в настоящее время является вопрос реализованной свободы личности в обществе, в частности в образовании. Критериальность степени свободы в образовании определяется особым наполнением педагогических условий за счет методов, способов, средств обучающе-воспитывающих инструментов.

Как главную задачу по развитию и воспитанию целостности человеческой личности, способной к самопознанию и самореализации в процессе сотворчества в образовательном пространстве, личности, способной рефлексировать, рассматривали неогуманисты Монтескье, позже Гердер, Гете и Гумбольдт [8]. В настоящее время государством обеспечивается соблюдение условий для реализации личностью творческого потенциала, и это отражается в образовательной политике. Соблюдение базовых принципов, таких как обособление государства как субъекта власти от общества; стремление общества к сдерживанию и влиянию на государство; формирование норм, принципов и ценностей не только на уровне государства, но и обществом, на основе общечеловеческих ценностей. Все эти условия теоретически могут служить фундаментом для осуществления принципа свободы. Но даже при условии, что эти принципы будут соблюдены, нет гарантий, что общество будет поддерживать образовательно-воспитывающую среду в состоянии, способствующем обеспечению права на реализацию свободы личности в образовании. Исайя Берлин дает описание и определяет разницу между позитивным и негативным пониманием свободы в лекции «Две концепции свободы». С позиции философского понимания он определяет понятие свободы как «свобода для» - позитивной и «свобода от» - негативной. В отношении этих двух сторон понятия «свобода» мы определяем два субъекта образовательного процесса: преподаватель и ученик. Понятие позиции «свобода для» - позитивная, имеет разное наполнение для учащихся и педагогов. Учащиеся получают свободу для самореализации и раскрытия интеллектуального потенциала, преподаватель получает возможность для свободного выбора средств, методов и приемов для активизации познания, повышения уровня мотивации к учению и воспитания ценностных ориентаций с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Считаем, что негативная позиция «свобода от» предупреждает педагога от вмешательства в процесс индивидуализации самообразования. «…Значение [свободы в негативном смысле] подразумевается в ответе на вопрос: Какова та область, в рамках которой субъекту - будь то человек или группа людей - разрешено или должно быть разрешено делать то, что он способен делать, или быть тем, кем он способен быть, не подвергаясь вмешательству со стороны других людей?» [8].

На фоне тенденции гуманизации образовательного процесса реализация концепции свободы возможна в контексте экзистенциальной педагогики, учитывающей психические и индивидуальные особенности обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение. В последнее десятилетие прошлого века стала формироваться научная школа под руководством М.И. Рожкова, основным в методологической базе проводимых исследований в этой школе был экзистенциальный подход. В рамках этого подхода были разработаны идеи: социального закаливания (М.И.Рожков); мотивационного поля социального взаимодействия (Л.В. Байбородова); вариативности программирования деятельности детских организаций (А.В. Волохов); ситуационной доминанты при решении учебной задачи (Т.В. Машарова); синергетического подхода к социальной защите детей (Е.Е. Чепурных); вариативно-субъектного подхода к профилактике девиантного поведения (М.А. Ковальчук) и др. Основной идеей экзистенциальной педагогики является выделение в качестве идеальной цели – формирование человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности. Реализация этой цели возможна только через педагогическое влияние на жизнь ребенка, которая состоит из определенных значимых для него событий [3].

Экзистенциальной подход изучает личность индивида в особых условиях образовательного процесса, направленного на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Свобода с позиции экзистенциализма в образовательно-воспитательном процессе определяется как ответственность за собственный выбор. Также экзистенциальный подход в данном исследовании сопряжен с базовыми вопросами образования в направлении содействия обучающимся в выборе собственного пути личностного развития и нравственной позиции в мировоззрении таких понятий, как «свобода», «ответственность», «выбор».

Итак, мировой педагогический опыт показывает, что только в условиях, при которых личность освобождена от препятствующих процессу самореализации воздействий и погружена в образовательно-воспитывающую среду, которая способствует реализации личного потенциала, возможен процесс становления личности в общем, и воспитание мотивационно-ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности в частности.

Цифровая образовательная среда имеет возможности для положительного влияния на повышение мотивации к познавательной деятельности обучающихся, для этого необходимо определить условия обучения, благоприятствующие этому процессу [9].

С учетом экзистенциального подхода в педагогике определены условия, положительно влияющие на воспитание мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде [10].

Приоритетными из них являются:

- опора на ведущий тип деятельности (деятельность общения), обеспечивающий интерактивный характер обучения через взаимодействие обучающего и обучающихся в условиях цифровой образовательной среды;

- свобода выбора форм и способов обучения, обусловленные открытым образовательным пространством, через инструменты неформального образования;

- индивидуализация образовательного и воспитательного процесса за счёт построения образовательных траекторий с использованием средств цифровой образовательной среды на основе индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

- стимулирование познавательной активности обучающихся в процессе исследовательского обучения за счет использования средств цифровой образовательной среды [10].

Эти условия позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, так как определяют все компоненты педагогической системы и соединяют процессы обучения и воспитания. Именно воспитывающее обучение придаёт особый смысл познавательной деятельности через интерактивность образовательного процесса, направленного на свободный выбор педагогических приемов и средств цифровой образовательной среды.

Процесс развития мотивационно-ценностной сферы учащихся активизируется при создании благоприятных педагогических условий: для стимулирования мотивационной сферы обязательны условия, при которых внешняя мотивация будет трансформироваться во внутреннюю. Для инициализации формирования ценностных ориентаций необходимы «социально организованная и стимулирующая деятельность», в ходе которой в результате взаимодействия личности с окружающим миром будет происходить осознанное преобразование внутренних и внешних сторон жизнедеятельности. Процесс познания и самоосознания происходит в условиях творческой реализации через деятельность общения. Возможность свободного выбора вида, формы и направления деятельности формирует положительную мотивацию в процессе получения знаний, приобретения умений и навыков.

Выводы. Цифровая образовательная среда призвана лишь повысить возможность выбора способов и форм обучения. Задача педагога спроектировать направление развития образовательного процесса в цифровой образовательной среде, соблюдая экзистенции образования, нацеленные на создание условий для личностного роста и реализации способностей обучающихся. Цифровые образовательные ресурсы должны быть ориентированы на новые виды учебной деятельности, изменение характера взаимодействия всех участников образовательного процесса, индивидуализацию учебного процесса, что оказывает положительное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы личности обучающихся. Как любое развивающее обучение, экзистенциальный подход ориентирован на решение проблем, связанных с индивидуально-психологическими особенностями личности, и обуславливает построение процесса обучения на принципах интерактивности, вариативности и индивидуализации обучения. Несомненно, цифровая образовательная среда, её образовательные инструменты при правильном и грамотном построении образовательного процесса положительно влияют на развитие мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности обучающихся.