Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INSTRUMENTAL PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL REVOLUTION

Kiseleva S.V. 1
1 Penza State University
The article reveals the main issues of digital technologies of music pedagogical education, which have recently become increasingly widespread in modern universities. This is evidenced by state legislative acts at various levels; they emphasize the need to take into account the realities of the digital educational sphere and form a pedagogical position on the implementation of its aspects in the process of preparing a future teacher-musician. Based on the results of modern scientific research and his own experience in using digital technologies in the process of instrumental training of students at a pedagogical university, the author describes the main components of the digital skills of future music teachers, a set of specific actions necessary in musical and instrumental activities using digital technologies, digital literacy, which constitutes the digital competence of the future music teacher. A scientific definition of the digital skills of future music teachers is given. The substantive basis for improving the instrumental training of students in the process of mastering the discipline «Musical and instrumental training» is revealed. The ways of incorporating digital technologies into the traditional musical and instrumental training of a musician teacher and their use in higher education are analyzed. Conclusions are drawn that digital technologies are already an integral part of the educational process in a modern pedagogical university, their importance will constantly increase in connection with state national priorities, as well as the development of digital technologies in the world, and the readiness of the future teacher- musician to use these technologies in their professional activity.
digital technologies
digitalization of education
instrumental training
future teacher-musician
field of music pedagogical education

Мир переживает цифровую трансформацию, которая затрагивает все сферы современной образовательной системы, включая музыкально-педагогическое образование. Цифровая революция рождает новые технологии, высоко котируемые в музыкальной сфере вообще и в области подготовки будущего педагога-музыканта, в частности. Современные цифровые технологии, используемые для сочинения, редактирования и записи музыки, в сочетании с современными средствами массовой информации, сделали возможным совершенно иное, в отличие от традиционного музыкального обучения, освоение музыкального искусства, открыв – один из эффективных путей инструментальной подготовки учителя музыки.

ФГОС ВО последнего поколения указывает на то, что педагогическое образование должно быть готово реализовывать различные аспекты своей деятельности в рамках традиционных образовательных процессов с учетом реалий цифрового образовательного поля [1]. В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (2017 г.) в п.1 определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики страны в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на формирование национальной цифровой экономики и реализацию стратегических национальных приоритетов [2]. В целях развития информационного общества государством в п. 23 данного документа отмечено, что создаются «условия для формирования пространства знаний, <…> применения знаний на практике в интересах личности, общества и государства» [2].

Целью исследования является выявление способов включения цифровых технологий образования в традиционную музыкально-инструментальную подготовку будущего педагога-музыканта в высшей школе.

Материал и методы исследования

В исследовании использовались теоретические, эмпирические и статистические методы; анализ нормативных документов, образовательных стандартов, программ в области высшего профессионального образования. Информационной базой исследования являются законодательно-нормативные акты, регулирующие образовательный процесс в вузе; диссертационные и исследовательские работы российских и зарубежных ученых; государственный стандарт высшего профессионального образования, типовые и рабочие учебные планы и программы; компьютерные обучающие программы; учебники и учебные пособия по педагогическим и методическим дисциплинам; сборники по использованию современных цифровых технологий, образовательные Web-сайты.

Результаты исследования и их обсуждение

Цифровые технологии образования в России прошли несколько этапов. Первоначальная волна включения цифровых технологий в образовательный процесс охватывала школы и вузы в середине 80-х – начале 90-х годов. Она включала развитие компьютерной грамотности, а также появление первых компьютерных классов. На втором этапе, в середине 00-х годов, начали говорить о внедрении информационно-коммуникационных технологий, так как цифровые устройства и форматы стали использоваться не только на уроках информатики. С 2018 года цифровые технологии стали применяться во всех сферах образования. Третий этап называется процессом цифровой трансформации, в ходе которого обновляется вся сфера образования. Это относится ко всему, что изменяется в процессе цифровой трансформации образования.

На сегодняшний день к таковым нововведениям относятся:

1) педагогические методы и педагогические технологии, поскольку обучение в цифровой среде во многом отличается от обучения в традиционной аудитории (появилось даже понятие «цифровая дидактика»);

2) организация учебного пространства - техническое обеспечение для контроля над учебным процессом.

Диалектика педагогического знания исторически развивалась на основе принципа взаимодействия традиционного и новаторского, поэтому процесс цифровой трансформации тесно сопрягается с идеей преемственности в обучении. Разработанные в течение значительного периода времени пути и способы инструментальной подготовки учителя музыки должны непременно обогащаться достижениями цифровой среды в образовании.

С педагогической точки зрения такая среда ставит новые вызовы для инструментальной подготовки учителя-музыканта, что приводит к необходимости разработки эффективной методики применения цифровых технологий в обучении.

В период недавней пандемии COVID-19, когда российское образование оперативно применило формат дистанционного обучения, вопрос использования цифровых технологий в музыкально-педагогическом образовании значительно обострился. Ситуация в стране активизировала процесс музыкального обучения с использованием этих технологий. Онлайн-образование изменило и в определенной степени даже увеличило возможности преподавателя педвуза, в том числе и для его профессиональной деятельности в области музыкально-инструментальной подготовки студентов.

В настоящее время российские педагоги и ученые все чаще обращаются к проблеме развития профессионального образования в цифровую эпоху [3]; вопросам использования различной аудио- и видеотехники в процессе инструментальной подготовки будущего педагога-музыканта (И.В. Шлыкова [4]); органичного внедрения MIDI-инструментов в систему музыкально-педагогического образования (С.С. Лукашева [5]); создания новых дисциплин на основе информационных технологий (И.Б. Горбунова, Н.Ю. Хомецкая [6]); разработке видов электронного дистанционного образования (А.Ю. Иванов [7]). В то же время С.Л. Самарцева [8] и другие отмечают в своих работах то, что, несмотря на многочисленные преимущества технических средств, у преподавателей в области инструментальной подготовки существует некоторое предубеждение против внедрения дополнительного современного цифрового оборудования в исполнительское искусство. До сих пор нередко встречается несколько предвзятое отношение к внедрению дополнительного современного оборудования в фортепианные классы. Такое отношение связано, возможно, с непониманием различия в специфике обучения игре на фортепиано на музыкально-исполнительских факультетах вузов, которая отличается от задач музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки, профессия которого требует универсальности в разных сферах музыкальной деятельности, осуществляемой в школе.

Ныне музыкально-педагогическое образование уже невозможно представить без применения достижений цифровой революции. Цифровая среда является неотъемлемым атрибутом вузовского обучения в целом и подготовки, в случае исследования автора, учителя музыки. Применение различных цифровых технологий в ходе его музыкально-инструментальной подготовки способствует многомерности и упорядоченности учебной деятельности, а также расширяет и модифицирует способы преподавания.

Применение цифровых технологий педагогом-музыкантом в будущей музыкально-инструментальной деятельности в школе предполагает овладение целым комплексом цифровых навыков (digital skills). Цифровые навыки обретаются в процессе работы в современных музыкально-образовательных программах, платформах, на которых развивается и модернизируется процесс музыкального образования в школе. В исследовании автора цифровые навыки будущих педагогов-музыкантов определяются как определенный комплекс умений, необходимых в музыкально-инструментальной деятельности с использованием средств цифровых технологий, результатом чего достигается эффективность и успешность осваиваемой подготовки. К таким навыкам относятся:

1) универсальные цифровые навыки, включающие в себя умения находить и использовать необходимую учебную информацию в сети Интернет, осуществлять коммуникации посредством информационно-компьютерных технологий (электронная почта, облачные технологии), работу с текстовыми редакторами, электронными таблицами;

2) общепрофессиональные цифровые навыки – умения разрабатывать и использовать презентации, работать с цифровыми образовательными ресурсами, веб-сайтами, конференцсвязь (MOODLE, ZOOM и WEBINAR и т.п.);

3) профессиональные цифровые навыки – умения работать в нотных редакторах, программах аудиоредакторах, музыкально-компьютерных программах, с помощью которых создаются фонограммы и аранжировки музыкальных произведений, применять цифровые музыкальные инструменты (электронное пианино, синтезатор) в процессе музыкально-инструментальной подготовки.

Содержательный основой совершенствования инструментальной подготовки будущего педагога-музыканта средствами цифровых технологий является, в первую очередь, обучение различным видам музыкально-компьютерной аранжировки исполняемых музыкальных произведений и цифровой обработке аккомпанемента музыкальных композиций, а также набор и редактирование нотного текста в программах-редакторах [9].

Реализация содержания указанного выше процесса осуществлялась в ходе изучения дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка» на практических занятиях и самостоятельной работе.

Цифровые технологии, применяемые автором в процессе проведения практических занятий и выполнения студентами самостоятельной работы, решали следующие задачи:

1) в области образовательного контента - изучение возможностей цифровых технологий и овладение их функциями в музыкально-инструментальной деятельности педагога;

2) в области средств обучения - изучение музыкальных произведений, анализ их содержания и использование цифровых технологий для создания нотных текстов или звуковых фонограмм.

Для выявления исходного уровня мотивационно-ценностного отношения к использованию цифровых технологий в музыкально-инструментальной деятельности автор провел анкетирование среди студентов 3 курса (5 семестр), поскольку на предшествующих семестрах цифровые технологии не вводились, а обучение осуществлялось традиционными способами. В анкетировании приняли участие 150 студентов (количество студентов представлено цифрой, полученной в результате многолетнего пролонгированного эксперимента), обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Музыка» (уровень бакалавриата). Студентам предлагалось ответить на ряд вопросов.

Отвечая на первый вопрос: «Как вы думаете, владение цифровыми технологиями в профессиональной деятельности педагога-музыканта положительно влияет на уровень его профессионализма?», предлагалось выбрать один из вариантов («Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить»). Положительно ответили 98 человек, что составляет 65,33% опрошенных, отрицательно ответили 12 человек (8%) и 40 из опрошенных студентов затруднились в ответе (26,6%).

На второй вопрос: «Хотели бы в процессе своей музыкально-инструментальной подготовки в вузе овладеть цифровыми технологиями?» большинство опрошенных студентов – 135 человек (90%) дали положительный ответ. 15 человек ответили отрицательно, что составляет 10% от опрошенных респондентов.

На третий вопрос: «Нравится ли Вам в процессе музыкально-инструментальной подготовки пользоваться средствами цифровых технологий, такими как: персональный компьютер, поиск специальной музыкальной информации в Интернете, участие в концертной музыкально-исполнительской деятельности с применением цифровых технологий (игра на цифровом фортепиано, применение музыкальных фонограмм») - студенты могли выбрать несколько вариантов, поставив «плюс» или «минус» рядом с каждым ответом. Ответы были следующие: «нравится пользоваться ПК» 150 студентам (100% из числа опрошенных); 139 человек используют Интернет для подготовки к занятиям и поиска нужной информации; участвовать в концертах с применением цифровых технологий нравится 58 студентам (38,66%).

На четвертый вопрос: «Какое воздействие может оказать применение цифровых технологий на Вашу музыкально-инструментальную подготовку?», можно было выбрать несколько вариантов ответов. В результате 137 студентов (91,33%) предположили, что цифровые технологии на процесс инструментальной подготовки оказывают прямое воздействие; 98 человек (65,33%) ответили, что с помощью цифровых технологий лучше происходит усвоение вопросов интонирования и интерпретации классической музыки; все участники (100%) выбрали ответ про положительные эмоции, испытываемые при прослушивании фортепианных произведений с помощью цифровых технологий; большинство студентов - 120 человек (80%) предположили, что цифровые технологии помогают в развитии музыкальной компетентности школьников при обучении музыке.

На пятый вопрос: «Как Вы считаете, необходимо ли Вам использовать цифровые технологии в своей будущей профессиональной деятельности в школе?» практически все студенты ответили положительно. 140 человек считает, что без современных цифровых технологий невозможно осуществление профессиональной деятельности в общеобразовательной школе (93,33%), 10 (6,66%) из числа опрошенных затруднились дать ответ.

На шестой вопрос: «Готовы ли Вы к преодолению трудностей, возникающих при освоении цифровых технологий?», большинство студентов ответило положительно (105 человек из опрошенных ответили «да», что составляет 70%; 45 респондентов ответили, что не испытывают сложности в применении цифровых технологий в своей учебной деятельности (30%).

Разработанная нами анкета была направлена на выявление уровня потребности будущих педагогов-музыкантов в изучении и использовании цифровых технологий образования в своей будущей профессиональной деятельности. Изучив и проанализировав ответы на вопросы анкеты, можно сделать вывод, что большая часть студентов проявили заинтересованность, мотивационно-ценностное отношение к музыкально-инструментальной подготовке с помощью средств цифровых технологий и сообщили о своем желании повысить профессиональный уровень в указанном аспекте деятельности.

Практические занятия по дисциплине «Музыкально-инструментальная подготовка» проводились в музыкально-компьютерном кабинете, оснащенном цифровыми электронными инструментами (фортепиано, синтезаторами), компьютерными музыкальными программами, Интернет-технологиями. Эти средства обеспечивали возможность демонстрации студентам функций и особенностей цифровых технологий. Так, например, подключение синтезатора позволяло прослушать DEMO-запись различных музыкальных сочинений, а в процессе игры на цифровом фортепиано студенты могли исполнить музыкальные произведения, используя банк музыкальных инструментов (произведения И.С. Баха – в звучании «органа», а произведения В.А. Моцарта – «клавесина» и т.п.). Интернет-технологии позволяли студентам слушать записи разучиваемых ими музыкальных произведений известными пианистами, сравнивать и анализировать разные исполнительские интерпретации, смотреть мастер-классы великих педагогов-музыкантов и т.п. Способ представления музыкально-обучающей информации менялся благодаря использованию разных видов наглядности. На занятиях активно осуществлялся индивидуальный подход в условиях мелкогрупповой формы обучения. Эффективности занятий способствовала работа студентов за персональным цифровым инструментом, в комплект которого входили и наушники.

Самостоятельная работа студентов предполагала изучение различных музыкально-компьютерных программ: ввод и редактирование музыкальных эпизодов с помощью нотных редакторов (Final, Sibelius) и композиторских программ (E-Jay, Acid); аранжировка, редактирование и анализ фрагментов фонограмм музыкальных произведений (анализ различных средств музыкальной выразительности для определения стиля музыкального произведения, выявление тембральных характеристик, композиционных структур и используемых звуковых эффектов); знакомство с самыми известными музыкантами-исполнителями посредством Интернета, изучение их исполнительского стиля посредством различных ресурсов (сайтов для композиторов и музыкальных сайтов, форумов, чатов или специальных Интернет-площадок). Кроме того, на персональных компьютерах студентов были установлены специальные музыкально-цифровые программы, позволяющие им оперативно и эффективно выполнять домашние задания.

Выводы

Рассмотрев некоторые аспекты инструментальной подготовки будущего педагога-музыканта в условиях цифровой революции, можно отметить, что эффективность, продуктивность и успешность данной подготовки в значительной степени зависят от профессионально ориентированного применения комплекса цифровых технологий, способствующих формированию у студентов способности к пониманию закономерностей работы с цифровыми музыкальными программами; раскрытию профессионального назначения цифровых навыков; ориентации в современном музыкально-цифровом оборудовании.