Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ADAPTIVE STATES OF SUBJECTIVITY OF EDUCATIONAL TRANSITIONS: MANAGERIAL ASPECTS OF COMPLIANCE

Nabiev V.Sh. 1 Ryabova G.S. 2
1 FGBOU VO Ulyanovsk state pedagogical university named after I.N. Ulyanov
2 FGBOU VO Ulyanovsk state pedagogical university named after I.N. Ulyanov
The article is devoted to the study of an urgent problem of our time - one of the few most mysterious phenomena of transformation of the consciousness of a person making an educational transition in a state of adaptive compliance. Attention is drawn to the conditions that promote or hinder the educational transition of a person overcoming himself, crossing an invisible line, moving from one reality to another. The inconsistency of the educational transition, which obeys the laws of development dialectics, is noted. The managerial aspects of compliance are considered using the example of constructing an innovative adaptive educational environment for a summer school camp (LSL) for daytime stay of children on the basis of the Municipal Budgetary Educational Institution (MBOU SSH) of the city of Ulyanovsk «Secondary School No. 53 named after Honored Teacher of the Russian Federation I.V. Isakov». It is noted that the adaptive educational space as an individualized interpretation of the reorganized and correlated with indicators/characteristics of assistance, complicity, involvement of subjects, in a dynamically developing educational environment naturally becomes a kind of conductor of subjectivity revealed by the states of adaptive compliance with the educational transition. Adaptability criteria are identified: «ability» and «readiness», which ensure adaptive compliance of a specialist with the requirements of the profession in a wide range of states: emotional, physical and mental, as well as levels of activity: communicative, intellectual, activity-based, supra-situational.
educational transition
adaptive states
competence approach
readiness
ability
subjectivity
adaptability
educational potential

Как относиться к переменам? Переживать? Радоваться? Огорчаться? Быть спокойным или уверенным, проявлять терпение, испытывать отчаяние? Нужно ли меняться, следуя модам настоящего в ожидании переходов будущего, или принципиально поступать так или иначе бескомпромиссно наедине с самим/самой собой или лицом к лицу, рассуждая, действуя осмысленно, последовательно или неординарно входить в историю, так, как никто еще прежде до тебя, до нас в эту историю не входил? Данная статья – суть авторских размышлений о времени, о месте, о жизненных смыслах человека – субъекта образовательных переходов.

Цель исследования: определить подходы и условия реализации инновационной образовательной деятельности на основе адаптивных состояний субъектного соответствия.

Материал и методы исследования

Очевидно, именно философский смысл преобразования/перехода интуитивно побудил автора известного произведения заявить: «… я календарь переверну, и снова третье сентября… в день, когда я совсем один… все не то, все не так, ты мой друг, я твой враг» [1].

Переход из одного состояния в другое сопряжен с условиями неопределенности места и времени, действия и результата, стимулов и реакций, затраченных усилий и непреднамеренных открытий. Переход сопровождается радостью успеха и … или разочарованием несоответствия желаемого действительному. Переход ассоциируется с рисками, инициируется действием и убежденностью, осознанной необходимостью находиться в готовности, раскрывать способности, преодолевая барьеры/границы в процессе изменения «эталонных» значений достигнутого, отказываться от привычного, принимать неочевидное в процессе формирования относительно нового своего образа-Я.

Переход есть движение, и не только. С первым мы осознаем, что последующие шаги – второй, третий и другие – заданы смысловым контекстом продолжения. Знаковыми являются собственно не сами шаги, но решения. Решаясь на переход, мы сознательно встаем, идем и остаемся «на тропе». Именно первый шаг самый трудный. Именно тому – первому – труднее всего. И быть первыми – это ответственно, если это дано разумом и принято сердцем.

«Для того чтобы говорить о переходах, о мире, который называется переходным, надо сказать, что переходит, что видоизменяется …» [2, с. 13].

Результаты исследования и их обсуждение

Какими сторонами открывается мир для нас? Каким образом пространственно-временной контент событийности захватывает, изменяет нас? Какая существует связь? Следует ли допускать обратную зависимость? Можем ли мы контролировать, оказывать влияние, управлять взаимосвязанными процессами? Разумно ли предположить, размышляя о переменах и переходах, что меняется все, что нас окружает? Очевидно, меняемся мы, и, скорее всего, не столько внешне, сколько внутренне.

Однако не количественные, но качественные метаморфозы происходят в момент, когда возникают опосредованные событийным контентом образовательного пространства адаптивные состояния субъектности человека, преодолевающего себя, переступающего невидимую грань, переходящего из одной реальности в другую, обретающего что-то и теряющего нечто субъективно, личностно, индивидуально значимое одновременно.

Центральное противоречие перехода состоит в том, что «… он есть одновременно и движение, и покой: он одновременно должен обеспечивать преемственность (а идеал преемственности в традиционной трактовке – гладкий, незаметный, бескризисный переход) и революционный шаг в развитии, позволяющий переходить к новым задачам …» [2, с. 3–4].

Противоречивость образовательного перехода есть правило, вектор силы, буква закона, то, чем естественно и объективно подтверждается правомерность диалектики развития индивида-субъекта и всего мироздания в целом, которые взаимосвязаны, явлены миру постулатами «отрицания-отрицания», «перехода количественных изменений в качественное … » (… новообразование) и др.

Противоречивость как условие/состояние жизнеспособности одновременно является и фактором непреодолимой силы в отсутствие готовности субъекта следовать переменам. В связи с этим особый интерес вызывают состояния/условия, предшествующие субъектному переходу, и последующие за ним изменения/отклики, связанные с преобразованием. Важно представлять и понимать, насколько эти движения и результаты являются целезаданными, закономерными и соотносимы силе, воле, рассудку. Исходя из вышесказанного, проблемное поле авторского исследования – характеристики субъектности человека, проявленные в состоянии адаптивного соответствия образовательному переходу.

Переходные процессы, условия и результаты так или иначе во все времена волновали воображение философов, политиков, ученых, общественных деятелей, теоретиков и практиков, профессионалов и любителей экстремального. Тем не менее, всякие откровения, данные кем-либо и когда-либо на тему образовательных переходов, были разобщены и не систематизированы, прямого обсуждения в научных дискурсах не имели, широкого освещения в научной литературе не получили.

Не прямыми, но косвенными свидетельствами преемственности авторских решений проблемы интерпретации образовательных переходов являются автобиографические описания опыта преобразования самих себя великими мыслителями человечества. Например, Рене Декарт в знаменитом трактате «О методе для правильного развития разума и для изыскания истины в науках» делится своим откровением: «…я уже пришел к убеждению – в невозможности следовать, безусловно, чьим-либо мнениям, и необходимости отыскивать самому для себя верный путь»; «… как скоро окончен был мною курс наук, дающий право на вступление в ряды ученых, мнение мое в науках совершенно изменилось, потому что я увидел себя подавленным таким множеством сомнений и заблуждений, что казалось мне, извлек из учения только ту пользу, что вполне убедился в своем невежестве» [3].

Переходы находятся в фокусе интересов исследователей технических областей знания, соотносятся с точными науками (физикой, химией, астрономией, квантовой механикой и др.) – это процессы и явления в полупроводниках, связанные с формированием кристаллов или преобразованием/изменением свойств вещества в различных агрегатных состояниях, это радиоактивный распад/синтез, электромагнетизм, фотосинтез, волновые характеристики дискретных частиц света (фотонов) и др. Пограничные состояния образовательных переходов и есть реальность – это то, что существует автономно, проявляется явно и/или неявно во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе гуманитарной.

Неявность гуманитарных переходов связывает тренды цивилизованного мира и поколение первых, вопросы поиска решений, обусловленные кризисами, и острые углы социальных контрастов, что предполагает рассмотрение данной специфики в контексте неадекватного отождествления концептуальных подходов, соотнесенных с реальной образовательной практикой. Так, педагогика Я.А. Коменского [4] на рубеже позднего средневековья и нового времени, состоявшаяся как наука, приближенная к историческому соответствию идеала, представленная более 300 лет назад теорией обучения «… обучать всех, всему и всесторонне», до сих пор в понимании некоторых отдельных представителей просвещенной современности остается прикладным модусом «дидактики» и не более того.

Б.М. Бим-Бад, цитируя и раскрывая творческое наследие мастера, отмечает: «… в непрерывном образовании своем человек проходит семь школ жизни: школу рождения (благоразумие при вступлении в брак, соблюдение здорового образа жизни ради блага потомства, забота о беременной); школу младенчества; школу детства: школу юности; школу возмужания, или жизненной практики; школу старости (и его последнего класса – школу смерти, или вечного мира). Каждая из этих школ самоценна и одновременно является ступенью к последующей. Воспитание чувств, ума, речи, воли, действия есть не подготовка к жизни, а сама жизнь» [5, с. 24]; «… образование как процесс следует понять как движение от мнения, т.е. мнимого знания, к истинному, т.е. ученому, незнанию или предельно достижимому знанию о своем и общечеловеческом незнании» [5, с. 25].

Современная педагогика есть практика социальных движений/переходов и в то же время вычлененный лонгитюдным опытом целостного субъектного восприятия/познания окружающего мира образовательный процесс, в котором так или иначе обозначены, но «вынесены за скобки» взаимосвязанные со-процессы: воспитание, развитие, социализация, мировосприятие и мироотношение, самоактуализация, самоопределение, самореализация.

Каким комплексом мер, форм, видов явится инновационный процесс, какими характеристиками будет прирастать результат, в конечном итоге определяют времена, нравы и субъектная позиция / отношение соучастников процесса, тех, кто сегодня принимает решение и совершает действия/движение. Вопрос соответствия/адекватности выбора – вопрос принципиальный. Принципы, дидактические принципы имеют ключевое значение при актуализации подходов, конкретизации стратегий управления и самоуправления образовательной деятельностью в реализации целей и задач опережающего развития.

На базе МБОУ СШ №53 г. Ульяновска ежегодно организуется школьный лагерь с дневным пребыванием детей «Солнышко». В 2022 г. в лагере была разработана и реализована авторская дополнительная общеобразовательная Программа «Симбирские самоцветы», направленная на развитие творческих способностей детей. Ее особенностью является организация творческих мастерских [6]. Однако это не единственное отличие.

Инновационность управленческих решений обеспечивается комплексом мероприятий научно-методической, психологической и материальной поддержки педагогов.

Педагог в ЛШЛ с первого дня работы с детьми определяет их желание заниматься творческой деятельностью и, опираясь на это, выстраивает свою педагогическую деятельность, которая направлена на развитие способностей детей к творчеству. Образовательная программа смены ЛШЛ отличается от школьной образовательной программы демократичностью и динамичностью, так как в основе ее реализации лежит ориентир на развитие личности воспитанника. В основу управленческих решений по организации деятельности коллектива ЛШЛ положено сочетание внешнего централизованного руководства и внутреннего самоуправления в подразделениях летнего школьного лагеря.

Анализ эффективности разработанной авторской программы показал, что основная функциональная нагрузка приходится на исполнителя – это педагог-воспитатель, который непосредственно работает с детьми. Поэтому именно творческий аспект деятельности педагогов является ключевым. Становится вполне очевидной необходимость создания благоприятных условий труда, актуализации творческости в работе, поддержания позитивного эмоционального настроя в атмосфере доверия и доброжелательности.

Немаловажными факторами успеха достижения целей и задач лагерной смены в рамках авторской программы являются соответствие должностных лиц профессиональным и личностным требованиям, сочетание адаптивных характеристик готовности и способности к самореализации. Средствами достижения высокого качества подготовки на предварительном этапе выбраны образовательные программы и технологии, диагностические методики.

Л.А. Амирова определяет необходимость адекватного обновления «… форм, видов и типов образования» [7, с. 77]. Инновационным ресурсом в данном случае выступает образовательный потенциал электронного учебного курса в технологии смешанного обучения. Совершенно справедливо обращается внимание молодых исследователей на реализацию неисчерпаемых потенциалов междисциплинарной интеграции в образовании [8].

Применение инновационных средств, форм и методов обучения, включение дополнительных интерактивных практик, неформальных видов организации деятельности для решения образовательных и развивающих задач кардинально меняет всю дидактическую систему подготовки квалифицированных специалистов.

Профессиональное развитие специалистов, по мнению Л.А. Амировой, будет возможным «… если программы строить в рамках особым образом спроектированной дидактической системы развития профессиональной компетентности» [9, с. 50].

Любая дидактическая система представляет собой многоуровневое образование, которое обеспечивается наличием методической подсистемы, подсистем организации и планирования, диагностики, мониторинга, подсистемы содержания и иным; строится на основе структурно-казуального принципа и включает вариативные и относительно инвариантные аспекты [9].

Построение образовательной среды летнего школьного лагеря (ЛШЛ) под руководством Г.С. Рябовой опиралось на следующие дидактические принципы: целенаправленности – создание образовательной среды ЛШЛ, способствующей развитию каждого ребенка на основе раскрытия его потенциалов и способностей; открытости – открытый характер образовательной среды ЛШЛ, так как она находится под влиянием социума, принимает его воздействия, запросы и изменяется в структурном плане, включает новые методы и формы, виды деятельности, субъекты, содержание и иное; адекватности – формирование учета протекающих процессов деятельности, создание модели для выявления возможных рисков, а также анализ соотношения реальных условий к будущей реализации образовательной деятельности в ЛШЛ; принцип альтернативности касается отбора оптимальных вариантов способов оценки качества организации деятельности ЛШЛ и полученных результатов реализации образовательной программы; комплексности – компоненты образовательной среды ЛШЛ взаимосвязаны и при комплексном взаимодействии осуществляют целенаправленное развитие личности ребенка с погружением в специально организованную среду ЛШЛ; активности и самостоятельности – обучающийся как активный субъект образовательной деятельности ЛШЛ проявляет самостоятельность, самоуправление, активно участвует в организации этой деятельности; адаптивности – образовательная среда и ее компоненты необходимо адаптировать согласно потребностям и способностям каждого субъекта образовательного процесса ЛШЛ.

Народное творчество оказывает сильное воспитательное воздействие на формирование личностных качеств детей и подростков, раскрывает творческий потенциал через игру, народный фольклор, изучение ремесленных традиций [6, c. 392]. Летний школьный лагерь, таким образом, представлен гармоничным сочетанием особой образовательной среды, в которой раскрываются более тонкие субстанции – индивидуальные образовательные пространства всех участников субъект-субъектных отношений.

Адаптивное образовательное пространство [10] как индивидуализированная интерпретация реорганизованной и соотнесенная с индикаторами/характеристиками содействия, соучастия, сопричастности субъектов в условиях динамично развивающейся образовательной среды закономерно становится своеобразным проводником субъектности, явленной состояниями адаптивного соответствия образовательному переходу.

Именно таким образом таланты и способности детей, образовательные потенциалы участников субъект-субъектного взаимодействия определяются смыслом дополнения [11].

Л.А. Амирова полагает, что «… имплицитная взаимозависимость образовательного потенциала условий, ресурсов и достижений обеспечивает важность (и единственную возможность!) доказательности эффективности инновационного приема, метода, продукта при исследовании в реальной образовательной практике» [7, с. 80].

Решение проблемы неявленности, раскрывающее специфику образовательных переходов закономерностями в области гуманитарного знания, имеет ключевой аспект с учетом актуальности компетентностной парадигмы образования [12]. Неопознанный образовательный переход как объект для изучения в системе МБОУ СШ и предметные области знаний, условия и условности, факторы и обстоятельства предложено рассматривать в традиционной логике познания через маркеры верификации [11].

В рамках выпускной квалификационной работы «Управленческие аспекты инновационной деятельности летнего школьного лагеря в образовательной организации» студентке-магистру Рябовой Галине Сергеевне предстояло реализовать следующие задачи:

– сформулировать актуальность темы, обосновать теоретическую/практическую значимость разработки, ввести ограничения, составить комплексную модель исследования;

– выбрать принципы, позиции и подходы к решению проблемы;

– задать векторы первоочередных и последующих задач исследования;

– выстроить горизонты событий в перспективе практико-ориентированного соответствия целей, средств и методов достижения результатов;

– обозначить индикаторы контроля, выбрать маркеры верификации, соотнести шкалу критериев и показателей оценивания, определить параметры контрольно-измерительных диагностических процедур.

Заключение

Следует отметить, что поставленные цели достигнуты и задачи выполнены. Выдвинутое в качестве рабочей гипотезы предположение об успешности индивидуального развития детей, о раскрытии их творческого потенциала при условии разработки образовательной программы и реализации алгоритма управления деятельностью должностных лиц ЛШЛ на базе МБОУ СШ теоретически научно обосновано и экспериментально подтверждено.

Согласование функционала должностных лиц руководящего и подчиненного составов в различных ситуациях обоюдной взаимности обеспечивается критериями адаптивности – «способность» и «готовность», через адаптивное соответствие человека профессиональным требованиям в широком спектре состояний: эмоционального, физического и психического, а также уровней проявления активности: коммуникативной, интеллектуальной, деятельностной, надситуативной. Именно способность и готовность как две стороны «одной медали» отражают интегративное состояние адаптивного соответствия образовательному переходу индивида, личности, субъекта преобразования в одном лице.

Пример летней школьной лагерной смены, организованной для детей, где созданы благоприятные условия для полноценного активного отдыха и оздоровления, также можно рассматривать в качестве наглядного примера образовательного перехода, в котором происходит трансформация образовательного пространства школы и самого ребенка: «вчера» – традиционная обучающая система; «сегодня» – инновационная адаптивная и развивающая среда; «завтра» – гармония состояний адаптивного соответствия образовательным переходам в пространстве группового и межличностного взаимодействия.