Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

GROUNDS FOR DESIGNING A UNIVERSITY COMPLEX FOR TRAINING STUDENTS IN THE SOCIAL PARTNERSHIP SYSTEM «PEDAGOGICAL UNIVERSITY – PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION»

Veretennikova V.B. 1
1 Kazan (Volga Region) Federal University
In the context of transformations of modern society and the labor market, the problem of revising the content of vocational education and training of young personnel is becoming increasingly urgent. The main task is to update the content of university training in partnership with employers, the region, and taking into account the needs of society. The purpose of the publication is to present the grounds for designing a university complex for training future teachers in the PEDVUZ – DOO social partnership system, taking into account which will make it possible to create educational and methodological support for the educational process in the context of the implementation of the «Three Missions of the University». The methodological basis for determining the grounds for designing a university complex for training future teachers in the PEDVUZ – DOO social partnership system was the integrative-holistic, systemic-activity and qualimetric approaches. To conduct a pedagogical examination of the grounds for designing a university complex for training students in the system of social partnership, the method of pedagogical qualimetry of group expert assessments was used. In this study, the foundations for designing a university complex for training future teachers in the social partnership system «PEDVUZ – DOO» were studied through the «Three Missions of Universities», which made it possible to justify and determine the content of educational and methodological support in the educational process of the university. The results of the study can be used to improve the quality of training of future teachers to achieve the goals of the Priority 2030 Strategic Academic Leadership Program. The research materials can be used in developing a regional complex for the development of a pedagogical university and educational organizations.
social partnership
university
pedagogical University
science
society
future preschool teacher
preschool educational organization
three missions of the university

Согласно госпрограмме «Научно-техническое развитие Российской Федерации» [1], одним из индикаторов реализации ее подпрограммы, а также критерием качества субъектов РФ являются вузы, включенные в Московский международный рейтинг «Три миссии университетов» (URL: https://mosiur.org/). Рейтинговая модель содержит три критерия: «Качество образования», «Научная деятельность» и «Университет и общество». В контексте нашего исследования социального партнерстваподготовки обучающихся основным систематизирующим фактором является критерий «Университет и общество», обеспечивающий связь с работодателями, связь с регионом, качество кампуса и коммуникацию с обществом. Обратим внимание на то, что Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета» является индикатором достижения целей Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»[2].

Решение этих задач [C1]требует адекватного выбора оснований проектирования университетского комплекса подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» в условиях реализации «Трех миссий университета».

Основаниями для проектирования рассматриваются как «Три миссии университета», определяющие организационно-логическую структуру университетского комплекса подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО», так и их содержание. Для их выбора и теоретического обоснования целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть имеющийся в профессиональном образовании опыт университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства.

Цель статьи – представить основания проектирования университетского комплекса обучения будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование»), которые определены путем обоснования метода групповых экспертных оценок.

Проблема проектирования университетского комплекса подготовки обучающихся в социальном партнерстве достаточно подробно рассматривалась А.Ю. Глуховой, Е.А. Козыревой, В.М. Колокольцевым, Е.М. Разинкиной и другими исследователями [3, 4]. В их трудах отмечается, что университетский комплекс обеспечивает содержательную интеграцию образовательных учреждений различных уровней в социальном партнерстве и способствует опережающей подготовке молодых кадров [4].

В работе Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова исследователи Л.П. Шустова, С.В. Данилов, З.В. Глебова [5] продемонстрировали профессионально-личностное развитие будущих педагогов в университетском комплексе. При этом университет гарантирует ресурсную базу для учебно-методического обеспечения образовательного процесса будущих педагогов по траекториям сопровождения. Авторы описывают совокупность условий сопровождения обучающихся: кадровые (профессорско-преподавательский состав, ведущие теоретические и эмпирические исследования и т.п.); информационные (информационно-образовательная среда); инфраструктурные (цикл программ подготовки); научные (лаборатории для научно-исследовательской деятельности, научно-практические мероприятия, научный издательский центр и т.п.); методические (консультации, подготовка методических рекомендаций и т.п.); образовательные (учебно-методические семинары, стажировки и т.п.); социальное партнерство (образовательные учреждения, региональные инновационные площадки Ульяновской области и т.п.). Л.П. Шустова, С.В. Данилов, З.В. Глебова представили модель комплексного сопровождения профессионально-личностного развития будущего педагога в университетском комплексе. Достоинством модели является то, что она спроектирована на основе андрагогического подхода, предусматривающего эффективность образования за счет личностных особенностей, жизненного и профессионального опыта обучающегося. Вместе с тем, предлагаемая модель не учитывает систематизирующий фактор, определяющий структуру дуальной подготовки при организации взаимодействия академического сообщества и рынка труда.

Вызывает интерес и успешный опыт исследователей Г.С. Жуковой, О.И. Воленко [6], которые рассматривают университетский комплекс как открытую социально-педагогическую саморазвивающуюся макросистему профессионально-педагогической подготовки специалистов, обеспечивающую координирование деятельностью структурно-функциональных звеньев, содействующую достижению современного качества профессионального образования, а также удовлетворяющую как личностные и профессиональные интересы, так и интересы региона и страны. Одной из функций университетского комплекса является концептуально-методологическая функция, обеспечивающая обоснование миссии института в перспективном социокультурном общественно-цивилизованном континууме. Достоинствами университетского комплекса являются его содержание подготовки как широкая развитость и многопрофильность инфраструктуры комплекса; социальных партнеров; гетерогенная система головного вуза и учебных подразделений; самоуправление в структурных звеньях комплекса; внедрение результатов научно-исследовательских работ и высокий уровень диверсификации высшего образования. В то же время университетский комплекс подготовки не определяет задачу активизации социального партнерства как стратегию управления в соответствии с собственной миссией развития университета.

Ряд исследователей (S. Mosier, M. Ruxton [7]) рассматривают университетское партнерство как сообщество университета и образовательного учреждения для решения проблем общества. При этом каждое учреждение создает условия для сотрудничества, чтобы инициировать отношения между студентами, преподавателями и сотрудниками образовательного учреждения, которые могут обеспечить возможность обмена знаниями, опытом и ресурсами. В связи с этим условия сотрудничества могут принести пользу обеим сторонам, что позволяет увеличить объем институциональной поддержки взаимодействия участников партнерства. Для этого партнеры заключают контракт на предоставление услуг и обеспечение стажировки, а также партнерами осуществляются прикладные научные исследования, в том числе они разрабатывают профессиональные образовательные программы. Рассматривая вопрос о важности университетского партнерства, исследователи M.Groulx, N. Nowak, K. Levy, A.Booth [8] разработали на основе инновационного подхода концепцию партнерства по совместному обучению между университетом и образовательными учреждениями для того, чтобы направить студента в образовательное учреждение в целях сотрудничества с партнерами, что обеспечит взаимовыгодное сотрудничество в области устойчивого развития личности. Кроме этого, партерами осуществляется гибкая коррекция дизайна программ и институциональной культуры, которая обусловливает принятие риска в преподавании и обучении как ключ к успеху партнерства.

В связи с этим необходимо отметить, что в отечественных и зарубежных публикациях исследователями не рассматривается в университетском комплексе подготовки студентов в социальном партнерстве, в рамках интеграции миссии университетов, а именно образование, наука, университет и общество.

Таким образом, проблема проектирования университетского комплекса подготовки студентов в социальном партнерстве является весьма актуальной и практически значимой.

Это затрудняет отследить вклад университета не только в образование и науку, но и во взаимодействие с обществом.Недостаточно изучены специфика университетского комплекса подготовки студентов в социальном партнерстве педагогического вуза и дошкольной образовательной организации, а также пути его проектирования и реализации в образовательном процессе.

Материалы и методы исследования

Основания проектирования университетского комплекса подготовки студентов – будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» подготовлены на подходах: интегративно-целостном (описан и обоснован Н.К. Чапаевым, М.А. Чошановым и др. [9]), системно-деятельностном (труды А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. [10, 11]) и квалиметрическом (положения работ О.Ф. Шиховой, Ю.А. Шихова и др. [12]).

Интегративно-целостный подход предусматривает согласование между миссиями университета (образование, наука, университет и общество), которые дополняются и сопрягаются противоположностями друг друга. При этом в рамках данного подхода создаются условия для самораскрытия и самореализации внутренних ресурсов студента, а также предоставляется поддержка будущему педагогу при становлении в обстоятельствах радикальных социоэкономических трансформаций.

В рамках системно-деятельностного подхода университетский комплекс подготовки студентов в социальном партнерстве рассматривается как система, включающая образование, науку, университет и общество. Их содержательное наполнение отражает единство процессуальных и результативных составляющих образовательного процесса вуза.

Квалиметрический подход предполагает использование метода групповых экспертных оценок. Он позволяет не только выявить основания проектирования университетского комплекса подготовки студентов, но и согласовать ресурсы участников социального партнерства вуза и ДОО.

В качестве экспертов были приглашены преподаватели Института психологии и образования Казанского федерального университета (ИПиО КФУ) и работодатели дошкольных организаций г. Казани, а также студенты заочного обучения ИПиО КФУ, имеющие среднее профессиональное образование и педагогический опыт более трех лет работы в ДОО.

Основания проектирования университетского комплекса подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО»

Проектирование университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» требует выполнения определенного объема подготовительной работы со стороны преподавателей и администрации вуза. В частности, для установления оптимальной организационной и логической структуры университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства и определения ее содержания требуется выбор методологических оснований.

Представленная на рисунке 1 модель включает основания проектирования университетского комплекса в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО», студентов в ИПиО КФУ по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование»).

Рис. 1. Основания проектирования университетского комплекса подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО»

Для аргументированного выбора оснований проектирования университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства применялся метод групповых экспертных оценок. Фрагмент одной из анкет, используемых для опроса экспертов, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Уважаемый коллега!

В связи с определением оснований проектирования университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства (УКПС СП) «ПЕДВУЗ – ДОО» просим Вас принять участие в данной работе в качестве эксперта.

В колонке 1 приведены возможные основания проектирования университетского комплекса подготовки студентов, в колонке 2 – обоснование их выбора.

Ваше мнение выразите в таблице, проставив в колонке 3:

o знак «+», если Вы согласны с выделением данного основания и приведенным в колонке 2 обоснованием его выбора;

o знак «–», если не согласны;

o знак «?», если сомневаетесь в ответе.

Ваши замечания, предложения и дополнения изложите в графе «Примечание».

Основания проектирования УКПС СП

Обоснование выбора

Мнение эксперта «+» / «–» / ?

Примечание

1.

2.

3.

4.

Образование

Закладывает основу дуальной системы управления в социальном партнерстве образовательной деятельности по ОПОП бакалавриата и содействия в прохождении подготовки в процессе обучения на будущем рабочем месте, в том числе поддержки в трудоустройстве обучающихся и выпускников КФУ, а также способствует повышению конкурентноспособности и востребованности на рынке труда

 

 

Наука

Закладывает структуру управления научно-инновационной деятельностью студентов при взаимодействии со структурным подразделением ИПиО и органами государственной власти по вопросам научной и исследовательской деятельности обучающихся, а также связана с подготовкой обучающихся в учебное и внеучебное время, при проведении общеуниверситетских научных конкурсов, конференций, олимпиад и других мероприятий, проведение которых утверждается руководством КФУ и проводится на базах ДОО г. Казани и Республики Татарстан

 

 

Университет и общество

Закладывает дуальную систему управления социального партнерства подготовки обучающихся в системе «ПЕДВУЗ – ДОО», а именно устанавливает организационно-управленческие условия формирования единого образовательного пространства (формы, средства и способы организации образовательного процесса и т.п.). Взаимодействие направлено на подготовку студентов, проведение научных исследований в сфере дошкольного и высшего образования, способствующих улучшению качества подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста

 

 

Экспертиза показала, что в качестве оснований проектирования университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» следует использовать стратегии управления в условиях реализации «Трех миссий университета», а именно «Образование», «Наука» и «Университет и общество». Рассмотрим их более подробно.

Целевой компонент университетского комплекса подготовки студентов формируется на основе миссии «Образование» и включает Департамент образования КФУ, обеспечивающий создание дуальной системы управления в социальном партнерстве образовательной деятельности по основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) бакалавриата и содействие в прохождении практической подготовки в процессе обучения, в том числе поддержку в трудоустройстве обучающихся и выпускников КФУ, а также повышение конкурентноспособности и востребованности на рынке труда. На основе этого социальное партнерство подготовки в системе «ПЕДВУЗ – ДОО» формулирует цели, содержание, формы, методы и технологии обучения в образовательном процессе в теоретической и практической подготовке, которые фиксируются в учебных планах, рабочих программах и др.

Миссия «Наука» закладывает структуру управления научно-инновационной деятельностью при взаимодействии со структурным подразделением ИПиО. При этом обучающиеся участвуют в учебное и внеучебное время в общеуниверситетских, всероссийских и международных научных конкурсах, конференциях, олимпиадах и других мероприятиях. Научно-исследовательская деятельность студентов предуматривает защиту выпускной квалификационной работы в форме стартапа экосистемы технологического и социального предпринимательства на базах ДОО г. Казани и Республики Татарстан.

Каркасом, определяющим структуру, содержание проектирования и реализацию системы социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО», является миссия «Университет и общество», который обеспечивает разработку теоретико-методологической базы. Она способствует согласованию ресурсов преподавателей, студентов и работодателей при разработке учебно-методического сопровождения обучающихся в образовательном процессе в вузе и ДОО.

При этом согласование ресурсов участников партнерства основано на показателях Московского международного рейтинга «Три миссии университетов»: «Качество знаний, навыков и умений студента»; «Научно-исследовательская деятельность обучающихся в образовательных отношениях с преподавателями и с работодателями ДОО»; «Качество взаимодействия вуза с обществом работодателей» и «Качество успешного выпускника вуза (в науке, творчестве и т.п.)».

При этом успешность реализации университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства обеспечивают существующие нормы качества подготовки, заложенные в федеральном государственном стандарте высшего образования 3++ (ФГОС ВО 3++) в условиях реализации «Трех миссий университета».

Логику процесса проектирования оснований университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства определяют принципы:

– диверсификации, что предполагает структурирование системы высшего образования как стратегического направления развития и трансформации содержания образовательных программ, образовательных технологий, форм обучения с учетом запроса социума на повышение качества подготовки будущих педагогов в ДОО. При этом успешность реализации системы социального партнерства обеспечивают существующие нормы качества подготовки ФГОС ВО 3++ в условиях реализации «Трех миссий университета»;

– индивидуальности, предусматривающий учет личных и профессиональных запросов и интересов обучающегося, а значит, обеспечивающий более активное развитие его знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых ему для осуществления трудовых функций и действий на будущем рабочем месте;

– профессиональной направленности обучения, который предлагает перевод образовательно-познавательной деятельности с помощью моделирования будущей профессионально-педагогической деятельности. В нашем исследовании моделируются профессионально ориентированные задания [13];

– опережающего обучения, предусматривающий учет в содержании системы социального партнерства перспективных потребностей сферы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что такими дополняющими друг друга подходами являются: интегративно-целостный подход (направлен на реализацию принципов диверсификации и индивидуализации); системно-деятельностный подход (направлен на реализацию принципов профессиональной направленности и опережающего обучения).

Таким образом, грамотное проектирование университетского комплекса в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» и его реализация в рамках «Трех миссий университета» будут способствовать активизации подготовки студентов на будущем рабочем месте, а также обеспечивать выполнение образовательных запросов социума и индивидуума для обучения на последующих ступенях образования или осуществление профессионально-педагогической деятельности в ДОО, в том числе соответствие социально-экономическим потребностям рынка труда.

Заключение

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что основания проектирования университетского комплекса в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» являются перспективным направлением изучения вклада университета в жизнь общества, а также пользы университета для государства и личности. При этом «Три миссии университетов» выступают систематизирующим фактором в подготовке молодых кадров, обеспечивающим профессиональное развитие и эффективное использование человеческого капитала и социально-экономических достижений, в том числе формирующим организационно-логическую структуру университетского комплекса. Вместе с тем, социальное партнерство является, во-первых, механизмом в системе дуального управления, закладывая содержание учебно-методического сопровождения в образовательном процессе вуза. Во-вторых, социальное партнерство представляет собой механизм управления качеством профессионального образования с учетом требований ФГОС ВО 3++ и требований регионального рынка труда.

Дальнейшее исследование может быть связано с разработкой «Концепциисоциального партнерства в университетской подготовке будущих педагогов в системе «ПЕДВУЗ – ДОО» с учетом результатов, описанных в данной статье.