Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

GENERAL PROFESSIONAL TRAINING OF FIRE SAFETY SPECIALISTS AS A SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Shemyatikhina L.Y. 1 Alimov A.V. 1
1 Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia
The article is devoted to the study of the role, structure and content of general professional training of fire safety specialists. The aim of the study is to substantiate the design of the structure and content of general professional training of fire safety specialists as a scientific and pedagogical problem. The increase in the social order for the training of firefighters, rescuers, state fire supervision inspectors, and in general, the increase in the number of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia is due to the constant threat of natural and man-made disasters in the environment. Among the factors affecting the sustainability of socio-economic development and security of the country can be attributed the process of training of firefighting specialists at the level of higher education. The authors present a review, analysis and systematization of materials of the results of theoretical and applied research on the stated topic. The content and specifics of the organization of educational practice of higher education institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia on training fire safety personnel are outlined. The authors make an attempt to justify the design of general professional training of fire safety specialists. The quality of graduates' training determines the fire safety of social infrastructure and economic objects, the level of protection of life and health of citizens, the safety of material and cultural values. The rejection of exemplary basic professional educational programs of higher education and transition to their development on the basis of professional standards, as well as the emergence of new tasks in the field of fire safety, actualizes the problems of training of firefighting personnel, which is a condition for successful implementation of generalized labor functions in labor activity. At the same time, educational programs of higher education specialty «Fire safety», implemented in civilian universities and universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia, differ in structure, content and volume of the basic component of education.
fire safety personnel
fire safety specialist
general professional training
design of specialist training

Увеличение социального заказа на подготовку специалистов пожарной безопасности и наращивание численности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) обусловлены постоянством угрозы возникновения в окружающей среде катастроф природного и техногенного характера. К числу важных элементов, влияющих на устойчивость социально-экономического развития страны, относится процесс подготовки кадров пожарного профиля в системе высшего образования. От качества подготовки выпускников зависят обеспечение требований безопасности объектов социальной инфраструктуры и экономики, уровень защищенности жизни и здоровья граждан.

Возрастание объемов производства в связи с импортозамещением приводит к ускоренному износу используемого в технологических процессах оборудования и повышает опасность возникновения аварийных ситуаций. Аварийная ситуация может сопровождаться пожаром или взрывом оборудования, привести к полной или частичной утрате материальных объектов, вызывать риск здоровью и гибели людей. Приоритетом при получении высшего образования современными сотрудниками МЧС России должно стать изучение особенностей процессов производства объектов социальной сферы и производства и их защиты от пожаров, в которых будет осуществляться профессиональная деятельность. Специалист должен быть способен анализировать влияние научно-технического прогресса на уровень пожарной безопасности объекта защиты, по результатам которого разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию его защищенности, а также своевременно производить корректировку мер безопасности на рабочих местах для персонала организации. Выпускники образовательной программы высшего образования по специальности «Пожарная безопасность» могут быть распределены для несения внутренней службы на должности пожарных, спасателей, инспекторов государственного пожарного надзора, следовательно, в рамках освоения дисциплин общепрофессиональной подготовки должна быть учтена внутриотраслевая специфика деятельности сотрудников МЧС России. С учетом разнообразия объектов защиты и многообразия производственных процессов, осуществляемых ими, профессиональная деятельность по обеспечению пожарной безопасности приобретает межотраслевой характер, актуализируется потребность в углубленной подготовке специалистов.

Материал и методы исследования

Информационной базой исследования явились открытые данные, размещенные на портале Правительства Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, нормативные правовые акты и разъяснения органов исполнительной власти. В качестве методологической основы исследования использовались общенаучные методы исследования: анализ и синтез, теоретический анализ педагогических источников, сравнение, конкретизация и обобщение, прогнозирование.

Цель исследования – обоснование проектирования структуры и содержания общепрофессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности как научно-педагогической проблемы.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время удовлетворению потребностей организаций в кадрах пожарной безопасности с отраслевой направленностью подготовки способствует реализация более 30 образовательных программ высшего образования по специальности «Пожарная безопасность». Обучение осуществляется в 26 вузах страны, 5 из которых находятся в ведении МЧС России. Ежегодно количество выпускников из числа только курсантов составляет свыше полутора тысяч человек.

Анализ реализуемых образовательных программ высшего образования показал, что даже разработанные в вузах МЧС России документы различаются между собой, не говоря о «гражданских» вузах, соотношением видов деятельности, осваиваемых в процессе обучения: осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; организация деятельности пожарной охраны; реализация прав, обязанностей и ответственности в области профиля; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; информационное обеспечение; осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; лицензирование деятельности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности; тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; учет пожаров и их последствий; организация и осуществление профилактики пожаров. В результате выпускники вузов обладают разным уровнем знаний о специфике профессиональной сферы, особенностях профессиональной деятельности того или иного вида. Это отражается в эффективности адаптации специалиста на рабочем месте, осуществлении трудовых функций и различиях в понимании защищенности населения и территорий от пожаров.

Сегодня в вузах МЧС России реализуются четыре образовательные программы высшего образования по специальности «Пожарная безопасность», из которых три являются узкопрофильными. Для каждой программы установлен перечень компетенций, включающий универсальные, общепрофессиональные и профессиональные.

Современные тенденции разработки образовательных программ высшего образования ориентированы на переход к их реализации на основе профессиональных стандартов и отказ от примерных программ, что повышает ответственность вузов за качество подготовки выпускников пожарного профиля с учетом областей будущей трудовой деятельности и службы. Понимание специфики области, знакомство с типами и видами задач специалистов пожарной безопасности, основными принципами и условиями ее обеспечения формируются у обучаемых в процессе их общепрофессиональной подготовки. Содержание данной подготовки является базовым компонентом процесса образования в рамках освоения специальности, который позволяет формировать причинно-следственные связи по обеспечению уровня защищенности населения и территорий от пожаров, раскрывает условия, влияющие на эффективность их решения, создает основу для последующего более углубленного познания особенностей вида будущей профессиональной деятельности.

В связи с этим возникает необходимость теоретического и методологического обоснования процесса проектирования общепрофессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в образовательных организациях высшего образования, что имеет как научное, так и прикладное значение.

Современные теория и практика профессионального образования свидетельствуют о том, что неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности специалиста пожарной безопасности является всесторонняя общепрофессиональная подготовка. Однако в настоящее время проблема общепрофессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в вузах МЧС России российской научной школой изучена только на уровне отдельных дисциплин. Остается неразработанной проблема проектирования общепрофессиональной подготовки программ специалитета «Пожарная безопасность», отсутствуют научно разработанные методические средства проектирования содержания обучения будущих кадров МЧС России на основе профессиональных стандартов.

Анализ философских, психологических и педагогических исследований по проблеме проектирования общепрофессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в образовательных организациях высшего образования позволил выявить противоречия:

- на социально-педагогическом уровне – между возрастающими требованиями к качеству подготовки кадров пожарной безопасности и недостаточной научной разработанностью теоретических основ осуществления данного процесса;

- на научно-теоретическом уровне – между потребностью разработки научных оснований процесса проектирования общепрофессиональной подготовки программ специалитета «Пожарная безопасность» в вузах МЧС России и отсутствием разработанной педагогической модели их реализации;

- на научно-методическом уровне – между необходимостью разработки методического аппарата проектирования общепрофессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в образовательных организациях высшего образования на основе профессиональных стандартов и отсутствием выявленных педагогических условий, способствующих решению данной задачи.

Ключевое противоречие – между возрастающими потребностями личности, общества и экономики в квалифицированных сотрудниках МЧС России, способных реализовывать новые профессиональные задачи, с одной стороны, и возможностями вузов МЧС России осуществлять качественную общепрофессиональную подготовку будущих специалистов в связи с недостаточной разработанностью проектирования процесса данной подготовки на основе профессиональных стандартов – с другой.

При этом повышается уровень ответственности вузов за качество подготовки специалистов противопожарной службы, способных осуществлять деятельность в различных сферах экономики с учетом специфики процессов производства и последних достижений науки и техники. Во многом он зависит от содержания обучения по такой части основных образовательных программ, как общепрофессиональная подготовка. В условиях обновления промышленных предприятий, усложнения производственных технологий деятельность по обеспечению пожарной безопасности требует от специалистов умения разбираться в особенностях устройства объектов, их производственных процессах, применяемом технологическом оборудовании. Развитию способности действующих сотрудников к познанию особенностей различных объектов, специфики выполнения задач пожарной безопасности способствует процесс их общепрофессиональной подготовки.

Отсутствие системных научных педагогических исследований можно объяснить тем, что профессиональное образование специалистов пожарной безопасности было отнесено к области национальной безопасности и технических наук и до 2013 г. жестко регламентировалось. Однако начиная с 2002 г. было опубликовано около 160 исследований педагогической направленности, связанных с подготовкой кадров пожарной безопасности. Проведенный авторами анализ показывает, что значительную долю исследований составляют диссертационные работы по теории и методике профессионального образования, с 17.04.2021 г. – по методологии и технологии профессионального образования (таблица).

Распределение педагогических исследований по научным специальностям

Научная специальность

% работ

5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

5.8.5. Теория и методика спорта

5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

2,1

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)

97,9

С учетом комплексного характера процесса защиты населения и территорий от пожаров, а также сложности и характера мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в образовательных программах высшего образования можно выделить большое количество сегментов обучения курсантов и студентов в образовательных организациях высшего образования – от иноязычной, естественно-научной, правовой до общеобразовательной, общепрофессиональной, специальной и специализированной подготовки.

Авторы статьи придерживаются выделения трех равнозначных компонентов подготовки будущих специалистов пожарной безопасности в вузах МЧС России: общеобразовательная, общепрофессиональная, профессиональная подготовка. Среди проанализированных научных работ только 18% посвящены общепрофессиональной подготовке, 36% – общеобразовательной подготовке и 46% – профессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности.

В отношении диссертационных исследований по теории и методике профессионального образования можно применить классификацию по направленности на процесс подготовки: 1-я группа – методики и технологии обучения отдельным дисциплинам; 2-ягруппа – разработка средств обучения.

К исследованиям 1-й группы – методики и технологии обучения отдельным дисциплинам, преимущественно из компонентов образовательной программы общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности – отнесем работы последнего десятилетия: Н.Е. Аланичевой [1], А.А.Гашниковой [2], О.Е. Мельник [3], Е.Ю. Одиноковой [4], Н.Н. Щаблова [5] и др.

В исследованиях 2-й группы разработка средств обучения будущих специалистов в вузах МЧС России представлена в работах А.А. Грешных [6], Е.С. Калининой и Т.А.Селеменевой [7], А.С. Константиновой [8], Л.В. Медведевой [9] и др.

С учетом новых направлений профессионального образования исследование, посвященное общепрофессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности, представляется нам скрытым, не используемым в настоящее время резервом совершенствования системы обучения по специальности «Пожарная безопасность», позволяющей сотрудникам МЧС России продолжить развитие своей профессиональной компетентности в направлении решения внутриотраслевых и межотраслевых задач, которые являются приоритетными при несении службы сотрудниками и осуществлении трудовой деятельности работниками.

Все это вызывает необходимость формировать новый подход к проектированию содержания общепрофессиональной подготовки, выделить ее в отдельную структурную составляющую образовательных программ по специальности «Пожарная безопасность».

Переход от единых квалификационных справочников к профессиональным стандартам и отмена примерных образовательных программ высшего образования требуют от образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов пожарной безопасности, научно обоснованного подхода к определению содержания их обучения. В рамках процесса проектирования общепрофессиональной подготовки по специальности это означает установить его сущность, уровни и структуру. Единая система взглядов на общепрофессиональную подготовку создаст благоприятные условия для обеспечения целостности системы обучения специалистов в сфере пожарной безопасности и позволит формировать одинаковый уровень профессиональной компетентности выпускников независимо от места их обучения.

Заключение

В процессе анализа содержания исследований выявлено, что отсутствует рассмотрение общепрофессиональной подготовки как системообразующей для рассматриваемых дисциплин и средств обучения. Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, высшее образование в сфере пожарной безопасности должно носить универсальный характер, что позволяет курсантам (студентам) осваивать в процессе обучения одну или несколько актуальных специализаций с учетом потребностей экономики, определенных профессиональными стандартами обобщенных трудовых функций и квалификационных характеристик; с другой стороны, рассматриваемый вид подготовки, являющийся системообразующим, практически не изучается в научных исследованиях, что подтверждает научно-педагогический характер проблемы.

Авторы предполагают, что объединение учебных дисциплин и практик в комплекс общепрофессиональной подготовки и внедрение вышеназванного формата обучения в вузах смогут обеспечить результативность образовательного процесса, способствуя повышению уровня получаемых компетенций по проблеме исследования.