Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SUPPORT OF THE INSTITUTE OF MENTORING IN IMPROVING THE PEDAGOGICAL QUALIFICATIONS OF UNIVERSITY TEACHERS

Artyukhina A.I. 1 Velikanov V.V. 2 Velikanova O.F. 1
1 Volgograd State Medical University
2 Volgograd State Technical University
The article examines the problem of supporting the institution of mentoring in higher professional schools. Using the example of Volgograd State Medical University, the article examines the experience of supporting the mentoring institute in the process of professional retraining and improving the pedagogical qualifications of teachers. A feature of advanced training at the university is the integration of formal teacher training in the course of pedagogy and educational technologies of additional professional education at the Center for Additional Education of the Institute of Public Health named after. N.P. Grigorenko and informal, conducted by the Center for Pedagogical Innovation. A description of the support of the mentoring institute in each of the segments of advanced training is presented. The issues covered in additional professional programs are presented and allow teachers to improve both their knowledge of the «mentoring» technology in general, and their skills and competencies in different types of mentoring – academic, adaptive, scientific, social. A wide selection of programs makes it possible to eliminate the existing deficit according to the educational needs of teacher. The ability of teachers to determine the topics of master classes, interregional and international round tables and participation in them reveals an understanding of mentoring problems from different sides. The article presents options for preparing students to work as curators and tutors, which is what attention is paid to in the course of improving pedagogical qualifications. The experience of the Volgograd State Medical University shows that supporting the mentoring institute in improving pedagogical qualifications in a higher educational institution is a multifaceted and complex work.
еducational technology
mentoring
mentor
advanced training

Процветание государства сегодня зависит от качества человеческого капитала, поэтому высшее образование ориентировано на подготовку компетентных в профессии и социально активных специалистов. Тенденцией современной педагогики высшей школы в России стало персонализированное обучение, что актуализирует применение педагогической технологии «тьюторинг» [1]. Решение задачи совершенствования системы образования в стране, поставленной перед Правительством России Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», должно было «исходить из того, что к 2024 г. необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества» [2]. Логическим продолжением данного курса стало провозглашение 2023 года Годом педагога и наставника, что привлекло внимание исследователей и педагогов-практиков к разным аспектам технологии менторинга [3, 4].

Специфика медицинского образования заключается в передаче профессиональных ценностей и мануальных навыков из рук в руки, и роль наставника при этом традиционно значима [5]. В Волгоградском государственном медицинском университете (ВолгГМУ) в рамках деятельности федеральной инновационной площадки, статус которой вуз получил в 2021 году, при реализации инновационного образовательного проекта «Система непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза (школа педагогического мастерства)» проведен анализ реализуемых в университете вариантов менторинга [6]. Очерчены контуры многовариантной модели тьюторинга в университете, при этом выявлены дефицит знаний преподавателей о методологии наставничества и потребность в таких знаниях. Вариантов менторинга в Волгоградском государственном техническом университете несколько меньше, чем в медицинском вузе, однако среди преподавателей имеется выраженный интерес к освоению педагогической технологии наставничества.

Цель исследования заключается в обобщении опыта поддержки института наставничества в процессе повышения педагогической квалификации преподавателями медицинского вуза.

Материалы и методы исследования

Экспериментальной базой исследования с момента получения статуса федеральной инновационной площадки выступала школа педагогического мастерства, действующая в центре дополнительного образования Института общественного здоровья им. Н.П. Григоренко ВолгГМУ. Общая выборка преподавателей, которым оказана поддержка в сфере освоения менторинга, составила 481 человек. В работе использованы методы наблюдения, сравнения данных, их группировки, обобщения, а также опросные методы. По завершении каждого цикла повышения педагогической квалификации по разным дополнительным профессиональным программам в анкете обратной связи преподаватели в 2023 году отвечали наряду с вопросами о пройденном обучении на блок вопросов, связанных с наставничеством.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятия «наставничество» и «наставник» в научно-педагогической литературе имеют различные трактовки. В исследовании опираемся на понимание наставничества как педагогической метатехнологии передачи знаний, умений, навыков, жизненного и профессионального опыта от более компетентного и опытного человека менее знающему, при этом особыми формами выступают «менторинг», «коучинг», «кураторство», «тьюторинг», «баддинг», «фасилитация». В различных жизненных и профессиональных ситуациях педагог выступает как ментор, коуч, тьютор, фасилитатор и оказывает психологическую поддержку наставляемому, помогает более эффективному использованию личностных ресурсов, способствует самоопределению, расширению профессиональных и культурных горизонтов, формированию гражданской позиции.

Тонкую грань между педагогом и наставником преподаватели, повышающие педагогическую квалификацию на курсе педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования ВолгГМУ, определили таким образом. Преподаватель формирует компетенции, предписанные ФГОС ВО, передавая знания и умения студентам в процессе формального учебного процесса. Наставник, по мнению слушателей, с желанием, добровольно и часто во внеучебное время помогает обучающемуся более продуктивно осваивать необходимые умения, приобрести собственный опыт в профессиональных и жизненных ситуациях, ориентирует студента на построение личностно-профессиональной траектории развития, вовлекает его в профессиональную среду. Респонденты полагают, что наставник, имея высокую профессиональную квалификацию, стремление передать свои умения и опыт обучающемуся, необходимые личностные качества (ответственность, уважение к студенту или коллеге, индивидуальный подход, целеустремленность, тактичность, терпеливость, коммуникабельность, отзывчивость, пунктуальность), должен знать суть и различные варианты применения данной педагогической технологии. Личные качества ментора указаны в соответствии с иерархией в порядке убывания в ответах преподавателей.

В школе педагогического мастерства ВолгГМУ разработана и реализована поддержка института наставничества в формальном и неформальном формате при проведении повышения педагогической квалификации преподавателей медицинского вуза. На курсе педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования слушателям предоставлен выбор из широкого спектра дополнительных профессиональных программ, освещающих разные аспекты менторинга. Преподаватели на профессиональной переподготовке по дополнительной профессиональной программе «Педагог профессионального образования, дополнительного профессионального образования» (288 ч) изучают основы педагогической технологии «наставничество» и ее применения в вузе в адаптационном, академическом, научном и социальном направлениях. Актуальными вопросами, вызвавшими дискуссию на практических занятиях, стали: условия успешной коммуникации ментора и обучаемого, каким должен быть настоящий тьютор, когда и какой вид наставничества целесообразно использовать в учебном процессе, основные критерии эффективности менторинга. Преподаватели выбирают для выпускных квалификационных работ в том числе и тематику исследований, связанных с наставничеством. Рефлексия собственного опыта и анализ деятельности товарищей позволяют слушателям глубже вникнуть в данную технологию и поделиться с коллегами своими наработками. Интересный анализ деятельности старших коллег дает возможность молодым преподавателям перенимать особенности наставления в своей предметной области.

Программа цикла повышения квалификации (ПК) «Наставничество и методология симуляционного обучения в реализации практической подготовки обучающихся» (36 ч) позволяет слушателям познакомиться с ролью ментора по траектории от студента до профессионала. Слушателей знакомят с программой повышения квалификации, начиная от организации тьюторства в университете на современном этапе, через освоение основ симуляционного обучения в практической подготовке студентов до наставничества как профессионального сопровождения начинающего врача в медицинской организации. Проведение цикла в очном режиме в центре электронного медицинского образования позволяет не только узнать симуляторы, применяемые для обучения студентов разным клиническим дисциплинам, виды симуляционных занятий, разработку сценария симуляционного модуля, но и варианты и особенности тьюторинга. Данный цикл реализован в 2023 г. впервые и по результатам анкеты обратной связи получил положительные отклики слушателей. Поступили предложения от преподавателей увеличить количество часов на данный цикл.

Слушатели изучают наставничество в аспекте интеграции дидактического и воспитательного компонентов образовательного процесса на цикле ПК «Воспитательная работа с обучающимися как обязательный компонент реализации образовательных программ» (52 ч). На практических занятиях обучающиеся преподаватели обсуждают конкретные примеры вариантов помощи молодым преподавателям, их адаптации к образовательному процессу вуза и кафедры, а также рассматривают участие ментора в педагогической поддержке, педагогическом сопровождении, руководстве студентов.

Обучение на цикле ПК «Технологиипрофессионально ориентированного обучения и воспитания иностранных студентов» (72 ч) предоставляет слушателям возможность рассмотреть специфику наставничества при работе с зарубежными студентами. Для отечественных студентов 1-го курса реализуется пиртьюторинг (студенты 3–6-х курсов, прошедшие школу кураторов, вовлекают их в студенческую жизнь), а помощь в адаптации зарубежным студентам оказывают кураторы – преподаватели, в основном, кафедры русского языка и социально-культурной адаптации. Понимание кросс-культурной ориентации в преподавании, методологии обучения иностранных студентов помогает кураторам во внеаудиторной воспитательной работе. Связь между студентами и куратором часто сохраняется и после завершения учебы в университете.

Помимо рассмотрения адаптационного и академического направления в упомянутых циклах, у слушателей есть возможность познакомиться с особенностями разных видов наставничества, осуществляемых в школах мастерства при обучении на цикле «Методология и лучшие практики организации внеучебной образовательной деятельности с позиции персонализированного обучения студентов» (36 ч).

Для решения задачи высшей школы по подготовке социально активных выпускников преподаватели участвуют в различных социальных мероприятиях, проектах, добровольчестве, однако, как показал опрос, с особенностями социального наставничества знакомы слабо. Возможность при повышении педагогической квалификации освоить роль социального ментора предоставляется преподавателям на цикле ПК «Содействие развитию добровольчества (волонтерства) и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями» (108 ч).

Проблемы научного наставничества рассматриваются при обучении слушателей по дополнительной профессиональной программе «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)». Всесторонне обсуждается роль ментора при подготовке научно-педагогических кадров, вовлечении обучающихся в научно-исследовательскую, инновационную и научно-просветительскую деятельность.

Неформальное повышение педагогической квалификации преподавателей осуществляет центр педагогических инноваций в процессе событийного образования. Тематика мероприятий, организуемых центром, определяется предложениями преподавателей, высказанных в анкетах обратной связи по завершении обучения на цикле повышения квалификации. В 2023 г. проведены межрегиональные круглые столы: «Практика наставничества в проектной деятельности студентов» (16.03.2023 г., 84 участника); «Опыт наставничества – от студента до профессионала» (18.05.2023 г., 118 участников). Спикерами на круглых столах были как студенты, преподаватели, профессора ВолгГМУ, в том числе проректоры и ректор, так и коллектив авторов из Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького во главе с ректором, а также заведующий кафедрой Красноярского государственного медицинского университета им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого. В работе межрегиональных, а по сути международных, круглых столов участвовали коллеги из 23 отечественных и зарубежных вузов (медицинских и другого профиля): Республика Беларусь, Малайзия. Проведены мастер-классы, освещающие вопросы социального менторинга: «Специфика создания и реализации социально значимых международных проектов с участием российских и иностранных студентов» (06.04.2023 г., 34 участника), «Создание международного проекта с участием иностранных и российских студентов на примере проекта "Волгоград / Порт Саид – города героев: вызовы и преимущества. Пошаговая инструкция"» (14.11.2023 г., 65 участников). Инициативное, добровольное участие преподавателей в работе круглых столов, мастер-классов позволяет выйти за стены аудиторий, познакомиться с опытом коллег, то есть неформальное повышение квалификации предоставляет пространство для диссеминации лучших практик наставничества, служит основой для нетворкинга. Так, по отзывам участников круглых столов из других вузов и городов, особое внимание вызвали выступления, посвященные многоступенчатой модели тьюторинга, применяемой в Хирургическом клубе (ментором последовательно выступают опытный студент, ординатор, аспирант, преподаватель, профильный специалист); подготовке тьюторов в школе наставников; роли менторов в проектной работе при изучении дисциплин гуманитарного блока; росту и развитию в двустороннем процессе взаимодействия обучаемого и самого наставника.

Многовариантная модель, реализуемая в университете, подразумевает, что поддержку института наставничества, преемственности в передачи лучших приемов помощи в освоении профессиональных компетенций необходимо осуществлять как действующим преподавателям, так и будущим. Воспитание смены будущих преподавателей, способных стать менторами, начинается со студентов, интересующихся педагогикой. Приведем примеры. Обучающиеся – члены образовательного клуба «Диалог на равных» самостоятельно определяют тему, готовятся к заседаниям, осваивают материал и ораторское мастерство при участии наставника. Эти активные студенты затем выступают в роли тьюторов для школьников, занимающихся в Предуниверсарии. Свой опыт обучающимся в школе кураторов передают выпускники школы наставников. В школе молодого исследователя к каждому вновь пришедшему, желающему заниматься наукой, прикрепляют персонального тьютора. При обучении педагогике ординаторов и аспирантов согласно учебным планам затрагивается тематика наставничества с обязательным вовлечением молодежи в событийное образование, проводимое центром педагогических инноваций.

Методическую поддержку институту наставничества оказывает страница федеральной инновационной площадки на сайте вуза, содержащая записи круглых столов, перечень новой литературы по данной теме. Школой педагогического мастерства совместно с библиотекой подготовлена и проводится выставка-презентация «Информационная поддержка института наставничества в проектной деятельности студентов», интегрирующая две современные образовательные технологии – проектную и менторинг. Отдельные аспекты организации деятельности наставников представлены 92 сотрудниками ВолгГМУ в коллективной монографии [7].

Заключение

Опыт ВолгГМУ свидетельствует, что поддержка института наставничества в высшем учебном заведении – работа многоплановая и комплексная. Большой выбор дополнительных профессиональных программ позволяет преподавателям медицинского вуза выбрать для повышения педагогической квалификации ту из них, которая в большей мере соответствует образовательным потребностям обучающихся, затрагивает те аспекты менторинга, которые важны для конкретного педагога в данный момент. Участие в неформальном повышении педагогической квалификации позволяет преподавателю формировать наиболее значимую для него тематику круглых столов и мастер-классов, дает возможность при проведении мероприятий событийного образования с разных сторон познакомиться с проблемой наставничества и способами ее решения в других вузах. Интеграция формального и неформального повышения педагогической квалификации на курсе педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования и в центре педагогических инноваций дает, по мнению слушателей, синергетический эффект. Вовлечение студентов, ординаторов, аспирантов в событийное образование служит делу подготовки будущих менторов со студенческой скамьи. Представленный опыт может быть полезен коллегам из других медицинских вузов и вузов другого профиля.