Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

LATIN MEDICAL APHORISTICS: INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL FORMATION OF AN EPIDEMIOLOGIST

Ogorodnikova E.Y. 1 Yavorskaya O.A. 1 Kuzmenko Y.A. 1
1 Pasific State Medical University, Vladivostok, Russia
The modern educational process dictates the need for innovative processes and methods. In Russia, over the past ten years, there has been a decline in the epidemiological and epizootic situation for a number of diseases. Along with carrying out therapeutic and epidemiological measures, the researchers strongly recommend creating a unified preventive system for educating the population and improving the medical prevention system. The article deals with the problems of future epidemiologist professional formation in the process of mastering Latin language by means of the use of interactive technologies.The authors consider the requirements for professional tasks harmonizing of a future graduate with the work functions laid down in the professional standard. Interactive learning provides the formation of general professional and educational competencies. Interactive learning encourages students to interconnect their future professional activities by including them in an atmosphere of active interaction aimed at real professional difficultiessolving. The theoretical basis of the research is the fundamentals of the model of social roles and role behavior of Russian and foreign sociologists and psychologists. Interactive technologies of positional learning allowed the study to be divided into three stages: informational, semantic and debatable.The aphorisms chosen by the participants differed in specific areas and fundamentals of professional activity, the personal interpretation correlated with the level of professional culture, the formation of the ability and willingness to carry out future professional activities. According to the results of the study, the total number of professional qualities identified by students in the specialty 32.05.01 Medical and preventive medicine reflects presence of a high professional motivationalcharacteristics.The absolute majority of qualities in the category of competence «Ethical and legal foundations of professional activity» suggests that they have a high ability and willinness to implement ethical and legal priciples in future activities.
latin language
professional tasks
aphoristics
interactive technologies
general professional competencies
educational competencies
medical and preventive care

В Российской Федерации возросло понимание значимости эпидемиологии в медицинском образовании. Подготовка эпидемиологов должна быть ориентирована на формирование общепрофессиональных компетенций будущего специалиста, необходимых ему при осуществлении профессиональной деятельности в органах и учреждениях Роспотребнадзора, Министерства здравоохранения Российской Федерации и специализированных эпидемиологических центрах. Разработка новых достижений в области иммунологии и эпидемиологии, расширение круга проблем, связанных со здоровьем населения, и потребности практического здравоохранения в настоящее время привели к необходимости изменения парадигмы преподавания и обучения будущих специалистов. Подготовка высококвалифицированных кадров в области эпидемиологии является актуальной проблемой повышения качества и модернизации высшего медицинского образования в Российской Федерации и требует активного использования и внедрения в учебный процесс интерактивных технологий обучения [1, 2].

Цель исследования: выявить особенности влияния общепрофессиональных и учебных компетенций на формирование профессиональных качеств будущих эпидемиологов в процессе освоения дисциплины «Латинский язык».

Материалы и методы исследования. Для специалиста в области медико-профилактического дела в соответствии с профессиональным стандартом (ПС) [3] основными целями профессиональной деятельности являются обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей. Функциональная карта профессиональной деятельности регламентирует следующие обобщенные трудовые функции специалиста (табл.1).

Таблица 1

Обобщенные трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт

Код

Наименование

A

Деятельность по осуществлению федерального государственного контроля и предоставлению государственных услуг

B

Деятельность по обеспечению безопасности среды обитания для здоровья человека

C

Деятельность по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий

D

Деятельность по обеспечению функционирования органов, осуществляющих федеральный государственный контроль, и учреждений, обеспечивающих их деятельность

E

Деятельность по организации федерального государственного контроля

Требования к результатам освоения программы специалитета по специальности «Медико-профилактическое дело» реализуются в виде следующих общепрофессиональных (ОПК)и учебных компетенций (УК) (табл.2) [4, с. 6].

Таблица 2

ОПК и УК специальности «Медико-профилактическое дело»

Наименование категории ОПК/УК

Код и наименование ОПК/УК выпускника

Этические и правовые основы профессиональной деятельности

ОПК-1. Способен реализовывать моральные и правовые нормы, этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности

Здоровый образ жизни

ОПК-2. Способен распространять знания о здоровом образе жизни, направленные на повышение санитарной культуры и профилактику заболеваний населения

Коммуникация

УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

Самоорганизация и саморазвитие

УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни

ФГОС 3++,разработанный ведущими образовательными медицинскими организациями совместно с Роспотребнадзором – базовым работодателем будущих специалистов, позволил гармонизировать профессиональные задачи выпускника с трудовыми функциями, заложенными в ПС [5, с. 379].

Интерактивныетехнологии позволяют участникам образовательного процесса осуществлять совместную деятельность в рамках информационного поиска. Они преобразовывают учебную деятельность в ситуациях академического и профессионального становления. Интерактивное обучение побуждает обучающихся к будущей профессиональной деятельности посредством включения их в атмосферу активного взаимодействия, направленного на разрешение реальных академических и профессиональных трудностей. С учетом вышеизложенного стратегия обучения заменяется стратегией межличностного взаимодействия.

От будущего выпускника медицинского вуза требуются компетентность и гибкость, таким образом, познавательный процесс во многом зависит от активных действий обучающегося. Интерактивное обучение обеспечивает формирование общепрофессиональных и учебных компетенций, так как направлено на:

- формирование будущего эпидемиолога на основе навыков группового взаимодействия;

- развитие коммуникативной компетенции у обучающихся;

- создание исследовательской компетентности, аналитико-критического подхода;

- рост мотивации к изучению дисциплины;

- формирование умений и навыков владения информационно-коммуникативными технологиями.

В процессе обучения осуществляется совместное коммуникативное взаимодействие.

Фокус обучения при этом смещается с преподавателя на обучающихся, обусловливая рост мотивации к изучению дисциплины «Латинский язык».

Интерактивные технологии в профессиональном обучении ведут к формированию исследовательской компетентности, аналитико-критического мышления. Помимо этого, регулярное использование интерактивных методов позволяет обучающимся сформировать умения и навыки владения информационно-коммуникативными технологиями. Совместная коммуникативная деятельность способствует формированию навыков группового взаимодействия.

В период осеннего семестра 2023/2024 учебного года по дисциплине «Латинский язык» 18 обучающимся двух учебных групп 1-го курса направления «Медико-профилактическое дело» было предложено задание по теме «Медицинская деонтологическая афористика» для публичного выступления на круглом столе. В образовательном процессе применялись интерактивные технологии позиционного обучения. Работа над темой включала три этапа: информационный (нормативная позиция), смысловой (диалектическая позиция) и дискуссионный (символическая позиция). На первом этапе обучающиеся должны были самостоятельно выбрать и проанализировать латинские афоризмы по заданной тематике. На втором этапе – презентовать их учебной группе. На третьем этапе в ходе проведения круглого стола все студенты представляли свою точку зренияпо связи профессиональных качеств медицинского работника с тем или иным афоризмом. Для рефлексииролевого поведения респонденты заполнили опросники, где указали профессиональные качества, соотнесенные, по их мнению, с данным афоризмом. Теоретической основой исследования служат основы модели социальных ролей и ролевого поведения российских и зарубежных социологов и психологов: Р. Линтона, М. Вебера, Д.Тибо, Г. Келли, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, А.Л. Свенцицкого, В.Д. Шадрикова и др. Д.Тибо и Г. Келли классифицируют роли как предписанные (внешне заданные) и достигнутые (достигнутые внешними усилиями). В нашей работе предписанные роли рассматриваются как этические и правовые эталоны профессионального поведения, вто время как достигнутые осуществляются в ходе освоения профессиональной деятельности. Самовосприятие респондентов находит отражение в самоописании врачебной деятельности. Для ранжирования профессиональных качеств и корреляции их с афористическим высказыванием был проведен статистический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. Выбранные участниками афоризмы различались по конкретнымобластям и основам профессиональнойдеятельности, личная интерпретация которых должна отражать уровень профессиональной культуры, сформированность способности и готовности осуществлять будущую деятельность (табл.3).

Таблица 3

Корреляция профессиональных качеств с афористическим высказыванием

Афоризм

Профессиональные качества

Ранжированиереспондентов%

1

Aliis inserviendo consumor

(Светя другим, сгораю сам)

Самоотдача/ Благородство

Выносливость/ Терпение

Жертвенность

Решительность/ Ответственность/ Усердие

17

11

22

6

2

Ars longa vita brevis

(Искусство/наука вечно, жизнь коротка)

Саморазвитие/ Многогранность/ Мудрость/ Приоритет знаний/ Рефлексия/

Критическое мышление

Ценность жизни/ Верность делу

Самообразование

6

 

 

11

17

3

Divinum pus sedare dolorem

(Божественное дело успокаивать боль)

Приоритет профессии

Милосердие / Человеколюбие/ Упорство/

Поиск нового/ Доброта/ Самоотверженность

Преданность делу

17

6

 

 

11

4

Primum non nocere

(Ненавреди)

Ценность жизни/ Ответственность/ Коммуникабельность

Осторожность/ Организованность/Работа с информацией

Этичность/ Уважение

Профессионализм

11

 

6

 

11

28

5

Similia similibus curantur

(Подобное лечится подобным)

Профессионализм

Ответственность

Коммуникабельность

28

6

11

6

Nes quisquam melior medicus, quam fidus amicus

(Нет лучшего врача, чем верный друг)

Приоритет профессии

Любовь к пациенту/Отзывчивость

Самоотверженность /Эмпатичность

 

11

6

 

7

Qui bene dignoscit, bene curat

(Кто хорошо диагностирует, хорошо лечит)

Профессионализм

Ответственность

39

6

8

Medicus philosophus est: non enim multa est inter sapientiam et medicinam differentia

Врач – это философ, и нет большой разницы между мудростью и медициной)

Универсальность/ Профессионализм

Мудрость/ Уважение/ Надежность

Работать с информацией

Многогранность/ Открытость/ Оптимизм/Эмпатичность

Стрессоустойчивость

 

22

11

 

6

 

17

 

9

Siblata causa, tollitur morbus

(С устранением причины устраняется болезнь)

Профессионализм

Внимательность

Наблюдательность

Умение работать с информацией

Коммуникабельность/ Надежность/ Саморазвитие/ Критическое мышление

33

11

28

39

6

 

10

Igni et ferro

(Огнем и железом)

Умение работать с информацией/ Навык работы в команде

Профессионализм

Надежность

Ответственность/ Целеустремленность

11

 

61

11

6

11

Non est in medico semper relevetur ut aeger

(Не всегда во власти исцелить больного)

Надежность / Логическое мышление

Уверенность/ Коммуникабельность

Стрессоустойчивость

Профессионализм

Эмпатичность

Мудрость/ Терпение/ Наблюдательность

11

22

17

28

17

6

12

Noste te ipsum

(Познать самого себя)

Уверенность

Надежность/Эмпатичность

Уважение/ Организованность/ Целеустремленность/ Стрессоустойчивость

Открытость

Наблюдательность

28

11

6

 

 

17

22

13

Medica mente non medicamentis

(Лечи умом, а не лекарствами)

Надежность /Эмпатичность/ Организованность / Наблюдательность

Профессионализм/ Саморазвитие

Умение работать с информацией

6

 

17

11

14

Summum bonum medicinae sanitas (Благо больного – высший закон)

Эмпатичность

Профессионализм

Уважение

Надежность/ Уверенность/ Открытость

Коммуникабельность

Этичность/ Стрессоустойчивость/

Терпение Оптимизм/Организованность

22

17

39

11

28

6

 

15

Medicus aspectum falconis, manos puellae, sapientiem viperae et pectus leonis habere debet

(Врач должен иметь глаз сокола, руки девушки, обладать мудростью змеи и сердцем льва)

Уважение/ Самообразование/ Уверенность/ Коммуникабельность/ Критическое мышление/ Организованность

Открытость/ Внимательность

Профессионализм

Надежность/ Наблюдательность Трудолюбие/Эмпатичность/

Умение работать в команде/

Логическое мышление/

11

 

 

17

28

22

6

 

 

 

16

Dum spiro, spero

(Пока дышу, надеюсь)

Внимательность/ Коммуникабельность/ Организованность/ Стрессоустойчивость/

Уважение

Надежность

Профессионализм/Эмпатичность

Оптимизм

6

 

 

11

22

33

Опрошенные включили в характеристику профессиональных идентичностей 43 показателя, которыев дальнейшем были сгруппированы по пяти категориям ОПК и УК и представлены в таблице 4.

Таблица 4

Распределение профессиональных качеств по категориям ОПК и УК

Наименование категории ОПК/УК

Профессиональные качества

Этические и правовые основы профессиональной деятельности

Благородство, доброта, жертвенность, любовь к пациенту, милосердие, мудрость, надежность, осторожность, открытость, преданность делу, приоритет профессии, приоритет знаний, решительность,склонность к риску, терпение, уважение, ценность жизни, человеколюбие, эмпатичность

Здоровый образ жизни

Выносливость, оптимизм, стрессоустойчивость

Коммуникация

Межкультурное взаимодействие

Внимательность, коммуникабельность, критическое мышление, логическое мышление, наблюдательность, умение работать в команде

Самоорганизация и саморазвитие

Многогранность, организованность, поиск нового, профессионализм, рефлексия, самообразование, самоотверженность, саморазвитие, самоотдача, трудолюбие, уверенность, умение работать с информацией, упорство, усердие, целеустремленность

Заключение. Общее количество профессиональных качеств, выявленных обучающимися по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело, отражает у них наличие высокой профессиональной мотивационной характеристики. При этом абсолютное большинство качеств по категории компетенции «Этические и правовые основы профессиональной деятельности» позволяет предположить у них высокую способность и готовность к реализации этических и правовых принципов в будущей деятельности. Категория УК-6 «Самоорганизация и саморазвитие» свидетельствует о хорошей способности и готовности совершенствовать свою деятельность на данном этапе обучения. А компетенции УК-4 «Коммуникация» и УК-5 «Межкультурное взаимодействие» отражаютжелание будущих эпидемиологов и дальше развивать профессиональное общение и диалог культур, в то время как успешное формирование ОПК-2 «Здоровый образ жизни» требует особой структуризации учебно-воспитательной среды вуза, способствующей профессиональному становлению будущего специалиста. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе по дисциплине «Латинский язык» на основе ФГОС ВО 3++ позволяет формировать интерактивные навыки будущих специалистов медицинско-профилактического дела. Все вышеизложенное демонстрирует наличие необходимых условий для обеспечения качественного профессионального медицинского образования.