Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL UNDERSTANDING OF THE CONCEPT OF “FAMILY VALUES” (IN THE CASE OF RUSSIA AND CHINA)

Sosnovskaya N.I. 1
1 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev
Education of family values is one of those pedagogical issues that remain relevant throughout the entire existence of mankind. Modern conditions for instilling family values in Russia are fraught with risks caused by a radical change in the understanding of family values in the West. In these circumstances, the specification of the content of the education of the family values of the younger generation in Russia is a priority. A comparative study of family values in Russia and China will reveal the value specificity and commonality of the two traditional cultures.The article considers the views on family values presented in the studies of domestic and Chinese researchers. The work found that the values of kinship, parenthood and matrimony were common to both cultures. The values of neighborhood and joint farming, which are included only in the Chinese axiom of family values, seem to be specific to the domestic scientific tradition. The author believes that the identification of common family values has the possibility of extrapolation of certain Chinese practices of education of family values for Russian pedagogical science, and the original reading of them gives a chance to look from a new angle at the established scientific opinion on family values in domestic pedagogical science.
family
family values
education
kinship
parenthood
marriage

Актуальность вопроса воспитания семейных ценностей в современной России не вызывает сомнений. Одним из весомых аргументов в пользу данного мнения может служить Указ Президента РФ от 22 ноября 2023 года об объявлении 2024 года Годом семьи. Данная инициатива предпринята «в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей»[1].

Необходимость сохранения традиционных семейных ценностей была продиктована беспрецедентными в истории существования человечества негативными трансформациями в семейной сфере на Западе (идеология «чайлдфри», однополые браки, пропаганда смены пола). Продвижение либеральных ценностей западного общества сопряжено с необходимостью разрушения традиционной семьи как носителя консервативных ценностей. На фоне стремительного, безграничного обмена любой информацией с помощью современных видов связи,позволяющих активно приобщать людей к новым ценностным тенденциям, высок риск появления феномена социальной аномии, угрозы разрушения традиционных семейных ценностей. Недавние события продемонстрировали, что при помощи согласованной, системной, целенаправленной ретрансляции определенных взглядов в народные массы можно взрастить чувство отторжения и неприятия одной нации другой. Данное положение, с одной стороны, является предостережением в выборе ценностного контента, а с другой – подает надежду на возможность направления людей к созидательнымгуманистическим ценностям.

Воспитание семейных ценностей, понимаемое как социальный институт, обеспечивает относительно контролируемую социализацию членов общества посредством приобщения к ценностям семейной жизни в конкретных социокультурных условиях. Стоит отметить, что ответ на вопрос, что относится к семейным ценностям, обусловливает долгосрочные перспективы существования общества, а также раскрывает его самобытность, поэтому определение концепта семейных ценностей в воспитании является первостепенной задачей. Несмотря на принадлежность семейных ценностей к базовым ценностям человечества и кажущуюся простоту и универсальность в их понимании, существует культурная детерминированность содержания и смысла семейных ценностей. Осознание и оценка иного взгляда на семейные ценности происходят при сравнении. Если радикально отличающиеся представления на семейные ценности могут вызывать отторжение, то близкие по содержанию и пониманию семейные ценности разных культур пробуждают интерес и открывают возможности для их обозрения с нового ракурса. Следовательно, сравнительное изучение концептосфер семейных ценностей России и Китая может раскрыть текущее состояние и специфику семейных ценностей двух стран, остающихся приверженными в современных социокультурных условиях их традиционному прочтению.

Целью исследования является сравнительное рассмотрение понятийного и содержательного наполнения концепта «семейные ценности» в китайской и отечественнойпедагогических науках.

Материалы и методы исследования. Основными методами исследования выступают анализ и обобщение материалов открытых баз научных публикаций авторитетных ученых, опубликованных на CJFD (China Academic Journals Full-text Database), CNKI (China National Knowledge Infrastructure) – ключевых электронных ресурсах размещения китайских научных журналов, а также монографий на китайском языке в сопоставлении с отечественными концепциями.

Проблема исследования обусловила выбор методологических основ, в качестве которых выступили положения аксиологического, сравнительно-сопоставительного и культурологического подходов. Базовыми методами работы являются контент-анализ, методы абстрагирования, аналогии, описательно-дескриптивный, интерпретационно-аналитический.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования было определено, что проблема воспитания семейных ценностей в современной отечественной науке базируется на теоретико-методологических основах, заложенных в трудах педагогов и мыслителей: С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Я. Корчака, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, Г. Спенсера, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, Ш.А. Амонашвили.

Анализ источников показал, что в современных педагогических исследованиях существует несколько ключевых подходов к изучению семейных ценностей. Во-первых, воспитание семейных ценностей рассматривается как процесс, имманентный педагогической деятельности (К.К. Ёлкина, А.А. Салихова,Т.В. Семеняка, Н.С. Ильчевская, Ж.Н. Дюльдина, Н.Н. Уварова, Р.Б Уленгова); во-вторых, оно исследуется в рамках этнопедагогической традиции (А.А. Григорьева, С.С. Бусыгина, Г.С. Попова, Т.У Гочияева, М.Ю. Хуриева, Д.Т. Джафарова, З.С. Жиркова, С.В. Корецкая, Р.Ф. Яковлева, И.Н. Байрамукова, ЧжанЧэнь, Цао Ян); в-третьих, с позиции семейного воспитания, основанного на сотрудничестве поколений (Л.О. Володина, К.К. Ёлкина, Ло Юн, Ван ЯньЯнь); в-четвертых, как процесс взаимодействия семьи и школы (С.П. Акутина, М.В. Заярная, Н.В. Гибадуллин).

Обобщение и анализ научных работ, посвященных рассмотрению вопроса семейных ценностей, продемонстрировали наличие двух наиболее распространенных подходов в трактовке данного концепта.

Первый подход детерминирован определением семьи и базируется на оценке значимости и полезности внутрисемейных отношений, включенных в сферы родства, супружества и родительства. В рамках данного подхода «семейные ценности» – «положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями» (Н.И. Лапин, И.П. Лотова, Д.В. Медкова, Н.Г. Храмова, Е.В. Рыбак, А.Б. Федулова, Р.Б. Уленгова, Е.В. Григорьева, Н.Р. Хакимова,  Ж.Н. Дюльдина, И.Н.Трошкина) [2, с.62].

Второй подходосновывается на определениях, данных понятию «ценности» в рамках социально-философских исследований, и акцентирует внимание на «нравственных идеалах, ориентирах», «значимых показателях», «социокультурных представлениях, предпочтениях» в семье.В рамках данного подхода «семейные ценности» могут быть в общих чертах представлены как совокупность представлений, идеалов, норм о семье, влияющих на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия (С.П. Акутина, Н.С. Розов, Н.Н. Никитина, О.Г. Дробницкий. А.Н. Смолонская, В.И. Колесов, Н.Н. Шевченко, Е.В.Мжельская, О.Л. Поминова, А.Б. Федулова, В.Е.Черникова).

В процессе анализа концепта «семейные ценности» посредством установления диалектических связей между дефинициями, их согласования в исследовании было сформулировано уточненное определение семейных ценностей, отвечающее задачам сравнительного исследования и учитывающее фактор исторического и культурного детерминизма ценностей.

Таким образом, под семейными ценностями в данной работе автор будет понимать значимые показатели объектов, относящиеся к общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и детерминированные представлениями об «идеальной» семье, существующими в конкретной социокультурной реальности. 

Типологизация семейных ценностей в отечественной науке происходит преимущественно по двум основаниям. Первое исходит из форм связи в семье и выделяет ценности родства, родительства и супружества (Е.В. Рыбак, А.Б. Федулова), второе – делает акцент на социальных функциях, осуществляемых семьей (Д.В. Медкова, А.Г. Харчев, В.М. Медков, Э.Г. Эйдемиллер, Р.Б. Уленгова) [3,4]. В рамках данной статьи представляется убедительной позиция И.Н. Трошкиной по отношению к двум представленным выше классификациям как взаимосвязанным, а обоснованность их применения в конкретных научных работах детерминирована целями исследования и пониманием основ функционирования современной и традиционной семьи [4].

В исследовании автор придерживается классификации семейных ценностей, представленной кластерами родства, супружества и родительства. Примеромэтого служит то, что формы отношений в семье принадлежат к базовым общечеловеческим ценностям, что делает валидным их рассмотрение в сравнительном педагогическом исследовании. Ориентируясь на представленное в отечественных научных работах содержательное наполнение семейных ценностей, автор работывыделил основные ценностные компоненты:

·           супружество – супружеская любовь, брак, супружеская верность, уважение, нежность, забота, общность, взаимопонимание, гармоничные отношения;

·           родительство – любовь к ребенку, воспитание, забота о всестороннем развитии ребенка, ответственное родительство, участливость, доброта, терпение, многодетность;

·           родство – кровное родство, дети, мать, отец, бабушка, дедушка, согласие, духовная близость, взаимопомощь, наличие родственников, почитание предков [2,3,4].

Сформулировав и гармонизировав ключевой состав терминологического аппарата, достаточный для однозначной трактовки содержания воспитания семейных ценностей в отечественной педагогике, и предположив, что данных набор обладает признаками универсальности, автор обратился к китайской теории и практике воспитания семейных ценностей, чтобы обнаружить соотносимые с отечественной педагогической наукой понятия, а также оценить их согласованность.

В процессе контент-анализа научных материалов по ключевым словам и словосочетаниям: «ценности», «семейные ценности» было выделено релевантное ядро научных публикаций и монографий.

Обзор научных публикаций выявил, что семейные ценности являются достаточно новым предметом изучения в китайской науке. Анализ литературы по вопросу показал, что больший интерес к этой теме проявлен в рамках социологических наук. В последние годы также наблюдается повышение внимания к данной проблеме и в китайской педагогической науке. Изучение семейных изменений в академических кругах Китая преимущественно сосредоточено на анализе изменений в структуре семьи и семейных функций.

Известный китайский ученый, профессор Пэн Дасун, занимающийся исследованием социологии семьи, объясняет такое положение сложившейся традицией социологических исследований, основанной на изучении объективной реальности общества [5]. По сравнению с изучением изменений в структуре семьи и семейных функций, семейные ценности явно носят субъективный характер. Эмпирические исследования в этой области обладают высокой степенью сложности. Этим и обусловливается, как считает Пэн Дасун, немногочисленность данных публикаций. Анализ показал, что статьи, в которых поднимается вопрос семейных ценностей, чаще всего посвящены обсуждению таких тем, как трансформация семейных ценностей в современном мире, институт брака, связи социалистических ценностей с семейными (Лю Иньцзюнь, Чжу Динсинь), взаимосвязь личного и семейного благополучия, демография (Сюй Аньци, Линь Шулин, Чэн Мэйли), факторы и условия смены и сохранения семейных ценностей (Пэн Дасун) и пр. [5-8].

Анализ научных работ китайских ученых (Пэн Дасун, Пан Сяомин, Цао Цзе, Лю Иньцзюнь, Ян Шаньхуа, Гэ Чэнхун, Сюй Аньци, Линь Шулин, Чэн Мэйли) позволил выделить релевантную для нашего исследования дефиницию понятия «семейные ценности» в китайской педагогической науке. Семейные ценности в китайской педагогической науке – принципы, нормы о семье, защищаемые законами и общественной моралью на определенных исторических этапах развития общества. Данное определение демонстрирует детерминированность семейных ценностей актуальным состоянием социальной действительности, подчеркивает их онтологическое значение и взаимосвязанность ценностной аксиосферы человека с государственными и общественными нормами.

         Анализ аутентичных китайских научных источников показал, что семейные ценности характеризуются следующими особенностями: 

·           западное общество сосредоточено на личности, в традиционном китайском обществе основной ячейкой является семья.Профессор Китайского национального университета Гэ Чэнхунтакже высказывает мнение, что традиционное китайское общество принадлежит социально-исторической модели «изоморфизма государства и семьи». Эта модель рассматривает государство как «дом», «семью» для управления, данная идея является базовой в конфуцианской философии [9];

·           у китайского народа семейно-ориентированное сознание, семейные интересы выше личных (Сюй Аньци) [8]. В системе ценностей фамилизма родственники, связанные кровью и браком, имеют особую и естественную близость, несут безусловную и неограниченную ответственность и обязательства взаимной заботы и поддержки. Под «неограниченными обязательствами» здесь понимаются не только обязательства перед членами семьи в настоящем, но и обязательства перед предками и потомками. Эти обязательства выражены в китайском традиционном культе поклонения предкам;

·           семейные ценности связаны с социалистическими ценностями современного Китая (Лю Иньцзюнь, Цао Цзе) [6,10]. Анализ литературы по этому вопросу показал, что во многих публикациях современные семейные ценности коррелируют с традиционными и социалистическими, а проблемы, решаемые исследователями, лежат в плоскости сохранения лучших традиций конфуцианства в семейной сфере и их органичного сочетания с социалистическими ценностями современного Китая. Это положение отражает стремление государственной власти в Китае осуществить китаизацию марксизма на основе конфуцианства;

·           ключевыми понятиями, через которые передается суть семейных ценностей в китайской культуре, являются брак, сыновняя почтительность, воспитание, семейные традиции, соседство, совместное хозяйство [5,8,9,11]. Все эти атрибуты семейной жизни тесно связаны с конфуцианством, которое на протяжении нескольких тысячелетий являлось определенным конструктом формирования духовно-нравственных, этических, социальных и мировоззренческих представлений китайцев о мире, обществе, человеке, семье, государстве и правителе. Сыновняя почтительность входит в ядро конфуцианской этики. Она обозначает суть родственных отношений в семье (роде), где младшие члены обязаны с уважением и заботой относиться к старшим, повиноваться их воле [11,12].

Примечательно, что некоторые китайские исследователи включают в сферу семейных ценностей индивидуальные ценности, что свидетельствует о влиянии западных ценностей, поскольку для китайского традиционного мировоззрения индивидуальные ценности личности связаны со служением семье, роду, государству и правителю в соответствии с конфуцианской традицией. Так, исследователь Цао Цзе полагает, что содержание семейных ценностей определяет перспективы и формы существования семейной жизни, а аксиосферасемейных ценностей формируется каждым взрослым членом семьи исходя из его представлений, принципов и установок, касающихся супружеских и межпоколенных отношений, управления и принятия решений в области семейного хозяйства и финансов, отношений с соседями и прочими социальными контактами [10].

В результате применения методов сравнения, абстрагирования, аналогии, обобщения и классификации была определена концептосфера феномена «семейные ценности» в китайской науке (рис.).

Модель концептосферы феномена «семейные ценности» в китайской педагогической науке

Графический образ демонстрирует то, что научные представления о семейных ценностях в Китае согласовываются с пониманием этого феномена в российской науке. Кроме того, подтверждается ранее высказанное утверждение о влиянии социокультурных традиций на понимание и содержание семейных ценностей в конкретном социуме. Для китайской нации такой ключевой культурной коннотацией понятия «семейные ценности» явились приверженность и следование ценностям общества и государства. 

В процессе обобщения, систематизации материалов по теме исследования выявлено, что содержание семейных ценностей, представленных блоками «супружество», «родительство», «родство», «соседство» и «совместное хозяйство», включает следующие компоненты:

·           супружество: брак, любовь, общность во взглядах и поступках, равноправие (доминирование одного из супругов), гармоничная сексуальная жизнь, доброжелательность, ответственность, взаимоуважение, супружеская привязанность, верность, взаимная поддержка, доверие, забота, нежность, взаимопонимание, согласие;

·           родительство: дети, родительская доброта и забота, ответственность, родительская любовь, воспитание, родительская привязанность и поддержка,  послушание, воспитание и социализация в семье;

·           родство: семейные традиции, родственные связи, сыновья почтительность, жертвенность, альтруизм, многопоколенная семья, наличие родственников, взаимопомощь, взаимоподдержка;

·           соседство: добрососедство, взаимопомощь, выручка, поддержка, потенциальная воспитательная среда;

·           совместное хозяйство; дом, передача статуса, трудолюбие,  имущество, бережливость, рачительность, налаженный быт [5,8,10,12,13].

Систематизация семейных ценностей китайскими исследователями построена на объединении форм связи в семье и ее социальных функций. Исходя из этого, ученые выделяют четыре основных кластера: брак, семейное воспитание, поддержка и семейная собственность. Среди них брак является основным компонентом современной семьи и предпосылкой для ее построения. Необходимо отметить, что данная систематизация представляется «обобщенной версией» наиболее распространенных типологий семейных ценностей в российской науке, которые описаны выше.

Заключение. Сравнительно-сопоставительный анализ понятийного, структурного и содержательного состава семейных ценностей в России и Китае выявил, что семейные ценности в Китае социально детерминированы, на что указывает включенный в сферу семейных ценностей блок ценностей соседства. Также примечательно, что выделяемая отечественными исследователями хозяйственно-бытовая (экономическая) функция в интерпретации китайских исследователей выступает самостоятельным блоком ценности совместного хозяйства, что свидетельствует о сохранившемся в китайском обществе взгляде на семью как основу экономической и социальной стабильности.

На основе результатов анализа современных отечественных и китайских педагогических исследований былиопределены общие и специфические точки зрения на понимание концепта «семейные ценности», выявлены культурнообусловленные особенности структуры и содержания семейных ценностей. Преобладание схожих взглядов на феномен «семейные ценности», его структуру и содержание позволяет сделать вывод о валидности его сравнительного исследования в теории и практике китайского образования.

Кроме того, стоит высказать предположение о том, что выявление общего в понимании семейных ценностей обусловливает возможность экстраполяции определенных китайских практик воспитания семейных ценностей для российской педагогической науки, а их самобытное прочтение дает шанс взглянуть под новым углом на укоренившееся научное мнение на семейные ценности в отечественной педагогической науке.

В частности, автор считает перспективным проведение дальнейших исследований в области сравнительного изучения воспитания семейных ценностей в китайской школьной образовательной практике. Представляется, что анализ курса нравственного воспитания, осуществляемого на основе введения в круг школьных предметов в Китае предмета «Мораль и верховенство закона»,позволит выявить релевантные для отечественной образовательной практики модели и рекомендации, способствующие продвижению идей государственной политики в сфере защиты  семьи и сохранения традиционных ценностей.