В 2023 году в России завершилась реализация базового документа в сфере финансовой грамотности граждан «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы», обеспечивающего финансовое образование такой важной целевой группы, как обучающиеся образовательных организаций [1]. Выбор детей и молодежи обусловлен тем, что именно в этом возрасте необходимо формировать основы семейного (личного) финансового планирования, изучать механизм функционирования финансового рынка и особенности финансовых инструментов и услуг, знакомиться с финансовыми операциями между домохозяйствами, государством и организациями, приобретать первый предпринимательский опыт. Целью финансового образования является воспитание ответственного и нравственного поведения в области финансово-экономических отношений в семье и обществе. Благодаря проведенной работе по реализации стратегического документа в стране созданы нормативные, кадровые, организационные, учебно-методические, информационные и иные условия для включения финансового образования в учебный процесс.
Продолжением осуществления государственной политики в сфере финансовой грамотности и формирования стабильных моделей финансового поведения населения является принятая в стране «Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р), где «ставится задача перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, определяет качество использования гражданами финансовой грамотности» [2].
Одним из основных направлений реализации новой Стратегии «является образовательная деятельность, целью которой являются распространение и систематизация знаний по финансовой грамотности и создание предпосылок для формирования финансовой культуры» [2], а одной из задач – «содействие разработке цифровых образовательных продуктов в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, в том числе в игровых форматах» [2]. Работа по повышению финансовой грамотности населения и формированию у него финансовой культуры продолжается благодаря бюджетному финансированию, установленному согласно государственной программе Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» [3].
В современной системе образования финансовая грамотность является важным элементом функциональной грамотности, которая проявляется в умении использовать полученные информацию и навыки в конкретных жизненных ситуациях. Согласно принятым нормативно-правовым документам, обучение школьников финансовой грамотности начинается в начальной школе. Так, в соответствии с ФГОС начального общего образования «финансовая грамотность регулятивно включена в такие обязательные предметы, как математика и окружающий мир» [4]. Элементы финансовой грамотности эффективно встраиваются и в другие обязательные уроки начальной школы: русский язык, чтение, иностранный язык, технология; внеурочную деятельность педагога; в программу воспитания и в систему дополнительного образования младших школьников.
С учетом вышеизложенного можно отметить, что финансовая грамотность нормативно интегрируется в образовательный процесс начальной школы, является обязательной для изучения и способствует развитию базовых элементов социального опыта обучающихся в финансовой сфере, служит условием для формирования финансовой культуры.
Обязательным требованием для обучения финансовой грамотности школьников являются прошедшие специальную подготовку педагоги, которые служат основными «проводниками» знаний и могут эффективно обучать других. Данное требование обусловлено тем, что методика обучения финансовой грамотности из-за ее практикоориентированности отличается от других курсов, да и содержательный компонент, основу программы которого задает «единая рамка компетенций по финансовой грамотности», требует специальных финансовых знаний, которые необходимо систематически актуализировать с учетом изменений, происходящих на финансовых рынках.
В Челябинской области с 2018 года более 1700 педагогов образовательных организаций региона, в том числе более 350 педагогов начальной школы, прошли повышение квалификации в сфере финансовой грамотности в Челябинском региональном методическом центре по финансовой грамотности, который создан в Уральском филиале Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Обучение проводилось по базовой программе «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся», которая направлена на формирование у педагогов основных компетенций по вопросам финансовой грамотности с использованием интерактивных методов и методик обучения [5]. В 2023 году более 150 педагогов начальной школы впервые прошли обучение по специальной программе «Методические особенности формирования финансовой грамотности младших школьников на уроках математики и окружающего мира в соответствии с ФГОС НОО», которая нацелена на «совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области обучения финансовой грамотности, формирования и развития финансовой культуры младших школьников» [6]. Следует отметить, что в 2023 году по программе «Формирование финансовой грамотности обучающихся» прошли обучение еще более 50 педагогов начальной школы на базе Челябинского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ЧИППКРО) (в настоящее время в Челябинском институте развития образования). Данные программы являются необходимым ресурсом для формирования финансовой грамотности у обучающихся.
В процессе обучения преподавателями и методистами курсов повышения квалификации систематически проводились мониторинг и анализ использования педагогами начальной школы различных учебно-методических и просветительских материалов по финансовой грамотности для младших школьников. Данный анализ позволил увидеть, какие из ресурсов финансовой грамотности известны педагогам и эффективно ими используются, а какие требуют дополнительной презентации их возможностей на курсах повышения квалификации, определения места их применения в конструировании уроков математики и окружающего мира, в проведении внеурочных занятий, в реализации воспитательной работы либо в системе дополнительного образования. Поэтому проведение такого анализа, уточнение возможностей использования разработанных материалов представляются весьма актуальными. Представленные по результатам анализа рекомендации могут быть учтены разработчиками учебно-методических материалов, образовательных программ и других ресурсов по финансовой грамотности при их подготовке и обновлении.
Цель исследования – анализ использования официальных образовательных материалов по финансовой грамотности в учебном и внеучебном процессе, в рамках воспитательной работы, а также в системе дополнительного образования начальной школы.
Материал и методы исследования. Материал исследования основан на обзоре разработанных образовательных материалов для начальной школы, находящихся в свободном доступе на специализированных сайтах, и анализе их использования в учебном процессе начальной школы. В ходе исследования проведен анализ собственного мониторинга и результатов опроса 350 педагогов начальной школы, проходивших повышение квалификации, по вопросам внедрения образовательных материалов по финансовой грамотности в учебный процесс.
Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время для педагогов, осуществляющих обучение по финансовой грамотности, благодаря поддержке Министерства финансов России и Банка России разработаны учебники; аудиовизуальные ресурсы, в том числе мультипликационные фильмы; разнообразные игры, мобильные и компьютерные приложения по финансовой грамотности; контрольно-измерительные материалы для оценки достижений школьников по финансовой грамотности и другие материалы. Имеются в наличии качественные учебно-методические материалы, которые созданы в рамках реализации региональных программ повышения финансовой грамотности. Данные ресурсы и информация, размещенная на них, являются официальными и рекомендованными к применению в разработке уроков по финансовой грамотности, предоставляют возможности для педагогов в организации и проведении увлекательных занятий, мотивируют школьников к освоению финансовой грамотности в целях получения жизненно важных финансовых знаний и установок. Однако следует отметить, что в сети Интернет встречаются сайты, которые содержат коммерческую, недостоверную или мошенническую информацию, поэтому педагогам необходимо критически подходить к выбору того или иного материала.
Таким образом, различные образовательные материалы дают педагогу большие возможности для проведения занятий по финансовой грамотности интересно и разнообразно. Вместе с тем у многих педагогов имеются трудности в вопросе выбора качественных материалов к конкретным занятиям по финансовой грамотности. Выходом из данной ситуации могут быть самостоятельный подбор, изучение и использование учебно-методических материалов, прошедших экспертизу и размещенных на официальных сайтах. Проведем их краткий обзор.
На информационно-просветительском портале Дирекции финансовой грамотности НИФИ Министерства финансов России «Мои финансы» для педагогов начальной школы представлены учебные комплекты по финансовой грамотности для 2–4-х классов, сценарии уроков по финансовой грамотности, электронное учебное пособие, учебно-методические материалы, раскраски с заданиями по финансовой грамотности, сюжеты финансовой грамотности в классической литературе, мультипликационные сериалы, анимированные презентации для просмотра и обсуждения и другие полезные материалы.
На сайте Банка России «Финансовая культура» находятся мультипликационные фильмы о финансах, учебно-методический комплекс, сборники сказок, задач, загадок, ребусов, тесты и другие контрольные материалы, которые можно применять в рамках как учебной, так и внеучебной работы с детьми. Большой интерес представляет раздел «Игровая», где можно скачать и использовать игры по финансовой грамотности.
На сайте федерального методического центра по финансовой грамотности содержатся учебно-методические комплекты для начальной школы, а также сценарии уроков, презентации, технологические карты уроков, тесты, задачи, кроссворды и иное, разработанные педагогами из различных регионов страны.
Следует обратить внимание и на цифровые учебно-методические материалы и сервисы для интерактивного обучения, размещенные на образовательной платформе Московской электронной школы.
Широкую известность и популярность среди активных пользователей имеют образовательные проекты, созданные и представленные на сайте консультационной компании ПАКК. На портале содержатся полезные видеоматериалы, готовые сценарии, в том числе для организации детского лагеря по финансовой грамотности, что является большой поддержкой для организаторов различных мероприятий. Материалы ПАКК способствуют пониманию устройства финансового мира, основных принципов и правил его функционирования, а также способов взаимодействия с ним.
В целях получения информации о востребованности указанных официальных образовательных материалов по финансовой грамотности был проведен опрос педагогов, обобщенные результаты которого представлены в таблице.
Сводные результаты опроса педагогов по востребованности образовательных ресурсов (2023 г.)
Вопрос |
«Да», % |
«Нет», % |
Затрудняюсь ответить, % |
1. Известно ли Вам, что разработаны официальные образовательные материалы по финансовой грамотности для проведения занятий в начальной школе? |
40 |
36 |
24 |
2. Проводите ли Вы занятия по финансовой грамотности для младших школьников? – в рамках урочной деятельности; – на внеурочных занятиях; – в рамках дополнительных занятий |
90 56 10 |
2 44 84 |
8 0 6 |
3. Знаете ли Вы специализированные сайты по финансовой грамотности? (допускается выбор нескольких сайтов): Мои финансы Финансовая культура Сайт Федерального методического центра Сайт ПАКК Другие специализированные сайты |
36 24 14 10 6 |
64 60 76 88 90 |
0 16 10 2 4 |
4. Какие виды образовательных ресурсов наиболее востребованы и эффективны для проведения занятий для младших школьников? (допускается выбор нескольких ресурсов): – учебники (учебные пособия); – аудиовизуальные продукты; – цифровые образовательные ресурсы; – игры (настольные, ситуационные, виртуальные, мобильные); – инструменты мониторинга и оценки достижений обучающихся |
88 90 76
90 70 |
10 6 12
8 10
|
2 4 12
2 20 |
5. Планируете ли Вы самостоятельно разрабатывать образовательные материалы по финансовой грамотности для младших школьников? |
34 |
36 |
30 |
6. Требуются ли Вам еще курсы повышения квалификации для углубления знаний по финансовой грамотности? |
90 |
6 |
4 |
7. Планируете ли Вы участвовать в конкурсах профессионального мастерства педагогов по финансовой грамотности? |
60 |
15 |
25 |
Представленные результаты показывают, что только 40% педагогов знают о существовании официальных образовательных материалов по финансовой грамотности, 36% педагогов ответили «нет», остальные 24% респондентов затруднились ответить. 90% опрошенных заявили, что они проводят уроки по финансовой грамотности в рамках обязательных предметов, 56% – на внеурочных занятиях и 10% – в рамках дополнительного образования. На вопрос о специализированных сайтах по финансовой грамотности, где можно познакомиться с разработанными образовательными материалами по финансовой грамотности, 36% педагогов ответили, что знают сайт «Мои финансы», 24% – сайт «Финансовая культура», 14% – сайт федерального методического центра, 10% – сайт ПАКК, 6% – другие специализированные сайты. Отвечая на вопрос: «Какие виды образовательных материалов наиболее востребованы и эффективны для проведения занятий для младших школьников?», педагоги считают, что это аудиовизуальные продукты и игры (90%), учебники (учебные пособия) – 88%; цифровые образовательные ресурсы – 76%; инструменты мониторинга – 70%. В ходе опроса также было выявлено, что 34% педагогов готовы самостоятельно разрабатывать образовательные материалы по финансовой грамотности для младших школьников, 36% ответили «Нет», и 30% воздержались от ответа. Также было выявлено, что 90% педагогов отметили, что им требуется углубление знаний по финансовой грамотности. Опрос показал большую заинтересованность педагогов в систематическом освоении содержательных и методических аспектов финансовой грамотности, во встречах с представителями финансовых организаций. 60% педагогов выразили желание участвовать с собственными учебно-методическими разработками в конкурсах профессионального мастерства педагогов по финансовой грамотности, которые в настоящее время проводятся на региональном и федеральном уровнях.
Таким образом, опрос показал, что для совершенствования финансового образования необходимы целенаправленные усилия по формированию базовых компетенций не только у обучающихся, но и педагогов. Следует формировать положительное отношение к изучению вопросов, связанных с финансовой сферой жизнедеятельности нашего общества, поощрять педагогов, разрабатывающих собственные учебные и методические материалы, организующих практические интерактивные мероприятия по финансовой грамотности.
Выводы
Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы.
1. Нормативное встраивание финансовой грамотности в обязательные предметы начальной школы требует от педагогов конструирования уроков по математике и окружающему миру с использованием элементов финансовой грамотности. Формировать финансовую грамотность целесообразно и через внеурочную деятельность, а также в рамках воспитательной работы и дополнительного образования (например, в рамках летнего школьного лагеря).
2. В настоящее время в помощь педагогам и для самообразования детей и родителей разработано большое многообразие официальных образовательных материалов по финансовой грамотности, но, как показал опрос, многие пользователи, в том числе педагоги, не знакомы с учебно-методическими материалами, размещенными на официальных специализированных сайтах.
3. Наиболее полезными и эффективными видами образовательных материалов по финансовой грамотности для младших школьников являются мультипликационные фильмы, анимированные презентации и игры (настольные, ситуационные, виртуальные, мобильные и т.п.), поэтому разработчикам образовательных материалов требуется обратить особое внимание на создание новых и актуализацию имеющихся подобных материалов.
4. Обязательными условиями для педагогов являются систематическое совершенствование компетенций по финансовой грамотности и их знакомство с актуальными образовательными ресурсами, которые прошли экспертизу и рекомендованы к использованию. Авторам программ по повышению квалификации педагогов рекомендуется оперативно разрабатывать новые программы или актуализировать имеющиеся с учетом изменений на финансовых рынках. Особое внимание следует уделить разработке цифровых образовательных материалов (интерактивных учебников, практикумов, мобильных и ПК приложений, браузерных и онлайн учебных игр).
5. В целях популяризации и продвижения разработанных учебно-методических материалов нужно включать в программу повышения квалификации педагогов темы по презентации и практическому использованию в разработке уроков по финансовой грамотности или с ее элементами официальных образовательных материалов.
6. Необходимо мотивировать и поощрять педагогов к разработке собственных учебно-методических материалов, где будет учтена региональная специфика.
Комплексная реализация представленных рекомендаций даст большие возможности для совершенствования мастерства педагогов в сфере финансовой грамотности, значительно повысит их интерес к преподаванию курса. Следовательно, обучающиеся получат актуальный образовательный контент, который позволит им с младшего возраста находить верные решения в финансовых ситуациях.