Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF THE USE OF EDUCATIONAL MATERIALS ON FINANCIAL LITERACY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN (BASED ON THE EXAMPLE OF THE CHELYABINSK REGION)

Ketova I.A. 1, 2 Lysenko Y.V. 1 Dubynina A.V. 1 Soglaev V.V. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
2 GBU DPO "Chelyabinsk Institute for Educational Development"
Since 2021, according to the Federal State Educational Standard for primary general education, some compulsory primary school subjects have included elements of financial literacy, which is normatively integrated into the educational process of junior schoolchildren and allows students to develop primary social experience in the field of the financial world. This article presents the results of introducing educational materials on financial literacy into the educational process of junior schoolchildren in the Chelyabinsk region. The analysis was carried out based on a survey of teachers who underwent advanced training in financial literacy in 2018-2023. at the Chelyabinsk Regional Methodological Center for Financial Literacy. The results indicate that the majority of primary school teachers are little aware of the availability of educational, methodological and educational materials on financial literacy developed and approved by the Ministry of Finance of Russia, the Bank of Russia for use in the educational process of primary school. The survey also revealed that many teachers need systematic training in financial literacy due to constant changes in financial markets. The article presents recommendations for organizing and improving the implementation of educational materials in the primary school teaching process. It is concluded that the comprehensive implementation of the recommendations will provide great opportunities for improving the skills of teachers in the field of financial literacy and will significantly increase their interest in teaching the course.
educational materials
financial literacy
primary general education
educational process

В 2023 году в России завершилась реализация базового документа в сфере финансовой грамотности граждан «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы», обеспечивающего финансовое образование такой важной целевой группы, как обучающиеся образовательных организаций [1]. Выбор детей и молодежи обусловлен тем, что именно в этом возрасте необходимо формировать основы семейного (личного) финансового планирования, изучать механизм функционирования финансового рынка и особенности финансовых инструментов и услуг, знакомиться с финансовыми операциями между домохозяйствами, государством и организациями, приобретать первый предпринимательский опыт. Целью финансового образования является воспитание ответственного и нравственного поведения в области финансово-экономических отношений в семье и обществе. Благодаря проведенной работе по реализации стратегического документа в стране созданы нормативные, кадровые, организационные, учебно-методические, информационные и иные условия для включения финансового образования в учебный процесс.

Продолжением осуществления государственной политики в сфере финансовой грамотности и формирования стабильных моделей финансового поведения населения является принятая в стране «Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р), где «ставится задача перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, определяет качество использования гражданами финансовой грамотности» [2].

Одним из основных направлений реализации новой Стратегии «является образовательная деятельность, целью которой являются распространение и систематизация знаний по финансовой грамотности и создание предпосылок для формирования финансовой культуры» [2], а одной из задач – «содействие разработке цифровых образовательных продуктов в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, в том числе в игровых форматах» [2]. Работа по повышению финансовой грамотности населения и формированию у него финансовой культуры продолжается благодаря бюджетному финансированию, установленному согласно государственной программе Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» [3].

В современной системе образования финансовая грамотность является важным элементом функциональной грамотности, которая проявляется в умении использовать полученные информацию и навыки в конкретных жизненных ситуациях. Согласно принятым нормативно-правовым документам, обучение школьников финансовой грамотности начинается в начальной школе. Так, в соответствии с ФГОС начального общего образования «финансовая грамотность регулятивно включена в такие обязательные предметы, как математика и окружающий мир» [4]. Элементы финансовой грамотности эффективно встраиваются и в другие обязательные уроки начальной школы: русский язык, чтение, иностранный язык, технология; внеурочную деятельность педагога; в программу воспитания и в систему дополнительного образования младших школьников.

С учетом вышеизложенного можно отметить, что финансовая грамотность нормативно интегрируется в образовательный процесс начальной школы, является обязательной для изучения и способствует развитию базовых элементов социального опыта обучающихся в финансовой сфере, служит условием для формирования финансовой культуры.

Обязательным требованием для обучения финансовой грамотности школьников являются прошедшие специальную подготовку педагоги, которые служат основными «проводниками» знаний и могут эффективно обучать других. Данное требование обусловлено тем, что методика обучения финансовой грамотности из-за ее практикоориентированности отличается от других курсов, да и содержательный компонент, основу программы которого задает «единая рамка компетенций по финансовой грамотности», требует специальных финансовых знаний, которые необходимо систематически актуализировать с учетом изменений, происходящих на финансовых рынках.

В Челябинской области с 2018 года более 1700 педагогов образовательных организаций региона, в том числе более 350 педагогов начальной школы, прошли повышение квалификации в сфере финансовой грамотности в Челябинском региональном методическом центре по финансовой грамотности, который создан в Уральском филиале Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Обучение проводилось по базовой программе «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся», которая направлена на формирование у педагогов основных компетенций по вопросам финансовой грамотности с использованием интерактивных методов и методик обучения [5]. В 2023 году более 150 педагогов начальной школы впервые прошли обучение по специальной программе «Методические особенности формирования финансовой грамотности младших школьников на уроках математики и окружающего мира в соответствии с ФГОС НОО», которая нацелена на «совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области обучения финансовой грамотности, формирования и развития финансовой культуры младших школьников» [6]. Следует отметить, что в 2023 году по программе «Формирование финансовой грамотности обучающихся» прошли обучение еще более 50 педагогов начальной школы на базе Челябинского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ЧИППКРО) (в настоящее время в Челябинском институте развития образования). Данные программы являются необходимым ресурсом для формирования финансовой грамотности у обучающихся.

В процессе обучения преподавателями и методистами курсов повышения квалификации систематически проводились мониторинг и анализ использования педагогами начальной школы различных учебно-методических и просветительских материалов по финансовой грамотности для младших школьников. Данный анализ позволил увидеть, какие из ресурсов финансовой грамотности известны педагогам и эффективно ими используются, а какие требуют дополнительной презентации их возможностей на курсах повышения квалификации, определения места их применения в конструировании уроков математики и окружающего мира, в проведении внеурочных занятий, в реализации воспитательной работы либо в системе дополнительного образования. Поэтому проведение такого анализа, уточнение возможностей использования разработанных материалов представляются весьма актуальными. Представленные по результатам анализа рекомендации могут быть учтены разработчиками учебно-методических материалов, образовательных программ и других ресурсов по финансовой грамотности при их подготовке и обновлении.

Цель исследования – анализ использования официальных образовательных материалов по финансовой грамотности в учебном и внеучебном процессе, в рамках воспитательной работы, а также в системе дополнительного образования начальной школы.

Материал и методы исследования. Материал исследования основан на обзоре разработанных образовательных материалов для начальной школы, находящихся в свободном доступе на специализированных сайтах, и анализе их использования в учебном процессе начальной школы. В ходе исследования проведен анализ собственного мониторинга и результатов опроса 350 педагогов начальной школы, проходивших повышение квалификации, по вопросам внедрения образовательных материалов по финансовой грамотности в учебный процесс.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время для педагогов, осуществляющих обучение по финансовой грамотности, благодаря поддержке Министерства финансов России и Банка России разработаны учебники; аудиовизуальные ресурсы, в том числе мультипликационные фильмы; разнообразные игры, мобильные и компьютерные приложения по финансовой грамотности; контрольно-измерительные материалы для оценки достижений школьников по финансовой грамотности и другие материалы. Имеются в наличии качественные учебно-методические материалы, которые созданы в рамках реализации региональных программ повышения финансовой грамотности. Данные ресурсы и информация, размещенная на них, являются официальными и рекомендованными к применению в разработке уроков по финансовой грамотности, предоставляют возможности для педагогов в организации и проведении увлекательных занятий, мотивируют школьников к освоению финансовой грамотности в целях получения жизненно важных финансовых знаний и установок. Однако следует отметить, что в сети Интернет встречаются сайты, которые содержат коммерческую, недостоверную или мошенническую информацию, поэтому педагогам необходимо критически подходить к выбору того или иного материала.

Таким образом, различные образовательные материалы дают педагогу большие возможности для проведения занятий по финансовой грамотности интересно и разнообразно. Вместе с тем у многих педагогов имеются трудности в вопросе выбора качественных материалов к конкретным занятиям по финансовой грамотности. Выходом из данной ситуации могут быть самостоятельный подбор, изучение и использование учебно-методических материалов, прошедших экспертизу и размещенных на официальных сайтах. Проведем их краткий обзор.

На информационно-просветительском портале Дирекции финансовой грамотности НИФИ Министерства финансов России «Мои финансы» для педагогов начальной школы представлены учебные комплекты по финансовой грамотности для 2–4-х классов, сценарии уроков по финансовой грамотности, электронное учебное пособие, учебно-методические материалы, раскраски с заданиями по финансовой грамотности, сюжеты финансовой грамотности в классической литературе, мультипликационные сериалы, анимированные презентации для просмотра и обсуждения и другие полезные материалы.

На сайте Банка России «Финансовая культура» находятся мультипликационные фильмы о финансах, учебно-методический комплекс, сборники сказок, задач, загадок, ребусов, тесты и другие контрольные материалы, которые можно применять в рамках как учебной, так и внеучебной работы с детьми. Большой интерес представляет раздел «Игровая», где можно скачать и использовать игры по финансовой грамотности.

На сайте федерального методического центра по финансовой грамотности содержатся учебно-методические комплекты для начальной школы, а также сценарии уроков, презентации, технологические карты уроков, тесты, задачи, кроссворды и иное, разработанные педагогами из различных регионов страны.

Следует обратить внимание и на цифровые учебно-методические материалы и сервисы для интерактивного обучения, размещенные на образовательной платформе Московской электронной школы.

Широкую известность и популярность среди активных пользователей имеют образовательные проекты, созданные и представленные на сайте консультационной компании ПАКК. На портале содержатся полезные видеоматериалы, готовые сценарии, в том числе для организации детского лагеря по финансовой грамотности, что является большой поддержкой для организаторов различных мероприятий. Материалы ПАКК способствуют пониманию устройства финансового мира, основных принципов и правил его функционирования, а также способов взаимодействия с ним.

В целях получения информации о востребованности указанных официальных образовательных материалов по финансовой грамотности был проведен опрос педагогов, обобщенные результаты которого представлены в таблице.

Сводные результаты опроса педагогов по востребованности образовательных ресурсов (2023 г.)

Вопрос

«Да»,

%

«Нет»,

%

Затрудняюсь ответить, %

1. Известно ли Вам, что разработаны официальные образовательные материалы по финансовой грамотности для проведения занятий в начальной школе?

40

36

 

24

2. Проводите ли Вы занятия по финансовой грамотности для младших школьников?

– в рамках урочной деятельности;

– на внеурочных занятиях;

– в рамках дополнительных занятий

 

 

90

56

10

 

 

2

44

84

 

 

8

0

6

3. Знаете ли Вы специализированные сайты по финансовой грамотности? (допускается выбор нескольких сайтов):

Мои финансы

Финансовая культура

Сайт Федерального методического центра

Сайт ПАКК

Другие специализированные сайты

 

 

 

36

24

14

10

6

 

 

 

64

60

76

88

90

 

 

 

0

16

10

2

4

4. Какие виды образовательных ресурсов наиболее востребованы и эффективны для проведения занятий для младших школьников? (допускается выбор нескольких ресурсов):

– учебники (учебные пособия);

– аудиовизуальные продукты;

– цифровые образовательные ресурсы;

– игры (настольные, ситуационные, виртуальные, мобильные);

– инструменты мониторинга и оценки достижений обучающихся

 

 

 

88

90

76

 

90

70

 

 

 

 

10

6

12

 

8

10

 

 

 

 

 

2

4

12

 

2

20

5. Планируете ли Вы самостоятельно разрабатывать образовательные материалы по финансовой грамотности для младших школьников?

34

36

 

30

6. Требуются ли Вам еще курсы повышения квалификации для углубления знаний по финансовой грамотности?

90

6

 

4

7. Планируете ли Вы участвовать в конкурсах профессионального мастерства педагогов по финансовой грамотности?

60

15

 

25

Представленные результаты показывают, что только 40% педагогов знают о существовании официальных образовательных материалов по финансовой грамотности, 36% педагогов ответили «нет», остальные 24% респондентов затруднились ответить. 90% опрошенных заявили, что они проводят уроки по финансовой грамотности в рамках обязательных предметов, 56% – на внеурочных занятиях и 10% – в рамках дополнительного образования. На вопрос о специализированных сайтах по финансовой грамотности, где можно познакомиться с разработанными образовательными материалами по финансовой грамотности, 36% педагогов ответили, что знают сайт «Мои финансы», 24% – сайт «Финансовая культура», 14% – сайт федерального методического центра, 10% – сайт ПАКК, 6% – другие специализированные сайты. Отвечая на вопрос: «Какие виды образовательных материалов наиболее востребованы и эффективны для проведения занятий для младших школьников?», педагоги считают, что это аудиовизуальные продукты и игры (90%), учебники (учебные пособия) – 88%; цифровые образовательные ресурсы – 76%; инструменты мониторинга – 70%. В ходе опроса также было выявлено, что 34% педагогов готовы самостоятельно разрабатывать образовательные материалы по финансовой грамотности для младших школьников, 36% ответили «Нет», и 30% воздержались от ответа. Также было выявлено, что 90% педагогов отметили, что им требуется углубление знаний по финансовой грамотности. Опрос показал большую заинтересованность педагогов в систематическом освоении содержательных и методических аспектов финансовой грамотности, во встречах с представителями финансовых организаций. 60% педагогов выразили желание участвовать с собственными учебно-методическими разработками в конкурсах профессионального мастерства педагогов по финансовой грамотности, которые в настоящее время проводятся на региональном и федеральном уровнях.

Таким образом, опрос показал, что для совершенствования финансового образования необходимы целенаправленные усилия по формированию базовых компетенций не только у обучающихся, но и педагогов. Следует формировать положительное отношение к изучению вопросов, связанных с финансовой сферой жизнедеятельности нашего общества, поощрять педагогов, разрабатывающих собственные учебные и методические материалы, организующих практические интерактивные мероприятия по финансовой грамотности.

Выводы

Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы.

1. Нормативное встраивание финансовой грамотности в обязательные предметы начальной школы требует от педагогов конструирования уроков по математике и окружающему миру с использованием элементов финансовой грамотности. Формировать финансовую грамотность целесообразно и через внеурочную деятельность, а также в рамках воспитательной работы и дополнительного образования (например, в рамках летнего школьного лагеря).

2. В настоящее время в помощь педагогам и для самообразования детей и родителей разработано большое многообразие официальных образовательных материалов по финансовой грамотности, но, как показал опрос, многие пользователи, в том числе педагоги, не знакомы с учебно-методическими материалами, размещенными на официальных специализированных сайтах.

3. Наиболее полезными и эффективными видами образовательных материалов по финансовой грамотности для младших школьников являются мультипликационные фильмы, анимированные презентации и игры (настольные, ситуационные, виртуальные, мобильные и т.п.), поэтому разработчикам образовательных материалов требуется обратить особое внимание на создание новых и актуализацию имеющихся подобных материалов.

4. Обязательными условиями для педагогов являются систематическое совершенствование компетенций по финансовой грамотности и их знакомство с актуальными образовательными ресурсами, которые прошли экспертизу и рекомендованы к использованию. Авторам программ по повышению квалификации педагогов рекомендуется оперативно разрабатывать новые программы или актуализировать имеющиеся с учетом изменений на финансовых рынках. Особое внимание следует уделить разработке цифровых образовательных материалов (интерактивных учебников, практикумов, мобильных и ПК приложений, браузерных и онлайн учебных игр).

5. В целях популяризации и продвижения разработанных учебно-методических материалов нужно включать в программу повышения квалификации педагогов темы по презентации и практическому использованию в разработке уроков по финансовой грамотности или с ее элементами официальных образовательных материалов.

6. Необходимо мотивировать и поощрять педагогов к разработке собственных учебно-методических материалов, где будет учтена региональная специфика.

Комплексная реализация представленных рекомендаций даст большие возможности для совершенствования мастерства педагогов в сфере финансовой грамотности, значительно повысит их интерес к преподаванию курса. Следовательно, обучающиеся получат актуальный образовательный контент, который позволит им с младшего возраста находить верные решения в финансовых ситуациях.