Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE TEACHERS TO WORK IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE FIELD OF ART OBJECTS

Kashapova L.M. 1
1 Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla
The article deals with the actual problem of formation of future teachers' readiness for professional activity in the context of inclusive school education in the field of art objects. The solution to the problem lies in the synergy of using methodological approaches to the organization of the educational process: system-activity, integrative, art therapy and artpedagogic. The fundamental condition is culture, which is able not only to form the personalities of students, but also to coordinate their relationships in the educational space, where the transformative and creative possibilities of art become a meaningful link in the inclusive educational process. The prospect of using the possibilities of the subjects of the art cycle lies in the degree of preparation of the teacher himself for such activities through an understanding of the components, levels and principles of art education, which determine the content of educational work with students of a special category. Therefore, the student's mastery of the necessary professional competencies should be cultural in nature with the presence of an important component that will help him understand that for such children, learning by means of art is the optimal opportunity not so much for education and upbringing as for their socialization and the formation of social success. Culture is a complex life phenomenon that includes many components, including socialization, which determines a person's understanding of the diversity of the world as a value and determining his place in it.
culture
inclusion
education
student
future teacher
art therapy
art pedagogy
art

Современное педагогическое образование как социокультурный институт должно ориентироваться на общечеловеческие и демократические ценности, что способствует в итоге повышению уровня личностной и профессиональной культуры педагогов, что требует оптимизации системы педагогического образования. Профессиональная подготовка и готовность будущего учителя в области инклюзивного образования отличаются многоплановостью и многоаспектностью его содержательной деятельности на практике в общеобразовательных организациях по направлениям познавательно-коммуникативного, социально-личностного и художественно-эстетического развития обучающихся.

Целью исследования является раскрытие значимости профессиональной готовности будущих педагогов к работе в системе инклюзивного образования в области предметов искусства на основе идей артпедагогики как особого направления в педагогике, где обучение, воспитание, развитие и коррекция личности осуществляются средствами искусства.

Материалы и методы исследования: анализ научной и методической литературы по рассматриваемой теме, осмысление деятельности педагогов в области предметов искусства в рамках инклюзивного образования, изучение педагогического опыта образовательных организаций по реализации идей артпедагогики, отражающих цели общей педагогики: помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в понимании и осознании себя членами общества; в умении жить в ладу с самим собой и вместе со своими сверстниками, педагогами и родителями, другими людьми; в познании окружающего мира по законам нравственности и красоты.

Результаты исследования и их обсуждение. Среди актуальных направлений педагогического образования будущих педагогов искусства (музыкантов, хореографов, вокалистов) можно выделить: целевую подготовку в области предметной деятельности в рамках инклюзивной направленности; формирование компетенций психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в области артпедагогики с учетом их нозологий; совершенствование системы профессиональной подготовки студентов к реализации на занятиях с детьми арттерапевтического эффекта предметов искусства в рамках школьного образования.

Анализ психолого-педагогической литературы в области общей и специальной педагогики и психологии позволил выделить проблемы, связанные с внедрением инклюзивного образования в практику общеобразовательных учреждений. Особое внимание хотелось бы обратить на решение вопроса подготовки будущих специалистов к работе в инклюзивном образовательном пространстве в области предметов искусства. Современная образовательная среда характеризуется спецификой контингента обучающихся, определяя потребность своевременного обновления дидактических методов во всем многообразии их проекций. В чем заключается такая особенность?

Для ответа на этот вопрос вычленим инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе общего образования как стратегию современного российского образования и готовность педагогов к реализации данного процесса, как условия формирования их успешности. В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 13.07.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.) закреплено право детей с ограниченными возможностями здоровья на специальные образовательные условия и введено само понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Сложность реализации задач инклюзивного образования заключена в неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и психофизического развития. Однако оправданность выстраивания такого процесса в условиях школы, несомненно, повлияет на оптимизацию процессов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и обеспечение доступности образования, с другой.

Значимо, что Н.Д. Никандров маркирует образование как часть культуры, предназначение которой «укрепить духовную, культурную сущность человека (“био – социо – дух”) …» [1, с. 20]. Для «особенного» ребенка такая постановка вопроса актуализируется в разы. Понятно, что ключевой фигурой становится учитель, областью профессиональной деятельности которого является искусство. Полагаем, речь должна идти о формировании готовности будущих педагогов к деятельности в системе инклюзивного образования в области предметов художественного цикла. Необходимо осознать, что это – студент педагогического вуза, вчерашний школьник, которому нужно не просто освоить технологии и методики инклюзивного образования, а понять суть процесса как профессиональную истину. Он должен почувствовать красоту и радость творческого полета и научить этому детей, уделив особое внимание имеющим ограничения здоровья.

Подобная потребность обосновывается у С.Л. Рубинштейна: «Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, являясь не бесстрашным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия, наподобие хорошо слаженной машины» [2, с. 551]. Не познав радости общения с искусством, педагог не сможет проецировать эти идеи в инклюзивный образовательный процесс. Встреча с прекрасным всегда оказывает терапевтическое воздействие на человека. Эффект заключен в его особом энергетическом созидающем и преображающем начале самого искусства: музыки, мотивирующей потребность творческой деятельности; хореографии, использующей движение для выражения и воплощения художественной мысли; театра, способствующего развитию мышления, вдохновения и воображения. Иными словами, сила красоты влияет на развитие событийно богатой жизни, определяя гармонизацию психофизиологического состояния человека.

Арттерапия в образовании – относительно новое направление, которое активно используется при потребности нивелирования возникающих проблем у одного или нескольких учеников.

Артпедагогика представляет собой синтез научных исканий педагогики и искусства, обеспечивая развитие теории и практики педагогического коррекционно направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития.

Поэтому при формировании у будущих педагогов готовности к профессиональной деятельности в условиях школьного инклюзивного образования в области предметов искусства авторское видение опирается на комплекс научно-методологических подходов (системно-деятельностный, интегративный, арттерапевтический и артпедагогический), используемых в области арттерапии [3, 4] и артпедагогики [5, 6].

При этом будущим педагогам важно понять и осознать, что школа – это живой организм, находящийся в постоянном поиске новых технологий, содержания, форм, методов, приемов и средств организации образовательного процесса. Они должны усвоить, что эти подходы будут основаны не только на сотрудничестве учителя и обучающихся с ОВЗ как результат выявления «золотой середины», но и на основе сотрудничества с их родителями, определяющими развитие навыков диалога и полилога, выстраивания свободной дискуссии и межличностной коммуникации. Следовательно, в работе будущего педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья становится важным «…создание и поддержка продуктивных отношений с родителями особого ребенка» [7, с. 22].

Полагаем, что, по сути, речь должна идти о готовности будущего педагога к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании, которая определяется продуманными действиями со стороны педагога, а помощь и поддержка должны носить рекомендательный характер. Готовность и как цель, и как результат подготовки студента к работе в проекции инклюзии уместно рассматривать через призму содержательных уровней: личностного – качества, согласующиеся с предстоящей профессиональной деятельностью; функционального – умения активизации и инициации психофизического потенциала, выводя его на уровень творческой деятельности; деятельностного – совокупности личностного и функционального потенциала педагога при реализации профессиональной деятельности [8, 9].

Степень такой готовности определяется многофакторностью, характеризующей разные его стороны, но аккумулирующихся в том случае, когда педагог сам становится активным исследователем процесса обучения и воспитания своих учеников. Добавим, что при введении «особенного» ребенка в мир искусства такое понимание цели становится сегодня квазиактуальным. Обозначим компоненты, маркирующие такой показатель: аксиологический компонент – понимание стратегии инклюзивного образования через организацию процесса, где доминантой становятся эмпатия, сострадание, сочувствие к такого рода проблемам; эмоционально-мотивационный компонент – выстраивание работы через творческую составляющую искусства, способную повлиять на инициацию одаренностей ребенка в деятельности; когнитивный компонент – представление о существующих проблемах и достижениях в науке и практике в направлении инклюзии и умение применять их при выборе методов, приемов и технологий в организации деятельности; коммуникативный компонент – ориентация деятельности на развитие компетенций межличностного общения, выступающего значимым условием в решении проблем ребенка, имеющего ограничения здоровья; рефлексивный компонент – развитие умений самооценки и самоанализа в процессе осуществления деятельности и получения результата в рамках инклюзивного образования.

Будущие педагоги-хореографы и педагоги-музыканты, обучаясь в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы, изучают теорию вопроса, осваивают практические навыки и умения в рамках семинарских и лабораторных занятий, изучают успешный опыт работы образовательных организаций России, таких как: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №1321 “Ковчег”» г. Москвы; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» г. Мурома Владимирской области; Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей «Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие» г. Екатеринбурга; материалы Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России», проводимого по инициативе и под руководством Региональной общественной организации инвалидов «ПЕРСПЕКТИВА» совместно с Институтом проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета; нормативно-правовые документы, диссертации, монографии, учебные пособия, сборники статей по разноуровневым научно-практическим конференциям области инклюзивного образования, интернет-ресурсы и др. Изучение и осмысление таких материалов и практического опыта позволяют студентам лучше представить идею инклюзии в образовании, проникнуться и понять задачи, которые стоят перед педагогами, в частности в области предметов искусства.

А во время прохождения педагогической практики они вносят свой посильный вклад в рамках профильной подготовки, наблюдают за образовательным процессом в инклюзивных и специализированных образовательных организациях Республики Башкортостан, таких как: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 35 «Сказка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан; ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; Уфимская коррекционная школа-интернат № 28 для слепых и слабовидящих обучающихся;Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 68» городского округа город Уфа Республики Башкортостан; Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Салаватский колледж образования и профессиональных технологий» г. Салават Республики Башкортостан и др.

Представляет интерес для студентов и сотрудничество вуза с Инклюзивным Центром семьи и детства «МЫ ВМЕСТЕ», реализуемого Региональной общественной организацией «СоДействие» Республики Башкортостан начиная с сентября 2014 г. при поддержке Администрации ГО г. Уфа и Благотворительного фонда «Урал». В рамках деятельности Центра внимание студентов привлекли такие программы, как: инклюзивные группы «Я и мама» для детей от 0 до 2 лет; адаптационные группы для детей с ОВЗ от 1 года до 4 лет; творческие групповые и индивидуальные занятия для детей от 2,5 лет до 18 лет (танцы, театр, кулинария, ЛФК) с привлечением логопеда, дефектолога, психолога, педагога по творчеству; консультации и просвещение родителей узкими специалистами; группы подготовки к школе детей с особыми образовательными потребностями; тренировочные мастерские для детей с ограниченными возможностями здоровья и т.д.

Учитывая методологические подходы в инклюзивном образовании, изученный практический опыт образовательных организаций, формы интерактивной работы на занятиях в педвузе, студенты музыканты и хореографы в дальнейшем активно начинают использовать технологии музыкотерапии, вокалотерапии, сказкотерапии, имаготерапии, танцетерапии в работе с детьми, имеющими ограничения здоровья. При выстраивании профессионального образования студенты настраиваются на значимость учета реалий времени и потребности понимания проблемы взаимодействия между учащимися поколения Z и педагогами [10, 11]. При этом они усваивают истину в инклюзивном образовании: «если ребенок не может оправдать ваши ожидания, то меняйте ожидания, а не ребенка»[12, с. 57].

Вывод. Таким образом, результаты проведенного исследования в рамках профессиональной подготовки студентов к практической деятельности позволили сделать следующие выводы: готовность будущего педагога к работе в режиме инклюзивного образования в области предметов искусства заключается в его способности понять проблемы каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выстроить целеполагание, реализовать, скорректировать и получить результат: творческий полет ребенка, значит, и самого педагога. Важно знать и помнить, что учитель в области предметов искусства – профессия творческая, а его ученик должен стать такой же творческой личностью, как и его наставник, который в совместной творческой деятельности может преобразить и осветить окружающий мир своих подопечных. Тому немало примеров на практике.

Исходя из сказанного, следует отметить, что овладение будущим педагогом необходимыми компетенциями должно быть культуросообразным с присутствием составляющей, которая поможет ему понять, что для таких детей обучение средствами искусства – оптимальная возможность не только и не столько обучения, сколько социализации и формирования их социальной успешности. Культура – сложное жизненное явление, включающее в себя многие составляющие, в том числе и социализацию, определяющую понимание человеком многообразия мира как ценности и определение своего места в нем. При этом культурная социализация происходит в процессе образования как универсальной системы, основанной на целеполагании, организационных процессах, ориентированных на конкретный результат. Еще в процессе профессиональной подготовки будущие педагоги должны быть сами включены в активную созидательную художественную деятельность, которая позволит им освоить необходимые знания, умения, навыки и компетенции для работы с обучающимися самой разной категории в рамках инклюзивного образования в процессе обучения предметам искусства и организации внеурочной/внешкольной предметной или воспитательной деятельности в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования детей и подростков.

Вместе с тем следует заметить, что учебно-методическое и программное оснащение применения авторского подхода в подготовке будущих учителей предметов искусства к работе в режиме инклюзивного образования требует своего совершенствования и доработки, учета потенциала каждого студента в отдельности, его личных интересов, потребностей и возможностей, что позволит не только актуализировать качественную профессиональную подготовку педагогов искусства, но и пополнить научный и методический фонд вуза в рассматриваемой области реализации образовательного процесса: участие студентов в разных научно-практических конференция, олимпиадах, вебинарах, мастер-классах на базе инклюзивных образовательных организаций, профессиональных конкурсах, научно-исследовательских проектах, грантах, через написание научно-методических статей, курсовых, выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.

Все это позволит будущим учителям общеобразовательной школы по предметам искусства в дальнейшем успешно реализовывать себя в практике инклюзивного образования на основе комплексности, целенаправленности, системности и творчества. Ведь именно им предстоит в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования определять приемы артпедагогики, учитывая возраст своих подопечных, их индивидуальные особенности и возможности, уровень подготовленности по учебному предмету. Лишь результативность такой работы учителя-практика может говорить о его мастерстве, которому мы начинаем обучать будущих педагогов еще со студенческих лет.