Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPLEMENTATION OF AN ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAM "PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL TRANSFORMATION": THE EXPERIENCE OF THE

Kotsuba M.L. 1 Osipova S.I. 2
1 KGAOU DPO "Khabarovsk Regional Institute for the Development of Education named after K.D. Ushinsky"
2 Siberian Federal University
Modern socio-economic conditions, characterized by uncertainty, instability, and complexity, determine the change of educational paradigms and new requirements for its staffing. This article examines the actual problem of professional development of teachers in the system of additional professional education, which adequately corresponds to the challenges and transformations of modern education, which determine the need to expand the competencies of teachers for professional activities in specialties in demand by the future, and the requirements for skills of the XXI century. The purpose of the study is to determine the substantive and procedural-activity changes in the traditional system of professional development of teaching staff as subjects of the educational process, ensuring the professional and personal development of the teacher. The traditional methods of pedagogical research were used, including the analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem, the regulatory framework defining the requirements for modern education, a pedagogical experiment on the implementation of the developed professional development program, methods of mathematical statistics in processing the results of a pedagogical experiment. As a result of the research, an additional professional development program was developed and implemented. The results obtained allow us to conclude that the content of the program helps to compensate for the deficits of professional activity of teachers, as well as expands new competencies, skills of the XXI century, the functionality of the teacher of the future in the field of professional activity due to personal development. The completed study offers a variant of the program of additional professional education for teachers, ensuring their professional and personal development in accordance with the challenges of the present by compensating for identified individual deficits, mastering new competencies relevant to the professional activities of teachers in accordance with the specializations of the future. The expediency of a modular presentation of the content of teacher training, the use of the principle of practice-oriented, active forms of learning has been experimentally proved.
additional professional education
additional professional program
professional and personal development of teachers
professional deficits
new competencies
specializations of the future
skills of the xxi century

Преобразования, происходящие во всех сферах общества, в том числе и в образовании, являются многоплановыми. К ним относятся многоуровневость и многоступенчатость образования; гибкость, открытость и вариативность образования; поликультурный характер и этнорегиональную направленность образования; непрерывность образования. При этом главной фигурой образовательного процесса становится педагог, способный совершенствовать имеющиеся и осваивать новые компетенции в области профессионального и личностного развития [1]. Это приводит к необходимости разработки нового содержания, форм, технологий обучения при повышении квалификации в дополнительном профессиональном образовании.

Анализ научной литературы и синтезированное определение позволило установить формат обучения, исходя из определения феномена профессионально-личностного развития педагогов.

Под профессионально-личностным развитием педагогов понимается процесс, ориентированный на качественное преобразование профессиональной деятельности в соответствии с выявленными дефицитами согласно требованиям профессионального стандарта, а также с современными вызовами, определяющими расширение компетенций для профессиональной деятельности по специальностям, востребованным будущим, и требованиям к навыкам XXI века [2].

Определенное таким образом профессионально-личностное развитие педагогов в дополнительном профессиональном образовании предполагает цель исследования – определение содержательных и процессуально-деятельностных изменений в традиционной системе повышения квалификации педагогов как субъектов образовательного процесса и решение трех задач:

- выявление индивидуальных дефицитов профессиональной деятельности педагогов для их устранения в процессе повышения квалификации;

- ориентация повышения квалификации педагогов на опережающее профессионально-личностное развитие согласно навыкам XXI века;

- освоение педагогами специализаций будущего согласно «Атласу новых профессий».

Решение обозначенных задач в повышении квалификации дополнительного профессионального образования возможно только при использовании нового содержания, форм, методов, средств и технологий обучения, адекватных поставленной цели [3-5].

Материал и методы исследования

Методологический базис проведенного исследования определен использованием системного, деятельностного, личностно ориентированного компетентностного подходов. В исследовании использовались традиционные методы педагогического исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовой базы, определяющей требования к современному образованию; педагогический эксперимент по реализации разработанной программы повышения квалификации, методы математической статистики при обработке результатов педагогического эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение

Сказанное определяет потребность в разработке дополнительной профессиональной программы повышения квалификации. Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», Приказу № 499 дополнительные профессиональные программы направлены на совершенствование компетенций в области профессиональной деятельности в соответствии с профессиональными стандартами или квалификационными требованиями, указанными в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих [6; 7].

Исследование проведено в рамках повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций на базе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития образования» (далее – Институт).

Для разработки дополнительной профессиональной программы были привлечены сотрудники кафедры менеджмента в образовании Института и кафедры фундаментального естественно-научного образования ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».

Опора на личностно ориентированный и андрагогический подходы позволила учитывать специфические особенности педагога как субъекта образовательного процесса, взрослого слушателя – педагога.

По мнению многих исследователей, взрослый слушатель – это взрослый человек, с образовательными потребностями, желающий совершенствовать профессиональные компетенции, необходимые для деятельности и личностного развития [8; 9].

Предварительным этапом повышения квалификации педагогов является входная диагностика, направленная на выявление профессиональных дефицитов педагогических работников образовательных организаций Хабаровского края в соответствии с Профессиональным стандартом в форме онлайн-опроса в системе дистанционного обучения https://mood.ippk.ru.

Диагностика позволила определить проблемные вопросы в профессиональной деятельности педагогов, такие как использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; оценивание образовательных результатов; проектирование и реализация воспитательных программ; разработка и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО/ООО/СОО [10].

Взрослый педагог – слушатель, деятельностный человек, имеющий знания, навыки, умения и опыт. Он – взрослый педагог – слушатель имеет возможность осознанного выбора в обучении. Выбор слушателя начинается с информационной образовательной среды, где происходит выбор дополнительной профессиональной программы. В информационной среде, на портале образования Хабаровского края, расположена информация об образовательной деятельности в Институте: «План-график профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образовательных организаций Хабаровского края», «Расписание», «Профессиональная переподготовка», «Повышение квалификации», «Программы Федерального реестра», «Витрина программ ДПО». С помощью этой информации слушатели-педагоги делают осознанный выбор, изучают план-график, аннотации программ, выбирают программу и проходят регистрацию через личный кабинет в системе дистанционного обучения https://mood.ippk.ru для прохождения обучения в дополнительном профессиональном образовании.

Разработанная дополнительная профессиональная программа «Профессионально-личностное развитие педагога в условиях трансформации образования» предназначена для педагогических работников образовательных организаций. При разработке Программы принимали во внимание выявленные профессиональные дефициты педагогов с учетом требований профессионального стандарта «Педагог», а также современные вызовы, позволяющие расширить компетенции, ориентированные на формирование у педагога специализации будущего в соответствии с «Атласом новых профессий» [11].

Программа содержит три модуля, трудоемкость – 144 часа. Разработанная Программа включает инвариантные модули: «Система опережающего образования в интересах устойчивого развития», «Развитие интеллектуальных способностей педагога в соответствии с навыками XXI века» и вариативный модуль «Индивидуальные образовательные траектории профессионального развития педагогов».

Реализация модульной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Профессионально-личностное развитие педагога в условиях трансформации образования» осуществлялась на базе КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» и стажировочной площадки КГАНОУ «Краевой центр образования» с участием лидеров образования, победителей и призеров конкурсов профессионального педагогического мастерства, профессорско-преподавательского состава Института и организаций высшего образования: Педагогический институт ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».

Содержание первого модуля Программы - «Система опережающего образования в интересах устойчивого развития» - позволило педагогам освоить идеи и принципы опережающего образования в интересах устойчивого развития, включая знания о триединой концепции устойчивого развития; об опережающем образовании для устойчивого развития; о возможности обучения на протяжении всей жизни; о специализациях будущего в педагогической области «Разработчик образовательных траекторий», «Распаковщик/упаковщик образовательного контента», «Тренер коллективных компетенций», «Специалист по образу будущего ребенка», «Экопроповедник» [11].

Во втором модуле - «Развитие интеллектуальных способностей педагога в соответствии с навыками XXI века» - содержание было направлено на развитие интеллектуальных способностей педагога в соответствии с навыками будущего. В ходе изучения модуля конкретизировались такие понятия, как «актуальность навыков XXI века», «интеллектуальные способности педагога в соответствии с навыками XXI века»; приведены в соответствие характеристики навыков XXI века; выполнялись практико-ориентированные задания, направленные на развитие коммуникации, коллаборации, креативного и критического мышления; осуществлялась рефлексия педагогов в форме обратной связи с помощью виртуальной интерактивной доски padlet.

Согласно содержанию третьего модуля Программы - «Индивидуальные образовательные траектории профессионального развития», раскрывающего вопросы, связанные с общепедагогическими функциями Профессионального стандарта: обучение, воспитание и развитие, выстраивалась индивидуальная образовательная траектория педагогов в соответствии с ранее выявленными профессиональными дефицитами, направленная на их удовлетворение.

Результатом освоения педагогами Программы стал разработанный и представленный каждым на итоговой аттестации проекта «Сценарий профессионально-личностного развития педагога с учетом опережающего образования для снятия профессиональных дефицитов» в соответствии с образовательным запросом.

Ко всем модулям Программы в цифровой образовательной среде, в системе дистанционного обучения https://mood.ippk.ru, в разделе «Курсовая подготовка» размещались дополнительные информационные материалы: нормативно-правовые документы, презентационные материалы, монографии, методические рекомендации, гиперссылки, онлайн-лекции, позволяющие слушателям-педагогам осваивать самостоятельно отдельные разделы Программы.

В соответствии с деятельностным подходом в ходе реализации Программы использовались активные технологии обучения, среди них тренинги, образовательные квесты, игровые технологии, дискуссия, мозговой штурм, проектная деятельность, направленные на профессионально-личностное развитие педагогов: социализацию личности, формирование умения сотрудничества, командных навыков работы; развитие критического мышления, когнитивных творческих процессов, коммуникативных навыков, находить и работать с информацией, управлять проектами.

Мониторинг процесса реализации дополнительной профессиональной программы «Профессионально-личностное развитие педагога в условиях трансформации образования» в дополнительном профессиональном образовании позволил выявить результаты, касающиеся профессионально-личностного развития педагогов по уровням и компонентам.

Сводные данные, характеризующие уровни развития мотивационного, универсального, профессионально-базового и специально-опережающего компонентов профессионально-личностного развития педагогов на начало и окончание эксперимента для экспериментальной группы, представлены графически (табл.).

Сводные данные по мотивационному, универсальному, профессионально-базовому, специально-опережающему компонентам профессионально-личностного развития педагогов

Компоненты профессионально-личностного развития

Этапы эксперимента

Уровни

 

Низкий, %

Средний, %

Высокий, %

 

Мотивационный

Начало

41,1

47,1

11,8

 

Внутренняя мотивация

 

Окончание

0

70,6

29,4

 

Внутренняя положительная мотивация

Начало

35

55

10

 

Окончание

0

65

35

 

Внешняя отрицательная мотивация

Начало

28,6

71,4

0

 

Окончание

0

85,7

14,3

 

Универсальный

Начало

75,7

14,9

9,4

 

Окончание

0

63,6

36,7

 

Профессионально-базовый

Начало

55,2

32,6

12,2

 

Окончание

0

76,4

23,6

 

Специально-опережающий

Начало

63,6

28,2

8,2

 

Окончание

0

66,4

33,6

 

Анализ таблицы показывает, что в экспериментальной группе произошло увеличение показателей среднего и высокого уровней по мотивационному, универсальному, профессионально-базовому, специально-опережающему компонентам профессионально-личностного развития педагогов в дополнительном профессиональном образовании.

Для выявления отношения педагогов, прошедших повышение квалификации по Программе, к содержанию и организации образовательного процесса проводилось анкетирование слушателей. Анализ выходных анкет слушателей Программы показал высокую удовлетворенность организацией и содержанием курсов повышения квалификации.

На вопрос «Оцените актуальность, научность, новизну материалов курсов» слушатели ответили (от 1 до 5): 1 – 0 чел.; 2 – 0 чел.; 3 – 0 чел.; 4 – 6 чел. (13,6%); 5 – 38 чел. (86,4%). Таким образом, слушатели оценили высоко «актуальность, научность, новизну материалов курсов», что составило 86,4%.

Следующий вопрос касался качества практических занятий (мастер-классы, деловые игры, проектная деятельность и другое). Слушатели ответили следующим образом (от 1 до 5): 1 – 0 чел., 2 – 0 чел., 3 – 4 чел. (9,1%), 4 – 11 чел. (25%), 5 – 29 чел. (65,9%). По мнению респондентов, практические занятия (мастер-классы, деловые игры, проектная деятельность и другое) проведены качественно, наивысшая оценка «5», что составляет 65,9%.

На следующий вопрос «Что Вы испытываете при завершении курсов повышения квалификации?» слушатели ответили: творческий подъем – 34 чел. (77,3%), ощущение удовлетворенности – 10 чел. (22,7%), сожаление из-за потраченного впустую времени – 0 чел., другое – 0 чел. Итак, при завершении курсов повышения квалификации слушатели испытывают творческий подъем - 77,3%.

На вопрос «Укажите уровень совершенствования своих компетенций по итогам обучения» слушатели ответили: повысил свой уровень значительно – 40 чел. (90,9%), незначительно повысил свой уровень – 4 чел. (9,1%), вообще не повысил свой уровень – 0 чел., затрудняюсь в ответе – 0 чел. Таким образом, по итогам обучения слушатели повысили уровень компетенций значительно – 90,9%.

При ответе на вопрос «Укажите степень Вашей удовлетворенности курсами повышения квалификации в целом (выберите нужный балл)» слушатели оценили: 1 – низкий – 0 чел., 2 – ниже среднего – 0 чел., 3 – средний – 2 чел. (4,5%), 4 – высокий – 15 чел. (34,1%), 5 – очень высокий – 27 чел. (61,4%). Итак, слушатели указали высокую степень удовлетворенности курсами повышения квалификации в целом – 61,4%.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что слушатели Программы показали высокую степень удовлетворенности организацией и содержанием курсов повышения квалификации.

Заключение

Таким образом, результаты исследования подтверждают эффективность реализации дополнительной профессиональной программы, определены количественные и качественные показатели по компонентам к профессионально-личностному развитию педагогов. Дополнительная профессиональная программа в рамках исследования позволила педагогам компенсировать дефициты профессиональной деятельности, а также освоить новые компетенции, навыки XXI века, роли педагога будущего в области профессионального и личностного развития в дополнительном профессиональном образовании.