Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USE OF LABORATORY BENCH FOR STUDY OF EFFICIENCY OF ADIABATIC IRRIGATION CHAMBERS OF DIFFERENT DESIGNS AS A MEANS PRACTICE-ORIENTED TRAINING

Sibgatullin N.F. 1 Safiullin R.G. 1 Akhmerova G.M. 1
1 Kazan State Architectural University
A stand manufactured and installed in the KGASU laboratory for studying the effectiveness of adiabatic spray chambers of different structures can be used in the educational process to train bachelors in the training profiles «Engineering life support systems in building construction» (the direction of preparation of the 08.03.01 Construction), «Construction and operation of heat power and heat engineering facilities» (the direction of preparation of the 13.03.01 Heat power and heat engineering), and also when conducting research work. When carrying out laboratory work in the discipline «Air conditioning and cold supply», the student can use his theoretical knowledge for practical application in real engineering systems. Students have the opportunity to familiarize themselves with the features of the spray chamber during the cold and warm periods of the year and gain experience in practical work on a modern installation. Description is given of the design and operation of a laboratory bench for heat and moisture treatment of air, on which experimental studies can be carried out to assess the effectiveness of water sprayers for humidifying air flow and comparative analysis of interfacial surface formation methods. The study considers options for using a bench for experimental studies aimed at evaluating the effectiveness of spray chambers with various types of sprayers: hydraulic nozzles or porous rotating atomizers. It is concluded that the use of the created laboratory stand in the educational process contributes to the acquisition of applied knowledge, the organization of independent research activities, and improving the quality of student training.
irrigation chamber
humidification of air
practice-oriented approach

Согласно исследованиям [1], все более актуальной становится задача по формированию у обучающихся навыков, позволяющих им использовать теоретические знания в реальных инженерных системах. В последние годы нехватка оборудования для проведения лабораторных экспериментов была серьезной проблемой в высшем образовании. Анализ концепции реализации современного лабораторного практикума в педагогической литературе [2, 3, 4] показал актуальность использования практико-ориентированного подхода. Так, в курсе «Кондиционирование воздуха и холодоснабжение» студенты КГАСУ по профилям подготовки «Инженерные системы жизнеобеспечения в строительстве зданий» (направление подготовки 08.03.01 Строительство), «Строительство и эксплуатация объектов теплоэнергетики и теплотехники» (направление подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника) проводят исследования эффективности проектных решений обработки воздуха на действующем центральном кондиционере с рециркуляцией воздуха, где в зависимости от конкретных условий требуемого тепловлагообмена используется комбинация фреонового воздухоохладителя и модуля сотового увлажнителя с орошаемым слоем [5, 6].

У студентов КГАСУ также есть возможность проводить комплекс занятий с «контактным тепломассообменным модулем» приточной установки, где в качестве основного блока выступает камера орошения. На действующей установке студентам можно показать, что форсуночные камеры орошения энергетически более эффективны в плане получения максимальной поверхности непосредственного контакта капель воды и воздуха при наименьшем аэродинамическом сопротивлении самой камеры [7, 8, 9]. Кроме того, имеется возможность наглядно показать универсальность камер орошения, так как в них могут проводиться как изоэнтальпические (адиабатические), так и политропические процессы. Например, в теплый период года в камере орошения воздух охлаждается и осушается за счет использования холодной воды с температурой ниже температуры точки росы воздуха. В холодный период в камере орошения воздух увлажняется в изоэнтальпическом режиме при распыливании оборотной воды, имеющей температуру мокрого термометра воздуха.

На теоретических занятиях в первую очередь студентов знакомят с изоэнтальпическим режимом камеры орошения распылительного типа. Указывается, что для оценки КПД при работе в этом режиме используют коэффициент адиабатической эффективности Eа, отражающий отношение в процессе температур воздуха по сухому термометру t1 и t2 соответственно на входе в камеру орошения и на выходе из нее – к температуре воздуха по мокрому термометру tм1

.

Фактически коэффициент Eа характеризует степень завершенности процесса изоэнтальпического увлажнения воздуха (с охлаждением) в контактной зоне аппарата. При этом коэффициент эффективности Eа зависит от массовой скорости воздуха и коэффициента орошения В. Коэффициент орошения В определяется как отношение массового расхода воды к массовому расходу воздуха.

Особое внимание студентов обращается на то, что для достижения эффективной обработки воздуха в крупных адиабатических камерах орошения рекомендуется использовать незасоряемые высокопроизводительные форсунки с большим диаметром выходного отверстия. Широкофакельные тангенциальные форсунки обладают такими характеристиками [10], они имеют диаметр сопла 5–7 мм и создают сплошной плоский капельный факел с углом конусности более 160 градусов. Однако из-за высокой полидисперсности факела распыла в объеме камеры орошения с такими форсунками испаряются только мелкие капли размером до 20–50 мкм, что составляет лишь 20–30% от общего расхода воды на распыление. Крупные же капли не успевают испариться, собираются в поддоне камеры для повторного распыления. Поэтому в крупных адиабатических камерах необходима интенсивная циркуляция воды, чтобы обеспечить достаточный коэффициент орошения, который может достигать значений В =2 и более.

Вместо широкофакельных форсунок в распылительных камерах компактных приточных установок, работающих в адиабатическом режиме, нужно использовать мелкодисперсные гидравлические форсунки низкого давления [11]. Факел распыла у них более однородный, с существенным преобладанием быстро испаряющихся мелких капель, что важно для целей увлажнения воздуха. При этом не требуются большие значения коэффициента орошения В. Форсунки такого типа из-за большой дальнобойности факела при угле конусности 60–70° устанавливают на верхней стенке камеры либо в выходном сечении камеры с распылом навстречу воздуху.

Наиболее эффективны для применения в камерах орошения пористые вращающиеся распылители (ПВР), создающие практически монодисперсный факел распыла. Конструкция и схема работы ПВР показаны на рисунке 1.

Рисунок 2 Рис 2-1

Рис. 1. Схема ПВР и режимы каплеобразования: а – капельный; б – струйный; w – угловая скорость вращения; dк – диаметр капель; dк – диаметр зерна пористого материала ПВР

Распылитель в виде полого цилиндра, имеющего толщину стенки d, выполнен из пористого материала, который получен методом спекания из одноразмерных зерен dз. При вращении с угловой скоростью w во внутреннюю полость распылителя подается вода, которая под действием центробежной силы фильтруется сквозь пористую стенку и в виде капель и струй диаметром dк сбрасывается с зерен на его внешней поверхности. Так как зерна близки по геометрии и размерам, то и капли получаются практически одноразмерными. При окружных скоростях вращения свыше 20 м/с отношение диаметров наиболее крупных капель к самым мелким в распыле составляет . У ПВР с размером зерен материала мкм формируется равномерный факел распыла с каплями диаметром dк ~ 20–30 мкм. Все эти характеристики ПВР позволяют управлять дисперсностью за счет скорости вращения и максимально интенсифицировать процесс увлажнения в адиабатических аппаратах, таких как камера орошения.

Студенту необходимо знать описанные выше характеристики разных типов распылителей для правильного расчета и конструирования камер орошения приточных установок вентиляции и кондиционирования воздуха. Особенно важно дать ему возможность проводить самостоятельные экспериментальные исследования по определению влияния дисперсности факела распыла и геометрии расположения распылителей на эффективность управляемых тепломассообменных процессов при обработке воздуха.

Цель исследования

Целями данной работы являются определение возможности использования в учебном процессе лабораторного стенда для экспериментальной оценки эффективности тепломассообменных процессов и разработка содержания практико-ориентированного лабораторного практикума по дисциплине «Кондиционирование и холодоснабжение», в котором студенты получат возможность определять эффективность камер орошения с диспергаторами разных типов: с широкофакельными и гидравлическими форсунками низкого давления, пористыми вращающимися распылителями. Характеристики тепломассообмена между воздухом и каплями воды предлагается изучать на лабораторном стенде с изменяемой схемой расположения распылителей. Конструкция камеры орошения позволяет исследовать целый ряд управляемых процессов обработки воздуха благодаря многорядной установке распылителей и наличию системы регулирующих клапанов на линии питания, позволяющих в широком диапазоне управлять расходом и дисперсностью распыляемой воды.

Таким образом, посредством использования прикладного характера лабораторного практикума предлагается практико-ориентированный подход при применении специализированного лабораторного стенда.

Материал и методы исследования

Для имитации основных процессов тепломассообмена используется лабораторный стенд, схема которого показана на рисунке 2. Стенд содержит узел забора воздуха из помещения с клапаном 1, электрический воздухонагреватель 2, вентилятор 3, камеру орошения 4 с поддоном 5. Перед камерой орошения 4 смонтирован воздухораспределитель 6 для выравнивания воздушного потока после вентилятора. Отделение неиспарившихся капель воды производится в каплеуловителе 7, установленном на выходе из камеры орошения. Он защищает от проникновения мельчайших капель в приточный воздуховод 8.

 

Рисунок УСТАНОВКИ 2

Рис. 2. Схема лабораторного стенда для испытаний эффективности тепломассообменных процессов в камере орошения (вариант с гидравлическими форсунками низкого давления)

Вода из мерной емкости 11 насосом 13 подается к распылителям 9. Насос 14 удаляет воду из поддона 5 в мерную емкость 15. Количество обрабатываемого воздуха G, его температура t1 и относительная влажность j1 на входе в оросительную камеру, а также температура за камерой (в воздуховоде) t2 регистрируются в контроллере 10. Расход воды на распыление W варьируется включением разного количества распылителей n и устанавливается с помощью ротаметра 12, тарированного объемным методом.

В зависимости от способов образования межфазной поверхности и исследуемой распылительной системы на съемной крышке камеры могут быть смонтированы различные типы распылителей, указанные выше. Так, конструкция лабораторного стенда дает возможность испытать несколько систем распыления (рис. 3):

 

Рис. 3. Схемы расположения распылителей на лабораторной установке при исследованиях эффективности работы камеры орошения на основе: а – мелкодисперсных гидравлических форсунок; б – широкофакельных тангенциальных форсунок; в – ПВР

– систему распыления на основе мелкодисперсных гидравлических форсунок с направлением факела распыла «сверху вниз» (рис. 3а);

– систему распыления с широкофакельными форсунками, расположенными на вертикальных стояках в два ряда (рис. 3б). Распылять воду можно по направлению потока воздуха – «прямоток», против направления воздуха – «противоток», а также этими двумя способами – «смешанный режим»;

– систему распыления на основе одного ряда ПВР или двух (рис. 3в).

Все указанные системы распыления позволяют управлять процессами адиабатного увлажнения воздуха, в результате которых непосредственно после камеры орошения можно получить приточный воздух с требуемой температурой по сухому термометру tП при постоянной фиксированной температуре по мокрому термометру tм (процесс К-П на рисунке 4а). Точкой К обозначены параметры воздуха после первой ступени подогрева; точкой П – конечные параметры воздуха после камеры орошения.

 

а) б)

Рис. 4. I-d диаграмма процесса адиабатной обработки воздуха: а – при управляемом распылении; б – при полидисперсном распылении

Управляемые адиабатные процессы качественно отличаются от способа «регулирования влажности воздуха по точке росы» (рис. 4б), используемого в большинстве центральных кондиционеров, так как не требуют второй ступени подогрева. Постоянную температуру воздуха по мокрому термометру могут поддерживать датчики температуры, устанавливаемые в поддоне камеры орошения, которые воздействуют на устройства, изменяющие расход теплоносителя в теплообменнике первого подогрева.

Следует отметить, что верхнее расположение форсунок в предлагаемой конструкции камеры орошения представляется наиболее удачным решением, при котором поперечное сечение камеры свободно от распределительных коллекторов, а сами форсунки доступны для обслуживания при их компактном размещении на откидной крышке камеры.

Результаты исследования и их обсуждение

Как было отмечено ранее, использование лабораторного стенда при изучении дисциплины «Кондиционирование воздуха и холодоснабжение» дает возможность применять практико-ориентированное обучение в вузе.

При проведении лабораторных работ с каждой из представленных на рисунке 3 схем студенты снимают показания с контроллера 10 и заносят их в журнал испытаний (пример заполнения журнала приведен в таблице). Выполняя работу, студенты определяют температуру мокрого термометра tм1 построением процесса обработки воздуха на I-d диаграмме, учитывая интенсивность подачи воды и воздуха в каждом эксперименте. Результаты расчетов коэффициентов B и Еа также заносятся в таблицу измерений. После завершения расчетов делается вывод об эффективности работы камеры в исследованном режиме.

Журнал для разного числа подключенных мелкодисперсных гидравлических форсунок n

Расход

воздухаG,

кг/ч

n

Показания

ротаметра

Расход

воды

W, кг/ч

Коэфф. орошения В, кг/кг

Параметры обрабатываемого воздуха

Адиабатн.

коэфф.

Еа

Вход в камеру

Выход из камеры

t1, °C

j1.%

tм1 ,°C

t2, °C

1800

1

24

20,17

0,0112

25,3

40,0

16,35

20,5

0,54

1800

2

29

24,37

0,0135

24,3

44,7

16,38

16,6

0,97

1800

3

34

28,57

0,0159

24,3

44.7

16,38

16,5

0,98

1710

1

24

20,17

0,0118

25,0

42,3

16,52

19,2

0,68

1710

2

29

24,37

0,0143

24,5

44,7

16,54

16,8

0,97

1710

3

33

27,73

0,0162

24,3

45,3

16,48

16,6

0,98

1620

1

24

20,17

0,0125

24,8

42,5

16,40

18,3

0,77

1620

2

29

24,37

0,015

24,3

44,2

16,30

16,7

0,95

1620

3

33

27,73

0,0171

24,3

45,7

16,54

16,6

0,99

1530

1

24

20,17

0,0132

24,7

42,8

16,86

18,4

0,8

1530

2

29

24,37

0,0159

24,3

45,8

16,56

16,8

0,97

1530

3

31

26,05

0,017

24,2

45,7

16,46

16,5

0,99

1440

1

24

20,17

0,014

24,5

43,8

16,39

17,8

0,83

1440

2

27

22,69

0,0158

24,1

46,8

16,56

16,7

0,98

1440

3

31

26,05

0,0181

24,1

46,5

16,52

16,6

0,99

1350

1

24

20,17

0,0149

24,4

44,9

16,49

17,5

0,87

1350

2

27

22,69

0,0168

24,0

47,1

16,53

16,7

0,98

1350

3

31

26,05

0,0193

23,9

45,3

16,16

16,2

0,99

1260

1

24

20,17

0,016

24,2

45,2

16,38

17,2

0,9

1260

2

27

22,69

0,018

23,8

48,5

16,60

16,8

0,97

1260

3

31

26,05

0,0207

23,9

47,1

16,45

16,5

0,99

1170

1

24

20,17

0,0172

24,1

46,8

16,56

16,9

0,95

1170

2

27

22,69

0,0194

23,6

50,0

16,67

16,8

0,98

1170

3

31

26,05

0,0223

23,7

48,3

16,48

16,5

1

 

Рис 4 Графики

Рис. 5. Зависимость коэффициента адиабатной эффективности Еа от коэффициента орошения В при разном количестве рядов включенных мелкодисперсных гидравлических форсунок

Результаты испытаний студенты также представляют графически, в частности в виде зависимости коэффициента Еа от коэффициента В и числа рядов форсунок (рис. 5). На основе анализа таблицы измерений и полученной зависимости студенты определяют, что для данной конструкции оросительной камеры коэффициент B находится в пределах от 0,01 до 0,024. Следовательно, камера орошения относится к камерам малой интенсивности. Диапазон значений В, в котором Еа меняется сильнее всего, достаточно широк (от 0,01 до 0,019), что позволяет использовать первый ряд форсунок при необходимости прецизионного изменения влажности в холодный период года. При включении второй и третьей дополнительных линий форсунок коэффициент Еа приближается к единице и незначительно зависит от коэффициента орошения В. Таким образом, студенты могут сделать вывод, что в адиабатической камере орошения с 2 и 3 работающими рядами форсунок можно осуществлять любые процессы обработки воздуха, включая испарительное охлаждение.

Во время проведения лабораторной работы студенты наглядно получают знания о том, что важным преимуществом управляемых процессов в системах вентиляции и кондиционирования воздуха является экономия тепловой энергии в холодный и переходный периоды года, которая достигается благодаря возможности поддержания в обслуживаемых помещениях допустимых нормами параметров воздуха при минимальных значениях энтальпии и относительной влажности (т.е. при j=30%). Студенты также делают вывод о том, что при применении прямоточных систем с управляемым распылением определенная экономия достигается за счет меньшей поверхности нагрева, так как нет необходимости в теплообменниках второго подогрева.

Заключение

Созданный лабораторный стенд позволяет проводить экспериментальные исследования по оценке эффективности оросительных камер с различными типами распылителей, например форсунками или ПВР. Проведенный анализ использования лабораторного стенда подтверждает эффективность его применения при практико-ориентированном подходе в образовательном процессе. Лабораторный стенд может быть использован в учебном процессе при изучении дисциплины «Кондиционирование и холодоснабжение», а также при проведении научных исследований в рамках магистратуры по программе подготовки «Системы теплогазоснабжения и вентиляции».