Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRANSFORMATION OF RUSSIAN EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF “NEW ESTATES”

Privalov N.G. 1 Bashmakova N.I. 2
1 The Russian State University of Justice
2 Russian state University justice
The article is devoted to the problem of transformation of Russian education in the XXI century in connection with the problem of formation of new estates. It is pointed out that Russia's withdrawal from the Bologna educational system actualizes the need to generate a new national system of Russian education. It is stated that there is a crisis of liberalism as a manifestation of a new systemic crisis. In the created conditions there is a need for a new ideology of education, built on patriotism, traditional culture and modern achievements of science. The article suggests the idea of the expediency of the development of specialization of education in high school and at subsequent levels of vocational education in the conditions of the new educational policy of the state. The article focuses on the importance of developing such specialization that would contribute to the formation of new estates - intellectuals, workers, farmers, military, merchants and clergy. The article presents the results of content analysis conducted by the authors on the materials of publications on this problem, which allows us to judge about the relevance of the stated research topic. It is pointed out that the new prospects of Russian education are associated with laying the foundations of a new ideology. The importance of education as a means of forming human capital of Russia and the need to develop relevant models of education taking into account the strategy of state policy of the Russian Federation in the context of education transformation in the XXI century is noted.
bologna system
new estates
specialization of education
patriotic ideology of education
e-education

Трансформация образования в России в XXI веке обусловлена разными обстоятельствами, в том числе вхождением, а затем и выходом из Болонской образовательной системы. На сегодня актуальным является вопрос о создании новой национальной системы образования. Министерство образования и науки отмечает, что такая система должна стать «уникальной, а в ее основу заложат интересы экономики страны и максимальные возможности для студентов» [1], что свидетельствует об отказе от официальной либеральной политики, проводившейся в ходе последних 30 лет. В связи с этим становятся актуальными исследования по разработке новых образовательных стандартов и моделей, адекватных для новой России и современных реалий. Кризис российской системы образования является закономерным явлением как отражение нового системного кризиса. Первый системный кризис в постсоветский период произошел в 90-е годы прошлого века, когда в ходе перехода к смешанной модели экономики кризис охватил все сферы нашего общества: экономику, политику, управление, духовность и т.п. Сейчас назревает кризис рыночной системы и идеологии либерализма. Некоторые исторические этапы своего развития Россия вынуждена проходить ускоренными темпами, чтобы не отстать от передовых держав и, главное, не потерять свою независимость и суверенитет.

В идеологическом плане наиболее острая борьба происходит между либеральной моделью, подпитываемой техническим прогрессом и любовью потребителей к комфорту, с одной стороны, и национально-патриотическими консервативными течениями, указывающими в качестве главного аргумента на глобальный кризис рыночной модели, истощение природных ресурсов и подрыв сущностных ценностей человечества (половую дифференциацию, естественное продолжение рода, сохранение традиционной семьи и религии и т.п.) – с другой. Следовательно, реформирование необходимо не только в сфере образования, но и во всей общественной системе. Недоразвитый капитализм в РФ уже практически исчерпал внутренние источники для своего развития. Это усиливается и внешней обстановкой, что требует серьезного государственного вмешательства с упором на национально-патриотическую идеологию и поддержку народа.

Анализ публикаций в РИНЦ, начиная с мая 2022 г., свидетельствует о том, что:

1) некоторые авторы продолжают изучение тенденций российского образования, порожденных Болонской системой, периодически используя термин «национальная система образования» в формально-территориальном, а не в суверенно-патриотическом смысле; 2) исследуется проблематика образования с учетом возрастного принципа, функциональной направленности, национально-региональной специфики образовательного процесса, истории развития системы образования и т.п.; 3) интересующая авторов проблематика изучается фрагментарно, в частности по следующей тематике: продолжение критики Болонского процесса [2]; анализ последствий исключения российских вузов из Болонского процесса, а также основных аспектов формирования отечественной системы образования, ориентированной на национальные интересы [3]; критика западных геополитических моделей, являющихся по сути интервенцией в нашу культуру и образование [4]; региональные аспекты системы образования в рамках общенациональной реформы [5]; необходимость патриотической идеологии в воспитании [6]; термин «сословия» применяется не только в традиционном историческом контексте, но и применительно к современности, о чем свидетельствует работа Юрасова И.А. и Юрасовой О.И. «Рабочий класс как сословие», опубликованной в журнале «Экономикс» (2014. № 1). Следовательно

Предметом исследования является кризис российской системы образования и проблема идеологии преподавания гуманитарных наук.

Цель исследования заключается в формулировке основных принципов создания сословной (социально-профессиональной) специализации образования, которая содействовала бы формированию новых сословий России.

Материал и методы исследования

Гипотеза исследования состоит в констатации кризиса позитивистской модели образования и предложении модели сословного образования.

Методологической основой статьи является нравственно-религиозный неоинституционализм, теоретически обоснованный в монографии «Третий путь России» [7] и использованный при разработке серии учебных изданий авторов. Используемые методы: системный, культурно-исторический, институциональный.

Результаты исследования и их обсуждение

Социальная структура в России нестабильна. Старые демографические группы (рабочий класс, крестьянство и трудовая интеллигенция) подверглись разрушению в ходе радикальной рыночной реформы. Внутри них стали формироваться новые – средний класс, «новые русские», бомжи и просто «живущие ниже черты бедности». Такое условное деление отражает не только разрыв в доходах, но и разрыв в образе жизни. Естественно, для стабильности общества требуется всемерное укрепление и расширение среднего класса, о чем писал еще Аристотель: «Только там, где в составе населения средние имеют перевеслибо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость» [8, с. 511]. Опираясь на данный тезис, можно утверждать, что основу среднего класса должны составлять социально-профессиональные группы. Отсюда понятна роль системы образования, которая заключается в зарождении и формировании таких групп – назовем их «новые сословия». Под сословиями авторы в данном случае понимают социально-профессиональные группы, имеющие особенности в своем формировании, системе образования, культуре и образе жизни.

Первейшее значение среди них должно принадлежать крупным сословиям: интеллигенции, рабочим, фермерам, военным, купцам и духовному сословию. Некоторые новые профессиональные группы (специалисты IT, риелторы, маркетологи и т.п.) существуют на стыке интеллигенции и рабочих. В настоящее время появилась уникальная возможность создать новую национальную систему образования, соединив в ней лучший опыт дореволюционного, советского и постсоветского образования России. Опираясь на уже данную авторами критику западной и электронной системы образования [9; 10], продолжим эту тему, связав ее с задачей формирования новых сословий. Предложения авторов вытекают из негативных побочных эффектов позитивистского образования и атеистического воспитания советского времени и опыта внедрения требований Болонского процесса в России.

При сохранении на уровне среднего образования принципа всеобщности, универсальности, дающего базовые знания для всех детей, в старших классах должна начинаться специализация, зависящая от территории проживания, типа населенного пункта, национальной принадлежности учащихся, культуры и менталитета местного населения.

Так, сословие фермеров, как и всякое другое, требует постоянного воспроизводства. Оно находится в особо тяжелом положении, т.к. деревня подвергается ударам уже около 100 лет, начиная с реформы П. Столыпина, разрушившей в том числе тысячелетнюю крестьянскую общину. Уничтожение мужского населения происходило в ходе мировых войн, Гражданской войны, насильственной коллективизации. Антикрестьянская политика Н.С. Хрущева обложила чрезмерными налогами личное подсобное хозяйство. Довершением процесса разрушения села стал роспуск колхозов и совхозов, насильственная и непродуманная фермеризация. Сельское население в течение ХХ века в России стремительно уменьшалось. Если в 1914 г. сельское население в России в ее современных границах составляло 85% всего населения, то в 2020 г. – всего лишь 25,3% (табл.).

 

Численность населения России в современных границах [11; 12]

Год

Все население

В том числе

млн чел.

%

городское

сельское

млн чел.

%

млн чел.

%

1914

67,5

100 %

9,9

15

57,6

85

2020

146,2

100 %

109,2

74,7

36,9

25,3

 

В сельскохозяйственном товарном производстве при чрезвычайных условиях рискованного земледелия по-прежнему требуется огромное количество рабочих рук, которых пока невозможно полностью заменить машинами. В этой связи формирование сословия фермеров имеет стратегическую задачу восстановления сельского населения, занятого в основном в сельскохозяйственном производстве. Это должен быть мощный социальный слой, приспособленный к труду в развитом товарном производстве и имеющий для этого все необходимые условия: природные ресурсы, технику, аграрную науку, образование, социальную инфраструктуру и консервативную национальную культуру. Специализация образования для детей фермеров не означает создания для них ограничений. Такие ограничения объективно для них существовали всегда, т.к. в сельских школах всегда был дефицит учителей и более низкий уровень обучения. Специализация должна содержать дополнительные возможности к обучению сельскохозяйственным технологиям и изучению природных процессов, от которых объективно оторваны городские школьники.

Особого внимания требует военное сословие. Фактически его в России сейчас нет. В царской России таковыми сословиями были казачество и частично дворянство. Современное казачество в России известно скорее по казачьим некоммерческим организациям – «Кубанское казачье войско» и т.п. Один из авторов статьи сам в 90-е годы активно участвовал в казачьем движении – Оренбургском казачьем войске и Исетском линейном казачьем войске Союза казачьих формирований России. Атаманом ИЛКВ был друг автора статьи полковник МВД, командир батальона спецназа милиции г. Екатеринбурга, кавалер «Ордена мужества», участник многих операций в горячих точках В.Д. Ефимов.

Казаки – государственники и готовы защищать Россию от всех врагов всеми доступными им методами. Казачество в целом аналогично западноевропейскому рыцарству, однако гораздо более демократично, поскольку формировалось не по сословному признаку. Менталитет потомков казаков во многом похож на культуру горских народов Кавказа и характеризуется: 1) вошедшей в кровь болезненной страстью к свободе; 2) ненавистью к угнетателям и всякой несправедливости; 3) религиозной верой; 4) гордостью за Родину и свое происхождение; 5) склонностью к военной службе; 5) неприязнью к коммунистам, как к старым врагам основной массы казаков. С точки же зрения экономики менталитет казаков лучше всего подходит для развития традиционных видов хозяйства, соединенных с природой, ее обереганием и воспитанием молодежи. Отсюда существует насущная потребность возрождения казачьего сословия как прежде всего кадровых военных с соответствующим развитием военного сословного образования. В настоящее время в России сохраняется традиция кадетских школ: кадетские, суворовские и нахимовские училища. Их положительной чертой является демократизм, т.к. стать их воспитанником может любой ребенок, особенно попавший в тяжелую жизненную ситуацию. По окончании обучения выпускник может поступить учиться в том числе и в гражданские высшие учебные заведения, а не только служить в армии и на флоте. Имеется Указ Президента РФ от 9 августа 2020 г. № 505 «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы». В Указе отмечаются имеющиеся достижения в области образования казаков: налажена система содействия российскому казачеству в организации работы по военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию молодежи, по сохранению и развитию казачьей культуры, в том числе: 1) созданы казачьи молодежные организации, призванные консолидировать казачье молодежное движение; 2) функционируют казачьи кадетские корпуса; 3) осуществляет работу Центр военно-патриотического воспитания и подготовки казачьей молодежи к военной службе; 4) имеются казачьи фольклорные коллективы, создается центральный музей российского казачества; 5) проводятся ежегодные мероприятия, среди которых, например, Всероссийский слет казачьей молодежи «Готов к труду и обороне», Всероссийская спартакиада допризывной казачьей молодежи и др. [13]. Предложения авторов статьи состоят в большем внимании и бюджетном финансировании казачьих школ в рамках пока не существующей востребованной государственной программы по возрождению казачьего сословия, чтобы в перспективе перейти к профессиональной армии и отказаться от всеобщей воинской обязанности.

На границе военного сословия и гражданской интеллигенции существует слой военной интеллигенции, основу которой должны составить кадровые военные офицеры. При благоприятной общественной атмосфере в новых условиях патриотического воспитания они могли бы стать частью «нового рыцарства», концепция которого была изложена в учебном пособии Привалова Н.Г. «Философия хозяйства. Нравственная экономика», запланированном к выходу в издательстве «ИНФРА М» в 2024 г. Их идеология может быть только патриотической. И.А. Ильин отмечал, что каждый воин, независимо от своего низшего или высшего ранга, должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие», поэтому служение в армии должно быть проникнуто «живым вдохновением государственности» [14].

Повышенного внимания требует элита общества – сословие интеллигенции. Его элитность должна обеспечиваться механизмом набора – преимущественно не по наследству (как, например, военное и духовное сословия), а как результат качественного отбора лучших представителей из всех слоев общества. Для этого можно использовать опыт советской школы – через поощрение лучших учеников в конкурсах (предметные олимпиады, получение золотых и серебряных медалей и т.п.), так и новые виды отбора и поощрения. Так, под эгидой Минпросвещения Россиипроводятся международные, всероссийские, отраслевые, региональные олимпиады и иные формыконкурсов, например Международный конкурс пианистов «Наследие Рахманинова», Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры» и десятки других. К сожалению, рынок создал здесь также свой бизнес, вульгаризирующий саму идею конкурса. Так, многочисленные сайты предлагают за отдельную плату готовые дипломы и сертификаты за участие в конкурсах. Лучшие условия для развития способностей существуют в городах – спецшколы по математике, иностранным языкам. Появляются и новые формы, например колледжи и конкурсы для школьников при вузах, экскурсии в вузы, музеи и т.п. Здесь должен действовать «эффект Ломоносова». Естественно, что такой механизм требует увеличения доли бюджетных мест в вузах и усиления строгости отбора абитуриентов. Наследственность, хотя бы на начальном этапе, должна играть здесь меньшую роль, т.к. на практике она может проявляться скорее не в передаче положительных традиций и интеллекта родителей, а в устройстве на учебу и на работу своего «чада» по блату. Следовательно, в этом вопросе требуется общественный контроль. Между тем в последнее время нарастает проблема отрыва молодежи от реальной жизни, когда Интернет заменяет собой все, а к самостоятельной жизни, к элементарному самообслуживанию, к физическому труду молодые люди оказываются не приспособлены. Одно из средств сохранения физического и психического здоровья – умеренный физический труд, особенно в соединении с природой, позволяющий восстановить утраченное равновесие с природной средой и имеющий воспитательное значение. Поэтому в планы воспитания следует вернуть элементы физического труда как в семье, так и в учебных заведениях (например, дежурство детей в школах с мытьем полов в классах, уборка урожая осенью, весенние субботники, поездки в деревню и на дачи с физическим трудом).

Наследственность должна учитываться в формировании сословия духовенства, т.к. его духовную основу составляют традиционные моральные ценности и культы, эффективнее всего передаваемые из поколения в поколение. Родовая память должна быть серьезным фильтром от коммерциализации и энтропии человеческой сущности. В идеале в церкви должна работать «служба собственной безопасности», очищающая ряды служителей культа от торгашей и не допускающая в их ряды неспособных к праведному образу жизни. Учитывая результаты социологических опросов ВЦИОМ о численности верующих в России, следует признать необходимость существования и развития духовного сословия. Так, на июль 2023 г. к православным себя относили 57% опрошенных, к исламу – 5%, 6% - верующими вне какой-либо конфессии. Неверующими себя называют всего 19% [15].

По данным председателя Учебного комитета Русской православной церкви протоиерея Максима Козлова, в 2021-2022 гг. в духовных учебных заведениях РПЦ подготовительное обучение к программе бакалавриата проходили 447 чел., на бакалавриате обучалось 5732, на специалитете - 70, в магистратуре - 827, в аспирантуре – 219 чел. В том числе на регентов обучалось 430 чел., на иконописцев – 348. М. Козлов отмечает новую тенденцию за последние годы, когда все больше мирян – преподавателей вузов, военнослужащих, сотрудников госучреждений, предпринимателей и т.п. – поступают на заочные отделения учебных заведений РПЦ и совмещают свою статусную светскую работу с работой в приходах, получают религиозное образование.

Рабочий класс также в постсоветское время подвергся разрушению. Деиндустриализация проявилась в уменьшении объемов промышленного производства, закрытии предприятий в результате непродуманной конверсии, приватизации и неоплаты госзаказов. Для восстановления сословия рабочих необходим целый ряд условий: 1) реиндустриализация; 2) государственные программы по развитию технологий, в частности в сфере ВПК; 3) назначение на ответственные должности технических специалистов – патриотов; 4) внедрение образовательных программ для тех, кто склонен к техническим наукам; 5) регулирование трудовой миграции в Россию из стран ближнего зарубежья и процесса по их ассимилированию в состав коренного населения; 6) прекращение политики введения «всеобщего высшего образования» относительно абитуриентов, неспособных к интеллектуальной деятельности; 7) восстановление в Уголовном кодексе статьи, близкой по содержанию к бывшей ранее ст. 209 УК РСФСР, которая предусматривала лишение свободы или исправительные работы за систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством. Это даст правовое основание к принудительному труду различных асоциальных элементов.

Выводы

Таким образом, выход России из Болонской системы подтолкнул к созданию новой национальной системы образования. Указ Президента РФ № 809 официально подтвердил отказ руководства России от либерального курса и возвращение к традиционным ценностям. Соответственно должна формироваться политика в области образования. Важную роль в политической и социально-экономической стабилизации общества играет средний класс, основу которого должны составлять социально-профессиональные группы – новые сословия. Профессиональная специализация в старших классах средней школы и на последующих уровнях профессионального образования может способствовать формированию сословий: интеллигенции, рабочих, фермеров, военных, купцов и духовного сословия.