Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL AND EMOTIONAL LEARNING AS A NEW DIRECTION IN THE EDUCATION

Brel A.K. 1 Tankabekyan N.A. 1 Blintsova N.V. 1 Zhoglo E.N. 1 Avakyan I.G. 1 Shevtsova E.M. 1 Ramaeva R.S. 1
1 Volgograd State Medical University
The Social and Emotional Learning is an ability to recognize and manage emotions, to solve problems, and to establish positive relationships necessary for all students. New method presented in the article is aimed to combine behavior, cognition and emotions in order to develop awareness and academic performance. The Social and Emotional Learning includes training emotional skills such as communication and solving the problem to help students to focus better in social interactions. The goal of every mentor is to develop a positive relationship between students and teachers. Aspects aimed at improving students' emotional health have a positive effect on their academic performance and overall sense of satisfaction that contributes to the personal, social and intellectual development of students. An activity deals with the social and emotional learning is useful for the cognitive, interpersonal and effective students, growth. The results of this study show the main importance is to support students in developing a sense of community and motivation, contributing to academic success through the emotional intelligence. A positive attitude, initiative, a tendency to set goals, perseverance, and an effective support system are an effective factors that can help students to become more confident and successful in their studies.
social and emotional learning
competence
cultural level
skills
ideological nature
disadaptation

Социально-эмоциональное обучение – это ценный образовательный метод, направленный на развитие социальных и эмоциональных навыков обучающихся. Он признает важность эмоционального интеллекта и его влияние на общее благополучие, академические успехи и позитивные межличностные отношения [1]. Развитие социально-эмоциональной компетентности является ключом к успеху в период обучения и в жизни. Эмоции влияют на то, как и чему мы учимся, а заботливые отношения обеспечивают продуктивный фундамент образовательного процесса.

Социально-эмоциональное обучение положительно влияет на академическую успеваемость, приносит пользу физическому здоровью, повышает культурность и идейность, что необходимо для успеха на протяжении всего учебного процесса, и снижает риск дезадаптации. Этот метод обеспечивает благоприятную и безопасную среду для студентов, где они могут изучать и практиковать методы решения сложных ситуаций. Повышая осведомленность и способность управлять своими эмоциями, данный метод обучения предоставляет обучающимся стратегии борьбы со стрессом и многочисленные возможности для применения этих стратегий на практике в благоприятной учебной среде.

Образование следует рассматривать как возможность для студентов развивать ряд когнитивных, личных и социальных компетенций. Высшее учебное заведение должно помогать молодым людям улучшать свое общее благосостояние, а не только их академические навыки. Поскольку негативное окружение может быть препятствием для обучения, важно понимать, как создать и поддерживать позитивный климат для всех студентов [2].

Социально-эмоциональное обучение включает в себя пять ключевых компетенций: самосознание, самоконтроль, социальная осведомленность, навыки взаимоотношений и ответственное принятие решений. Эти компетенции работают вместе, чтобы способствовать целостному развитию обучающихся и подготовить их к успеху в различных сферах жизни [3].

Самосознание – это основа эмоционального интеллекта, охватывающая способность человека понимать свои собственные эмоции, мотивацию и реакции. С другой стороны, эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, сочувствие, социальные навыки и способность адаптироваться к различным межличностным ситуациям. Это помогает студенту развить чувство идентичности и способствует уверенности в себе и самоэффективности. Полученные знания позволяют обучающимся оценить, какие усилия находятся в пределах их способностей и что необходимо для дальнейшего развития. Самосознание является основой самоуправления в части регулирования наших эмоций и поведения, а также способности ставить цели и достигать их для эффективного обучения.

Самоменеджмент фокусируется на эффективном регулировании и управлении своими эмоциями, мыслями и поведением. Такая стратегия может использоваться для расширения возможностей обучающихся практиковать знания и академические навыки, включенные в учебную программу, а также для поддержки их поведенческих потребностей.

Социальная осведомленность способствует постановке и достижению позитивных целей, проявлению сочувствия к другим, принятию ответственных решений. Она играет ключевую роль в современном образовании, признавая важность целостного развития человека для достижения академического успеха.

Ответственное принятие решений является еще одним важным элементом в развитии сильных социальных и эмоциональных навыков студента-медика. Для подготовки обучающихся к принятию ответственных решений необходимо привить им навыки мышления в оценке плана лечения будущих пациентов.

Навыки взаимоотношений подразумевают эффективное общение, сотрудничество и взаимодействие с другими членами общества. К таким навыкам можно отнести и такие, как активное слушание, умение работать в коллективе, создавая здоровые отношения, и принимать компромиссные решения в конфликтных ситуациях [4, 5].

Этим компетенциям эффективно обучают в рамках поддержки и хорошо управляемой среды обучения. Развитие самостоятельности, самодисциплины и этики более вероятно в условиях взаимного уважения, сотрудничества и заботы. Такие контексты должны быть структурированы таким образом, чтобы побуждать обучающихся принимать активное участие в изучении новых тем учебных занятий, создавать перспективы формирования доступных возможностей для удовлетворения личных потребностей и выстраивать позитивные отношения с одногруппниками, что способствует оптимистичной аудиторной атмосфере.

Цель исследования: разработка и апробация методики обучения с целью развития социальной осведомленности и академической успеваемости.

Материалы и методы исследования

Объект исследования: социально-эмоциональное обучение студентов.

Предмет исследования: оценка эффективности внедрения новых образовательных методов, направленных на развитие социальных и эмоциональных навыков обучающихся.

Образование – одна из крупнейших областей применения эмоционального интеллекта. Акцент на социальном и эмоциональном обучении быстро растет на всех уровнях образования. Это неотъемлемая часть качественного преподавания и обучения. Эффективный подход социально-эмоционального обучения улучшает качество взаимодействия на занятиях, академическое развитие, мотивацию к обучению и взаимодействие наставника и студента посредством эмпирических практик.

Методы обучения, предполагающие сотрудничество и эффективное взаимодействие преподавателя со студентами, могут способствовать повышению качества академической успеваемости. Стратегия социального и эмоционального обучения развивает навыки, связанные с когнитивным развитием, поощряет сосредоточенность и мотивацию студентов, улучшает отношения между обучающимися и преподавателями, повышает уверенность и успех студентов.

Управление стрессом и релаксация должны быть полностью включены в обучение.

Сильный стресс или негативные эмоции блокируют прохождение данных в память. С другой стороны, приятные, позитивные, подкрепляющие и внутренние мотивирующие стимулы открывают ворота лимбической системы, облегчают активную обработку информации. Развитое самосознание и самоконтроль, внимание к деталям, размышление и восприимчивость, создание или имитация реального опыта посредством демонстраций, проекты или дискуссии, ориентированные на студентов, привносят личную значимость в области академического содержания и показывают обучающимся важность этой информации.

Участие студентов в групповых проектах или волонтерская работа могут стать отличным способом развития социальных и эмоциональных навыков обучающихся. Социально-эмоциональный подход к обучению обеспечивает гибкость в образовательном процессе.

Основная цель занятий заключалась в том, чтобы дать студентам возможность развить комплекс навыков. Обучающиеся были разделены на группы, и был назначен руководитель. В исследовании приняли участие 58 студентов (65,5 % женщин, 34,5 % мужчин) 1 курса специальности «Медико-профилактическое дело» и 68 студентов (64,7 % женщин, 35,3 % мужчин) 1 курса специальности «Лечебное дело».

Отметим преимущества внедрения социально-эмоционального обучения в медицинских университетах. Во-первых, метод обучения, осуществляемый с помощью доверительного взаимодействия и взаимного информирования, создает благоприятную среду, в которой обучающиеся чувствуют себя ценным и полезным членом коллектива, что необходимо для достижения и демонстрации личностного развития студента [6, 7].

Во-вторых, социально-эмоциональное обучение развивает профессиональные навыки и навыки межличностного общения. Более того, перечисленные навыки помогают обучающимся развить веру в то, что их настойчивость и усилия могут окупиться повышением успеваемости в университете и в жизни.

Таким образом, социально-эмоциональное обучение охватывает широкий спектр навыков, установок и ценностей, которые способствуют успеху в высшей школе и в жизни, таких как управление эмоциями, постановка и достижение целей, стойкость в трудных ситуациях и работа в команде. В нем признается важность фундаментально- межличностного проекта образования, в рамках которого знания развиваются посредством действий доверительных отношений между преподавателями, обучающимся, и сверстниками [8, 9].

Авторами представлена модель социально-эмоционального обучения (рис. 1).

Рис. 1. Модель социально-эмоционального обучения

Результаты исследования и их обсуждение

Для приобретения и эффективного применения знаний, принятия ответственных решений, установления позитивных отношений и возможности умело справляться со сложными ситуациями апробирован метод доверительного взаимодействия и взаимного информирования.

Задание заключалось в подготовке и представлении одногруппникам интерактивного плаката в качестве наглядного, сжатого и красочного представления информации в рамках календарного плана изучаемых дисциплин (рис. 2). Студенты имели возможность обсудить тему с преподавателем на семинарских занятиях перед выступлением.

Данная командная деятельность поощряла студентов быть представителями собственного обучения и способствовала развитию коммуникативных, социальных и эмоциональных компетенций, таких как социальная осведомленность и взаимоотношения.

111222

 

222111

Рис. 2. Комплексные соединения и их роль в медицине

Командные работы и интерактивные задания максимизировали самосознание студентов по материалу и стимулировали их любопытство. Общая успеваемость студентов оценивалась с помощью тестирования.

В начале семестра студентам было предложено помогать и обучать друг друга в течение всего семестра. Авторы отмечают, что более высокий уровень эмоционального интеллекта в конце первого семестра связан с различными результатами межличностного общения, включая более кооперативное поведение. Изменения выявлены обучающимся и их наставниками с помощью общедоступного опросника TEIQue-ASF для самооценки студента в начале и конце семестра, разработанного на базе Психометрической лаборатории Лондона [10].

У каждого студента есть возможность получить пользу от обучения другого студента. Развитие новых навыков способствует социальному и эмоциональному благополучию студентов. В данном подходе студенты становятся активными участниками процесса образования в высшем учебном заведении.

Студенты положительно оценили используемые подходы к обучению и признали, что это способствовало повышению их уровня знаний. Письменные комментарии обучающихся и анкетирование подтвердили эту оценку.

В этом метаанализе авторы использовали статистические методы с помощью небольшого анкетирования для обобщения результатов исследования и обнаружили следующий спектр повышения эффективности работы студентов из экспериментальной группы (126 чел.):

- снижение эмоционального стресса, такого как тревога и депрессия, отметили 10% респондентов;

- улучшение отношения к себе и другим подчеркнули 9 % опрошенных студентов;

- улучшение социальных и эмоциональных навыков – построение продуктивных взаимоотношений со сверстниками выявлено у 23% обучающихся;

- улучшение результатов тестирования по изучаемым темам при проведении командной работы показали 11 % обучающихся.

Таким образом, данный подход положительно влияет на психическое здоровье и самостоятельность студента. Способствуя эмоциональному регулированию и управлению стрессом, социально-эмоциональное обучение дает обучающимся механизмы преодоления трудностей, позволяющие эффективно справляться с ними, что снижает частоту поведенческих проблем и повышает общую психологическую устойчивость.

Заключение

Таким образом, социально-эмоциональный подход к обучению студентов медицинского вуза способствует активному развитию социальных и эмоциональных навыков обучающихся. В ходе исследования было выявлено, что применение метода доверительного взаимодействия и взаимного информирования способствует более эффективному использованию полученных знаний не только при сдаче промежуточной аттестации, но и при принятии ответственных решений, при преодолении определенных жизненных испытаний.

Результаты проведенного исследования показывают взаимосвязь между социальными и эмоциональными навыками студентов, что способствует построению продуктивных взаимоотношений в группе, умению справляться со сложными ситуациями. Социальные и эмоциональные навыки будущих врачей способствуют повышению их общей психологической устойчивости. По мнению авторов, социальное и эмоциональное обучение можно использовать как предиктор или фактор академического и личного успеха.