Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF THE READINESS OF TEACHERS OF PRESCHOOL ORGANIZATIONS OF THE KAMCHATKA REGION FOR THE FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Dudinova E.N. 1
1 KGAU DPO «Kamchatskiy IED»
The article examines the relevance of the development of human creative activity as a prerequisite for an effective life strategy based on creative processing of information, generating new ideas and putting them into practice. The work focuses on the fact that a teacher, having knowledge about the psychological and pedagogical prerequisites and features of the formation of children's creative activity, must be ready to improve and continuously develop both professionally and personally. The article clarifies the concept of «creative activity» and examines its essence from the standpoint of existential and polysubjective approaches. The purpose of this work was to determine the readiness of teachers of preschool educational organizations in the Kamchatka Territory to form the creative activity of children of senior preschool age. The study, in which 80 teachers took part, used the expert assessment method. The article describes the positions for analysis: cognitive, motivational, emotional-volitional and practice-oriented, and also presents a model of a teacher’s readiness to form the creative activity of children of senior preschool age. Analysis of the data obtained allows us to assert that in the field of developing the creative activity of children of senior preschool age, teachers of preschool educational organizations have professional deficits in all identified assessment criteria. The article outlines ways to overcome professional deficits of teachers of preschool educational organizations in the issue of developing the creative activity of children of senior preschool age.
creative activity
senior preschool age
teacher readiness
professional deficit

Начало XXI века характеризуется прорывом в информационной сфере, ведущим к экономическим, политическим и социально-культурным преобразованиям. Это время, используя терминологию Баумана, можно назвать «текучей современностью», в которой существует «широкая и растущая брешь между общественным положением людей де юре и их возможностями стать индивидуумами де факто, то есть управлять своей судьбой и выбирать варианты, которых они действительно желают» [1, с. 47]. Такое понимание современного общества ведет к осознанию процессов создания, распространения и эффективного использования знаний как ключевых, что способствует смене образовательной парадигмы, основой которой оказывается «не столько техническое вооружение, сколько культурно-психологическое развитие человека» [2]. Образование становится некой экосистемой, которая теряет свою жесткую структуру, сферой или областью, представляющей множество возможностей [3], а ключевой линией онтогенеза человека, дополняя зону ближайшего развития, как утверждает А.Г.Асмолов, является зона вариативного развития [4].

Выделяя ценности образования, Ю.А.Чехонадская указывает на то, что главными из них являются человек, культура и творчество, а его сущностью «становится деятельность, которая охраняет и поддерживает самостоятельность творческой личности, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития личности, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество» [5]. Одним из основных качеств современного человека, следовательно, должна стать творческая активность, благодаря которой происходят творческое переосмысление наличной информации, генерирование новых идей и воплощение их в жизнь.

Цель данного исследования – выявление профессиональных дефицитов педагогов дошкольных организаций (далее – ДО) Камчатского края в вопросе формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования послужили основой для разработки программы повышения квалификации «Формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», цикла семинаров-практикумов, вебинаров и мастер-классов по данной теме, а также открытых просмотров занятий на базе дошкольных организаций края.

Материалы и методы исследования. До настоящего времени в педагогической науке однозначного понимания творческой активности не существует. Так, Л.Г.Веселова определяет творческую активность как особый вид деятельности, являющийся способом удовлетворения потребности человека в новых знаниях и в связанных с ними положительных эмоциях. С помощью творческой активности человек может изменить различными приемами уже имеющиеся знания, тем самым выражая свое к ним отношение [6].

Н.Е. Воробьев рассматривает творческую активность как интегральную черту личности, предполагающую совокупность двух компонентов: мотивационного и операционного. Первый из них понимается автором в качестве стремления к творческой деятельности, второй – как умение осуществлять творческую деятельность самостоятельно [7].

А.В.Эркенова определяет «творческую активность детей дошкольного возраста как свойство личности, предполагающую самостоятельность, осмысленность, восприимчивость, способность преобразовывать что-либо и порождать новое» [8].

Таким образом, результатом творческой активности индивида становится новообразование, которое имеет как социальную, так и личностную значимость. Если социальная значимость ориентирована на результат в виде произведения искусства, изобретения или открытия, то личностная значимость обращена на развитие самого человека, таких его качеств, как инициативность, самостоятельность, смелость принятия решений, толерантность, искренность, чувство собственного достоинства и др. Следовательно, под творческой активностью автор понимает интегральное качество личности, прежде всего направленное на саморазвитие и самореализацию человека.

Сущность творческой активности и особенности ее формирования в педагогической науке рассматриваются, как правило, в контексте деятельностного, системного и личностно-ориентированного подходов. Однако раскрытие сущности данного феномена будет неполным, если не рассматривать его через призму экзистенциального (О.Ф.Больнов, У.Глассер, В.Н.Дружинин, Д.А.Леонтьев, Н.Н.Ниязбаева, М.И.Рожков и др.) и полисубъектного (Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков и др.) подходов.

Согласно экзистенциальному подходу, человек как носитель творческого начала рассматривается с позиции свободной личности, а мотивационной основой творческой активности является его стремление к проявлению собственной уникальности. Н.А. Бердяев писал: «Так высока и прекрасна божественная идея человека, что творческая свобода, свободная мощь открывать себя в творчестве заложена в человеке как печать его богоподобия, как знак образа Творца» [9, с. 48]. Источник творческой активности заложен в самой личности и реализуется через самоактуализацию, развитие способностей и реализацию возможностей. Человек не может быть завершенным проектом, он всегда находится на стадии становления и личностного роста, а окружающий мир воспринимается им не как пространственная данность, а как отношения, как сосуществование в диалоге с Другим.

Полисубъектный подход позволяет рассматривать личность как само- и совместно развивающийся проект, который реализуется в общении с другими людьми и через отношения, характерные для данной личности. Поэтому во главу угла ставится развитие отношений между людьми, а не предметный результат творчества. Задача взрослого состоит в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок будет не только активен, но и инициативен, а его деятельность будет направлена на познание мира через активный диалог с ним. В таком случае возникает полусубъектное взаимодействие, в котором все участники образовательных отношений получают возможность удовлетворить собственные образовательные потребности. Формой его реализации становится диалог, основанный не на ролевом, а на межличностном взаимодействии. Такая форма коммуникации является одним из условий существования и развития творческой активности, представляющей сущность полисубъекта. Значит, взаимодействие ребенка и взрослого следует рассматривать как единство их развития.

С целью анализа готовности педагогов ДО Камчатского края к формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста автором было проведено исследование среди слушателей курсов повышения квалификации на базе краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Камчатский институт развития образования» с использованием дистанционных технологий, что позволило охватить респондентов из удаленных регионов края. В исследовании приняли участие 80 педагогов. Возраст испытуемых – от 20 до 65 лет. Уровень образования участников: 48,7% – высшее, 51,3% – среднее профессиональное.

Исследование проводилось при помощи метода экспресс-опрос. В основе разработки анкеты для экспресс-опроса был взят инструментарий из научных исследований Ярославской школы (кафедра педагогических технологий федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»).

На основе изучения и анализа педагогических исследований, психолого-педагогической литературы и практической деятельности педагогов-дошкольников были выделены знания, умения и субъектные качества личности, необходимые для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. С целью определения наиболее значимых показателей готовности педагогов был использован метод экспертных оценок. Респондентами выступали преподаватели краевого государственного автономного учреждения «Камчатский институт развития образования». На основе полученных данных были определены наиболее значимые знания, умения и субъектные качества личности, необходимые для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, которые были объединены в критериальные группы и вошли в их состав в качестве показателей. В качестве критериев готовности педагогов к развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста были определены: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, рефлексивно-деятельностый и коммуникативный критерии. Для определения готовности педагогов ДО Камчатского края к развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста были определены следующие показатели:

по когнитивному критерию – понимание сущности, структуры, составляющих творческой активности личности, знание особенностей творческой активности детей старшего дошкольного возраста и факторов, влияющих на ее развитие, методики развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста;

по мотивационному критерию – осознание значимости развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, сформированность установки на развитие творчества детей, стремление развивать детскую инициативу и самостоятельность, потребность в собственной творческой активности и профессиональном росте;

по эмоциональному критерию – открытость новому опыту, толерантность, стрессоустойчивость и эмоциональная культура;

по коммуникативному критерию – умение устанавливать оптимальный стиль педагогического общения, владение педагогической интуицией, умение работать в команде;

по рефлексивно-деятельностному критерию – владение методикой развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, умение планировать и организовывать педагогические мероприятия, направленные на ее реализацию, анализировать и оценивать результаты педагогической деятельности и собственные действия и состояния.

На основе данных показателей была разработана модель готовности педагога ДО к развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста, согласно которой педагог ДО:

1. Компетентен в вопросе определения и содержания понятия «творческая активность», знает возрастные и психологические основы развития творческой активности личности, способы, формы и средства ее развития у детей старшего дошкольного возраста.

2. Духовные мотивы педагога преобладают над престижными и социальными, сформирована установка на развитие творчества детей, педагог поддерживает и развивает детскую инициативу и самостоятельность.

3. Обладает высокой эмоциональной культурой, способен анализировать собственные эмоции, мысли и действия, толерантен, открыт новому опыту.

4. Устанавливает комфортный и психологически безопасный стиль общения, обладает способностью к педагогической импровизации и умением эмпатичного слушания, умеет работать в команде.

5. Проектирует и разрабатывает педагогические мероприятия с учетом развития творческой активности детей, при обучении применяет проблемную и объясняющую форму передачи знаний, предпочитая первую, оценивает принятые решения и на их основе прогнозирует возможные перспективы.

Экспресс-опрос состоит из 35 утверждений и педагогических ситуаций, а также способа обработки результатов. Степень соответствия профессионального уровня педагогов модели готовности к формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста определяется балловой оценкой по отдельным критериям: низкий – 0 – 0,9; средний – 1 – 1,9; достаточный – 2 – 2,9; высокий – 3.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе проведенного экспресс-опроса было выявлено шесть групп педагогов, профессиональный уровень и субъектные качества которых в разной степени соответствуют модели готовности к развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

Первая группа – педагоги полностью соответствуют разработанной модели: высокие и достаточные показатели по всем критериям.

Вторая группа – педагоги испытывают профессиональный дефицит по одному из критериев: коммуникативному, эмоциональному, мотивационному или рефлексивно-деятельностному. По остальным критериям педагоги имеют высокие и достаточные показатели.

Третья группа – дефицит выявлен по двум критериям: мотивационному и коммуникативному; когнитивному и эмоциональному; коммуникативному и эмоциональному; коммуникативному и рефлексивно-деятельностному; эмоциональному и рефлексивно-деятельностному. По остальным критериям педагоги имеют достаточные показатели.

Четвертая группа – педагоги испытывают затруднения по трем критериям: когнитивному, коммуникативному и мотивационному; коммуникативному, мотивационному и рефлексивно-деятельностному; мотивационному, эмоциональному и рефлексивно-деятельностному. По остальным критериям педагоги имеют достаточные показатели.

Пятая группа – педагоги испытывают профессиональный дефицит по четырем критериям: мотивационному, коммуникативному, эмоциональному и рефлексивно-деятельностному. По когнитивному критерию педагоги имеют достаточный показатель.

В шестую группу вошли педагоги, испытывающие затруднения по всем критериям.

Таким образом, экспресс-опрос позволил провести анализ готовности педагогов ДО Камчатского края к развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста, выявить профессиональные дефициты в данном виде педагогической деятельности и организовать работу по устранению выявленных дефицитов.

Заключение. В психолого-педагогической литературе выделяются несколько подходов к пониманию творческой активности, но каждый из них рассматривает ее как одну из важнейших характеристик личности, которая проявляется в общении и совместной деятельности. Творческая активность формируется в процессе воспитания, обучения и социализации личности. Следовательно, для воспитания человека, способного выстроить эффективную жизненную позицию благодаря творческому подходу, необходимы условия, позволяющие стимулировать творческую активность, тем самым развивая и совершенствуя его творческий потенциал. Одним из наиболее важных условий является готовность педагога к формированию у воспитанников творческой активности.

Проведенное исследование показало недостаточный уровень готовности педагогов к формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Профессиональные дефициты воспитателей были выявлены по всем критериям: когнитивному, мотивационному, эмоциональному, коммуникативному и рефлексивно-деятельностному.

Данное исследование может служить основанием для проведения специально организованной работы в виде курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов, открытых просмотров мероприятий с детьми с их последующим анализом с целью уменьшения выявленных профессиональных дефицитов педагогов до их полного исчезновения.