Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A FRAGMENT OF IDEAS ABOUT THE PLACE AND IMPORTANCE OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE AND SPORT» IN THE SYSTEM OF TRAINING UNIVERSITY STUDENTS

Lukyanenko V.P. 1 Lukyanenko N.V. 1 Strelnikova T.V. 1 Sadovoy V.P. 1
1 North Caucasus Federal University
The purpose of the work is to analyze the current state of the teaching process of the discipline «Physical culture and sport» in the system of higher professional education and identify areas and prospects for its improvement. Research methods: analysis and synthesis of the problem situation; comparative analysis, the method of scientific reduction. The information on the modern features of the implementation of disciplines (module) in physical culture and sports in higher educational institutions is presented. Based on the analysis of curricula, the ratio of the volumes of contact and independent types of work is considered, as well as the use of electronic educational resources in the process of forming the motor and intellectual components of physical culture of students' personality. The substantiation of the need for more effective formation of special knowledge in the field of physical culture for more successful development and use of its values in everyday life has been carried out. The presented critical analysis of the results of students' mastering theoretical material on the discipline «Physical Culture and Sport» indicates that in the process of teaching it, it is necessary to shift the emphasis from the undividedly dominant motor component and bring it into optimal ratio with the cognitive component of physical culture of the individual, the formation of which is currently being paid clearly insufficient attention. The research materials indicate a clear disadvantage in the formulation of teaching and assimilation of the content of the discipline «Physical Culture and Sport» in the higher education system, the need to take urgent measures to restore the lost former prestige and the worthy place of this discipline in the higher education system of Russia.
physical education
physical culture of the individual
physical education
physical education
students

В соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), учебная дисциплина «Физическая культура и спорт» относится к базовой части учебного плана в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)». Следовательно, она является обязательной для всех студентов высших учебных заведений.

Освоение данной дисциплины способствует формированию физической культуры личности студентов, общей и профессиональной культуры, универсальных компетенций (УК-7), необходимых для успешной учебы и повседневной жизнедеятельности студентов. В результате освоения дисциплины студенты получают знания о влиянии двигательной активности на организм человека, навыки поддержания на должном уровне состояния своей физической подготовленности, рационального сочетания умственной и физической активности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [1].

Цели исследования – анализ современного состояния процесса преподавания учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» в системе высшего профессионального образования и определение направлений и перспектив его совершенствования.

Методы исследования: анализ и синтез проблемной ситуации; сравнительно-сопоставительный анализ, метод научной редукции.

Особое внимание в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» наряду с двигательной составляющей должно уделяться формированию знаниевого (когнитивного) компонента, без которого успешное формирование физической культуры личности не представляется возможным [2; 3, с. 3–4, 122]. Эффективность решения этой задачи находится в прямой зависимости от качества формирования у студентов специальных знаний и умений их рационального применения в повседневной жизни для самосовершенствования и саморазвития.

Важно подчеркнуть, что освоение теоретического раздела по физической культуре способствует формированию у студентов знаний, которые необходимы не только во время обучения, но и на протяжении всей индивидуальной жизни для эффективной профессиональной деятельности и успешной социализации в обществе. Студенты приобретают знания о наиболее рациональных способах решения двигательных задач, использовании двигательной активности для повышения физической и умственной работоспособности, ее восстановления в процессе рекреационно-оздоровительной деятельности и др.

Освоение теоретического материала способствует формированию понимания того, что овладение ценностями физической культуры не только оказывает влияние на развитие физических качеств, но и способствует осознанности выполняемых движений, развитию наблюдательности, внимания, формированию мотивационно-ценностных ориентаций и др. [3, 4]. Занятия физическими упражнениями способствуют профилактике переутомления и нервных срывов, связанных с учебной и трудовой деятельностью. Овладение теоретическими знаниями в области физической культуры наряду с объемной и высокоинтенсивной двигательной активностью в процессе учебно-тренировочной деятельности способствует повышению эффективности трудового воспитания, так как формирует трудолюбие, целеустремленность, что весьма положительно сказывается на показателях учебной и трудовой деятельности [5, 6].

Учебные занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт», которая преподается для всех студентов независимо от направлений подготовки и профилей специализации, включают в себя лекционные, практические занятия и самостоятельную работу студентов по освоению предлагаемого теоретического курса. Главным предназначением таких занятий являются содействие созданию более благоприятных условий для формирования интеллектуального (когнитивного) компонента физической культуры личности студентов, развитие физкультурных интересов, потребностей, мотивационно-ценностных ориентаций [2, с. 18, 265].

Наряду с этим студенты должны посещать элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту, основное предназначение которых заключается в целенаправленном воздействии на физическую природу организма студентов, содействии формированию двигательного компонента физической культуры обучающихся. При проведении практических занятий также необходимо уделять особое внимание вооружению обучающихся специальными знаниями и практическими умениями, необходимыми для повышения эффективности как учебных, так и самостоятельных занятий физическими упражнениями [1, 2, 4, 7].

Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 1 представлен расчет часов на теоретическую и практическую части дисциплины «Физическая культура и спорт» в ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (СКФУ).

Таблица 1

Распределение часов академических занятий на дисциплины по физической культуре и спорту

Название дисциплины (модуля)

1-й семестр

2-й семестр

3-й семестр

4-й семестр

5-й семестр

6-й семестр

Итого

Физическая культура и спорт

Лекция

13,5 ч.

Лекция

12 ч.

25,5 ч.

Сам. работа

13,5 ч.

Сам. работа

3 ч.

16,5 ч.

Пр. работа

0 ч.

Пр. работа 12 ч.

12 ч.

Элективные дисциплины по физической культуре

Пр. работа 13,5 ч.

Пр. работа 24 ч.

Пр. работа

27 ч.

Пр. работа

24 ч.

Пр. работа

27 ч.

Пр. работа

24 ч.

139,5 ч.

Сам. работа

13,5 ч.

Сам. работа 13,5 ч.

Сам. работа

12 ч.

Сам. работа 13,5 ч.

Сам. работа

54 ч.

106,5 ч.

Анализ соотношения объемов учебной работы, отводимых на формирование двигательного и интеллектуального компонентов, представлен в таблице 1 и выглядит следующим образом: интеллектуальный компонент – 37,5 ч. (21,2%); двигательный компонент. – 139,5 ч. (78,8%).

На первый взгляд может показаться, что для преподавания теоретического раздела учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» и проведения практических занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных интересов и склонностей занимающихся в высших учебных заведениях созданы все необходимые условия. Однако практика реализации осуществляемого в настоящее время подхода к преподаванию этой учебной дисциплины и связанных с нею элективных курсов скорее свидетельствует об обратном. Следствием его реализации является довольно халатное и небрежное отношение к ним не только со стороны студентов, но и ответственных за постановку этой работы в структурах деканатов и институтов. В результате складываются представления, в соответствии с которыми теоретический курс по дисциплине «Физическая культура и спорт» воспринимается как нечто малозначимое в процессе образовательной деятельности в вузе.

Более того, на фоне необходимости освоения очень большого объема информации по другим дисциплинам данный теоретический курс воспринимается еще и как не совсем уместный фактор, создающий дополнительные трудности студентам, и без того перегруженным необходимостью освоения теоретических материалов, значительно более важных для их профессиональной подготовки. Как правило, аргументы именно такого рода оказываются главной причиной соответствующего отношения к данной дисциплине со стороны студентов и откровенно низкого качества организации преподавания и усвоения теоретического материала по физической культуре. Неизбежным следствием этого является низкий уровень физкультурной образованности и сформированности когнитивного компонента физической культуры личности студентов. В свою очередь, это отрицательно сказывается на формировании мотивационно-ценностных отношений, физкультурных интересов и потребностей. В конечном итоге все это крайне затрудняет методически грамотную организацию самостоятельных занятий физическими упражнениями, правильную организацию труда и отдыха, не способствует повышению уровня физической и умственной работоспособности, профилактике умственного и физического переутомления и др. [5, 6, 7].

Согласно учебным планам большинства вузов, дисциплина «Физическая культура и спорт» включает в себя довольно значительное количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов. При этом уже на одном из самых первых этапов обучения в нее входит выполнение заданий по самостоятельному освоению студентами теоретического материала на основе использования средств системы электронного обучения (СЭО).

Например, в СКФУ теоретические сведения по данному учебному предмету представлены в виде: 18 текстовых материалов лекций, 17 презентаций и видеолекций (всего – 81 видео). Таким образом, в настоящее время освоение студентами теоретического материала учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» осуществляется не в процессе аудиторной работы на лекциях, как это было еще 10–15 лет назад (и как это есть сейчас по всем другим дисциплинам базовой части учебного плана), а в процессе самостоятельного изучения. Причем сам процесс освоения довольно непростого теоретического материала никак не регламентируется, фактически не предусматривает никакого консультативного сопровождения и контроля.

В 2022/2023 учебном году нами была осуществлена попытка проанализировать качество освоения дисциплины (модуля) «Физическая культура и спорт», осуществляемого на таких организационных основах. Был осуществлен анализ качества освоения теоретического учебного материала, размещенного в СЭО СКФУ, студентами первых курсов по различным направлениям подготовки бакалавриата и специалитета. Всего в процессе исследования были проанализированы результаты обучения в 94 учебных группах (более 2000 студентов). При этом в подавляющем большинстве групп был получен практически одинаковый и крайне неудовлетворительный результат, который представлен в таблице 2 на примере одной из групп по направлению подготовки «Биотехнология», в которой обучаются 24 студента.

Таблица 2

Результаты самостоятельного освоения теоретического материала дисциплины «Физическая культура и спорт» студентами в системе электронного обучения

Студент

Группа

Видео лекции

Текстовые лекции

Презентации

1

БИО…

81/81

18/18

0/17

2

БИО…

81/81

18/18

17/17

3

БИО…

1/81

1/18

0/17

4

БИО…

81/81

18/18

17/17

5

БИО…

81/81

18/18

16/17

6

БИО…

0/81

6/18

0/17

7

БИО…

0/81

0/18

0/17

8

БИО…

0/81

0/18

0/17

9

БИО…

0/81

0/18

0/17

10

БИО…

0/81

3/18

0/17

11

БИО…

0/81

1/18

0/17

12

БИО…

81/81

18/18

0/17

13

БИО…

0/81

0/18

0/17

14

БИО…

0/81

0/18

0/17

15

БИО…

81/81

18/18

4/17

16

БИО…

0/81

0/18

0/17

17

БИО…

81/81

18/18

17/17

18

БИО…

3/81

0/18

0/17

19

БИО…

0/81

0/18

0/17

20

БИО…

0/81

1/18

16/17

21

БИО…

0/81

0/18

0/17

22

БИО…

0/81

0/18

0/17

23

БИО…

36/81

6/18

6/17

24

БИО…

0/81

0/18

0/17

В результате выявлено, что подавляющее большинство студентов (примерно 70–80%) вообще не просматривали ни одну из составляющих теоретического блока или ознакомились с минимальным количеством материалов, размещенных в СЭО. Следовательно, большинство студентов не только не освоили этот материал должным образом, но и вообще не имеют ни малейшего представления о его содержании.

Вместе с тем, практически все студенты из всех 94 групп получили зачет, свидетельствующий об успешном освоении данной учебной дисциплины. При этом следует особо подчеркнуть еще один крайне несообразный и чрезвычайно парадоксальный факт: зачет студентам выставляется не преподавателями, разработавшими и разместившими теоретические материалы в СЭО, не преподавателями, ведущими элективные курсы данного модуля, а представителями деканатов и администрации институтов.

Заключение. Представленные выше материалы исследования являются лишь одним из фрагментов, свидетельствующим о явном неблагополучии в постановке преподавания и усвоения содержания дисциплины «Физическая культура и спорт» в системе высшего образования. При этом следует особо обратить внимание на тот факт, что такое положение наблюдается не только в СКФУ. Литературные данные [8, 9 и др.] и практика общения авторов данной работы c коллегами из множества других вузов на конференциях и форумах региональных и всероссийского уровней убедительно свидетельствуют о том, что такое положение характерно практически для всей сложившейся к настоящему времени системы высшего профессионального образования в России.

Еще в сравнительно недалеком прошлом, особенно в советский период, мы могли по праву гордиться постановкой преподавания учебного предмета «Физическая культура» в вузах, которая осуществлялась на фундаментальных организационных и научно-методических основах, по специальным учебникам и единым программам, разработанным ведущими учеными и методистами страны. На его изучение отводилось более 400 часов обязательных учебных занятий, проводимых по строгому расписанию и в непосредственном контакте с преподавателем, под его систематической опекой, с его помощью, консультативной поддержкой, строгой отчетностью в виде зачетов, а в некоторых вузах – экзаменов (по теоретическому разделу).

Такой высокий уровень организации и научно-методического обеспечения данной учебной дисциплины не могла (и не может сейчас) продемонстрировать ни одна другая страна мира.

На таком фоне существующее в настоящее время состояние организации преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» в большинстве вузов нашей страны выглядит удручающе. Оно является одним из негативных следствий неуемного подражательства и беспринципного копирования западных образцов организации образовательной деятельности, в результате которых полноценное преподавание данной учебной дисциплины в системе вузовской подготовки оказалось фактически ликвидированным. Вместо этого имеет место лишь имитация, создание видимости образовательной деятельности в области физической культуры в системе вузовской подготовки.

Данное обстоятельство является основной причиной низкого уровня образованности студентов в области физической культуры, неизбежным следствием чего служит недостаточный уровень сформированности ценностно-мотивационных отношений, физкультурных интересов и потребностей студенческой молодежи. Все это крайне отрицательно сказывается на уровне осознанности, искренней заинтересованности, внутренней убежденности в необходимости систематических занятий физическими упражнениями, крайне негативным образом отражается на формировании физической культуры, повышении уровня здоровья, работоспособности студенческой молодежи и общества в целом.

Одним из негативных следствий такого положения может быть также снижение вероятности успешного достижения запланированного в государственных документах на ближайшую перспективу 80-процентного показателя по систематическому использованию студенческой молодежью средств физической культуры в своей повседневной жизнедеятельности.

Представленные в работе материалы свидетельствуют о необходимости принятия неотложных мер по восстановлению утраченного былого престижа и достойного места учебного предмета «Физическая культура» в системе высшего образования России.

При этом одной из первоочередных мер должно стать возвращение всех форм контактной работы преподавателей со студентами (лекций, семинарских занятий, зачетов и др.) в процессе преподавания предусмотренного учебными программами теоретического материала по дисциплине (модулю) «Физическая культура и спорт». Именно теоретические знания являются основой для формирования мотивационно-ценностных ориентаций и физкультурных потребностей, представляющих собой главное условие, обеспечивающее стойкий интерес и систематичность самостоятельных занятий физическими упражнениями. Без этого невозможны наиболее полная и успешная реализация двигательного компонента физической культуры личности студентов, повышение эффективности их физкультурно-спортивной деятельности, достижение в реальной действительности (а не только в отчетах на бумаге) высоких показателей систематического использования студентами средств физической культуры в своей повседневной жизнедеятельности.