Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF TEACHING COMPETENCE OF STUDENTS IN TECHNOLOGY EDUCATION PROJECT

Elagina V.S. 1 Grevzeva G.Y. 1 Nemudraja E.J. 1
1 Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia
Technology project-based learning is seen as a productive educational technology, which has a high potential for the formation of internal pedagogical competence of pedagogical high school students. Its essence is to stimulate interest among students to specific, real problems, to seek independent resheniy. Аn example of the content, the main stages of development and submission of a research project. The result of students´ independent work on the project is to develop critical thinking, cognitive skills, abilities, self-construct their knowledge, acquire personal significance and social relevance of teaching.
pedagogical c competence
educational technology
technology project-based learning
Совершенствование технологии обучения студентов является одним из многочисленных направлений развития системы вузовского профессионального образования.

Анализ педагогической литературы, диссертационных исследований последних десятилетий показал, что интерес к педагогическим технологиям, их широкому внедрению в практику школьного и вузовского образования существенно возрос. Это объясняется их ролью в образовательном процессе, значением в формировании педагогической компетентности, ориентации на развитие творческой индивидуальности и направленности на самостоятельную познавательную деятельность студентов.

Повышенный интерес к разработке новых технологий обучения вызван необходимостью приведения существующих теорий обучения в соответствие с требованиями современной практики подготовки специалистов, придания им операционного и инструментального характера с точки зрения современных целей и задач подготовки специалистов.

Анализ различных подходов к определению сущности понятия «педагогическая технология» убеждает нас в том, что единогласие в его трактовке среди ученых до сих пор не достигнуто. Эволюция данного понятия совершалась в последовательности от «технологии в образовании» - через понятие «технология обучения» - к понятиям «педагогическая и образовательная технологии». Вводя понятия «педагогическая технология», «технология обучения», педагогика решает задачу, направленную на выявление закономерности взаимодействия обучающегося, преподавателя, содержания, форм и методов, средств и источников обучения, на создание оптимальных условий для решения практических задач.

В нашем исследовании мы будем использовать понятие «технология обучения» студентов как систему психологических, общепедагогических, дидактических и частнометодических процедур взаимодействия преподавателя и студента, с учетом их направленности, интересов, склонностей и способностей, направленных на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям подготовки будущих специалистов, а также содержанию будущей практической деятельности в качестве учителей и требованиям к педагогической компетентности [1; 3].

Таким образом, технология представляет собой организацию процесса обучения студентов, предусматривающую определенную систему действий и взаимодействий всех элементов этого процесса. Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности преподавателя и студентов по проектированию, организации и проведению учебного процесса, с безусловным обеспечением их совместной творческой деятельности на всех этапах: целеполагание, планирование, реализация, оценивание и, в определенной степени, коррекции. При этом не следует забывать, что студенты, вступая с преподавателем в субъект-субъектные отношения, активно включаются в подготовку к работе, стремятся к самостоятельности, самореализации, самоуправлению.

Для достижения заданного уровня педагогической компетентности цели должны быть сформулированы диагностично, то есть определены через результат, выраженный в действиях обучающихся, которые можно измерить и оценить. Определение и уточнение целей происходит в определенной иерархической последовательности: от общих требований общества к уровню подготовки будущих учителей - к задачам школьного образования, от них - к задачам конкретного учебного заведения и далее - к общим целям предметов и конкретного коллектива учителей.

Технология обучения студентов должна быть ориентирована на гарантированные достижения целей и идею полного усвоения программного материала путем обучающих процедур. После определения диагностично поставленных целей изучаемого курса (раздела) педагогики программный материал разбивается на учебные элементы, подлежащие усвоению, разрабатываются диагностические материалы, а также критерии, показатели, инструментарий, позволяющий измерять результаты деятельности студентов, своевременно осуществлять корректировку учебно-познавательного процесса и организовывать повторное, измененное обучение студентов. Не менее важно, чтобы элементы процесса обучения студентов педагогического вуза, построенного на принципе технологичности, могли быть воспроизводимы любым преподавателем, с любой категорией студентов.

Технология обучения представляет целостный процесс учебно-познавательной деятельности студента, направленной на освоение теоретических и методических знаний, умений и навыков, овладение педагогической компетентностью и должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его элементов, целостностью. Управление данным процессом становится возможным благодаря диагностическому целеполаганию, планированию, проектированию процесса обучения и его результатов, поэтапной диагностики достижений студентов, варьированию методами, средствами обучения с целью коррекции процесса обучения и его результатов.

Анализ дидактических исследований последних лет [6; 7; 8] показал, что наиболее популярной из современных образовательных технологий является технология проектного обучения, разрабатываемая зарубежными и отечественными учеными, которые рассматривают проектное обучение как целостную технологию, способствующую овладению обучающимися методологическими знаниями, умениями, способами деятельности; как основу дальнейшего самообразования; как средство развития способностей обучаемых, исследовательских умений и самостоятельности. По мнению Б.Д. Эльконина, в рамках компетентностного подхода надо строить и заранее задавать «ситуацию включения», подразумевая под включением оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуются для разрешения конкретной ситуации [9].

В нашем исследовании выбор проектной технологии, отличающейся высокой долей самостоятельности студентов, был обусловлен такими факторами, как разнообразие предметов, ориентированных на профессионально-педагогическую подготовку, высокий темп усвоения студентами новых знаний, их возрастные особенности и познавательные возможности, направленность личности студента, характер умственной деятельности, потребность в качественной профессиональной подготовке студентов, высокий уровень сформированности педагогической компетентности.

Технологию проектного обучения мы рассматриваем как компонент системы продуктивного образования, который включает совокупность приемов, позволяющих стимулировать интерес обучаемых к различным проблемам и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, обеспечивать получение конкретного результата в виде образовательного или социально-культурного продукта. Данная технология ориентирована на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, ценностных ориентаций и отношений.

Технология проектного обучения - достаточно гибкая модель организации учебного процесса в высшей школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе овладения теоретическими знаниями и практико-ориентированными умениями. Она отличается целым рядом особенностей: организация самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время; развитие педагогического и творческого мышления как результат профессионально-педагогической подготовки будущих учителей; использование активных методов обучения; накопление собственного опыта работы.

Использование технологии проектного обучения в образовательном процессе педагогического вуза сглаживает границы между репродуктивным, зачастую абстрактным для студента характером обучения, и его реальной деятельностью, между академическими знаниями и практическими умениями будущего учителя. Кроме того, в проектной деятельности у студента появляется возможность не только овладеть индивидуальными способами усвоения знаний, выбрать собственный темп выполнения самостоятельной работы, но и включиться в совместную творческую деятельность, направленную на выполнение междисциплинарных или коллективных проектов.

Важно отметить, что включение студентов в самостоятельную работу над проектом способствует развитию критического мышления, познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, приобретающие личностную значимость; ориентации в информационном пространстве; социальной востребованности педагогической деятельности; формированию педагогической компетентности будущего педагога. Педагогическую компетентность мы рассматриваем как синтез профессионально значимых качеств и совокупности компетенций, таких как проектировочная, коммуникативная, исследовательская, технологическая и др., отражающих основные направления профессиональной деятельности учителя [2].

Применительно к образовательному процессу вуза сущность технологии проектного обучения заключается в стимулировании интереса студентов к определенным, реально существующим проблемам, к поиску самостоятельных решений. Только через самостоятельную индивидуальную или совместную деятельность, направленную на решение разного рода проблем, постоянно возникающих в деятельности учителя, студенты учатся применять теоретические знания на практике. Исходя из этого, под технологией проектного обучения мы будем понимать педагогическую технологию, интегрирующую в себе проблемные, эвристические и исследовательские методы обучения, базирующуюся на последовательном выполнении учебных проектов в процессе самостоятельной совместной деятельности студентов.

На наш взгляд, технология проектного обучения имеет высокий внутренний потенциал для развития самостоятельности, формирования профессиональных компетенций и личностных качеств будущего специалиста. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества, считают авторы учебного пособия «Инновационные педагогические технологии» [4].

При использовании технологии проектного обучения существенно изменяются роли участников образовательного процесса: преподаватель выступает в роли демократичного руководителя познавательной самостоятельной деятельности студента, его консультанта, помощника; соответственно студент играет роль активного участника процесса проектирования. Развитие субъектности студента проявляется в целеполагании и планировании самостоятельной познавательной деятельности, ее организации и дидактическом обеспечении.

Основными дидактическими требованиями, предъявляемыми к использованию технологии проектного обучения, являются: 1) профессиональная значимость проекта, требующего междисциплинарных знаний, творческого поиска для ее решения (например, проекты «Педагогическая поддержка одарённых детей», «Учащиеся и информационные технологии», «Центр педагогической культуры» и др.); 2) теоретическая и прикладная значимость проекта (например, разработка тематики лектория «Школа молодого родителя», подборка педагогической информации для родителей, актуальной для воспитания детей в семье), проявляющаяся в том, что конкретный результат решения выявленной при работе над проектом проблемы можно обсудить, осмыслить и внедрить в реальную практическую деятельность школы; 3) сочетание индивидуальных и групповых форм организации работы над проектом; 4) реализация проекта должна осуществляться поэтапно; 5) использование эвристических и исследовательских методов, направленных на развитие у студентов таких умений, как определение проблемы, формулировка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Организация проектной деятельности студентов в процессе формирования их педагогической компетентности позволяет решить несколько важных для профессионального становления будущих учителей задач, а именно: научить студентов не столько получать профессионально значимые знания в готовом виде, сколько приобретать их самостоятельно, уметь использовать в практической деятельности; развивать коммуникативные и исследовательские умения.

На наш взгляд, решение перечисленных выше задач способствует формированию и развитию педагогической компетентности студентов, включающей когнитивную, коммуникативную, организационную, проектировочную, исследовательскую и др. компетенции. Результатом деятельности студентов являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в несколько этапов.

Первый этап - исследовательский, включает поиск проблемы, выбор и обоснование темы проекта, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, анализ предстоящей деятельности, разработку алгоритма по организации рабочего места, выбор форм работы, способа оформления результатов проекта, обсуждение критериев оценки качества проекта.

Второй этап - процессуально-деятельностный, или собственно технологический, направлен на сбор и анализ информации, выполнение технологических операций, предусмотренных алгоритмом, использование разнообразных методов и средств обучения, форм организации познавательной деятельности, определение форм и методов контроля и самоконтроля, оценки и самооценки результатов деятельности, коррекцию.

Третий этап - завершающий, включающий подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности, презентацию проекта, рефлексию.

Отметим, что этап рефлексии - один из самых важных в деятельности студентов над проектом, так как именно обращение к анализу и самоанализу собственной деятельности позволяет студентам осознать личностные достижения, оценить качество сотрудничества членов группы, взаимопомощи и вклада ответственности каждого за общий успех. Кроме того, в процессе рефлексии студенты определяют затруднения, вызванные работой над проектом, и способы их преодоления. Образовательный продукт, как результат деятельности студента, является не отчужденным продуктом, а результатом собственной проектировочной деятельности, которая в практике работы учителя является основной, обязательной и достаточно трудной для начинающего учителя.

Оптимальность выбора типа технологии определяется ее типологическими признаками, к которым Е.С. Полат и его коллеги относят доминирующий вид деятельности, предметно-содержательную область, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, его продолжительность. В соответствии с перечисленными признаками ученые различают несколько типов проектов: 1) в соответствии с доминирующим видом деятельности студентов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные; 2) по типу предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты; 3) по характеру координации: проекты с открытой координацией; проекты со скрытой координацией; 4) по характеру контактов: внутрирегиональные, международные; 5) в зависимости от количества участников: личностные, парные, групповые; 6) по продолжительности их выполнения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные [5].

В рамках нашего исследования приоритет был отдан технологиям с доминирующим видом деятельности (исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные), которые, на наш взгляд, более всего способствуют формированию педагогической компетентности студентов. Ниже мы приводим вариант исследовательского проекта, работа над которым позволяет сформировать педагогические компетенции студентов, пробудить творческую активность, инициативу, а также стимулировать потребность студентов в самостоятельной деятельности. Исследовательский проект может выполняться как индивидуально, так и в группе, творческим коллективом во внеаудиторной учебной деятельности.

Тема проекта: «Формирование мотивации студентов к воспитательной деятельности в летнем оздоровительном лагере».

Актуальность проекта обусловлена необходимостью активного привлечения студентов факультета физической культуры к работе в детских оздоровительных лагерях, к организации воспитательной работы с детьми и выявления способов и педагогических условий формирования позитивной мотивации студентов к воспитательной деятельности.

Проблема проекта заключается, во-первых, в развитии мотивации студентов к воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере, а во-вторых, в отсутствии достаточно эффективных механизмов развития их мотивации к воспитательной деятельности.

Цель проекта: разработать методику формирования у студентов позитивной мотивации к воспитательной работе в период летней практики в оздоровительном лагере.

Задачи проекта:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования мотивации и условиям подготовки студентов факультета физической культуры к воспитательной деятельности в летнем оздоровительном лагере;
  • провести диагностику направленности, лидерских качеств и способностей студентов; выявить уровень их мотивации к воспитательной деятельности;
  • разработать и апробировать комплекс педагогических условий формирования позитивной мотивации студентов к воспитательной деятельности в летнем оздоровительном лагере;
  • разработать и реализовать проект подготовки и проведения инструктивно-методических сборов будущих воспитателей.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:

  1. изучение и анализ основных трудностей и проблем летней практики студентов, прошедших подготовку на сборах в предшествующем году;
  2. диагностирование студентов, направленное на изучение направленности, мотивов, склонностей и способностей, индивидуальных потребностей и запросов;
  3. проведение системы тренингов на изучение межличностных отношений, уровня сплоченности коллектива, умения работать в команде;
  4. организация совместной деятельности, проведение семинаров, «круглых столов», дискуссий, практикумов по совершенствованию работы в ДОЛ, постановка и разрешение проблемных педагогических ситуаций;
  5. мониторинг развития знаний и навыков по воспитательной работе, оценка уровня готовности студентов к работе в ДОЛ в период летней педагогической практики;
  6. проведение конкурса проектов по организации воспитательной работы в лагере, методических разработок воспитательных мероприятий, коллективных воспитательных дел.

Рецензенты:

  • Ярмакеев И.Э., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.
  • Костенок П.И., д.п.н., профессор, ректор Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск.

Работа получена 11.11.2011

li