В настоящее время, на этапе завершения формирования государственности стран СНГ, относительно устойчивого экономического роста и модернизации национальных экономик возникли благоприятные условия для активизации усилий по созданию жизнеспособных интеграционных группировок, и в многостороннем сотрудничестве государств СНГ гуманитарная составляющая определена в качестве одного из приоритетных направлений [2,7].
В научной практике отсутствует точное определение социогуманитарного сотрудничества. Мы используем это понятие для определения сотрудничества в сфере культуры; науки и образования; информации и массовых коммуникаций; в сфере спорта, туризма и молодежной политики; реализации проектов социального назначения.
Приграничные регионы в силу исторических и социокультурных условий обладают уникальным потенциалом для развития социогуманитарной интеграции в хронотопе постсоветского пространства, что особенно типично для приграничных регионов России и Украины. Некоторые авторы утверждают, что за прошедшие годы новая граница стала повседневной реальностью, привычной и естественной частью социального ландшафта [9]. Но, на наш взгляд, появление государственной границы существенно влияет на качество жизни населения приграничных регионов, разрушает традиционные экономические и социогуманитарные связи, а также ухудшает в целом социально-экономическую ситуацию в приграничном регионе. Социогуманитарное сотрудничество может создать возможности для снижения негативных проявлений границы, а также минимизации «барьерной» функции границы в целом.
Проведенное Научно-образовательным центром «Межрегионального приграничного сотрудничества» НИУ «БелГУ» в 2011 году качественное исследование «Эффективность методологии управления социально-экономическими проектами и программами межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона» дало возможность выделить следующие приоритетные направления реализации совместных приграничных проектов и программ России и Украины (экспертный опрос, N=75).
Рисунок 1. Приоритетные направления сотрудничества (данные %)
Основной акцент эксперты делают на экономическом сотрудничестве - 20,69 % (рис. 1). Но показательно, что вторым приоритетом (17,24 %) было выбрано сотрудничество в сфере науки и образования, относящееся к взаимодействию в социогуманитарной сфере. Направления «Программы и проекты социального назначения» (14,29 %), «Развитие транспортных возможностей областей»(13,13 %) и «Экология и охрана окружающей среды» - 12,50 % были выбраны экспертами третьим приоритетом.
Социогуманитарное сотрудничество отражено в программах приграничного сотрудничества областей России и Украины. Так, целью долгосрочной целевой программы «Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества Белгородской области» на 2011 - 2016 годы является повышение уровня социально-экономического взаимодействия приграничных областей и жизненного уровня населения путем стимулирования межрегионального и приграничного сотрудничества [5]. Программа социально-экономического развития приграничных муниципальных образований Ростовской области в рамках Еврорегиона «Донбасс» на 2013 - 2015 гг. преследует цель обеспечения экономического роста и социальной стабильности в приграничных муниципальных образованиях Ростовской области, повышения уровня и качества жизни населения, развития интеграционных трансграничных экономических и социокультурных российско-украинских связей в рамках Еврорегиона «Донбасс» [6].
Анализ реализуемых совместных программ и проектов российско-украинского приграничья дает возможность отметить, что наиболее распространенными и успешными являются именно социогуманитарные проекты.
Но проведенный нами экспертный опрос (опрашивались участники социогуманитарного сотрудничества приграничных регионов, выступившими экспертами при анкетировании, N=20, 2012) позволил выявить ряд проблем социогуманитарного сотрудничества приграничных регионов. Большинство экспертов отметили, что при реализации интеграционных проектов обычно имеет место узкая специализация и отсутствие системности (50 %). Значительное количество опрошенных (25 %) отметили, что интеграционные процессы на региональном уровне декларативны. То, что интеграционные процессы отвечают потребностям государств на данном этапе их развития, отметили 15 % респондентов, 10 % экспертов указали на то, что интеграционные проекты и программы соответствуют стратегическим целям развития регионов. Никто из экспертов не отметил, что программы и проекты регионального развития полностью используют интеграционный потенциал. Следовательно, существуют значительные резервы для наращивания межрегионального взаимодействия.
Участники исследования выделяют приоритетность еврорегионов как модели межрегионального приграничного сотрудничества и высказывают заинтересованность при разработке и реализации совместных проектов и программ. Так, 100 % экспертов хотели бы найти себе партнера из соседней страны, в первую очередь для проведения совместных программ и проектов социального назначения (рис.2).
Рисунок 2. Направления для партнерства при организации социогуманитарного сотрудничества приграничных регионов (данные %)
В ходе исследования были выделены следующие проекты, которые больше всего заинтересовали бы экспертов: информационная сеть; создание совместного пособия по экологии; совместное лоббирование партнерских программ в профильных управлениях и комитетах; создание условий для объединения творческих коллективов; проведение экофестивалей; обмен опытом и методической информацией; совместные обучающие программы (мастер-классы); создание площадки для обмена информации; создание базы данных о молодежных организациях; правовая защита молодежи приграничья (трудовых мигрантов, туристов и т.д.); сотрудничество в сфере самоорганизации населения; организация студенческих обменов; сотрудничество в сфере помощи незащищенных слоев населения; создание поля «идей» для межрегиональной политики; создание ассоциации, объединяющей НКО; мониторинг и результативность межрегиональной политики.
Важной областью социогуманитарного сотрудничества является формирование единого культурно-информационного пространства [4]. Участники исследования отметили, что использование Интернет-технологий даст возможность не только получить информацию о приграничном сотрудничестве, но и найти партнера для реализации проектов.
Уровень развития информационного пространства приграничных территорий решающим образом влияет на экономику, социальную сферу и политику. Рост числа пользователей Интернета, а также увеличение емкости информационного рынка позволяет утверждать, что формирование единого информационного пространства еврорегионов и регионов сотрудничества является перспективой близкого будущего. Открытый доступ к материалам и возможность дистанционного обсуждения делает проект привлекательным для ученых, государственных и муниципальных служащих, бизнесменов и населения всего приграничья России и Украины, а также стран ЕС. Существенно, что при помощи Интернет-счетчиков можно определить количество заходов и интенсивность обсуждения и выделить приоритетность того или иного приоритетного направления приграничного сотрудничества.
Одним из значимых проектов в сфере приграничного взаимодействия является проведение школы «Межрегионального приграничного сотрудничества» на базе портала http://euroregion.ru. Проект сочетает научно-исследовательскую деятельность, образовательный процесс, представляя собой форму привлечения молодежи к внедрению интерактивной модели разработки и реализации социогуманитарных интеграционных проектов и программ приграничного сотрудничества. Использование Интернет-технологий дает возможность привлечь ведущих ученых к решению проблем развития приграничных регионов, выделению приоритетных направлений для межрегионального приграничного сотрудничества. Информационный портал, который является основой интерактивной модели разработки и реализации социогуманитарных интеграционных проектов и программ приграничного сотрудничества, имеет характер интернационального портала, ориентирован на аудиторию пользователей, независимо от их географической принадлежности, сконцентрирован на определенном географическом сегменте.
Алгоритм использования данной модели состоит в следующем:
- обсуждение и определение проблемы, которую необходимо решить; проблема поднимается на форуме или сайте Интернет-портала и сопровождается активным обсуждением участниками;
- поиск партнера или партеров, обозначение измеримого ожидаемого результата, поиск может осуществляться как при помощи раздела сайта, так и при помощи социальных сетей;
- анализ достижимости целей производится с помощью экспертных оценок, анализ может публиковаться в новостях Интернет-портала;
- определяется источник финансирования, который может быть как из целевых программ приграничных регионов, так и привлеченным из различных фондов. Информация о начале проекта публикуется на главной странице Интернет-портала.
В Российской Федерации и Украине привлекательность социогуманитарного сотрудничества приграничных регионов является все более очевидной. Результативность этого направления подтверждается как реализующимися проектами на уровне регионов и муниципалитетов, так и на государственном уровне. Сохранение общего культурно-исторического наследия, сотрудничество в сфере науки и образования, развитие гуманитарных связей приграничных областей требует использования социальных и Интернет-технологий, а также формирования единого культурно-информационного пространства, которое даст возможность перейти от декларативного сотрудничества к реальной интеграции приграничных регионов.
Статья подготовлена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы». Проект «Управление развитием приграничных регионов в хронотопе постсоветского пространства». № 14.A18.21.0090 (рук. В. П. Бабинцев)
Рецензенты:
- Тарабаева Виктория Борисовна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
- Шаповалова Инна Сергеевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.