Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Скрипкин В.С. 1 Капустина Е.И. 1 Орлянская И.А. 1 Капустин И.В. 1 Безгина Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»
Требования современного высшего образования направлены на развитие самостоятельности у студентов в освоении учебного материала. Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим умение получать и закреплять знания. Очень важным моментом при этом является контроль самостоятельной работы, где, наряду с традиционными формами, должны использоваться методы, основанные на современных образовательных технологиях. В качестве одной из таких форм предлагается рейтинговая система обучения. В статье изложены вопросы организации учебного процесса с учетом увеличения роли и значимости самостоятельной работы студентов. Отражены основные факторы мотивации самостоятельной работы студентов, ее уровни и формы, приведены основные активные методы контроля и организации. Внедрение новых технологий в образовательный процесс способствует росту профессионализма преподавателей.
организация и контроль самостоятельной работы
мотивация
самостоятельная работа студентов
учебный процесс
1. Атанов И.В., Капустин И.В., Данилов М.В. Самостоятельная работа студентов – важнейшая составляющая учебного процесса // Вестник АПК Ставрополья. – 2012. – № 1(5).
2. Безгина Ю.А., Черницова М.А. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения и формирования компетенций у студентов ВПО // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. – 2013. – Т. 19, № 1. – С. 61-65.
3. Использование естественных факторов стимуляции защитных систем организма в учебном процессе по физической культуре / М.В. Осыченко, В.С. Скрипкин // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. – Т. 22. – № 3. – С. 69-72.
4. Капустина Е.И. Методические основы организации учебного процесса при двухуровневой системе образования // Инновационные векторы современного образования: сб. трудов по материалам научно-методической конференции / Ставропольский государственный аграрный университет. – Ставрополь: АГРУС, 2012. – 136 с.
5. К проблеме совершенствования учебного процесса по физической культуре в вузах нефизкультурного профиля / В.С. Скрипкин, М.В. Осыченко // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. – Т. 22. – № 3. – С. 72-75.
6. Нестандартные учебные занятия как движущий фактор эволюции учебного процесса / М.А. Черницова, Ю.А. Безгина, Н.В. Погарская, Н.Н. Францева, Е.В. Волосова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 255-255.
7. Осыченко М. В., Скрипкин, В. С. Реализация вариативного компонента дисциплины «Физическая культура» на основе современных фитнес-технологий / М.В. Осыченко, В.С. Скрипкин // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 9. – С.11–14.
8. Система воспитательной работы в вузе: традиции качества / В.И. Трухачев, С.И. Тарасова, Е.В. Хохлова, О.Н. Федиско // Высшее образование в России. – 2010. – № 10. – С. 72-80.
9. Управление качеством самостоятельной работы студента вуза / В.И. Трухачев, Е.В. Хохлова, В.С. Скрипкин, Е.В. Галеев, О.Н. Федиско // Современные проблемы воспитания молодежи: сборник материалов конференции. – Ставрополь, 2011. – С. 14-23.
10. ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» качество, профессионализм, международное сотрудничество / В.И. Трухачев // Стандарты и качество. – 2010. – № 9. – С. 106-107.
11. Формирование патриотических и профессионально-ориентированных компетенций студентов-первокурсников в свете дисциплины «Введение в специальность» / А.Н. Есаулко, Л.В. Мазницына, Ю.А. Безгина, В.А. Стукало, М.Ю. Балацкий, Л.В. Трубачева // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 350-350.
12. Экологическая культура в контексте современных глобальных проблем: автореф. дис. … канд. филос. наук / М.В. Осыченко. – Ставрополь, 2007. – 22 с.
13. Эффективность нестандартных форм проведения занятий для усвоения учебного материала / М.А. Черницова, Ю.А. Безгина, Н.В. Погарская, Н.Н. Францева, Е.В. Волосова // Применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий в АПК. – 2013. – С. 264-268.
14. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т. – Ростов-н/Д, 2001. – 23 c.

Эффективность учебного процесса в ВУЗе во многом зависит от того, как он заинтересовывает, вызывает и организует собственную активную познавательную деятельность студенчества [2, 5–7, 11].

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим умение получать и закреплять знания. Особую актуальность СРС приобретает при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой [1, 3, 8, 12–13].

Одним из важных организационных моментов организации СРС является составление заданий на самостоятельное выполнение контрольных работ (тестов), при составлении которых преподаватель должен руководствоваться следующими критериями:

  • все задания должны быть одинаковой сложности;
  • объем каждого задания должен быть реальным и выполнимым при соответствующей подготовке студента за отведенное для контрольной работы время;
  • целесообразно включать вопросы, требующие достаточно точных ответов, например, дать определение, написать формулу, изобразить график, составить схему, привести численные значения каких-либо показателей, выполнить анализ схемы, процесса и т.д.;
  • в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе, а также по прочитанному лекционному материалу.

Для организации самостоятельной работы по дисциплинам специализаций у студентов старших курсов и развития творческого мышления, ориентированного на конкретную область знаний по избранному направлению обучения, должны быть следующие составляющие [4, 9, 10, 14]:

  1. Подготовка: формулировка задачи и начальные попытки ее решения.
  2. Инкубация: отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.
  3. Просветление: интуитивное проникновение в суть задачи.
  4. Проверка: испытание или реализация решения.

Основные формы организации самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, уровнем образования и степенью подготовленности студентов, а также необходимостью упорядочения нагрузки студентов самостоятельной работой.

Исходя из этого, могут быть использованы следующие формы организации СРС:

  • рефераты (по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока);
  • семестровые задания (по общетехническим и специальным дисциплинам);
  • курсовые работы (по общетехническим и специальным дисциплинам);
  • курсовые проекты (по общетехническим и выпускающим кафедрам);
  • аттестационные работы бакалавра, специалиста, магистра.

Еще одной формой самостоятельной работы студентов является наличие в учебном плане так называемого интегрированного курса, в течение которого небольшие группы студентов (3–5 чел.) занимаются решением проблемы, основанной на реальной информации (предоставленной одной из сотрудничающих с вузом компаний) и требующей применения знаний, полученных из нескольких изученных ранее дисциплин. Работа осуществляется под наблюдением представителей различных кафедр учебного заведения. Такая форма более активно прививает студентам навыки практической деятельности в современных условиях.

Форму организации СРС предлагают кафедры, разрабатывая рабочие программы дисциплин. При этом они могут установить и другие формы, не указанные выше, но рассмотренные и утвержденные учебно-методическим советом по направлению (или специальности).

Таким образом, для выполнения требований образовательного стандарта по объему и организации СРС необходимо:

  • сформировать достаточную степень подготовленности студентов к самостоятельному труду, определенный уровень самодисциплины студентов;
  • разработать нормативы по определению объемов внеаудиторной СРС для преподавателя и для студента, осуществлять календарное планирование хода и контроля выполнения СРС;
  • наличие специальной учебно-методической литературы, причем наряду с курсами лекций, сборниками задач и другими традиционными материалами, необходимы их электронные версии;
  • необходимы новые поколения тренажеров, автоматизированных обучающих и контролирующих систем, которые позволяли бы студенту в удобное время и в привычном для него темпе самостоятельно приобретать знания, умения, навыки;
  • высокая обеспеченность компьютерной и множительной техникой, доступной для преподавателей и студентов;
  • усиление консультационно-методической роли преподавателя;
  • возможность свободного общения между студентами, между студентами и преподавателем.

Эффективная реализация самостоятельной работы студентов зависит от их заинтересованности в достижении результата, т. е от устойчивой мотивации, которая может быть внешней, внутренней и процессуальной (рис. 1).

Рисунок 1. Мотивация самостоятельной работы студентов

Контроль СРС не должен быть самоцелью для преподавателя, а прежде всего – стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента. Следует включать результаты выполнения СРС в показатели текущей успеваемости, в билеты и вопросы на зачете (экзамене), от оценок которых зависит рейтинг студента, окончательная оценка при итоговой аттестации, а также стипендия или ее размер. Многим студентам важен моральный интерес в форме общественного признания (приятно быть первым на факультете, специальности, в группе).

При этом важно стремиться к тому, чтобы на младших курсах СРС ставила целью расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых студентом на традиционных формах занятий. На старших курсах СРС должна способствовать развитию творческого потенциала студента. Задания могут носить индивидуальный, групповой или комплексный характер. Однако контроль выполнения СРС, отчет по СРС должны быть сугубо индивидуальными. Критерий здесь один – индивидуальные склонности и, главное, способности конкретного студента.

Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий:

  1. Обеспечить правильное сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы.
  2. Методически правильно организовать работу студента в аудитории и вне ее.
  3. Обеспечить студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
  4. Осуществлять постоянный контроль за ходом самостоятельной работы и реализацией мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Это условие в той или иной форме с необходимостью должно присутствовать в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющим на эффективность СРС в целом.

Технологическая сторона организации СРС включает в себя следующие составляющие:

  1. Отбор целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др. Цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный и деятельностный компоненты.
  2. Отбор содержания СРС. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).
  3. Конструирование заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой изучаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.
  4. Организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля. Существуют следующие виды контроля (рис. 2).

Рисунок 2. Виды контроля самостоятельной работы студентов

Наряду с традиционными формами контроля используются методы, основанные на современных образовательных технологиях. В качестве одной из таких форм предлагается рейтинговая система обучения, предполагающая многобалльное оценивание студентов. Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, система рейтинговой оценки должна предусматривать дополнительные поощрительные баллы за активность и новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы. Студент повышает свой учебный рейтинг путем участия в олимпиадах, конференциях, в работе научного кружка и т.д. Особенно должна поощряться активная работа студентов, а также более быстрое прохождение ими программы обучения, или отдельных ее разделов.

Целенаправленное развитие СРС может иметь следующие уровни деятельности студентов:

1 – подготовительный, ознакомительный. Студент знакомится с приемами самостоятельной работы.

2 – репродуктивный. Студент репродуцирует, т. е. воспроизводит то, что ему уже зна­комо, или то, с чем он познакомился сам.

3 – учебно-поисковый или частично поисковый. Студент выполняет частичный самостоятельный поиск данных, сведений и т.п. для решения или выполнения определенного задания.

4 – экспериментально-поисковый. Студент самостоятельно проводит эксперимент.

5 – теоретико-экспериментальный. Студент обобщает экспериментальные данные самостоятельно или с помощью преподавателя, делает доклад по результатам эксперимента.

6 – теоретико-практический. Студент на основе проведенных исследований готовит курсовую или дипломную работу.

При формировании временного объема своего предмета преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузку студентов вне зачастую весьма субъективного мнения несомненной важности именно «моей» дисциплины.

Некоторые преподаватели видят в дисциплине только средство воспитания, а не его результат. Приказывая, понуждая, наказывая, подавляют личность студента, его инициативу, добиваясь покорности, а тем самым лишь внешнего благополучия. Однако формирование личности без подавления воли, без принуждения и конкретных наказаний – это и есть педагогика сотрудничества, которую необходимо развивать и использовать во всех видах взаимодействия преподавателя со студентами, в том числе и в самостоятельной работе.

Таким образом, рост профессионализма преподавателей, его педагогическое мастерство превращаются в важнейший составной элемент учебного процесса высшей школы.

Рецензенты:

Духина Т.Н., д.соц.н., профессор кафедры педагогики, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.

Стародубцева Г.П., д.с.-х.н., профессор, заведующая кафедрой физики ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Скрипкин В.С., Капустина Е.И., Орлянская И.А., Капустин И.В., Безгина Ю.А. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11537 (дата обращения: 29.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074