Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ

Бондарук А.Ф. 1
1 Северо-Западный институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
В статье рассматриваются изменения в системе базовых личностных ценностей (по Ш. Шварцу) курсантов в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения. На основе анализа динамики ценностных параметров в течение пяти лет обучения показано, что новая структура системы ценностей формируется в течение первого года обучения, определяемого авторами как основной этап адаптации к условиям военно-профессиональной среды. При этом, наиболее существенные изменения определяются в течение первого месяца, когда возникает ситуация неустойчивого ценностно-интенционального равновесия и начинают формироваться два ценностных тренда: усиление интенции к самовозвышению в виде стремления к профессиональному успеху, доминированию в межличностных взаимодействиях и личностной автономии; ослабление интенции к самоопределению в виде обесценивания благожелательных и конформных внутри- и межгрупповых отношений. Установлено, что в системе мировоззренческих ценностей у курсантов на всех этапах обучения устойчиво преобладают потребности в безопасных, стабильных и гармоничных взаимоотношениях, направленных на подавление социально-разрушительных наклонностей и достижение социально одобряемого успеха.
ценностные ориентации
социально-психологическая адаптация
нормативные идеалы
индивидуальные приоритеты
интенциональный капитал сотрудника
1. Бондарук А.Ф., Голянич В. М., Глазырин А. А. Новый подход к аксиологической оценке кандидатов в кадровый резерв // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2012. - Том 3. - Выпуск 3 (7). -С.41-64.
2. Ганзен В.А, Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека// Психология состояний. Хрестоматия. - М: ПЭР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С.189-201.
3. Голянич, В.М.Наука и научная школа в современном вузе: ожидания, виртуалии и реалии// Научные труды Северо-Западной академии государственной службы.- СПб., 2011.- Т.2. - Вып. 3. - С. 303-318.
4. Голянич, В.М. Управление персоналом как направление научно-образовательной и эмпи-рико-прикладной деятельности: методологические основания и перспективы развития// Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – СПб., 2012. - Том 3. - Выпуск 3 (7). - С. 94-115.
5. Дикая, Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследова-ний// Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспек-тивы. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - с. 17-42
6. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и ме-тодическое руководство.- СПб.: Речь, 2004. - 70 с.
7. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. - Белгород, 2002. - 200 с.
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444с.
9. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. - 240с.
10. Schwartz S.H. Instructions for Computing Scores for the 10 Human Values and Using them in Analyses // Documentation for ESS-1. 2003.
Особое значение в теории и практике современной управленческой и психологической науки приобретают исследования интенционального капитала сотрудников организации [4], трактуемого нами как совокупность потребностей, мотивов, ожиданий, притязаний, интересов, ценностей и смыслов жизни индивида, оказывающих влияние на его профессиональную деятельность и предопределяющих ее эффективность [3]. Интенциональный капитал представляет собой «ядро» личности, «направляющее» многочисленные компоненты личностного капитала (знаниевые, креативные, психофизиологические, соматические и пр.) на достижение значимой для человека цели [1].

В большинстве современных исследований понятие «адаптация» рассматривается с точки зрения системного подхода, предполагающего исследование взаимосвязанных «метасистемных» и «субсистемных» несоответствий, приводящих к поиску оптимальных путей достижения равновесия [2, 5]. С позиций системного подхода процесс адаптации рассматривается в рамках двух систем: «социальная среда - профессиональная среда - внутренняя среда человека» и «профессиональная среда - деятельность - личность» [8]. Данный подход предполагает необходимость анализа состояния подвижного равновесия, возникающего в «открытой» системе в процессе непрерывного взаимодействия всех её компонентов с окружающей средой. Содержательная сторона процесса адаптации при этом рассматривается как активное осознанное или неосознаваемое формирование субъектом стратегий и способов овладения ситуацией на разных уровнях регуляции состояний, поведения и деятельности. Многообразие адаптационных процессов проявляется в виде реакций (кратковременных, чаще всего обратимых изменений сознания и поведения в момент непосредственного воздействия средовых условий), состояний (способность личности динамично и целостно отражать содержание актуальных потребностей, определяющих физические, семантические и временны́е признаки воздействующих факторов и изменений, происходящих вокруг человека и в нём самом), поведения (реализация в процессе активного взаимодействия с изменяющейся средой возможностей личности, содержание которых определяется доминирующей потребностью и сложившейся системой отношения к миру) и стратегий поведения (характеризующих вектор действий и поступков, вовлеченность личности в переживание происходящего, придающую поведению качественное своеобразие) [9]. С.А.Ларионова трактует понятие «социально-психологическая адаптация» как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к гармоничному соотношению целей и ценностей личности и групп [7]. В качестве ядра (центрального элемента) системы социально-психологической адаптации, обеспечивающего как взаимодействие всех элементов системы между собой, так и взаимоотношения системы с социальной средой, автор выделяет ценностные ориентации и направленность личности. 

Целью настоящего исследования являлся анализ динамики показателей системы ценностных ориентаций курсантов в процессе обучения в военном вузе. При планировании данной работы авторы исходили из представлений о том, что понимание ценностно-интенциональных механизмов социально-психологической адаптации курсантов необходимо для обоснования мероприятий корректирующе-управленческих воздействий, обеспечивающих их успешное обучение.

Материал и методы исследования

Объектом исследования являлись 127 курсантов военного вуза. Анализ динамики показателей ценностных ориентаций курсантов осуществлялся путем оценки изменений «центрированных» и ранговых параметров ценностных ориентаций, полученных с помощью методики Шварца [6, 10]. Анализировались данные, зарегистрированные при поступлении (первый этап), через месяц после поступления (второй этап), после первого года обучения (третий этап) и после пяти лет обучения в вузе (четвертый этап).

Результаты исследования и их обсуждение

При поступлении у курсантов на уровне нормативных идеалов преобладали ценности «безопасность», «достижения» и «конформность» (таблица 1).

Таблица 1

Система ценностных ориентаций на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у курсантов при поступлении в военный институт   

Ценность

На уровне нормативных идеалов

На уровне индивидуальных приоритетов

Средние(центрированные)

Присвоенный ранг

Средние(центрированные)

Присвоенный ранг

Конформность

0,64

±0,78

3

0,35

±0,56

2

Традиции

-0,51

±0,87

7

-0,34

±0,67

8

Доброта

0,58

±0,78

4

0,29

±0,58

3

Универсализм

-0,17

±0,64

5

0,25

±0,48

4

Самостоятельность

-0,34

±0,83

6

-0,03

±0,59

6

Стимуляция

-0,67

±1,05

8

-0,27

±0,73

7

Гедонизм

-0,86

±1,37

10

-0,79

±1,07

10

Достижения

0,66

±0,76

2

0,06

±0,60

5

Власть

-0,80

±0,96

9

-0,71

±0,81

9

Безопасность

0,77

±0,65

1

0,50

±0,47

1

На уровне индивидуальных приоритетов у курсантов доминировали ценности «безопасность», «конформность» и «доброта», содержание которых, наряду с сохранением порядка и стабильности, ассоциированы с гармоничными позитивными взаимоотношениями в социальной группе, стремлением к предотвращению действий и побуждений к действиям, не соответствующим социальным ожиданиям

После первого месяца обучения изменения в большей степени отмечались на уровне индивидуальных приоритетов, а на уровне нормативных идеалов эти изменения были минимальными. В иерархии доминирующих ценностей на обоих уровнях ценностной репрезентации преобладали ценности «безопасность», «конформность» и «достижения» (таблица 2).

Таблица 2

Система ценностных ориентаций на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у курсантов после первого месяца обучения 

Ценность

На уровне нормативных идеалов

На уровне индивидуальных приоритетов

Средние (центрированные)

Присвоенный ранг

Средние(центрированные)

Присвоенный ранг

Конформность

0,64

±0,65

2

 

0,14

±0,61**

3

↓**

Традиции

-0,53

±0,77

7

 

-0,32

±0,71

9

 

Доброта

0,49

±0,68

4

 

0,09

±0,63**

4

↓**

Универсализм

-0,16

±0,61

5

 

0,05

±0,52**

5

↓**

Самостоятельность

-0,16

±0,75

6

 

0,02

±0,63

6

 

Стимуляция

-0,85

±1,19

10

 

-0,06

±0,80

7

­↑**

Гедонизм

-0,83

±1,66

9

 

-0,40

±0,85**

10

­↑**

Достижения

0,57

±0,67

3

 

0,21

±0,60*

2

­↑*

Власть

-0,62

±1,12

8

↑­*

-0,27

±0,86**

8

­↑**

Безопасность

0,92

±0,51

1

↑­*

0,26

±0,56**

1

↓**

Примечания: в данной таблице и в таблицах 3 и 4 -

  1. (** - р≤0.01 и * - р≤0,05) - значимость различий по U-критерию Манна-Уитни (метка возле значения показателя) и Т-критерию Вилкоксона (метка у стрелок) по сравнению с показателями на предыдущем этапеисследования;
  2. Стрелки указывают направленность значимых изменений «центрированных» показателей по Т-критерию Вилкоксона: уменьшение (↓) и увеличение (↑­­) по сравнению с данными предыдущего этапа исследования.

Анализ динамики показателей ценностей выявил повышение значимости в статусно-иерархической структуре нормативных идеалов курсантов ценностей «безопасность» и «власть». Выявленные закономерности позволяют полагать, что изменения мировоззренческих установок курсантов в течение наиболее сложного этапа адаптации к военно-профессиональной среде обучения характеризуются направленностью на безопасность и гармоничность взаимоотношений, а также на формирование тенденцией к социальному доминированию.В системе ценностей на уровнеиндивидуальных приоритетов в этот период отмечалось повышение значимости ценностей «достижения», «власть», «гедонизм», «стимуляция» и снижение значимости ценностей «доброта», «универсализм», «безопасность», «конформность». Обращает внимание факт значительного возрастания на уровне индивидуальных приоритетов ранга доминирующей на данном этапе адаптации ценности «достижения» (с 5-го до 2-го ранга). Подобная динамика характерна для социальных групп, в которых четко позиционированы отношения доминирования-подчинения и приветствуются ориентированные на успех конкурентные отношения. В результате на поведенческом уровне отмечаются признаки стремления к социально одобряемому успеху, а также признаки доминирования в соответствии с закрепленными в группе властными приоритетами. Наиболее существенное уменьшение отмечено в отношении ценностей «доброта» и «универсализм», что характерно в ситуациях обесценивания неформальных (благожелательных) и возрастания приоритетности формальных внутригрупповых отношений. Материалы второго этапа исследования позволяют заключить, что наиболее значимыми ценностными трендами в течение первого месяца адаптации является: интенция к самовозвышению в виде стремления к социальному успеху и внутригрупповому доминированию; ослабление интенции к самоопределению в виде обесценивания благожелательных и конформных внутри- и межгрупповых отношений.

Представленная выше динамика ценностных параметров на уровне индивидуальных приоритетов характеризует ситуацию неустойчивого равновесия системы ценностей, в которой «рассеивается» общий вектор ценностно-мотивационных целей группы. Данное состояние характеризует наибольшее напряжение адаптационных механизмов в начальный период адаптации респондентов к ценностям и требованиям новой социальной среды.

По завершении первого года обучения в структуре мировоззренческих ценностей преобладают ценности «безопасность», «достижения» и «конформность» (таблица 3).

Таблица 3

Система ценностных ориентаций на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных

 приоритетов у курсантов после первого года обучения  

Ценность

На уровне нормативных идеалов

На уровне индивидуальных приоритетов

Средние (центрированные)

Присвоенный ранг

Средние (центрированные)

Присвоенный ранг

Конформность

0,42

±0,76

2

 

0,00

±0,53

5

↓**

Традиции

-0,48

±0,82

9

 

-0,46

±0,69

10

 

Доброта

0,28

±0,69*

4

 

0,17

±0,55

4

 

Универсализм

-0,27

±0,65

7

 

-0,10

±0,55

7

 

Самостоятельность

-0,12

±0,72

5

­↑*

0,24

±0,54**

3

­↑**

Стимуляция

-0,54

±1,07*

10

 

0,00

±0,67

6

 

Гедонизм

-0,29

±1,46**

8

­↑**

-0,16

±1,05*

8

­↑**

Достижения

0,39

±0,66

3

 

0,24

±0,56

2

 

Власть

-0,27

±0,92**

6

­↑**

-0,36

±0,73

9

 

Безопасность

0,76

±0,62

1

 

0,28

±0,45

1

 

Динамика ценностных показателей в этот период свидетельствуют о более выраженными, по сравнению с данными предыдущего этапа исследования, изменениями. Причем на уровне нормативных идеалов изменения в основном связаны с параметрами «ценностной периферии», в то время как на уровне индивидуальных приоритетов эти изменения сопряжены с показателями некоторых доминирующих ценностей. Наиболее значимыми ценностными трендами в течение первого года адаптации к военно-профессиональной среде обучения следует считать нарастание поведенческих паттернов нонконформизма, независимости и гедонизма.

Можно заключить, что к основным трендам в системе доминирующих ценностей к концу первого года адаптации к военно-профессиональной среде обучения можно отнести усиление поведенческих интенций к самостоятельности, социально одобряемому успеху и нонконформизму. Выявленные тренды доминирующих ценностей проявлялись формированием к концу процесса адаптации навыков самостоятельности в решениях и действиях, устойчивой направленности на успех в профессиональной деятельности, а также обесцениванием механизмов сдерживания и предотвращения действий, не соответствующих социальным ожиданиям. Наиболее существенной в динамике ценностей «периферии» следует считать усиление интенций к получению чувственных удовольствий и наслаждению жизнью.

По окончании обучения в военном институте, как и на предыдущих этапах исследования преобладают ценности «безопасность», «конформность» и «достижения» (таблица 4).

Таблица 4

Система ценностных ориентаций на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у курсантов по завершении обучения в военном институте  

Ценность

На уровне нормативных идеалов

На уровне индивидуальных приоритетов

Средние (центрированные)

Присвоенный ранг

Средние (центрированные)

Присвоенный ранг

Конформность

0,38

±0,61

2

 

-0,09

±0,51

7

 

Традиции

-0,06

±0,65**

9

 

-0,41

±0,64

10

 

Доброта

0,15

±0,61

5

 

0,08

±0,54

4

 

Универсализм

-0,46

±0,68*

7

 

-0,07

±0,52

6

 

Самостоятельность

0,31

±0,56**

4

 

0,35

±0,48

1

 

Стимуляция

-0,27

±0,89*

10

 

-0,16

±0,63

8

 

Гедонизм

-0,44

±1,15

8

 

-0,06

±0,86

5

 

Достижения

0,32

±0,69

3

 

0,35

±0,55

2

 

Власть

-0,22

±0,71

6

 

-0,27

±0,74

9

 

Безопасность

0,50

±0,57

1

 

0,15

±0,48*

1

 

Таким образом, изначально (при поступлении) и на последующих этапах обучения отмечалось устойчивое преобладание ценностей, содержание которых предполагает защиту порядка, стабильности и поддержание гармоничных и конформных отношений с людьми, а также получение социального одобрения посредством проявления компетентности исходя из признанных стандартов

Заключение

Выявленные результаты позволяют полагать, что в течение первого месяца возникает максимальное напряжение психологических механизмов адаптации к условиям военно-профессиональной среды обучения. Этому начальному периоду адаптации свойственна ситуация неустойчивого равновесия системы ценностей, в которой «рассеивается» общий вектор ценностно-мотивационных целей группы. Выявленная в этот период динамика ценностных ориентаций характерна для социальных групп, в которых четко позиционированы отношения доминирования-подчинения и приветствуются ориентированные на успех конкурентные отношения. Результатом влияния подобной социальной среды является формирование стремления к профессиональному успеху, доминированию в межличностных взаимодействиях, обесценивание неформальных (благожелательных) и возрастание приоритета формальных внутригрупповых отношений. К концу первого года обучения иерархия ценностных ориентаций в основном стабилизируется и формируется новая ее структура, в которой доминируют интенции к самостоятельности, профессиональной успешности и безопасности.

В процессе адаптации формируются два основных ценностных тренда: усиление интенции к самовозвышению в виде стремления к профессиональному успеху, доминированию в межличностных взаимодействиях и личностной автономии; ослабление интенции к самоопределению в виде обесценивания благожелательных и конформных внутри- и межгрупповых отношений. Перечисленные тренды отражают свойственный обследованной выборке психологический механизм дистанцирования от социальной группы.

Рецензенты:

Благинин А.А., д.м.н., д.псх.н., заведующий кафедрой авиационной и космической медицины Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, г.Санкт-Петербург.

Шлепков А.В., д.псх.н., начальник кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, г.Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Бондарук А.Ф. СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13984 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674