Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИНГВОИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Крузе Б.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Статья посвящена вопросам методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранных языков на содержательно-технологическом уровне. Такое проектирование предполагает непосредственное оформление методики лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка со свойствами, соответствующими диапазону её возможного использования и функционального назначения, а также алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте. Особенности лингвоинформационного контекста межкультурной коммуникации, которая происходит в лингвоинформационном пространстве, методологические границы проектируемой системы, которые обусловливают обширное применение принципов синергизма, междисциплинарной интеграции, нелинейности и открытости системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка, приводят к необходимости проектирования на содержательно-технологическом уровне инструментария учёта таких особенностей и реализации названных принципов. Построение лингвоинформационного образовательного пространства - эффективный способ структурирования образовательного процесса, при котором он выстаивается в соответствии с особенностями лингвоинформационного контекста межкультурной коммуникации и принципами построения системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка.
методическое проектирование
образовательное пространство
принцип
интеграция
синергизм
лингвоинформационная подготовка
учитель иностранного языка
1. Безукладников К.Э. Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и методика : дис. … докт.пед. наук / Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. - Пермь, 2009.
2. Безукладников К.Э. Формирование лингводидактических компетенций в инновационной развивающей среде / К.Э. Безукладников, Н.С. Рубина // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 6. - С. 95-98.
3. Безукладников К.Э.,Жустеева Г.А. Технологическое обеспечение компетентностного подхода в учебном процессе языкового вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. - С. 90-98.
4. Безукладников К.Э. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя в педагогическом вузе //Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 69-73.
5. Колесников А.К., Санникова А.И., Безукладников К.Э. Профессиональнаякомпетенция и компетентность //Педагогическоеобразование и наука. - 2009. - № 6. - С. 57-61.
6. Крузе Б.А. Лингвомультимедийная компетентность учителя иностранного языка в логике новой парадигмы иноязычного образования // Язык и культура. - 2010. - № 3. - С. 119-133.
7. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка : монография. - Пермь, 2010.
8. Крузе Б.А., Ожегова Е.В. Формирование лингвоинформационной самостоятельности студентов специальности «Перевод и переводоведение» //Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 6. - С. 80-85.
9. Санникова А.И., Крузе Б.А. Определение понятия лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка //Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 9. - С. 51-55.
10. ХакимовЭ.Р. Этнопсихология и этнопедагогика в проектировании педагогического процесса : учебно-методическое пособие. –Ижевск: Изд-во ИУУ УР, 2003. –104с.
11. Bezukladnikov K., Kruze B. An outline of an ESP Teacher Training Course (2012) // World Applied Sciences Journal (WASJ). - Volume 20, Issue 20 (Special Issue on Pedagogy and Psychology). - P. 103-106. - ISSN: 1818-4952. -URL: http://www.idosi.org/wasj/online.htm.
Методическое проектирование системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка на содержательно-технологическом уровне предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения, а также алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте. Особенности лингвоинформационного контекста межкультурной коммуникации, которая происходит в так называемом лингвоинформационном пространстве, методологические границы проектируемой системы, которые обусловливают обширное применение принципов синергизма, междисциплинарной интеграции, нелинейности и открытости системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка, приводят к необходимости проектирования на содержательно-технологическом уровне инструментария учёта таких особенностей и реализации названных принципов.Рассмотрение схожих вопросов в иноязычном образовании привело российских ученых к интенсивной разработке в последние годы пространственного подхода. Этот подход дает основания для перевода образования с репродуктивного субъект-объектного характера на синергетический, междисциплинарный и компетентностный, в котором человек понимается как самостоятельно мыслящий и активно порождающий собственные лингвоинформационные смыслы.

Цель исследования

Целью исследования, отражённого в данной статье, является методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка.

Материал и методы исследования

Специфика цели определила материал: философская, психолого-педагогическая, лингводидактическая литература, посвящённая рассмотрению инструментов проектирования образовательного пространства. Ведущими методами являются проектирование, анализ и синтез научной литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

Проектирование лингвоинформационного образовательного пространства позволяет обосновывать и моделировать широкий спектр индивидуальных образовательных маршрутов для каждого студента на разных уровнях образования. Такое образовательное пространство может служить эффективным средством лингвоинформационной интеграции процесса подготовки будущего учителя иностранного языка.

Пространственный подход - это взгляд на лингвоинформационную систему подготовки будущего учителя иностранного языка с позиции определения образовательного пространства - «поля возможностей для образования», задающего определенные границы, внутри которых потенциально допустима реализация бесконечного множества вариантов взаимо- и самообразования.

Система лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка на основе понятия «образовательное пространство» получает территориальное измерение, структурируется как проектируемый самим студентом маршрут. При этом «узкое» лингвоинформационное образовательное пространство - это пространство отдельного учебного кабинета. Лингвоинформационный контекст подготовки будущего учителя иностранного языка предполагает построение более широкого лингвоинформационного образовательного пространства, которое по своей сути не ограниченно и включает весь мир. Для методического обеспечения лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка необходимо проектировать наличие инструментов самоосуществления студентов, где они не только могут проявить свою самостоятельность, но и в полной мере чувствуют ее [1].

Сформулируем основные принципы для построения такого образовательного пространства, в ходе которого может формироваться личность будущего учителя иностранного языка, гармонично идентифицирующая себя в лингвоинформационном контексте межкультурной коммуникации.

Принцип расширения образовательного пространства - постоянное и планомерное увеличение возможностей для лингвоинформационного образования и самообразования будущего учителя иностранного языка;

Принцип обогащения лингвоинформационного образовательного пространства - целенаправленное наполнение культурными ценностями среды вхождения ученика в жизнь социума, обеспечение познания учеником этих ценностей в различных формах презентации культуры, в поведении других людей и в собственных проявлениях ученика; амплификация - обогащение содержания, форм и методов специфически детских видов - игровой, практической и изобразительной деятельности и общения учащихся друг с другом.

Принцип увеличения открытости лингвоинформационного образовательного пространства - увеличение возможностей будущего учителя иностранного языка в выборе содержания, способов, методов, форм и мест лингвоинформационной подготовки, в накоплении и рефлексии лингвоинформационного образовательного опыта нормотворчества и перевода внешних атрибутов информационной культуры во внутренние ценностные отношения; признание спонтанности лингвоинформационного развития будущего учителя иностранного языка как процесса, по ходу которого возникают внутренние противоречия, являющиеся его внутренними движущими причинами, позволяющими актуализировать творческий потенциал, стимулировать творческое преобразование накопленного опыта [10].

Построение такого образовательного пространства осуществлялось в рамках Программы стратегического развития ПГГПУ. В соответствии с программой образовательное пространство вуза построено на качественно новом этапе в разработке инновационных образовательных программ и систем подготовки учителей, имеет большую социальную значимость и перспективу применения. Программа ориентирована на решение проблем совершенствования высшего образования на принципиально иной методолого-технологической основе, которая формирует компетентности и новое качество личности, адекватные непрерывным процессам изменяющегося мира и общества.

Применительно к процессу лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка программа обеспечила условия для построения лингвоинформационного образовательного пространства.

Такое пространство основано на модели сетевого взаимодействия для реализации профильного полилингвального и поликультурного обучения при кафедрах, лабораториях, ведущих школах университета), сотрудничестве со школами и вузами-партнёрами в отношении информационных проектных технологий. Важнейшим инструментом реализации такой модели явилось формирование телекоммуникационной системы международного профессионального взаимодействия в режиме онлайн круглых столов, форумов, конференций, мастер-классов, семинаров.

Редакционно-издательский отдел университета преобразован в медиацентр, ориентированный на всестороннюю поддержку программы путем трансляции сложившегося во всех сферах деятельности университета инновационного опыта через сетевые проекты, за счет участия в государственных приоритетных проектах и программах развития образования. Важными направлениями реализации этой задачи стали: организация экспериментальных региональных площадок развития инновационного опыта и создание сети открытого доступа к материалам и результатам их деятельности. Медиацентр, с одной стороны, тиражирует результаты как научной деятельности ППС, так и образцы наиболее успешных практик научно-исследовательской и социальнозначимой проектной деятельности студентов. С другой стороны, медиацентром координируется привлечение к проектам, осуществляемым на базе университета, представителей различных социальных групп за счёт разработки способов позиционирования деятельности университета в различных средствах массовой информации (в т.ч. взаимодействие с телеканалами и радиостанциями, разработка и продвижение веб-портала).

Процесс преподавания дисциплин в университете в рамках Программы обеспечен различным презентационным и вспомогательным оборудованием, таким как системы озвучивания аудиторий, системы презентаций, электронные доски, системы видеоконференций и проч., оборудованы конференц-залы с возможностью трансляции мероприятий на другие территории университета и в сеть Интернет; внедрены системы многоязыковой поддержки, что позволяет сделать его максимально удобным для восприятия. Переход на беспроводные сети во всех учебно-административных корпусах и общежитиях с обеспечением свободного доступа сотрудников и студентов к внутренним и внешним ресурсам ПГГПУ способствует эффективному включению всех субъектов в лингвоинформационную деятельность.

Библиотека университета с традиционными печатными изданиями и электронными ресурсами стала центром информационной инфраструктуры лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка. Особое внимание при комплектовании уделено приобретению зарубежных научных коллекций в цифровом формате по проблемам лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. К этим ресурсам обеспечен удаленный доступ, что позволяет варьировать аудиторные и внеаудиторные формы лингвоинформационной подготовки студентов.

Следующим важным средством создания лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка является интернет-порталуниверситета, который представляетсобой интернет-площадку, обеспечивающую вузам, НИИ, преподавателям, аспирантам, студентам, магистрантам и другим заинтересованным участникам организацию, сопровождение их образовательной, учебно-методической, научно-исследовательской, управленческой и других видов деятельности на более высоком уровне.

Основной целью портала является формирование инновационного образовательного пространства, способствующего развитию образования и научных разработок путем совершенствования информационного обеспечения учебного, учебно-методического и научного процессов на основе информационно-коммуникационных технологий.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач.

  1. Сбор, систематизация и формирование массивов качественных, общедоступных, бесплатных комплексных информационных ресурсов, сопровождающих процесс лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка.
  2. Облегчение доступа студентов к современным российским и международным информационным ресурсам преподавания иностранных языков.
  3. Предоставление информационно-технологических возможностей для личного участия в создании и широком использовании новых качественных научных и образовательных продуктов на иностранном языке.
  4. Обеспечение постоянно действующей обратной связи между авторами и пользователями иноязычных, образовательных и научных ресурсов.
  5. Создание механизмов, обеспечивающих эффективную реализацию географически распределенных иноязычных образовательных и научно-исследовательских проектов.

Портал содержит качественные, общедоступные информационные ресурсы, сопровождающие процесс лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка в соответствии с базовыми требованиями, предъявляемыми Министерством образования и науки и учебно-методическими объединениями.

Информационная инфраструктура Университета полной мере обеспечивает лингвоинформационные потребности в средствах доступа к иноязычной информации. Все здания и общежития охвачены внутренней корпоративной сетью с возможностью широкополосного беспроводного доступа в Интернет из любой точки, обеспечены компьютерной и офисной техникой, а также техническими средствами обучения. На смену традиционным семинарским аудиториям и компьютерным классам пришли универсальные аудитории, приспособленные для самых разных видов образовательной и исследовательской деятельности.

Для обеспечения реализации компетенций, сформированных у студентов по мере освоения образовательных программ в лингвоинформационном образовательном пространстве, реализации его принципов расширения, обогащения и открытости на базе ПГГПУ создан первый и единственный на территории Содружества Независимых Государств Провайдер-центр международного бакалавриата [2].

Основными функциями провайдер-центра, используемыми в проектировании лингвоинформационного образовательного пространства, является организация международных конференций и воркшопов профессионального развития. К проведению этих мероприятий привлекаются специалисты из очень разных стран Европы, Африки, Ближнего Востока [3;9]. Студентам в рамках деятельности провайдер-центра предлагается принимать участие как в организации мероприятий, так и в самих мероприятиях [4;11]. Это создаёт аутентичный контекст для межкультурной коммуникации будущего учителя иностранного языка на темы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков [5;8].

Ещё одной задачей Центра в рамках построения лингвоинформационного образовательного пространства является разработка перечня проектов в рамках Программы. К организации, планированию и реализации этих проектов привлекаются все студенты. Перечень разрабатываемых Центром проектов предполагает определённое разнообразие, обеспечивающее возможность каждого студента реализовать компетенции, сформированные по мере освоения той или иной дисциплины или программы [6].

Индивидуальный образовательный маршрут каждого студента включает проектную деятельность - итоговый выпускной квалификационный проект, обобщающий результаты научно-исследовательской, учебно-практической, проектной деятельности на междисциплинарном гуманитарном уровне в лингвоинформационном контексте. Проектная деятельность в центре осуществляется совместно в сотрудничестве и известных ученых, и практиков, и аспирантов, и студентов [7].

Таким образом расширяется участие студентов в выполнении научных исследований и лингвоинформационных разработок с оплатой труда. Этому способствуют конкурс «Выпускных квалификационных работ студентов ПГГПУ», организация онлайн студенческих научных конференций, семинаров, круглых столов, включение студентов в оргкомитеты проводимых научных мероприятий.

Вывод

Обобщая вышеизложенное, отметим, что спроектированное лингвоинформационное образовательное пространство обеспечивает нелинейный, вариативный лингвоинформационный контекст подготовки будущего учителя иностранного языка. Это пространство подчиняется принципам расширения, обогащения, открытости. Оно является интегративной основой для проектирования нелинейного и открытого содержания и технологий лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка.

Подготовлено в рамках проекта 036-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ.

Рецензенты:

Безукладников К.Э., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.

Косолапова Л.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Крузе Б.А. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИНГВОИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14420 (дата обращения: 18.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252