Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ОВЛАДЕНИЮ ПРОФЕССИЕЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ

Адаев И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Предметом исследования в данной статье является процесс формирования мотивации к овладению профессией учителя химии у студентов педвуза. Профессиональная подготовка учителя является сложным по структуре, направленности и результату, поэтому для повышения его эффективности необходимо формировать у студентов соответствующую мотивацию к овладению педагогической профессией. Одним из способов формирования мотивации автор считает применение информационных технологий в процессе обучения. В статье раскрывается поэтапное формирование у студентов положительной мотивации к овладению профессией учителя химии, включающее активизацию их познавательной деятельности, подбор ориентиров для осознания учебных целей, определение иерархии видов деятельности в общей стратегии учебной деятельности, формирование личностных смыслов выполняемой деятельности и др. Автор дает определение профессиональной позиции учителя химии; обосновывает выбор организационных форм, посредством которых происходит формирование профессиональной позиции.
будущий учитель химии
профессиональная позиция учителя
мотивация
активизация познавательной деятельности
информационные и коммуникационные технологии
1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 134 с.
2. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 750 с.
3. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: ИЦ ПКПС, 2004. – 84 с.
4. Вершловский, C. Г. Непрерывное образование. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 147 с.
5. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика. – Минск : Харвест, 2009. – 976 с.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
7. Кортиева, Д. В. Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования / Д. В. Кортиева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 70-2. – С. 83-87.
8. Маркова, А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
9. Немов, Р. С. Психология. Словарь-справочник. В 2 ч. Ч. 2. – М. : Владос-Пресс, 2007. – 351 с.
10. Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.
11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
12. Тимофеева О. А., Максимова О. Г. Проблема подготовки научно-педагогических кадров для высшей школы в условиях модернизации образования // Вестник Чувашского педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2013. – №1 (77), ч. 2. – С. 173-179.
13. Фролова, С. Л. Мотивация профессионального самообразования студентов / С. Л. Фролова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 1. – С. 229-233.
14. Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000. – 704 с.
Овладение профессией учителя требует сегодня от студентов педагогических вузов самообразовательных усилий в учебной деятельности. Это обусловлено политикой государства в области образования, ориентирующей на повышение уровня подготовки выпускников педагогических вузов; переходом к образовательным стандартам третьего поколения, придающим большое значение самостоятельной работе студентов; нежеланием выпускников работать в школах и т.д. Данные, приведенные в исследованиях ученых, посвященных проблеме формирования положительной мотивации у обучающихся, показывают, что при выборе профессии у студентов не всегда наблюдается активная позиция в процессе профессиональной подготовки к будущей профессии, отсутствует ярко выраженный мотив к успешному овладению её, а иногда преобладают и меркантильные мотивы, что не способствует качественной профессиональной подготовке [13].

Цель исследования

Целью исследования является обоснование необходимости формирования активной позиции студентов в процессе усвоения ими профессиональных знаний и выработки соответствующих умений и навыков; выявление факторов, влияющих на развитие мотивационной сферы будущих учителей в ходе профессиональной подготовки и путей совершенствования деятельности вуза в этом направлении.

Материал и методы исследования

В современной психологии понятие «мотив» трактуется по-разному:

  • психическое явление, становящееся побуждением к действию (К.К. Платонов);
  • переживание потребности и ее удовлетворение (С.Л. Рубинштейн);
  • предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания (Л. И. Божович);
  • то объективное, в чем конкретизируется потребность в данных условиях и на что направлена деятельность. За мотивом всегда стоит потребность (А.Н. Леонтьев) и др.

Большинство ученых разделяют мотивы на внутренние и внешние. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, человек хочет бескорыстно проявить себя в данном виде деятельности), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (статус, зарплата и т.д.), то говорят о внешних мотивах, которые, в свою очередь, могут быть положительными (мотивы достижения, успеха) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).

В нашем исследовании мы использовали понятие мотивации, которое шире понятия мотива и понимается как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности.

Мотивация изучается в разных аспектах и объясняется учеными-психологами по-разному:

  • система причин и факторов, обеспечивающих регулирование и поддержку поведения человека [9];
  • совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности [10];
  • психологическая структура, состоящая из потребности в учении, смысла учения, мотивов учения, цели, эмоций, отношений и интересов [8].

С точки зрения ученых (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина (Остапенко), Ю.Н. Кулюткин, А.А. Реан, В.А. Сластенин), студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, прежде всего, определяется наличием у него соответствующих мотивов. Как показали результаты их исследований, учебную деятельность студентов характеризуют преимущественно два типа мотивации - мотивация достижения и познавательная мотивация [12].

В ходе нашего исследования мы опирались на:

  • выводы, сделанные в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и др., где мотивация признается первым и обязательным компонентом учебной деятельности;
  • заключения, сделанные И.А. Зимней, о том, что основой учебно-познавательной деятельности человека является познавательная мотивация. Для ее возникновения нужно создание проблемной ситуации, а для ее развития - правильные взаимодействия и отношения студентов и преподавателей [6];
  • мнение А.А. Вербицкого о том, что мотивацию достижения следует поставить на службу мотивации познавательной. Это обеспечит общее и профессиональное развитие личности специалиста [3];
  • данные, полученные некоторыми исследователями (А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум и др.), которые позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного количества у учащихся необходимых знаний, умений и навыков [10].

Исходя из этого, а также учитывая данные психологической теории учебной деятельности, в частности, структурное строение мотивации и её типы, в качестве одного из показателей сформированности профессиональных компетенций будущих учителей химии с использованием информационных технологий мы выделили сформированность положительной мотивации овладения профессией учителя химии. Кроме того, в результате анализа теорий мотивации, мы пришли к выводу, что для формирования личных и профессиональных качеств учителя химии, которые станут для него основой успешной профессиональной деятельности, необходимо, чтобы этот процесс включал в себя:

  • побуждающий этап, состоящий в активизации студентов к познавательной деятельности;
  • направляющий этап, заключающийся в подборе ориентиров и направлений деятельности и осознании учебных целей;
  • регулирующий этап, позволяющий определять иерархию видов деятельности, в соответствии с этим выстраивать общую стратегию учебной деятельности;
  • смыслообразующий этап, обеспечивающий формирование личностных смыслов выполняемой деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Активизация познавательной деятельности студентов и формирование у них положительной мотивации к процессу овладения будущей профессией, с позиций нашего исследования, предполагает широкое использование информационных технологий, а также целенаправленную деятельность преподавателя по совершенствованию форм, методов и средств, обеспечивающих формирование у студентов интереса к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Что касается форм обучения, то основная из них - лекция - может быть преобразована в лекцию-визуализацию. В этом случае происходит объединение речи преподавателя с визуальным рядом (слайды, презентация, видеосюжеты и пр.), что позволяет продемонстрировать сложные химические явления и процессы, которые не всегда возможно показать в реальной действительности. Кроме того, в работах некоторых педагогов-практиков для активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях предлагается метод предварительной проработки материала по тематике предстоящей лекции (Е. А. Полицинский, Е. А. Румбешта и др.). По их мнению, применение этого метода способствует формированию у студентов умений самостоятельно обучаться способам конспектирования, используя при этом средства интернет-технологий.

Профессиональная деятельность учителя требует от него активного осмысления своего предназначения в этой деятельности, что определяется тем, осознана или нет деятельность в целом (и насколько глубоко и полно принята). Осознание (или неосознание) зависит не только от знания, но и от отношения субъекта к конкретному предмету или явлению. С. Л. Рубинштейн отмечает: «... для человека как личности ... фундаментальное значение имеет сознание, не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности» [11]. Осознание учебных целей тесно связано с формированием ценностных ориентаций личности. В этом отношении нас заинтересовала предложенная Д. В. Кортиевой, В. В. Айрапетовой организационная форма с применением информационных технологий - «интернет-клуб» [7]. Данная форма позволяет студентам широко использовать интернет-технологии (интернет-газета, телепередача, видеоклип, коллаж, фильм и пр.) при выполнении самостоятельной работы, что создаёт благоприятные условия для активизации их познавательной деятельности, формирования у них ценностных ориентаций в ходе профессиональной подготовки. Ценностные ориентации студентов, в свою очередь, будут способствовать формированию профессиональной позиции учителя химии, благодаря чему будут осознано профессиональное предназначение, а профессиональная деятельность обретет четкий смысл.

В психологической и социологической литературе позиция определяется как:

  • сложная система отношений личности к обществу в целом, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность [1];
  • устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках [5];
  • концептуальные ориентации субъекта [14];
  • определенная структура ожиданий, зависящая от занимаемого индивидом положения в системе общественных отношений [2].

С. Г. Вершловский позицию учителя связывает с отношением к обучающимся, к средствам и методам образования, с отношением к себе как к профессионалу [4].

С точки зрения А.К. Марковой, формирование состояние профессиональной позиции учителя зависит от уровня сформированности у него положительной мотивации к будущей профессии, осознания им смысла своего труда [8].

Исходя из анализа сущности понятий «позиция», «внутренняя позиция», «позиция личности», «позиция учителя», а также содержания профессиональной деятельности учителя химии, мы считаем, что его позиция представляет собой систему фундаментальных знаний, интеллектуальных, эмоционально-оценочных отношений к химической науке, к химическому образованию школьников и основывается на глубоком убеждении в значимости естественнонаучных знаний для школьников, понимании своего предназначения в процессе формирования личности ученика, овладения им соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Сформированность такой позиции, с нашей точки зрения, будет способствовать более успешному выполнению своих профессиональных функций, совершенствованию процесса химического школьного образования и т.д.

Что касается организационных форм, посредством которых происходит формирование профессиональной позиции, то здесь нельзя недооценивать значение педагогической практики. Школа предоставляет студентам непосредственные условия для погружения в огромный мир их будущего профессионального труда. Очень важно, чтобы студент имел возможность общаться с педагогами-мастерами, организовывающими учебный процесс на высоком профессиональном уровне, имеющими авторитет среди учеников и коллег.

Вопросы, связанные с реализацией гуманистических ценностей педагогической профессии, формированием опыта положительного эмоционального отношения к работе учителя химии, поиском своего предназначения в деле обучения и воспитания школьников, могут решаться и с использованием таких компьютерных технологий, как:

  • веб-форум, суть которого заключается в том, что каждый практикант ведет свою тему (так называемую «ветку»), в которой он делится собственными мыслями, отвечает на вопросы сокурсников, получает рекомендации от руководителя педпрактики и т.д.;
  • сообщество в социальных сетях. Данная форма позволяет студентам, в первую очередь, более непосредственно и открыто делиться впечатлениями от работы с детьми, обсуждать морально-этические стороны профессии и пр.;
  • конкурс профессионального мастерства «Учитель химии», предполагающий работу экспертной комиссии по оцениванию методических умений студентов проводить уроки и внеклассные мероприятия, мотивировать школьников к изучению химии, участие в котором направлено не только на развитие профессиональных педагогических умений, но и формирование у студенческой молодежи положительной мотивации к овладению профессией учителя.

Выводы или заключение

Таким образом, в профессиональной подготовке будущих учителей химии важным направлением деятельности педагогического коллектива вуза является формирование у них мотивации к овладению профессией. Для дальнейшего совершенствования этого направления необходимо выбирать методы и средства, формирующие ценностное отношение личности к профессии, а также обеспечивающие развитие преимущественно внутреннего типа мотивации, выражающейся в наличии у неё потребности осознанного освоения профессиональных компетенций; положительное отношение к учебной деятельности; наличие познавательной потребности, имеющей в своей основе мотивы успеха, достижения.

Рецензенты:

Максимова О.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и яковлевоведения, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Павлов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и яковлевоведения, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Адаев И.А. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ОВЛАДЕНИЮ ПРОФЕССИЕЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14622 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674