Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РОЛЬ СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Белоус Н.В. 1
1 МКОУ «Ромашковская СОШ»
В статье анализируется роль сетевых педагогических сообществ для поддержки профессиональной деятельности учителей. Формулируется определение термина «сообщество» и обосновывается необходимость создания учителями одной предметной области собственных сетевых сообществ. Описываются важнейшие характеристики сетевых педагогических сообществ. Раскрывается содержание деятельности сетевого педагогического сообщества учителей информатики по обсуждению актуальных организационных, научно-образовательных и методических вопросов. Обосновывается особая роль и характеристики сетевых сообществ в работе учителя информатики, рассматриваются основные требования к создаваемой интернет-площадке. Затем раскрываются технические и организационные условия становления и развития сетевых сообществ учителей. Из статьи следует вывод, что сетевые педагогические сообщества становятся значительным ресурсом развития системы совершенствования профессионального мастерства педагогов, нацеленной на повышение качества образования.
информатика
Интернет
учитель
сетевое сообщество
1. Быховский Я.С., Патаракин Е.Д., Себрант А.Ю., Ястребцева Е.Н. Смотрите, как они думают! // Сетевая культура. – М.: Некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре», 2007. – 112 с.
2. Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение / Е.Д. Патаракин. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 112 с.
3. Петрова О.Г. Сетевое взаимодействие учителей-предметников как условие повышения качества обучения. Материалы XVI конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2009». Сборник тезисов докладов. – М., 2009.
4. Сергеев А.Н. Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах Интернета // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена: Рецензируемый научный журнал. – СПб., 2013. – № 158. – С. 95-103
5. Сергеев А.Н. Педагог в профессиональном сообществе Интернета: четыре этапа от знакомства к творческому сотрудничеству в сообществе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки»: научный журнал. – 2013. – № 10(85). – С. 28-32.
В современное время требования к учителю велики и многогранны. Современный учитель должен отличаться от того учителя, который был образцом десять лет назад. Ему необходимо постоянно самосовершенствоваться, повышать свой уровень профессионализма, оставаться актуальным. При этом новой и наиболее перспективной формой повышения квалификации является оказание методической помощи учителям с использованием сетевых технологий. Мощным ресурсом поддержки профессиональной деятельности учителя сегодня являются сетевые педагогические сообщества, что признано как на научно-методическом уровне, так и на уровне государственной поддержки в нашей стране.

Так, в работах Е. Д. Патаракина, О. Г. Петровой, Е. Н. Ястребцева и других ученых показано, что сетевые педагогические сообщества позволяют учителям решать профессиональные вопросы, обсуждать наболевшие темы, оказывать помощь и получать её. Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры, формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера [3]. Видение же данной проблемы на государственном уровне, на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя, в своём выступлении высказал В. В. Путин, сказав, что «следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду. Особенно это важно для педагогов, работающих в сельской местности и на удаленных территориях».

Что представляет из себя сетевое педагогическое сообщество, и какие профессиональные вопросы на их основе возможно решать?

Термин «сообщество» используется чаще всего для обозначения группы людей, участвующих в социальном взаимодействии, имеющих какие-либо общие связи между собой и другими членами группы, в одном пространственно-временном промежутке (Р. Хамман). Как указывает Е. Н. Ястребцева, сетевые сообщества или виртуальные методические объединения - это новая форма организации профессиональной деятельности учителя в сети Интернет, позволяющая развивать творческие способности педагога, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень [1].

Есть ли необходимость учителям одной предметной области создавать собственное сетевое взаимодействие? Безусловно, создание сетевого профессионального сообщества оказывает неоценимую помощь системе повышения профессионального мастерства педагога в условиях модернизации образования, предоставляет уникальную возможность проявить свой профессионализм, организовать свою педагогическую деятельность и обмениваться опытом с коллегами. Сетевое сообщество - это универсальный способ профессионального взаимодействия для решения педагогических проблем.

Совместная деятельность в сетевых сообществах учителей позволяет решить множество педагогических вопросов, к которым, с нашей точки зрения, можно отнести организационные, научно-образовательные и методические вопросы.

Организационные вопросы. Актуальность данного направления совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах определяется тем, что очные встречи педагогов для обсуждения и решения профессиональных задач не могут проводиться слишком часто. Такие важные мероприятия, как заседания методических объединений, проводятся, как правило, один раз в год на августовской конференции, что явно недостаточно для решения многих образовательных проблем, которые возникают постоянно. Сетевое сообщество позволяет без всяких ограничений и без трудностей организовать виртуальное заседание учителей, находящихся на больших расстояниях друг от друга, причем делать это в постоянном режиме, не связывая такую работу с конкретными датами.

Научно-образовательные вопросы. В контексте профессиональной деятельности учителя информатики данное направление деятельности связано с проблемами информатизации образования, с изменением научного содержания информатики, с быстрорастущим количеством компьютерной техники, а также программных систем как для обеспечения работы технических устройств, так и автоматизированного управления учебно-воспитательным процессом. Подобные вопросы можно обсуждать в сетевом сообществе учителей информатики, и принимать согласованное решение.

Методические вопросы. Это направление предполагает обмен опытом и существующими наработками (конспекты уроков, разработки внеклассных мероприятий), а также обсуждение актуальных методических вопросов по своему предмету (выбор учебно-методических комплектов, рабочих программ, программ элективных курсов, практикумов, кружков, контрольно-измерительных материалов, в том числе подготовка к сдаче ГИА в 9 и 11 классах; определение структуры портфолио, подбор заданий к тестам, использование инновационных средств и методов, методик, педагогических технологий и др.). Указанные материалы разрабатывает и использует каждый учитель, обмен и анализ этих материалов, помогает совершенствовать свою методическую систему и профессиональное мастерство.

Заметим, что особую роль сетевые педагогические сообщества играют в работе учителей информатики. Учитель информатики в школе - это и педагог, и лаборант, и сетевой администратор, и инженер по компьютерной технике, и заместитель директора по информатизации, а также ответственный за документооборот, контентную фильтрацию и, зачастую, вообще за все уроки, проводимые с использованием информационных технологий. Учитывая такой характер профессиональной деятельности учителя информатики, содержание деятельности сетевого педагогического сообщества данной предметной области можно представить следующим образом:

  1. Организационные вопросы - виртуальные методические объединения, видеоконференции, дистанционные открытые уроки, семинары.
  2. Научно-образовательные вопросы - повышение квалификации, научные общества учителей и учащихся, программное обеспечение (системное, прикладное, обучающие программы, тренажёры, обучающие игры), компьютерное тестирование, контентная фильтрация, технические вопросы (компьютерная техника, компьютерная сеть, Интернет, автоматизированные системы управления).
  3. Методические вопросы - УМК, рабочие программы, программы вариативной части, элективные курсы, практикумы, факультативы, кружки, контрольно-измерительные материалы (ОГЭ в 9 классе, ЕГЭ в 11 классе, контроль знаний), уроки, внеклассные мероприятия, поурочные планы, профессиональные конкурсы, фестивали, распространение педагогического опыта, конкурсы для учащихся, олимпиады, фестивали для учащихся, портфолио, инновационные средства образования, методики обучения, педагогические технологии, кабинет.

Говоря об условиях становления и развития сетевых педагогических сообществ, следует учитывать, что они проявляются в двух аспектах:

  1. технической организации интернет-площадки сетевого сообщества педагогов;
  2. сопровождения и поддержки «социализации» педагогов в виртуальной среде.

Учитывая оба аспекта, можно выделить ряд требований к создаваемой интернет-площадке [4]:

  1. Интерфейс программных компонентов сетевого сообщества должен предъявлять минимальные требования к знаниям участников сообщества в области информационных технологий. Все ключевые инструментальные операции в сетевом сообществе должны выполняться за минимальное число шагов. Регистрации в сообществе, размещение собственных ресурсов, поиск нужных материалов должны быть понятны и прозрачны для пользователя, но при этом - предлагать широкие возможности организации собственного пространства и работы с другими участниками на площадке сообщества.
  2. Ресурс должен в максимальной степени обеспечивать условия социализации участников сообщества в сети Интернет. Каждый пользователь должен иметь возможность определить уровень и способы реализации межличностных отношений в сети, осуществлять подходящие для себя модели сетевого общения (открытая и личная переписка, упоминания, рейтинги и др.).
  3. Содержательное наполнение интернет-площадки должно осуществляться за счёт активной деятельности участников сообщества (написание заметок, размещение материалов, обсуждение проблем и др.), результатом которой должно становиться создание единого и общего сетевого ресурса, основанного на личном вкладе всех участников.

Реализовать цель и активизировать педагогическое сетевое сообщество можно двумя способами: создать собственный сайт или воспользоваться существующими платформами в сети Интернет.

Так, автономный сайт позволяет в полной мере реализовать авторский замысел учителя и сделать полноценный, оригинальный и самодостаточный ресурс. Однако для разработки многофункционального сайта потребуются высокопрофессиональные навыки его создания. Реализовать и обслуживать такой сайт достаточно сложно простому учителю, поэтому наиболее приемлемым вариантом является использование существующих социальных сервисов Интернета.

В случае использования таких сервисов можно создать общий блог сетевого сообщества, а также блоги участников как их персональные ресурсы в сети Интернет. Общий блог будет нацелен на создание и оформление общих ресурсов сообщества, а персональные блоги позволят «видеть» участников, выстраивать собственную сеть межличностных отношений в компьютерной среде. Недостатком такого подхода является трудоемкость и большое время создания полноценных персональных блогов участников, а также сам характер такой работы, который не всегда соответствует потребностям самовыражения и реализации себя участниками сообщества в компьютерной сети [4].

Важным вопросом организации сетевого педагогического сообщества является поддержка активности его участников, что возможно осуществлять через следующие средства: инструменты для создания дочернего сообщества, вики-страницы, объявления, сообщения, блоги, форумы, переписки, фотогалереи и т.д. В то же время активность можно поддерживать и формами деятельности участников сообщества: обучающие семинары, виртуальные конференции, конкурсы, акции, мастер-классы, обсуждения в чате, фестивали проектов.

Таким образом, профессиональные сетевые сообщества педагогов обладают большим потенциалом для решения педагогических задач, связанных как с текущей деятельностью педагога, так и с его профессиональным саморазвитием, самообразованием. Участие педагога в таком сообществе способствует его становлению как субъекта сетевой, а также профессиональной педагогической деятельности [5]. Важным преимуществом сетевого сообщества является возможность более глубокой согласованности педагогов региона в выборе учебных программ, учебников, учебно-методических комплектов, а также принятия решений в реализации методик обучения предмету с учетом регионального компонента или компонента образовательного учреждения. Сетевые педагогические сообщества становятся значительным ресурсом развития системы совершенствования профессионального мастерства педагогов, нацеленной на повышение качества образования.

Рецензенты:

Сергеев А.Н., д.п.н., профессор кафедры информатики и информатизации образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.

Смыковская Т.К., д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Белоус Н.В. РОЛЬ СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14708 (дата обращения: 18.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252