Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ВЪЕЗДНЫЕ – ВЫЕЗДНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

Трухачев А.В. 1 Иволга А.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»
Одним из основных показателей развития туриндустрии является объем входящего и исходящего туристического потока. В связи с этим, цель исследования состоит в анализе туристических потоков России, Украины, Сербии и Словакии, задачей является выявление факторов, влияющих на изменение въездного и выездного туристического потоков, а также обоснование взаимосвязи расходов государственного бюджета в туристской сфере и отдачи туризма в ВВП государства. Данные, выбранные для публикации, опубликованы на публичных страницах статистических бюро стран, альтернативой этим данных явились данные Всемирного банка и ассоциаций туроператоров. Проведен анализ значения туристической отрасли для выбранных государств, на основе макроэкономических показателе. Проведенный анализ позволил составить рейтинг развития туристической отрасли, выявлены потенциальные угрозы устойчивого развития туристической отрасли.
входящий и исходящий туризм
удельный вес уходит
туристическая инфраструктура
внутренний туризм
1. Ассоциация туроператоров URL:http://www.atorus.ru/ratings/prognoz.html (дата обращения: 2 сентября 2014).
2. Государственная служба статистики Украины, URL: www.ukrstat.gov.ua (дата обращения: 10 августа 2014).
3. Колодиева С. 2014. Росстат подсчитал количество туристов согласно методике UNWTO. / Некоммерческое партнерство «Объединение международной интеграции в туризме «Мир без границ» URL:http://visit-russia.ru/news/rosstat-podschital-kolichestvo-turistov-soglasno-metodike-unwto (дата обращения: 25 апреля 2014).
4. Федеральная служба государственной статистики, URL:www.gks.ru/ (дата обращения: 10 августа 2014).
5. Мировой атлас данных, URL:.http://knoema.ru/ (дата обращения: 10 августа 2014).
6. Статистическое бюро Республики Словакия, URL: www.statistics.sk (дата обращения: 10 августа 2014).
7. Statistical Yearbook of the Republic of Serbia, 2013. Belgrade:Statistical Office of the Republic of Serbia.
8. Statistical Yearbook of Ukraine, 2013. Kiev: State Statistics Service of Ukraine.

Сегодня туризм является одним из наиболее активных движущих сил экономического развития отдельных стран и всего международного экономического сообщества. Туристическая отрасль стимулирует экономический и социальный прогресс, способствует модернизации инфраструктуры и созданию новых рабочих мест, как в развивающихся, и в развитых странах и, в результате, туризм становится одной из приоритетных сфер экономики: для одних стран туризм формирует большую часть внутренний продукт; для других развитие туристического сектора - всё еще определенный вызов.

Цель исследования

Основными результаты исследования должны быть:

  1. Определение основных внутренних и внешних факторов, которые определяют структуру и объем туристических потоков.
  2. Анализ и выделение преимуществ и недостатков в сфере туризма, в том числе исторических, экономических, политических, структурных и социальных факторов.
  3. Выделение общих и индивидуальных черт развития туристических секторов исследуемых стран.
  4. SWO T анализ туристических секторов.
  5. Внесение предложений о возможностях и направлениях развития туризма.

Материалы и методы

Данные для целей настоящего исследования были получены из отчетов Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Государственной службы статистики Украины, Статистического бюро Республики Сербия, Статистического бюро Словацкой Республики. Индексные, монографические, логические и конструктивные анализы, SWOT анализ используется в качестве основных методов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Для получения объективных данных и возможности их сравнительного анализа, статистические службы и бюро всех выбранных стран должны использовать методику, разработанную ЮНВТО. Географическое расположение является одним из основных факторов, которые определяют структуру и объем туристических потоков.

На современном этапе туристическая индустрия России, Украины, Сербии и Словакии находится на стадии развития, также следует отметить, что эти страны находятся в одном географическом регионе (за исключением России), имеют сходные экологические и географические условия, а также экономические и организационные проблемы, но есть и различия, которые должны быть приняты во внимание при исследовании различных аспектов этих стран.

Одним из основных показателей туристической привлекательности страны является объем входящего и исходящего потоков туристов. Сравнительные данные таких входящих и исходящих потоков для России, Сербии, Словакии и Украины в 2008-2012 годах представлены на рисунке 1. Анализ динамики туристических потоков в России, Словакии, Сербии и Украине в 2008-2012 гг. показывает, что самая посещаемая страна является Словакия, и наименее популярной для туристов является Украина.

Самый большой выездной поток туристов в России, в то время как самый маленький - в Сербии, где внутренний туризм является довольно популярным и уровень доходов населения является низким. Глобальный экономический кризис 2008 года привел к рецессии туристических потоков, как входящих, так и исходящих. Особенностью туристических потоков России и Украины является их «пассивизация», то есть значительное превышение выездных туристов над въезжающими (в 7 раз в Украине и в 6 раз России). Число иностранных туристов в Сербии и Словакии превышает количество граждан, выезжающих за границу в 2и1,6 раза, соответственно.

Рис. 1. Динамика въездного и выездного туристического потоков в России, Сербии, Словакии и Украине, тыс. путешествий. Источник [2, 4, 6, 7]

Но следует отметить, что Словакия и Сербия используют методологию ЮНВТО, для подсчета путешествий, но Россия и Украина используют свои собственные методы статистики для определения количества поездок и туристов. Но российские эксперты оценивают количество иностранных туристов - в 10 раз больше, а выезжающих - 12 раз [3].

Положительная динамика выездного туризма показывает стабильный рост исходящих туристических потоков, однако доля этих потоков значительно отличается.

В оценке выездного туризма необходимо сравнение с общим населением страны, так в 2012 году в России были 143,5 млн человек, а в Украине - 45,6 млн человек, население в Сербии и Словакии гораздо ниже, 7,2 и5,4 миллиона человек, соответственно. Таким образом, доля выезжающих туристов находится на уровне: в России - 0,107, в Украине - 0,043, в Сербии - 0,087, в Словакии - 0,558, т.е. Словакия является страной, население которой путешествия больше всего на душу (таблица 1).

После глобального экономического кризиса 2008 года объем туристических потоков значительно снизился, однако с 2009 года и по 2012 год, в России и Словакии наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа туристов, в Украине эта тенденция роста наблюдается только в выездном туризме, но входящий туристический поток сокращается, а также снижение наблюдается и в Сербии.

Таблица 1

Доля выездного туристического потока в общем населении стран России, Сербии, Словакии и Украине, 2008-2012

 

Россия

Сербия

Словакия

Украина

 

Население страны, млн. чел

Выездной поток, млн. чел.

Доля выезжающих туристов, %

Население страны, млн. чел

Выездной поток, млн. чел.

Доля выезжающих туристов, %

Население страны, млн. чел

Выездной поток, млн. чел.

Доля выезжающих туристов, %

Население страны, млн. чел

Выездной поток, млн. чел.

Доля выезжающих туристов, %

2008

141.95

11,313

0.080

7.35

616

0.084

5.38

2,829

0.526

46.26

1,282

0.278

2009

141.91

9 555

0.067

7.32

579

0.079

5.39

2,636

0.489

46.05

914

0.020

2010

142.39

12,605

0.089

7.29

554

0.076

5.39

2,354

0.437

45.87

1,296

0.028

2011

142.96

14,495

0.101

7.26

612

0.084

5.40

2,725

0.505

45.71

1,250

0.027

2012

143.53

15,332

0.107

7.22

631

0.087

5.41

3,017

0.558

45.59

1,956

0.043

Источник: авторские исследования основанные на данных [2 ,4, 6, 7].

Проанализировав статистику стран по направлениям туристических потоков, видим, что наибольший удельный вес в структуре выездного туризма, независимо от страны являются курорты таких стран, как Турция, Египет и Греция, также популярные направления: Италия, Испания, Германия, Тунис. Основная часть иностранных туристов в Российской Федерации, Украине, Словакии и Сербии - это путешественники из соседних стран (от 10 % в России до 70 % в Сербии). Таким образом, географическое положение и соседство с экономически развитыми странами являются ключевыми факторами, определяющими объем и структуру туристических потоков страны [2, 4, 6, 7].

Мы должны обратить внимание на исторические, политические и экономические факторы развития туристической отрасли в каждой стране. После распада Советского Союза и в ходе очень трудного перехода к рыночному типу экономики Российская Федерация столкнулась с рядом многогранных проблем, и, несмотря на существование огромного туристского потенциала, и туристских ресурсов, возможно и не самых современных, развитие туристического сектора не было первостепенной задачей.

Украина имеет похожие на российские экономические и структурные проблемы, так как была частью Советского Союза. К моменту независимости Украины туристический сектор экономики был в глубоком экономическом и инфраструктурном кризисе. Туриндустрия Украины развита слабо на сегодня, однако этот сектор дает существенную поддержку экономике Украины, и надо отметить, что страна имеет богатый туристический потенциал.

Словакия после выхода из Чехословакии была в процессе переориентации на западный рынок и сегодня инфраструктура туристического сектора страны достаточно развита, что является одним из ключевых факторов привлечения туристов из соседних экономически более развитых стран Европейского Союза.

Сербия после процесса отделения Югославии находится на стадии реконструкции народного хозяйства и динамичного развития туристического сектора, ежегодно увеличивая туристические потоки. В Сербии сделана ставка на развитие альтернативных видов туризма - в низкой ценовой нише - аграрный, эко, «курительный» туризм активно развивается.

Россия является бесспорным лидером, среди выбранных стран, по всем показателям туристской отрасли, приведенным в таблице 3. На 2013 г. Россия находится на 50-м месте по объему валового внутреннего продукта на душу населения ($14037), российские туристы тратят внушительное количество денег за рубежом ($53,9 млн) [1], правительство вкладывает значительные средства для развития туристического сектора ($1,2 млрд), которые дают прямой вклад в валовой внутренний продукт $27,7, млрд (3,2 % от валового внутреннего продукта) и этот показатель неуклонно возрастает.

Таблица 2

Основные показатели развития туристического сектора в России, Сербии, Словакии и Украине 2008-2012, млн $ США

Показатель/ Страна

Год

Прямые поступления от туризма в ВВП

Общие поступления от туризма в ВВП

Государственные инвестиции в туризм

Расходы иностранных туристов в посещаемых странах

Траты граждан страны за границей

Россия

2008

23,7

97,6

1,0

15,3

23,2

2009

19,0

78,2

0,9

11,7

21,0

2010

21,4

88,5

0,9

12,5

26,7

2011

25,6

106,7

1,1

16,1

32,9

2012

27,7

114,8

1,2

18,6

42,8

Сербия

2008

0,8

2,7

0,01

1,1

2,2

2009

0,7

2,4

0,01

1,0

2,1

2010

0,6

2,2

0,01

0,9

2,0

2011

0,7

2,6

0,01

1,1

2,2

2012

0,6

2,3

0,01

1

2,1

Словакия

2008

2,6

6,5

0,05

2,9

1,3

2009

2,4

6,1

0,05

2,4

1,0

2010

2,2

5,4

0,05

2,2

1,0

2011

2,3

5,7

0,05

2,4

1,1

2012

2,2

5,4

0,04

2,2

1,0

Украина

 

2008

3,8

14,6

0,2

6,5

4,0

2009

2,6

10,0

0,15

4,2

3,3

2010

2,8

10,6

0,18

4,5

3,7

2011

3,4

12,7

0,19

5,2

4,5

2012

3,6

13,2

0,2

5,5

5,1

Источник: Всемирный банк World Development Indicators (WDI).

Расходы иностранных туристов стимулируют развитие не только туристической отрасли, но и сопряжённых секторов экономики. Однако неразвитая инфраструктура сдерживает входящий поток туристов в Россию, в результате возникает «дефицит» в национальной экономике от туриндустрии. Российские туристы тратят за границей в два раза больше денег, чем иностранные туристы в Российской Федерации, в связи с этим необходимо поощрять и популяризировать внутренний туризм в России, которая имеет богатые природные и рекреационные ресурсы.

В Сербии валовой внутренний продукт на душу населения составляет $5190, это на100 по этому показателю, валовой внутренний продукт здесь 4,7 % состоит из туристического сектора ($0,6 млрд). Показатели Сербии намного ниже аналогичных показателей Российской Федерации и Украины. Ежегодно государство тратит около $ 8 млн на развитие туризма, иностранные туристы тратят довольно малую сумму денег ($1 млрд), но надо заметить, что в Сербии уровень цен на туристские услуги значительно ниже, туристы-резиденты за такие же услуги потратят за границей в два раза больше денег. Этот факт существенно ограничивает исходящий поток туристов и стимулирует развитие внутреннего туризма.

Словакия находится на 45-мместе ($16 934) на валовой внутренний продукт на душу населения, путешествовать бизнес обеспечивает около 5,8 % от ВВП в Словакии ($2,2 млрд). Государственные расходы на развитие туризма остаются на уровне $0,04 млрд, в целом туристический сектор развивается за счет частных инвестиций. Следует отметить, что отечественные туристы тратят в два раза меньше денег за рубежом, чем иностранные туристы тратят в Словакии, которая объясняет высокие темпы выездного туризма и ориентации туристической отрасли страны на туристов из экономически развитых стран Европы.

В 2012 году прямой вклад туризма в украинскую экономику составил $3,6 млрд (2,2 % от валового внутреннего продукта) [7], следует отметить, что этот показатель имеет устойчивую тенденцию к росту, за исследуемый период. Сегодня Украина занимает 109 место по валовому внутреннему продукту на душу населения ($3867), государство инвестирует в туриндустрию около 0,2 миллиарда долларов, то есть, осуществляет незначительные инвестиции в туристический сектор Украины и основывается на остатках постсоветского туристического сектора. Расходы иностранных туристов на территории страны и граждан Украины за рубежом практически не отличаются.

Богатое культурное наследие и природные привлекательные пейзажи ставят Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. Россия имеет богатейшие ресурсы для туристической деятельности: есть такие туристические кластеры как Кавказские Минеральные Воды, которые являются одним из самых известных курортных комплексов, уникальная глубокое озеро с пресной водой на земле Байкал. Есть также горные системы Кавказа, Камчатки, Алтая, которые занимают место значительной части территории России. Однако Санкт-Петербург и Москва являются наиболее популярными направлениями для культурных и политических капиталов России.

Большинство туристов посещают горные районы Сербии, столицу Белград, а также Спакомплексы. Наиболее известные горнолыжные курорты Сербии Копаоник, Стара-Планина и Златибор. Также Сербия имеет всемирно известные Спакурорты, крупнейшие из которых являются Врнячка Баня, Соко баня и Баня-Ковиляча. В Сербии есть пять национальных парков: Джердап, Копаоник, Тара, Шар-Планинаи Фрушка Горадва из них расположены на берегу реки Дунай - туристической артерии Сербии.

Словакия имеет существенный развлекательный и туристический потенциал, даже в сравнении с другими государствами - членами ЕС, которые позиционируют себя как традиционно популярные туристические направления. Страна предлагает природные ландшафты, горы, пещеры, средневековые замки и города, национальные архитектурные памятники, минеральные и горнолыжные курорты, самые популярные курорты - столица Братислава и Высокие Татры.

Украина также обладает определенными преимуществами, в том числе низкий уровень цен, чем на других европейских курортах, а также безвизовый режим для большинства людей из Европы, бывшего Советского Союза и Северной Америки. Страна имеет широкий выбор туристических курортов - от горнолыжных курортов с минеральной водой (Карпаты) до пляжных курортов (Азовского и Черного морей), речных круизов, рыбалки и серфинга на Днепре.

Доля туризма в ВВП рассматриваемых стран от 1,5 % (Россия и Сербия) и 2,2 %(Украина и Словакия). В 2008-2012 гг. доля туризма в ВВП снижается во всех четырех странах (рисунок 2).

Рис. 2. Доля туризма в ВВП в России, Сербии, Словакии и Украине, %

Источник: разработки автора основанные на данных Всемирного банка и Торговой экономической базы данных

В то же время, государственные траты на туризм растут в России и Сербии. Украина вернулась к докризисному уровню государственных туристических трат в 2012 году, только в Словакии благодаря правительству туристические траты уменьшаются в течение 2008-2012 (рисунок 3).

Рис. 3. Доля государственных расходов на туристическую отрасль в общем объеме расходов в России, Сербии, Словакии и Украине, %

Источник: разработки автора основанные на данных Всемирного банка и Торговой экономической базы данных

Такие противоположно направленные тенденции показывают убывающую эффективность государственных туристических расходов. Чем больше государство тратит на развитие туристического сектора, тем меньший эффект получает. Это особенно свойственно для России, где доля государственных туристических расходов в общем объеме государственных расходов в 2011-2012 гг. превзошла долю туризма в ВВП (рисунок 4). Сербия также увеличивает свои государственные расходы на туризм и явно наблюдается снижение эффективности этих расходов. Та же ситуация наблюдается в Украине после 2011 года, только в Словаки и две кривые имеют однонаправленные тенденции к сокращению.

Россия

Сербия

Словаки

Украина

Рис. 4. Соотношение государственных туристических расходов и доли туризма в ВВП России, Сербии, Словакии и Украины,%

Все четыре страны имеют перспективные природные и географические места притяжения туристов, однако эффективность внутренней политики в сфере туризма являются низкими. Инвестиции в туризм не обеспечивают эффективной отдачи.

По данным международного рейтинга о конкурентоспособности туризма и путешествий, на Всемирном экономическом форуме 2012 года, Словакия занимает 54 место, Россия - 63, Украина - 76 и Сербия - только 89 из 140 стран. Таким образом, туристический бизнес этих стран - это очень молодой сектор, по различным экономическим и политическим причинам, все выбранные страны только недавно приступили к разработке туристической отрасли на территории государств.

Рис. 5. Рейтинг развития туристической отрасли

Источник: авторские разработки на основе данных [2, 4, 6, 7]. Всемирный банк.

Согласно рейтингу развития туризма, Словакия является абсолютным лидером по таким показателям, как валовой внутренний продукт на душу населения, доля туризма в ВВП, количество иностранных туристических поездок, а также место в рейтинге конкурентоспособности туристического сектора страны. Причиной подобной ситуации, на наш взгляд, является успешное географическое положение (соседство с экономически развитыми странами Европы), благоприятные климатические ресурсы, уже развитая туристическая инфраструктура, а также частные инвестиции в туристическую отрасль страны, и одно из основных - либеральные цены на туристические услуги.

На втором месте - Российская Федерация, которая является абсолютным лидером по внешним расходам туристов, а также занимает довольно хорошее место в рейтинге конкурентоспособности, привлекает значительное количество иностранных туристов. Эта позиция полностью обусловлена увеличением государственных инвестиций в отечественную туристическую отрасль, богатейшие природные и географические ресурсы, однако есть ограничивающие факторы: туристическая инфраструктура в процессе развития, географическая удаленность от экономически развитых «путешествующих» стран, огромный исходящий поток туристов и большие расходы наших туристов за рубежом.

Основными конкурентными преимуществами туристического сектора Сербии является удачное географическое положение (соседство с экономически развитыми странами Европы), развитие альтернативных видов туризма (Spa, экотуризм, агротуризм), богатые климатические условия, низкие цены, высокий уровень въездного туризма, но недостаточные инвестиции ограничивают развитие туриндустрии.

Туризм в Украине основан на остатках советской материальной базы, которая требует значительных инвестиций и на сегодня привлекает незначительное число иностранных туристов, но которые тратят достаточно денег для территории Украины, страна обладает богатыми природными ресурсами, выгодным географическим положением.

Таблица 5

SWOT анализ туристского сектора России, Сербии, Словакии и Украины

Сильные стороны

Слабые стороны

  • эффективная ценовая политика;
  • выгодное географическое положение;
  • широкий природный и ресурсный потенциал;
  • богатое историческое и культурное наследие;
  • уникальные туристические ресурсы;
  • низкая эффективность инвестиций в туристкой отрасли, снижение эффективности государственных расходов в туристской сфере;
  • несоответствие качества туристических услуг международным стандартам;
  • недостаточное брендирование туристического сектора страны
  • низкая конкурентоспособность туристической инфраструктуры
  • недостаточность инвестиций в секторе

Возможности

Угрозы

  • поощрение и популяризация внутреннего туризма;
  • развитие альтернативных видов туризма;
  • привлечение туристов из соседних стран;
  • проведение крупных событийных мероприятий (олимпийские игры, чемпионаты, фестивали и т.д.)
  • жесткая конкуренция со стороны популярных туристских направлений;
  • неустойчивая политическая и экономическая ситуация отдельных стран;
  • визовый режим;
  • низкая инвестиционная привлекательность отдельных стран.

Источник: авторские разработки

Выводы или заключение

Мы могли бы сделать вывод, что для стабильного развития туристического сектора и привлечения большего числа иностранных туристов необходимо:

- поддерживать положительные отношения с близлежащими соседними странами (основными потенциальными ресурсами туристических внешних потоков),

- создать лояльный визовый режим со странами-соседями и странами с большими туристическими потоками в страну,

- инвестировать значительные средства в создание туристической инфраструктуры, не только на ее поддержание,

- стимулировать государственно-частное партнерство во всех возможных вариантах, которое постепенно привлечет заинтересованный частный сектор,

- разветвлять туристскую инфраструктуру, повысить туристическую привлекательность страны, усилить внимание к бренду страны и уникальных территорий, способствовать популяризации внутреннего туризма,

- правильно выбрать нишу на рынке (альтернативные виды туризма) и проводить позиционирование предлагаемых туристических услуг.

Рецензенты:

Лещева М.Г., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Экономического анализа и аудита» ФГБОУ ВПО Ставропольский ГАУ, г. Ставрополь.

Фурсов В.А., д.э.н., профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Трухачев А.В., Иволга А.Г. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ВЪЕЗДНЫЕ – ВЫЕЗДНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14790 (дата обращения: 17.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252