Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ

Шпак Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет»
Целью данного исследования является изучение перспектив развития инновационной инфраструктуры России и сравнение полученных в результате анализа результатов с мировыми тенденциями и трендами. В статье анализируется степень развития инновационной инфраструктуры России: по элементам, в целом по стране и в разрезе регионов. Развитие инновационной экономики является стратегической задачей для России, так как позволит стране перейти на инновационный путь развития, создавать новые высокотехнологичные рабочие места и реализовать принципы устойчивого развития. В связи с высокой актуальностью темы исследования был проведен анализ инновационной инфраструктуры других стран мира и сделан вывод о том, что наиболее распространённым элементом инновационной инфраструктуры в мире являются технопарки. В большинстве случаев их создание было инициировано и поддержано государством. На основании анализа мирового опыта и полученных выводов автором предлагаются рекомендации по развитию инновационной инфраструктуры в регионах России. Выводы и предложения автора рекомендованы к применению на федеральном и региональном уровне государственного управления при формировании комплексных планов развития территорий и при принятии решений и формировании стратегических планов развития территорий.
инновации
инновационная инфраструктура
индустриальные парки
парки науки
технопарки
особые экономические зоны
1. Официальная статистика Госкомстата [Электронный ресурс] / Отчет « Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (по категориям; по субъектам Российской Федерации, движение персонала», 2014. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science(дата обращения: 10.10.2014).
2. Официальная статистика Госкомстата [Электронный ресурс] / Отчет «Внутренние затраты на научные исследования и разработки (по Российской Федерации; по субъектам Российской Федерации)», 2014. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science(дата обращения: 10.10.2014).
3. Официальная статистика Госкомстата [Электронный ресурс] / Отчет «Основные показатели инновационной деятельности», 2014. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science (дата обращения: 10.10.2014).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
5. Отчет «Статистика по технопаркам»[Электронный ресурс], 2014. URL:http://www.iasp.ws/statistics;jsessionid=c2f024ebd7099d35fe8faf05611b(дата обращения: 10.10.2014).
ИнновационныйсценарийразвитиявыбранкакнаиболеепредпочтительныйдляэкономикиРоссиивсоответствиисКонцепциейдолгосрочногосоциально-экономическогоразвитияРФдо 2020 года. В основу этого сценария положена парадигма развития инновационной составляющей за счет роста количества инновационных субъектов и, как следствие, рост доли инновационной высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте.

В настоящее время в соответствии с данными государственной статистики [1] объем инновационных товаров работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров имеет тенденцию к росту (см. таблица 1), но этого роста не достаточно для достижения целей и задач, обозначенных в планах Стратегии 2020 [2].

Таблица 1

Основные показатели инновационной деятельности России за 2010-2012 гг. [1]

Показатели

Год

Среднегодовое значение

Откл.

Откл.%

2010

2011

2012

2011/2010

2012/2011

2011/ 2010

2012/ 2011

1

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млрд. руб.

25 795

33 407

32 157

7 612

-1 250

22,8%

-3,9%

 

в том числе инновационные товары, работы, услуги

1 244

2 10 7

2 873

863

766

41,0%

26,7%

2

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, по типам организаций, в т.ч.:

3 492,0

3 682,0

3 566,0

190,00

-116,0

5,2%

-3,3%

2.1

научно-исследовательские организации

1 840,0

1 782,0

1 725,0

-58,00

-57,00

-3,3%

-3,3%

2.2

конструкторские бюро

362,0

364,0

340,0

2,00

-24,00

0,5%

-7,1%

2.3

проектные и проектно-изыскательские организации

36,0

38,0

33,0

2,00

-5,00

5,3%

-15,2%

2.4

опытные заводы

47,0

49,0

60,0

2,00

11,00

4,1%

18,3%

2.5

образовательные учреждения высшего образования

517,0

581,0

560,0

64,00

-21,00

11,0%

-3,8%

2.6

промышленные организации,
имевшие научно-исследовательские,
проектно-конструкторские подразделения

238,0

280,0

274,0

42,00

-6,00

15,0%

-2,2%

Особое внимание обращает на себя тот факт, что с 2012 г. началось снижение организаций,выполняющих научные исследования и разработки практически по всем типам организаций, кроме опытных заводов (см. таблица 1).

Негативный тренд по снижению количества научно-исследовательских организаций явно проявивший себя в 2012г. является частью общей долгосрочной тенденции по снижению численности персонала, занятого в науке и исследованиях, сформированной за период с 2000-2012 гг. (см. рис.1). Если обратиться к Стратегии 2020, то для перевода экономики на инновационный путь развития необходимо, наоборот, наращивать кадровый потенциал, формирующий инновации в экономике, однако, на практике эти планы по различным причинам реализовать до настоящего времени не удалось.

Рис. 1. Динамика численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками (по категориям; по субъектам Российской Федерации, движение персонала) за 2000-2012гг.[1]

В тоже время финансирование науки и исследований в действующих ценах в расчёте на 1 занятого имеет положительную динамику (см. рис. 2). Однако с учетом инфляции оно относительно стабильно (см. рис.2) и явно недостаточно для осуществления инновационного прорыва в экономике страны.

Рис.2. Динамика внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки всего по РФ за период 2000-2012гг. [1]

Рис.3. Динамика внутренних затрат на научные исследования и разработки по Российской Федерации за 2000-2012 гг.

Изменение приоритетов в развитии экономики страны требует использования новых механизмов и создание новых, более эффективных в инновационном плане институтов развития. Наиболее известными и положительно зарекомендовавшими себя институтами развития являются современные технопарки, центры трансфера технологий и особые экономические зоны, которые могут существовать как в единой экосистеме, так и отдельно.

Российский опыт

В настоящее время на территории России развивается около 200 институтов развития, среди них преобладают индустриальные и научные технопарки (см. рис.4), именно на них делается ставка в развитии экономики регионов и страны в целом.

Рис. 4. Состав инновационной инфраструктуры России по типам институтов развития по состоянию на 2014г.

Если рассмотреть экономику России в разрезе регионов, то по степени развитости инновационной инфраструктуры лидерами в РФ являются Центральный федеральный округ, Приволжский федеральный округ и Северо-Западный федеральный округ (см. рис.5). Это объясняется высокой концентрацией в этих регионах финансовых ресурсов и высоким уровнем развития и концентрации учреждений сферы высшего образования и научно-исследовательских центров. К сожалению, старо-промышленные федеральные округа (например,УрФО), доля добывающих производств в валовом региональном продукте которых высока, имеют невысокий уровень развития инновационной инфраструктуры, что объясняется прежде всего дефицитом финансовых ресурсов на их создание, т.к. в силу географических причин эти регионы обладают меньшей инвестиционной привлекательностью по сравнению с Центральным регионом и в развитии своей инновационной инфраструктуры могут рассчитывать в основном только на меры государственной поддержки.

Рис. 5.Состав инновационной инфраструктуры России по регионам по состоянию на 2014г.

Мировой опыт

Как показывает история создания институтов развития, таких как особые экономические зоны и технопарки, роль государства в успехе проекта является ключевой. Это объясняется высокой инвестиционной емкостью проектов и высокой степенью их зависимости от инфраструктурных и политических условий (см. рис. 6). Как показывает статистика Всемирной ассоциации технопарков, на начальной стадии практически 100% технопарков являются собственностью государства, и только когда проект прошел критический этап развития и показал себя как инвестиционно-привлекательным, тогда запускаются механизмы государственно-частного партнерства, и если проект масштабен и очень успешен, в проект вовлекаются частные инвесторы.

Рис.6. Структура собственности технопарков в мире по состоянию на 2014г. [3]

Как мы видим на рис.6, количество проектов технопарков, находящихся в частной или частно-государственной собственности, невелика. Это объясняется, прежде всего, тем, что проекты технопарков являются очень инвестиционно-емкими, поэтому такие крупные проекты для бизнеса труднодостижимы.

Выводы

Имеющиеся в современной науке исследования проблем развития инновационной инфраструктуры не являются исчерпывающими. Это определяет высокую актуальность вопросов поиска новых механизмов для создания благоприятных условий и эффективной инфраструктуры, способствующих стимулированию инновационной деятельности в регионе и стране в целом.

Представленное научное исследование, включающее исследование и анализ российской и мировой статистики по вопросам инноваций и инновационной инфраструктуры, позволит решить комплекс практических вопросов и проблем при формировании региональной инвестиционной и инновационной политики, разработке региональных стратегий и комплексных инвестиционных планов.

Рецензенты:

Салимова Т.А., д.э.н., профессор, декан экономического факультета, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск;

Мищенко Е.С., д.э.н., профессор, проректор по международной деятельности Тамбовского государственного технического университета, г. Тамбов.


Библиографическая ссылка

Шпак Н.А. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15147 (дата обращения: 17.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252