Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Воробьева Т.Г. 1
1 ФГАОУ ВО «Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета»
Многоуровневое образование позволяет оценить качество знаний с использованием компетентностного подхода и это повышает уровень профессиональной подготовки и расширяет спектр профилизации. Сформирована новая система оценки результатов образования с помощью компетентностного подхода, которая позволяет оценить качество знаний с помощью компетенций. Компетентностный подход способствует появлению изменений в системе обучения магистранта, которые включают преподавание дисциплин, оценку качества знаний, внедрение новых образовательных технологий, введение модульно-рейтинговой структуры. Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс с использованием мультимедиа технологий, электронных учебников способствует расширению границы самостоятельной работы магистрантов и способов контроля знаний. Изложение материала в электронном учебнике позволяет студенту выбрать индивидуальную траекторию в зависимости от уровня знаний, порядок изучения курса, подход изучения, закрепить материал с помощью тестов.
компетенции
знания
образование
компьютерные технологии
электронный учебник
профиль
модуль
рейтинг
программы
информационные технологии
1. Арбузова Е.Н. Генезис учебных изданий по методике преподавания биологии: монография.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008.-214 с.
2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме[Текст]/ В.А. Болотов, В.В.Сериков// Педагогика, 2003.- № 10.- 14с.
3. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Мелехова О.П., Родионова С.Е., Тарлыков В.А., Шехонин А.А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе.- Москва: МГУ, 2007.- 35с.
4. Мелехова О.П. Методология перехода на уровневую систему подготовки в соответствии с новой нормативной базой высшего биологического образования. - Москва: Изд-во МГУ.-2010, 451 с.
5. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe/ Hutmacher Walo // Reportof the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996.Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. - Strasburg, 1997.- Р. 24-27.
В современных условиях высшее профессиональное образование в России имеет два самостоятельных уровня: первый уровень - бакалавриат (срок обучения - 4 года), второй уровень - магистратура (срок обучения - 2 года). Второй уровень высшего профессионального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом включает новую форму оценки качества знаний с использованием компетентностного подхода, что позволяет повысить уровень профессиональной подготовки и расширить спектр профилизации в системе подготовки магистрантов. Оценка результатов образования с помощью компетентностного подхода формирует новую систему оценочных средств, в которой можно оценить качество знаний с помощью компетенций, что расширяет уровень и совершенствование образовательных технологий [1].

Компетентностный подход способствует появлению изменений в системе обучения магистранта, которые включают преподавание дисциплин, оценку качества знаний, внедрение новых образовательных технологий, введение модульно-рейтинговой структуры.

Основным средством для достижения результатов обучения является внедрение модульно-рейтинговой системы. Модульно-рейтинговая система оценки качества знаний позволяет повысить уровень профессиональной подготовки с включением в учебный процесс модулей. Распределение модулей в учебном плане позволяет унифицировать компетенции и повысить уровень подготовки, в связи с последовательностью и логичностью построения модуля. Использование модульно-рейтинговой системы и современных компьютерных технологий в учебном процессе в высшей школе повышает эффективность обучения, увеличивает возможности самостоятельной работы магистрантов, способствует формированию профильных компетенций [2,3].

Одним из ведущих компонентов по внедрению в учебный процесс современных методов обучения является использование компьютерных технологий при разработке лекционного курса и практических занятий, к которым относится использование в учебном процессе электронных учебников, что позволяет расширить границы самостоятельной работы магистрантов и способов контроля знаний. Изложение материала в электронном учебнике позволяет студенту выбрать индивидуальную траекторию в зависимости от уровня знаний, порядок изучения курса, подход изучения, закрепить материал с помощью тестов.

Современные компьютерные программы (электронные учебники, учебные пособия, тестирующие программы-тренажеры) разрабатываются на основе мультимедиа-технологий. Мультимедиа-системы позволяют подавать дидактический материал в максимально удобной и наглядной форме, что повышает познавательный интерес к обучению. Использование схемных и справочных презентаций позволяет представить изучаемые курсы в виде последовательной или разветвляющейся цепочки динамических иллюстраций с возможностью перехода (с возвратом) в информационные блоки, реализующие те или иные конструкции или процессы.

Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих и контролирующих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием новых информационных технологий (НИТ). Основными условиями использования современных информационных технологий в обучении студентов являются: использование компьютера как современного средства обучения, повышение роли самостоятельности обучающихся при использовании информационных технологий.

Однм из перспективных направлений информатизации учебного процесса являются мультимедиа технологии. Перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании, заключается в улучшении программного и методического обеспечения материальной базы кафедры, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава. Мультимедиа технологии включают достаточные образовательные ресурсы, которые позволяют обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся информационная и коммуникативная. Принципиально новые методические подходы в системе высшего профессионального образования открывают мультимедиа технологии.

Внедрение новых видов образовательных технологий включают проведение занятий с применением современных информационных технологий и использованием электронных образовательных ресурсов при подготовке к лекциям и лабораторным занятиям. Сопровождением лекции мультимедийными презентациями. На лабораторных занятиях: работа в малых группах, совместная работа в группе при выполнении лабораторных работ по разделу проблемное обучение, стимулирование магистрантов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы, обучение на основе опыта: активизация познавательной деятельности проводится за счет ассоциации и собственного опыта при изучении раздела [4].

Оптимизация учебного процесса в условиях современных информационных технологий может быть основана, на использовании программно-творческих проектов. Использование программно-творческих проектов оптимизирует учебный процесс в условиях внедрения современных информационных технологий, таких как:

Проектный метод. Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчёта). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

Деловая игра. Создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи.

«Метод Дельфи». Это «метод быстрого поиска решений в процессе «мозговой атаки», проводимой группой, и отбора лучшего решения исходя из экспертных оценок.

Кейс-метод. Творческая работа: самостоятельный поиск и осуществления цели, сбор необходимой информации, анализ и выдвижение гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Портфолио. Создание папки достижений и получение результатов своей деятельности.

Метод развивающейся кооперации: постановка задач, с выполнением их в группе студентов [5].

Для оценки качества знаний и повышения эффективности организации самостоятельной работы магистрантов проводят: контрольные срезы в форме бланкового и компьютерного тестирования, проверочные и контрольные работы, решение задач по проблемным вопросам дисциплины, подготовку и защиту рефератов и докладов по индивидуальным темам, изготовление натурального раздаточного материала (коллекций, объектов изучения). Так как отличительной чертой биологических предметов является тесная связь теории с практикой, высокая прикладная значимость, большая часть знаний может быть сформирована в ходе практических исследований, поэтому при изучении биологических курсов ведущим видом деятельности магистрантов должно быть исследование как теоретическое, так и практическое. Применение исследовательского подхода в учебном процессе при изучении биологических курсов обусловливает развитие творческих способностей магистрантов, при этом нуждается в использовании техники по организации проблемного обучения и исследовательской работы как на лабораторно-практических занятиях, так и при организации самостоятельной работы.

Таким образом, биологическое образование несет большую дидактическую нагрузку, так как обеспечивает глубокое и осознанное понимание окружающего мира, проблем, которые возникают в связи с деятельностью человека, проблем, связанных с организацией здоровья человека, а также формирует умения грамотного подхода к их решению на уровне дискуссий, правил поведения в природе. Такие вопросы, как правильно питаться, как правильно решать вопросы, связанные с охраной своего здоровья и будущих своих детей, как правильно организовать свой дом, включая в него декоративные растения, домашних животных и т.д., а также, как обеспечить успешную сдачу единого государственного экзамена по биологии, решает биологическое образование в школе.

Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий способствуют формированию профессиональных компетенций, использование оценки качества знаний в рамках модульно-рейтинговой системы повышает эффективность обучения, увеличивает возможность для увеличения объема самостоятельной работы магистрантов.

Рецензенты:

Степанова И.П., д.б.н., профессор, зав.кафедрой химии Омской государственной медицинской академии, ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», г. Омск;

Богданов И.И., д.б.н., профессор кафедры экологии и природопользования, ФБГОУ ВПО Омский государственный университет, Минобрнауки РФ, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Воробьева Т.Г. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15209 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252