Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Жесткова Е.А. 1 Рыбакова Е.Н. 1
1 ФГАОУ ВО «ННГУ им. Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал)
Главной целью работы с одаренными детьми в школе является создание комплекса различных условий и средств, которые направлены на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях образовательного пространства школы. Одним из вариантов сопровождения развития одаренных детей в школе является реализация программ внеурочной деятельности. Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются предметные кружки. Они предназначены в основном для учеников, у которых интересы выходят за пределы программы, но не исключают возможности посещения их всеми учащимися. Целесообразно в работе с одаренными детьми систематизировать результаты детского творчества в следующих проявлениях: творческие проекты, портфолио, книга детских творческих работ, результаты конкурсов, олимпиад, конференций для стимулирования потребности учащихся в реализации их творческого потенциала.
литературный кружок
младший школьник
внеурочная деятельность
одаренный ребенок
1. Гусев Д.А. Генезис представлений в понимании предназначения народного прикладного творчества в развитии сельского социума // Фундаментальные исследования. – 2014. - № 11-4. – С. 895-898.
2. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2013. - №3. – С.17-20.
3. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В.И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. -№4.
4. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Лейтеса Н.С. – М., 2000. – 248 с.
5. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности: методические рекомендации / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. – 312 с.
6. Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве : учебно-методическое пособие. / под ред. М. В. Груздева, А. В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 291 с.
7. Филиппова Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. - № 11. – С. 800-803.

Есть мнение, что практически все дети в разной степени одарены при рождении. Но в течение жизни для развития своей одаренности у них появляются всевозможные условия. Эти условия могут быть созданы не только в семье, но и в дошкольном учреждении, школе и других сферах деятельности, которые обеспечивают развитие детей. Прежде чем говорить об одаренных детях, необходимо рассмотреть понятие, что же такое одаренность.

Одаренность - значительное опережение в умственном развитии, по сравнению с возрастными нормами, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, творческих и др.). Одаренностью можно назвать своеобразное сочетание тех или иных способностей, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности [2,c.198].

Если обобщить все определения одаренности, то можно придти к выводу, что одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется очевидными, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [3,c.212].

Семья одаренного ребенка во всех случаях играет большую роль в развитии его личности и одаренности. Сколько бы мы ни рассматривали роль природно-обусловленных факторов или влияние школы на развитие личности и одаренности ученика, во всех случаях значение и роль семьи является решающим.

Главной целью работы с одаренными детьми в школе является создание комплекса различных условий и средств, которые направлены на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях образовательного пространства школы.

Одним из вариантов сопровождения развития одаренных детей в школе является реализация программ внеурочной деятельности, которые составляют основную образовательную программу (ООП) начального, среднего, общего образования в соответствии с ФГОС. Каждая школа индивидуально разрабатывает программу внеурочной деятельности, определяет ее цели, содержание, формы организации, ожидаемые результаты. Она формирует свой потенциал и заказ другим организациям на использования различных ресурсов для организации внеурочной деятельности.

Перед школой стоит задача оптимизировать образовательное пространство, хорошо рассмотреть собственные возможности и определить, какие ресурсы других организаций можно использовать в реализации программ внеурочной деятельности для одаренных детей. Необходимо помнить, что программа внеурочной деятельности школы реализуется средствами внеклассных, внешкольных мероприятий, а также дополнительного образования, организованного как в рамках самой школы, так и в других организациях [4,c.145].

Внеурочная деятельность может реализоваться:

- учителем-предметником в пространстве взаимодействия с урочной деятельностью в виде факультативов, элективных курсов, школьных научных сообществ и др.;

- классным руководителем, воспитателем группы продленного дня в пространстве взаимодействия с внеклассной деятельностью в виде проектной деятельности, выставок, конкурсов, праздников, музеев и других школьных мероприятий;

- педагогом-организатором, социальным педагогом, классным руководителем в пространстве взаимодействия с внешкольной деятельностью в виде социальных акций, фестивалей, концертов, смотров и других массовых мероприятий;

- педагогом дополнительного образования в виде программы внеурочной деятельности, разработанной на основе программы дополнительного образования.

Развитие творческих способностей в школе во внеурочной системе рассматривается в трёх формах: индивидуальной, групповой и массовой. Все эти формы взаимосвязаны друг с другом. Например, во время проведения групповой или массовой формы работ важным этапом непосредственно является индивидуальная работа с отдельными учениками. С другой стороны, индивидуальная работа с отдельными школьниками есть продолжение или составная часть его занятий в кружке [1,c.432].

Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются предметные кружки. Они предназначены в основном для учеников, у которых интересы выходят за пределы программы, но не исключают возможности посещения их всеми учащимися. На занятиях в предметных кружков все участники найдут себе дело по душе.

Цель этих объединений по интересам - увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности.

При комплектации предметных кружков следует помнить, что действовать нужно осторожно. Необходимо учитывать интересы и желания учеников. Поэтому задачей педагога является внимательное изучение реальных интересов детей вне школы, а затем построить мостики, которые позволяют соединить интересы учеников с содержанием кружка.

Работать в кружке детям учитель предлагает не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, для этого включает упражнения на развитие познавательных сил личности: памяти, внимания, мышления и воображения. Продуктивнее на занятиях будет действовать механизм обучения, если задания будут составлены «от простого к сложному». Преодолевая посильные сложности, ребенок с каждым разом с большим желанием будет подниматься по ступенькам знаний. В тоже время учитель должен использовать дифференцированные задания, развивая у каждого его слабые стороны в обучении. Главное, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибку. Поэтому для учителя является важным не подавлять желания, творческие порывы и идеи учащихся, а поддерживать их и направлять [5,c.97].

Перед каждым из педагогов внеурочной деятельности стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

Для этого при организации внеклассной работы по предметным областям, необходимо проводить предметные недели. Например, при проведении недели литературного чтения у учащихся появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Ребята совершают путешествие в Страну «Почитай-ка», оказывают помощь в проведении «Парада сказочных героев», принимают активное участие в литературной викторине и др.

Театрализованные праздники также играют немаловажную роль в работе с одаренными детьми, поскольку в них учащиеся имеют возможность реализовать актерские способности и проявлять свои творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развивают склонность к литературному творчеству, проявляют эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с учителем и в работе по самосовершенствованию. А также позволяет осуществлять внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развивать речь учащихся, повышать учебную мотивацию учеников и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повышает эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, которые гарантируют ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Очень важно, чтобы ученик чувствовал удовольствие от своей деятельности, чтобы увлечение дарило радость ему, его друзьям, родителям, всем окружающим [2,c.134].

Целесообразно в работе с одаренными детьми систематизировать результаты детского творчества в следующих проявлениях: творческие проекты, портфолио, книга детских творческих работ, результаты конкурсов, олимпиад, конференций для стимулирования потребности учащихся в реализации их творческого потенциала.

На занятиях литературного кружка учителю следует создавать такие речевые ситуации, когда вымышленные герои сами о себе рассказывают. Это помогает создать на занятиях кружка сказочную атмосферу, настроить ребят на особый лад, перенести их в особый волшебный мир. Такие выступления ребята готовят сами или с помощью учителя. Как правило, в речи детей умело используются отдельные художественные приемы, меткие эпитеты, метафоры и сравнения [13].

Картины на сказочные сюжеты обладают наибольшим эмоциональным воздействием на детей, облегчают воспитание художественного вкуса. Они используются на занятиях кружка для обучения школьников описанию, поскольку дают для них уже «готовый» материал, т.е. изображения предметов и явлений художественного мира. Кроме того, словесное описание того, что изображено художником, предполагает установление определенных связей между отдельными частями картины, т.е. построение высказываний описательного характера [12, c.152].

Предлагаем программу литературного кружка «Волшебное слово», успешно реализуемую в МБОУ СОШ №1 г. Арзамаса Нижегородской области.

Программа предусматривает развитие творческих и практических способностей учащихся.

Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность ребенка к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям - созданию своих произведений.

Курс «Волшебное слово» предназначен для занятий с учащимися младшего школьного возраста. Сроки реализации Программы данного курса - 1 учебный год.

Программа курса подчеркивает важность реализации творческого потенциала детей в области сочинительства. Литературные способности - как часть эстетической потребности должны развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приёмов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии.

В программе поднята важнейшая проблема духовно-нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы, используя региональный компонент - все это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию [45, c. 82].

Цель программы - создать условия для восприятия художественных ценностей, становление духовного мира человека, создание условий для реализации и развития творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства, постоянном внимании в эмоциональном восприятии учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Основные задачи: формировать у детей интерес к книге; учить слушать, видеть, понимать литературные произведения и спектакли; учить приемам исполнительского мастерства; прививать любовь к чтению, к театру; расширять кругозор обучающихся посредством рассматривания и чтения книг различных жанров, просмотра спектаклей; развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память; обогащать опыт детей посредством посещения кукольного театра, театра юного зрителя, библиотеки; уметь воспринимать и понимать прочитанный текст; учить отвечать на вопросы по содержанию, учить пересказу; развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.

Программа кружка реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией.

Личностными результатами являются следующие умения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Комплексный характер занятий предполагает использование различных видов искусств. Необходимо учитывать, что развитие литературных способностей должно начинаться с удивления, раздумья о художественных образах.

Формы проведения занятий: беседы, экскурсии, практические занятия, встречи с местными поэтами, творческие отчеты, конкурсы, викторины, игры.

Планируемые результаты: обогащение внутреннего мира ребенка; умение сопереживать товарищу по команде; проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора; умение работать с текстом, с книгой; умение произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Содержание программы

Вводное занятие: особенности организации работы кружка «Волшебное слово»; правила поведения на занятиях; формирование партнерских отношений в группе, самодисциплины, умения организовывать себя.

Наша мастерская: знакомство с книжками-игрушками, с книжками-малышками, с книжками-великанами, с книжками-трафаретами; чтение и слушание произведений; рассматривание книг; изготовление книжек-малышек; изготовление плоскостных декораций; технология ремонта книг; технология изготовления масок, костюмов; выбор материалов для изготовления масок, костюмов.

Клуб книголюбов: знакомство с произведениями малого фольклорного жанра, со сказками; понятие о народных и авторских сказках; понятие «герои сказок, персонажи»; особенности малых жанров фольклора: загадок, потешек, скороговорок, песен, пословиц; чтение и слушание произведений; рассматривание книг; знакомство с произведениями для детей и о детях; понятия «стихотворение», «рассказ»; понятие о рифме; подбор книг по тематике; чтение и слушание произведений; организация выставок книг.

Тайны книжных полок: знакомство с библиотекой; правила поведения в библиотеке; правила выдачи книг; знакомство с элементами книги: корешок, страницы, переплет, оглавление; о чем может рассказать обложка; знакомство детей с театром, его историей; понятие о пьесе, действии, сюжете; понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель); понятия «театр» и «кукольный театр».

Проба пера: творческая работа учащихся по стихосложению, составление рассказа по сюжетным картинкам; речевая гимнастика (на каждом занятии). Понятие о речевой гимнастике; голосовые модуляции; понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, речь автора); работа с чистоговорками, скороговорками.

Наш театр: выбор произведения; чтение сценария; распределение и пробы ролей; разучивание ролей с применением голосовых модуляций; отработка музыкальных номеров, репетиции; подготовка помещения для спектакля; оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления; установка ширмы и размещение всех исполнителей; установка оборудования для музыкального сопровождения.

Рецензенты:

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой математики, теории и методики обучения математике Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас;

Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «НГТТУ им. К. Минина», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Жесткова Е.А., Рыбакова Е.Н. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19783 (дата обращения: 21.08.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252