Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Терентьева Е.В. 1 Болотникова О.П. 2 Ошкина А.А. 2
1 Детский сад № 66 «Матрешка» АНО ДО «Планета детства «Лада»
2 Гуманитарно-педагогический институт ФГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Статья посвящена изучению у детей 6–7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью волевого компонента психологической готовности к школе, который понимается как необходимый и достаточный уровень сформированности у ребенка произвольности поведения, саморегуляции и элементов учебной деятельности, позволяющий ребенку данной категории эффективно обучаться в школе. Показателями волевой готовности к школе дошкольника с дефицитом внимания и гиперактивностью являются умения действовать по правилу, самостоятельно выполнять последовательность действий, выполнять инструкцию, ориентироваться на образец, уровень развития саморегуляции, произвольность внимания и его характеристики: объем, переключаемость, концентрация, устойчивость и распределение, мотивы учения и умение принимать учебную задачу. В качестве психолого-педагогических условий формирования волевой готовности к школе у детей 6–7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью выступают психолого-педагогическое просвещение специалистов и родителей, воспитывающих детей данной категории; организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми с учетом индивидуальных особенностей проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности; взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации.
синдром дефицита внимания и гиперактивности
волевая готовность к школе
произвольность
учебная деятельность
сформированность элементов учебной деятельности
мотивы учения
1. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.Г. Зинченко – М.: АСТ, 2009. – 633 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с. – (Мастера психологии).
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Компенс-Центр, 1993. – 176 с.
4. Заваденко Н.Н. Факторы для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н.Н. Заваденко // Мир психологии. – 2000. – № 1. – С. 17–33.
5. Калинина О.С. Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с гиперкинетическим расстройством / О.С. Калинина, Е.В. Свистунова // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 5. – С. 89–95.
6. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 2005. – 321 с.
7. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е.О. Смирнова. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 202 с.
8. Шевченко Ю.С. Развивающие игры для гиперактивных детей / Ю.С. Шевченко, М. Шевченко // Обруч. – 2000. – № 1. – С. 8–10.
9. Ясюкова О. Гиперактивность как психологический диагноз / О. Ясюкова// Дошкольное воспитание. – 2009. – №8. – C. 10–11.
Поступление в школу - это новый возрастной период в жизни каждого ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психолого-педагогической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к обучению в школе.

В психолого-педагогической литературе понятие «психологическая готовность к школьному обучению» трактуется как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников [1, 2, 6].

Психологическая готовность проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, волевой, интеллектуальной. Соответственно сферам выделяются и компоненты психологической готовности к школе, которые, как правило, возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника [3, 7].

Начало школьного обучения предполагает наличие у ребенка высокого уровня произвольной и волевой регуляции, проявляющегося в умении самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций, управлять своим поведением (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин др.). Поэтому необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое отечественными психологами рассматривается как волевая готовность к школе. Помимо произвольности поведения, волевая готовность включает и такие аспекты, как сформированность основных элементов волевого действия: развитие дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям [2, 7]. Слабое развитие произвольности, т.е. недостаточная сформированность волевой готовности к школе, - главная проблема психологической готовности к школе. Но произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, однако слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Ученые отмечают, что ведущее место среди причин школьной неуспешности в начальной школе в последние годы занимают нарушения саморегуляции поведения и произвольного внимания, которые в этом возрасте преимущественно опосредованы различными вариантами функциональной незрелости ЦНС. Среди этих вариантов ведущее место занимает синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее - СДВГ). Данный синдром является дисфункцией центральной нервной системы и проявляется трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов [4, 5, 8, 9].

Основные проблемы готовности ребенка с СДВГ к школе связаны с необходимостью четкого выполнения определенных правил школьного распорядка и самостоятельной организации своей учебной деятельности, а это является составляющими волевой готовности к школе. Но ребенок с данным синдромом просто не в состоянии этого сделать. Дошкольник с СДВГ вообще не может подчинить свое поведение каким-либо правилам из-за того, что не может обуздать свои непосредственные желания и побуждения. Он не умеет слушать и не понимает задания взрослого, проявляет неадекватные реакции на трудности в учении, на фоне которых у такого ребенка могут возникнуть школьная дезадаптация и невротические расстройства.

Определяя волевую готовность к школе у детей 6-7 лет с СДВГ как необходимый и достаточный уровень сформированности произвольности поведения, саморегуляции и элементов учебной деятельности, который позволит ребенку данной категории эффективно обучаться в школе, мы выделили критерии и показатели ее сформированости: произвольность деятельности, включающая в себя умения действовать по правилу, самостоятельно выполнять последовательность действий, выполнять инструкцию, ориентироваться на образец и достаточный уровень развития саморегуляции; произвольность внимания и его характеристики: объем, переключаемость, концентрация, устойчивость и распределение; сформированность элементов учебной деятельности: мотивы учения и умение принимать учебную задачу.

Экспериментальная работа проводилась на базе детских садов № 66 «Матрешка» и № 115 «Салют» АНО ДО «Планета детства "Лада"» г.о. Тольятти. На разных этапах исследования участвовали 56 человек: 24 ребенка старшего дошкольного возраста, 24 родителя и 8 воспитателей. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня сформированности волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с СДВГ (табл. 1).

Таблица 1

Диагностическая карта констатирующего эксперимента

Критерии

Показатели

Диагностические методики

Произвольность деятельности

 

- умение действовать по правилу

- умение самостоятельно выполнять последовательность действий

- умение выполнять инструкцию, ориентироваться на образец

- уровень саморегуляции

- «Да и нет» (Н.И. Гуткина)

- «Образец и правило»

(А.Л. Венгер)

 

- «Домик» (Н.И. Гуткина)

 

- «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова)

Произвольность внимания

- объем

- концентрация

- устойчивость

- переключаемость

- распределение

- «Шифровка» (Д. Векслер)

- «Корректурная проба» (модификация теста Бурдона)

Сформированность элементов учебной деятельности

- мотивы учения

 

 

- умение принимать учебную задачу

- «Мотивация учения» (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан)

- «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)

Анализ результатов позволил условно выделить три уровня сформированности волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с СДВГ.

Высокий уровень (0%) - ребенок характеризуется умением принимать и удерживать в памяти условие задания, самостоятельно выполнять последовательность действий; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; копирует образец в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; качество оформления работы для него важно, общее стремление получить хороший результат имеется. Учебная мотивация сформирована либо с преобладанием социальных аспектов школьного образа жизни, либо учебных.

Средний уровень (41,7% дошкольников) - ребенок характеризуется недостаточными умениями принимать и удерживать в памяти условие задания, самостоятельно выполнять последовательность действий; при выполнении задания он допускает немногочисленные ошибки, но не всегда замечает и самостоятельно устраняет их; при копировании образца заменяет один элемент другим, с образцом свои рисунки сверяет неточно; качество оформления работы его не заботит, общее стремление получить хороший результат у него имеется. Учебная мотивация сформирована, но с преобладанием социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами, либо игровой и учебный мотивы находятся в равных позициях.

Низкий уровень (58,3% детей) - ребенок характеризуется отсутствием умения принимать и удерживать в памяти условие задания; самостоятельно выполнять последовательность действий; при выполнении задания допускает много ошибок, которые не замечает и не исправляет; при копировании образца почти все элементы рисунка изображает неправильно; свои рисунки с образцом не сверяет; к полученному результату равнодушен. Отмечаются нарушение концентрации, устойчивости и переключения внимания, замедление темпа деятельности в ходе выполнения задания и снижение работоспособности. Преобладает дошкольный, игровой мотив, внутренняя позиция школьника не сформирована.

Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что у дошкольников с СДВГ преобладает низкий уровень сформированности волевой готовности к школе. Это свидетельствовало о необходимости организации и проведения психолого-педагогической работы по решению данной проблемы.

Нами была выдвинута гипотеза, что формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с СДВГ возможно при организации следующих психолого-педагогических условий: психологическое просвещение специалистов, участвующих в сопровождении детей данной категории; психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, направленная на формирование волевой готовности, с учетом индивидуальных особенностей проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности; взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации (ДОО), осуществляющих сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Реализация формирующего эксперимента происходила в три этапа: предварительный, основной и заключительный.

На предварительном этапе, целью которого было повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса в вопросах формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с СДВГ, мы организовали психологическое просвещение специалистов, участвующих в сопровождении детей данной категории. Были проведены: цикл групповых консультаций и семинар-практикум для педагогов по темам «Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности?», «Как работать с родителями гиперактивного ребенка», «Готовность к школе» и иным, предложены рекомендации по осуществлению взаимодействия с детьми данной категории, по организации их совместной с педагогом и самостоятельной деятельности (игровой, познавательной), игры и упражнения на формирование показателей волевой готовности к школе («Будь внимателен!», «Кто за кем стоит?», «Что изменилось?», «Изобрази явление», «Школа наоборот»).

Для осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с СДВГ, были проведены: индивидуальное консультирование, родительские собрания на темы «Гиперактивный ребенок», «На пороге школы» и тренинг «Взаимодействие с гиперактивным ребенком». Родителям были предложены пошаговая модель поддержки гиперактивного ребенка, а также игры и упражнения, направленные на формирование волевой готовности к школе, которые можно использовать дома для закрепления формируемых умений и навыков («Внимательные глазки», «Слушай команду», «Флажок», «Четыре стихии», «Слушай звуки», «Кто где живет» и др.).

В ходе основного этапа, целью которого было способствовать формированию волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с СДВГ, мы проводили индивидуальную и подгрупповую работу с дошкольниками с учетом индивидуальных особенностей проявления СДВГ. Нашу работу с дошкольниками мы разбили на 3 этапа, последовательно усложняя на каждом этапе не только тренировку слабых (дефицитарных) функций, но и взаимодействие дошкольников, способствуя развитию у них коммуникативных навыков.

Первый этап работы заключался в следующем: проводилась индивидуальная работа с каждым ребенком с использованием игр и упражнений на формирование только произвольности внимания (игры «Раскрась вторую половинку» «Корректурная проба» «Найди отличие» и др.). Кроме того, в ходе индивидуальных занятий ребенок учился взаимодействовать с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения.

На втором этапе мы объединили детей в небольшие подгруппы по 3 человека и проводили игры и упражнения, направленные на формирование не только произвольности внимания, но и показателей произвольности деятельности дошкольников: умения действовать по правилу; умения самостоятельно выполнять последовательность действий; умения выполнять инструкцию, ориентироваться на образец; а также на развитие саморегуляции. Примерами таких игр являются игры «Запретное движение», «Светофор», «"Да"» и «"нет"» не говори» и др.

Третий этап был более усложненным, потому что мы к играм на формирование упомянутых выше компонентов волевой готовности к школе стали добавлять игры и упражнения на формирование элементов учебной деятельности: учебной мотивации (внутренней позиции школьника) и умения принимать учебную задачу (игра «Первоклассник», «Лесная школа»). Такое поэтапное усложнение позволило нам не только учитывать индивидуальные особенности детей, но и организовывать конструктивное взаимодействие дошкольников с СДВГ, учитывая, что дети данной категории могут испытывать трудности при общении как со взрослыми, так и со сверстниками.

На заключительном этапе, целью которого было закрепление полученных знаний и навыков по формированию волевой готовности к школе у участников образовательного процесса, для осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с СДВГ, нами была проведена индивидуальная консультационная работа с ними. Родителям была представлена информация по результатам повторной диагностики волевой готовности к школе их детей. Была отмечена положительная динамика у дошкольников по некоторым показателям, даны рекомендации по закреплению полученных дошкольниками умений и навыков. Был подготовлен и проведен совместно с родителями детский праздник «Скоро в школу!» для создания положительной мотивации у детей.

С целью организации взаимодействия всех специалистов ДОО, осуществляющих сопровождение детей с СДВГ, с педагогами была проведена итоговая групповая консультация, на которой они получили информацию о сравнительных результатах уровней сформированности волевой готовности к школе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Итогом формирующего эксперимента стало значительное снижение количества детей с низким уровнем сформированности волевой готовности к школе. Об этом свидетельствуют сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов (табл. 2) и статистическая обработка данных посредством углового преобразования Фишера (j*эмп = 2,116, j*кр= 1,64 при r£0,05).

Таблица 2

Сравнительные результаты диагностики констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе

Уровень сформированности волевой

готовности к школе

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Высокий

0%

8,3%

Средний

33,3%

66,7%

Низкий

66,7%

25%

Проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности носит серьезный характер и требует пристального внимания всего окружения ребенка, поэтому данную проблему можно считать, безусловно, актуальной и в наше время. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами и психологами дошкольных организаций с целью разработки системы психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ, направленной на оптимизацию психологической структуры учебной деятельности и формирование готовности к обучению в школе дошкольников данной категории.

Рецензенты:

Дыбина О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, г. Тольятти;

Непрокина И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, г. Тольятти.


Библиографическая ссылка

Терентьева Е.В., Болотникова О.П., Ошкина А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20311 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674